Когда и как Анкара и Баку решатся на нормализацию отношений с Ереваном - «ДНР и ЛНР»

  • 16:01, 24-июл-2020
  • ДНР и ЛНР
  • Backer
  • 0

Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев предложил несколько модернизированный турецкий проект создания системы безопасности в Закавказье образца 2008 года: альянс «3+1», который предполагает союз Баку – Анкара – Москва и плюс Армения, но вновь без Ирана. Эта логика обязательно предполагает шаги со стороны Азербайджана и Турции на сближение с Ереваном, чтобы «открыть реальные возможности для Армении к сближению с Западом и НАТО».





Пока новый глава МИД Азербайджана входит в курс дел, в роли главного ньюсмейкера и модератора внешней политики республики выступает помощник президента Азербайджана и заведующий отделом по вопросам внешней политики его администрации Хикмет Гаджиев. Именно он стал обозначать некоторые новые направления во внешней политике страны, которые, вероятно, станут реализовываться после «товузского кризиса» на азербайджано-армянской границе. В интервью российскому изданию «Коммерсантъ» Гаджиев заявил следующее: «Мы видим, что в данный момент стратегические интересы России и Турции сходятся в том, что нужно обеспечить мир, безопасность и сотрудничество в регионе Южного Кавказа, в бассейнах Чёрного и Каспийского морей. Это в интересах и России, и Турции одновременно. В конце концов, это будет в интересах Армении тоже. Но вовлечение каких-то третьих сторон не в интересах Азербайджана».


Гаджиев выдвинул интригующую формулу, которая вызывает множество вопросов.


После войны между Россией и Грузией в августе 2008 года Турция выдвинула предложение о создании «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе». Вариант этого проекта предусматривал сотрудничество Грузии, Армении, Азербайджана, России и Турции (в формате «пятерки» или «3+2»). Чуть позже Анкара заявила, что в переговорах должна принимать участие и ООН. Как видим, формат «пятерки» исключал из сотрудничества ЕС и США, а также одного из региональных игроков в лице Ирана, что было весьма странным. Турция объясняла это напряженными отношениями между Тегераном и Вашингтоном, которые «могли серьезно затруднить реализацию проекта». Сама же Анкара хотела закрепиться в Закавказье, выступая здесь на равных с Россией. 7 октября 2008 года министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью «Российской газете» говорил: «Идея Турции о создании странами региона общей платформы безопасности на Кавказе отражает усилия турецкой дипломатии; турки, с моей точки зрения, своевременно поняли уникальность момента, который дает им право представить свое присутствие в этом регионе».


И не только это. Такие геополитические изменения ограничивали бы внешнеполитические возможности закавказских стран — участников альянса. В целом из этой затеи ничего не вышло, хотя последовала «футбольная дипломатия» между Турцией и Арменией. В октябре 2009 года появились Цюрихские протоколы, предусматривавшие восстановление дипотношений между Турцией и Армений и открытие границ между двумя странами. Так что если вывести за скобки Грузию, то Гаджиев предлагает несколько модернизированный турецкий проект образца 2008 года: альянс «3+1», который предполагает союз Баку — Анкара — Москва и плюс Армения, но вновь без Ирана. Возможно, помощник президента считает, что подключение Тегерана затруднит реализацию проекта. Но это видимые причины, есть наверняка и невидимые. Более того, логика предлагаемого процесса обязывает Баку и Анкару сделать шаги на сближение с Ереваном, чтобы, как пишет один турецкий эксперт, «открыть реальные возможности для Армении к сближению с Западом и НАТО». Правда, пока такое сближение воспринимаются как фантазия, поскольку последний конфликт в районе азербайджано-армянской границы развел стороны еще дальше друг от друга. Да и Турция — в отличие от России — публично выступила на стороне Азербайджана, выразив готовность при необходимости вступить в войну.


Сегодня в свете «новых идей» Гаджиева не ясно, как собираются Баку и Анкара решать проблему нагорно-карабахского конфликта и удастся ли избежать его интернационализации. Тем более что о своих исторических интересах в регионе может более настойчиво заговорить и Иран, который имеет 660 километров границы с Арменией и Азербайджаном. Представители Тегерана всегда заявляли, что в регионе должны присутствовать лишь региональные силы — Армения, Азербайджан, Грузия, Россия, Иран и Турция. Но при этом иранцы остро реагировали на усиление там Анкары.


После пятидневной войны в августе 2008 года Тегеран предлагал свой вариант обеспечения безопасности в Закавказье регионе «местными силами» — формат «3+3» (закавказские республики плюс Турция, Иран и Россия). Иранцы считали, что спорные вопросы между Арменией и Азербайджаном «должны решать стороны конфликта», а сами они были готовы «высказать свои замечания и позицию относительно состава миротворческих сил, которые, возможно, будут размещены на этих территориях».


Тем не менее в Армении именно сейчас стартовали масштабные учения подразделений объединенной армяно-российской системы ПВО, в ходе которых будет отрабатываться защита от воздушных атак, фокусироваться внимание на изучении методов противодействия беспилотникам. Каждый занят своим делом.


