Юрий Селиванов: На пути к общей могиле - «ДНР и ЛНР»

  • 00:02, 08-окт-2020
  • ДНР и ЛНР
  • Дарья
  • 0


Юрий Селиванов: На пути к общей могиле - «ДНР и ЛНР»

Армения и Азербайджан, нравится им это или нет, обречены совместно жить на этой планете и должны делать всё, от них зависящее, чтобы не делать эту жизнь друг для друга невыносимой. Иного им не дано.  

Сегодняшнее заявление пресс-секретаря президента РФ по ситуации в Закавказье, полностью подтвердило принципиальную верность той оценки позиции России по данной проблеме, которой автор этих строк неуклонно придерживался в своих материалах. Например, в этом:

5.10.2020: «…вполне очевидно, что условия для наступления обстоятельств, предусмотренных Договором о коллективной безопасности, могут наступить, в данном случае, не раньше, чем государство–член ОДКБ подвергнется агрессии.

Между тем, территория непризнанной Нагорно-Карабахской республики в состав Армении не входит. И, следовательно, нападение на неё не может рассматриваться как повод для применения вышеуказанного договора.»

Сегодня, практически, то же самое было озвучено уже в качестве официальной позиции Российской Федерации:

7.10.2020: «…Песков напомнил, что Россия, выполняя обязательства по Договору о коллективной безопасности, может встать на защиту Армении, но эти обязательства не распространяются на Нагорный Карабах.«Обязательства в плане обеспечения безопасности: если страна — член ОДКБ подвергается какой-то агрессии, нападению извне, то в этом случае страны — участницы договора имеют обязательства встать на защиту такого государства», – отметил представитель Кремля. «В данном случае речь-то идет об Армении, президент (Владимир Путин) четко разъяснил и разграничил эти два вопроса, обязательства по ОДКБ не распространяются на Карабах», – пояснил пресс-секретарь.По его словам, информация о том, что на территории Армении ведутся некие боевые действия, не подтверждается.»

Таким образом, Россия очертила для всех участников закавказского  конфликта четкие рамочные условия своего отношения к происходящему в данном регионе. В принципе. они достаточно просты и сводятся к следующему:

Первое: У Российской Федерации нет никаких военно-политических обязательств перед Азербайджаном. Поэтому, несмотря на вполне возможные случаи обстрелов всей территории этой страны армянскими вооруженных силами, с правовой точки зрения для РФ это факт, хотя и прискорбный,  но юридически ничтожный и никаких последствий в виде военной активности РФ не повлечет.

Это можно было бы назвать, в данной в принципе нехорошей ситуации, хорошей новостью для Еревана. Поскольку это, в каком-то смысле, позволяет Армении  подвергать огневому воздействию всю территорию государства-противника. С точки зрения обороны Карабаха это весьма существенно, поскольку иных способов оказать  значимое военное давление на Баку у армян практически нет.

Однако есть для них и плохая новость. Российская Федерация недвусмысленно дает понять, что если военная операция Азербайджана не выйдет за рамки боев в Карабахе,  никаких военных репрессалий против Баку Москва предпринимать не будет. Иначе говоря, Ильхаму Алиеву следует только воздержаться от обстрелов  самой Армении, не говоря уже про вторжение на её территорию,   чтобы никакого повода для вмешательства РФ, во исполнение буквы Договора ОДКБ, не наступило.

Это, в свою очередь, насколько можно судить, вполне устраивает  руководство в Баку, которое, что вполне очевидно, ограничивает свои военно-политические амбиции только собственной международно-признанной территорией (что характерно признанной целиком и Арменией), то есть Карабахом.

Конечно, односторонние армянские удары по глубине азербайджанской территории вряд помогают Алиеву сохранять душевное равновесие. Но что поделать — война есть война. И коль скоро он  сам решил, что другого способа, кроме военного, решить эту проблему не существует, то он должен быть готов и к неизбежным  «издержкам»  такого курса. И он обязан понимать, что в Карабахе тоже люди живут и они не будут сидеть сложа руки под градом ракет и снарядов.

Думаю, что в принципе Алиева такая ситуация устраивает. Свобода рук в отношении Карабаха, при одном условии — не трогать саму Армению и при сравнительно  небольших ударных возможностях армянских вооруженных сил, не слишком большая цена за те возможности, которые перед ним открываются. Звучит, наверное, очень цинично. Но прошу учесть – это  сугубо военная и политическая логика, которая к страданиям простых людей, к сожалению,  имеет очень отдаленное отношение. Хотим понимать, что там происходит, надо принимать это в расчет.