Станислав Тарасов, ИА REGNUM




Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев предложил несколько модернизированный турецкий проект создания системы безопасности в Закавказье образца 2008 года: альянс «3 1», который предполагает союз Баку – Анкара – Москва и плюс Армения, но вновь без Ирана. Эта логика обязательно предполагает шаги со стороны Азербайджана и Турции на сближение с Ереваном, чтобы «открыть реальные возможности для Армении к сближению с Западом и НАТО». Пока новый глава МИД Азербайджана входит в курс дел, в роли главного ньюсмейкера и модератора внешней политики республики выступает помощник президента Азербайджана и заведующий отделом по вопросам внешней политики его администрации Хикмет Гаджиев. Именно он стал обозначать некоторые новые направления во внешней политике страны, которые, вероятно, станут реализовываться после «товузского кризиса» на азербайджано-армянской границе. В интервью российскому изданию «Коммерсантъ» Гаджиев заявил следующее: «Мы видим, что в данный момент стратегические интересы России и Турции сходятся в том, что нужно обеспечить мир, безопасность и сотрудничество в регионе Южного Кавказа, в бассейнах Чёрного и Каспийского морей. Это в интересах и России, и Турции одновременно. В конце концов, это будет в интересах Армении тоже. Но вовлечение каких-то третьих сторон не в интересах Азербайджана». Гаджиев выдвинул интригующую формулу, которая вызывает множество вопросов. После войны между Россией и Грузией в августе 2008 года Турция выдвинула предложение о создании «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе». Вариант этого проекта предусматривал сотрудничество Грузии, Армении, Азербайджана, России и Турции (в формате «пятерки» или «3 2»). Чуть позже Анкара заявила, что в переговорах должна принимать участие и ООН. Как видим, формат «пятерки» исключал из сотрудничества ЕС и США, а также одного из региональных игроков в лице Ирана, что было весьма странным. Турция объясняла это напряженными отношениями между Тегераном и Вашингтоном, которые «могли серьезно затруднить реализацию проекта». Сама же Анкара хотела закрепиться в Закавказье, выступая здесь на равных с Россией. 7 октября 2008 года министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью «Российской газете» говорил: «Идея Турции о создании странами региона общей платформы безопасности на Кавказе отражает усилия турецкой дипломатии; турки, с моей точки зрения, своевременно поняли уникальность момента, который дает им право представить свое присутствие в этом регионе». И не только это. Такие геополитические изменения ограничивали бы внешнеполитические возможности закавказских стран — участников альянса. В целом из этой затеи ничего не вышло, хотя последовала «футбольная дипломатия» между Турцией и Арменией. В октябре 2009 года появились Цюрихские протоколы, предусматривавшие восстановление дипотношений между Турцией и Армений и открытие границ между двумя странами. Так что если вывести за скобки Грузию, то Гаджиев предлагает несколько модернизированный турецкий проект образца 2008 года: альянс «3 1», который предполагает союз Баку — Анкара — Москва и плюс Армения, но вновь без Ирана. Возможно, помощник президента считает, что подключение Тегерана затруднит реализацию проекта. Но это видимые причины, есть наверняка и невидимые. Более того, логика предлагаемого процесса обязывает Баку и Анкару сделать шаги на сближение с Ереваном, чтобы, как пишет один турецкий эксперт, «открыть реальные возможности для Армении к сближению с Западом и НАТО». Правда, пока такое сближение воспринимаются как фантазия, поскольку последний конфликт в районе азербайджано-армянской границы развел стороны еще дальше друг от друга. Да и Турция — в отличие от России — публично выступила на стороне Азербайджана, выразив готовность при необходимости вступить в войну. Сегодня в свете «новых идей» Гаджиева не ясно, как собираются Баку и Анкара решать проблему нагорно-карабахского конфликта и удастся ли избежать его интернационализации. Тем более что о своих исторических интересах в регионе может более настойчиво заговорить и Иран, который имеет 660 километров границы с Арменией и Азербайджаном. Представители Тегерана всегда заявляли, что в регионе должны присутствовать лишь региональные силы — Армения, Азербайджан, Грузия, Россия, Иран и Турция. Но при этом иранцы остро реагировали на усиление там Анкары. После пятидневной войны в августе 2008 года Тегеран предлагал свой вариант обеспечения безопасности в Закавказье регионе «местными силами» — формат «3 3» (закавказские республики плюс Турция, Иран и Россия). Иранцы считали, что спорные вопросы между Арменией и Азербайджаном «должны решать стороны конфликта», а сами они были готовы «высказать свои замечания и позицию относительно состава миротворческих сил, которые, возможно, будут размещены на этих территориях». Тем не менее в Армении именно сейчас стартовали масштабные учения подразделений объединенной армяно-российской системы ПВО, в ходе которых будет отрабатываться защита от воздушных атак, фокусироваться внимание на изучении методов противодействия беспилотникам. Каждый занят своим делом. Станислав Тарасов, ИА REGNUM


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!