Как ответил один генерал в замечательном советском фильме «Горячий снег» на упрек в том, что он не видит в своих солдатах людей:

«Если бы я видел в них, прежде всего, людей, а не солдат, я бы не смог ими командовать и посылать их на смерть. И тогда грош мне цена как командующему».

Но это так, к слову. Что же касается возможностей ВС  Армении нанести непоправимый ущерб Азербайджану, как государству, о чем нынче оживленно судачат в интернетах  некоторые «болельщики», то их явно не стоит преувеличивать. Несколько ОТР «Искандер-Э»,  с боеголовками в обычном снаряжении вряд ли та сила, которая способна изменить ход войны.   Масса моноблочной боевой части «Искандера» около 500 кг. То есть взрывчатки там где-то 300 кг. По сути, это обычная, причем далеко не самая тяжелая бомба времен второй мировой войны. Такие бомбы тысячами сбрасывали на города только за один день. Здесь  в одном залпе вряд ли будет больше  четырех таких бомб! Для Армагеддона явно маловато! К тому же, коэффициент вероятного отклонения такой ракеты, то есть её точность, достигает 30 м. То есть в точечную цель, вроде моста или плотины, она может и не попасть. Иначе говоря, без ядерной боевой части, которой у Армении точно нет и не будет, это скорее символическое оружие.

Теперь о перспективе урегулирования ситуации непосредственно Карабахе. Само собой разумеется, все будет зависеть от соотношения сил сторон, а именно Азербайджана и Армении. Которым, вопреки всевозможным слухам,  воевать все-таки придется самим. Армении просто в силу того факта, что Карабах для РФ чужая война. Что касается Азербайджана, то живой силы у него и так в разы больше, чем у армян, так что турецкие боевики ему вряд ли понадобятся. Зато турецким оружием, и не только турецким, он обеспечивается в рамках  международной торговли без всяких проблем.

Кому вы желаете победы в этой войне?Азербайджану. Он освобождает свою территорию4.65%Армении. Она защищает свою территорию9.3%Никому. Эта война смертельна для обоих народов и они должны найти другой способ сосуществовать на этой планете86.05%Проголосовало: 86

Пока ни одна  из сторон не чувствует себя настолько ослабленной, что готова к серьезным односторонним уступкам. Призывы г-на Пашиняна к срочному вводу миротворцев вряд ли стоит воспринимать всерьез. Во-первых, потому, что ввод любых миротворческих сил (МС) возможен только при наличии согласия на это обеих воюющих сторон, а не только одной. Потому что в таком немыслимом случае миротворцы просто станут частью одной из воюющих армий. На такое в мире никто, разумеется, не пойдет, как бы это кому-либо не хотелось.

Что же касается возможности ввода МС по взаимному согласию, то здесь, опять же, все упирается в соотношение сил и позиций сторон. Недаром сегодня с такими призывами выступает, в основном, Ереван. Потому что для него ввод миротворцев на  нынешней стадии конфликта равнозначен международной гарантии  сохранения практически всего Нагорного Карабаха за Арменией. Но именно поэтому на такое никогда не согласится Азербайджан. Точно так же, как Ереван пока не готов принять ультиматум  о точном графике вывода из НКР армянских военных сил.

Именно поэтому решающее значение для перехода к реальному урегулированию конфликта, будет иметь   соотношение сил на поле боя. Или одна сторона будет существенно ослаблена и  не сможет продолжать отстаивать свои интересы военным путем. Или же примерно равное соотношение сил сохранится  в будущем и стороны продолжат уничтожать друг друга до тех пор,  пока не убедятся, что это совершенно бессмысленно.

Во втором случае переговоры о мире могут вообще не начаться. Просто обе армии останутся на занимаемых позициях, возьмут продолжительный тайм-аут для нового накапливания сил и  для очередного раунда боевых действий. Собственно говоря, именно это и происходит в Карабахе на протяжении всех последних тридцати лет. И, по крайней мере пока, нет никаких признаков того, что на этот раз будет как-то иначе. Разве что обе стороны наконец-то сделают фундаментальные выводы из минувшего тридцатилетия взаимной ненависти и  поймут, что из этого смертельного для обоих народов  тупика надо выходить совместно, а не вгрызаясь друг другу в глотку. Но это уже зависит от того, насколько им хватит мудрости и ответственности перед будущим своих детей и внуков. Любой другой путь будет только путем к их общей могиле.

Юрий Селиванов, специально для News Front



Армения и Азербайджан, нравится им это или нет, обречены совместно жить на этой планете и должны делать всё, от них зависящее, чтобы не делать эту жизнь друг для друга невыносимой. Иного им не дано. Сегодняшнее заявление пресс-секретаря президента РФ по ситуации в Закавказье, полностью подтвердило принципиальную верность той оценки позиции России по данной проблеме, которой автор этих строк неуклонно придерживался в своих материалах. Например, в этом: 5.10.2020: «…вполне очевидно, что условия для наступления обстоятельств, предусмотренных Договором о коллективной безопасности, могут наступить, в данном случае, не раньше, чем государство–член ОДКБ подвергнется агрессии. Между тем, территория непризнанной Нагорно-Карабахской республики в состав Армении не входит. И, следовательно, нападение на неё не может рассматриваться как повод для применения вышеуказанного договора.» Сегодня, практически, то же самое было озвучено уже в качестве официальной позиции Российской Федерации: 7.10.2020: «…Песков напомнил, что Россия, выполняя обязательства по Договору о коллективной безопасности, может встать на защиту Армении, но эти обязательства не распространяются на Нагорный Карабах.«Обязательства в плане обеспечения безопасности: если страна — член ОДКБ подвергается какой-то агрессии, нападению извне, то в этом случае страны — участницы договора имеют обязательства встать на защиту такого государства», – отметил представитель Кремля. «В данном случае речь-то идет об Армении, президент (Владимир Путин) четко разъяснил и разграничил эти два вопроса, обязательства по ОДКБ не распространяются на Карабах», – пояснил пресс-секретарь.По его словам, информация о том, что на территории Армении ведутся некие боевые действия, не подтверждается.» Таким образом, Россия очертила для всех участников закавказского конфликта четкие рамочные условия своего отношения к происходящему в данном регионе. В принципе. они достаточно просты и сводятся к следующему: Первое: У Российской Федерации нет никаких военно-политических обязательств перед Азербайджаном. Поэтому, несмотря на вполне возможные случаи обстрелов всей территории этой страны армянскими вооруженных силами, с правовой точки зрения для РФ это факт, хотя и прискорбный, но юридически ничтожный и никаких последствий в виде военной активности РФ не повлечет. Это можно было бы назвать, в данной в принципе нехорошей ситуации, хорошей новостью для Еревана. Поскольку это, в каком-то смысле, позволяет Армении подвергать огневому воздействию всю территорию государства-противника. С точки зрения обороны Карабаха это весьма существенно, поскольку иных способов оказать значимое военное давление на Баку у армян практически нет. Однако есть для них и плохая новость. Российская Федерация недвусмысленно дает понять, что если военная операция Азербайджана не выйдет за рамки боев в Карабахе, никаких военных репрессалий против Баку Москва предпринимать не будет. Иначе говоря, Ильхаму Алиеву следует только воздержаться от обстрелов самой Армении, не говоря уже про вторжение на её территорию, чтобы никакого повода для вмешательства РФ, во исполнение буквы Договора ОДКБ, не наступило. Это, в свою очередь, насколько можно судить, вполне устраивает руководство в Баку, которое, что вполне очевидно, ограничивает свои военно-политические амбиции только собственной международно-признанной территорией (что характерно признанной целиком и Арменией), то есть Карабахом. Конечно, односторонние армянские удары по глубине азербайджанской территории вряд помогают Алиеву сохранять душевное равновесие. Но что поделать — война есть война. И коль скоро он сам решил, что другого способа, кроме военного, решить эту проблему не существует, то он должен быть готов и к неизбежным «издержкам» такого курса. И он обязан понимать, что в Карабахе тоже люди живут и они не будут сидеть сложа руки под градом ракет и снарядов. Думаю, что в принципе Алиева такая ситуация устраивает. Свобода рук в отношении Карабаха, при одном условии — не трогать саму Армению и при сравнительно небольших ударных возможностях армянских вооруженных сил, не слишком большая цена за те возможности, которые перед ним открываются. Звучит, наверное, очень цинично. Но прошу учесть – это сугубо военная и политическая логика, которая к страданиям простых людей, к сожалению, имеет очень отдаленное отношение. Хотим понимать, что там происходит, надо принимать это в расчет. Как ответил один генерал в замечательном советском фильме «Горячий снег» на упрек в том, что он не видит в своих солдатах людей: «Если бы я видел в них, прежде всего, людей, а не солдат, я бы не смог ими командовать и посылать их на смерть. И тогда грош мне цена как командующему». Но это так, к слову. Что же касается возможностей ВС Армении нанести непоправимый ущерб Азербайджану, как государству, о чем нынче оживленно судачат в интернетах некоторые «болельщики», то их явно не стоит преувеличивать. Несколько ОТР «Искандер-Э», с боеголовками в обычном снаряжении вряд ли та сила, которая способна изменить ход войны. Масса моноблочной боевой части «Искандера» около 500 кг. То есть взрывчатки там где-то 300 кг. По сути, это обычная, причем далеко не самая тяжелая бомба времен второй мировой войны. Такие бомбы тысячами сбрасывали на города только за один день. Здесь в одном залпе вряд ли будет больше четырех таких бомб! Для Армагеддона явно маловато! К тому же, коэффициент вероятного отклонения такой ракеты, то есть её точность, достигает 30 м. То есть в точечную цель, вроде моста или плотины, она может и не попасть. Иначе говоря, без ядерной боевой части, которой у Армении точно нет и не будет, это скорее символическое оружие. Теперь о перспективе урегулирования ситуации непосредственно Карабахе. Само собой разумеется, все будет зависеть от соотношения сил сторон, а именно Азербайджана и Армении. Которым, вопреки всевозможным слухам, воевать все-таки придется самим. Армении просто в силу того факта, что Карабах для РФ чужая война. Что касается Азербайджана, то живой силы у него и так в разы больше, чем у армян, так что турецкие боевики ему вряд ли понадобятся. Зато турецким оружием, и не только турецким, он обеспечивается в рамках международной торговли без всяких проблем.Кому вы желаете победы в этой войне?Азербайджану. Он освобождает свою территорию4.65%Армении. Она защищает свою территорию9.3%Никому. Эта война смертельна для обоих народов и они должны найти другой способ сосуществовать на этой планете86.05%Проголосовало: 86 Пока ни одна из сторон не чувствует себя настолько ослабленной, что готова к серьезным односторонним уступкам. Призывы г-на Пашиняна к срочному вводу миротворцев вряд ли стоит воспринимать всерьез. Во-первых, потому, что ввод любых миротворческих сил (МС) возможен только при наличии согласия на это обеих воюющих сторон, а не только одной. Потому что в таком немыслимом случае миротворцы просто станут частью одной из воюющих армий. На такое в мире никто, разумеется, не пойдет, как бы это кому-либо не хотелось. Что же касается возможности ввода МС по взаимному согласию, то здесь, опять же, все упирается в соотношение сил и позиций сторон. Недаром сегодня с такими призывами выступает, в основном, Ереван. Потому что для него ввод миротворцев на нынешней стадии конфликта равнозначен международной гарантии сохранения практически всего Нагорного Карабаха за Арменией. Но именно поэтому на такое никогда не согласится Азербайджан. Точно так же, как Ереван пока не готов принять ультиматум о точном графике вывода из НКР армянских военных сил. Именно поэтому решающее значение для перехода к реальному урегулированию конфликта, будет иметь соотношение сил на поле боя. Или одна сторона будет существенно ослаблена и не сможет продолжать отстаивать свои интересы военным путем. Или же примерно равное соотношение сил сохранится в будущем и стороны продолжат уничтожать друг друга до тех пор, пока не убедятся, что это совершенно бессмысленно. Во втором случае переговоры о мире могут вообще не начаться. Просто обе армии останутся на занимаемых позициях, возьмут продолжительный тайм-аут для нового накапливания сил и для очередного раунда боевых действий. Собственно говоря, именно это и происходит в Карабахе на протяжении всех последних тридцати лет. И, по крайней мере пока, нет никаких признаков того, что на этот раз будет как-то иначе. Разве что обе стороны наконец-то сделают фундаментальные выводы из минувшего тридцатилетия взаимной ненависти и поймут, что из этого смертельного для обоих народов тупика надо выходить совместно, а не вгрызаясь друг другу в глотку. Но это уже зависит от того, насколько им хватит мудрости и ответственности перед будущим своих детей и внуков. Любой другой путь будет только путем к их общей могиле. Юрий Селиванов, специально для News Front


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!