На фоне чуть ли не ежедневных и уже изрядно надоевших споров о том, нужны ли России огромные авианосцы и эсминцы с ядерными силовыми установками, неатомные подводные лодки с ВНЭУ, вертолётоносцы типа УДК, какие задачи они должны решать и сколько это будет стоить, поразительно незамеченным идёт поток новостей о грядущем появлении нового класса российских кораблей дальней морской зоны, преобразовании морской пехоты в экспедиционные войска, вытекающих из этих фактов изменениях стратегии действий ВМФ России и его возможностей по проецированию силы в отдалённых уголках мира. Это, я бы сказал, незамеченная сенсация.
Частота, периодичность и системность новостей наводят на мысль, что светлые умы Генштаба МО, Командования и Главного штаба ВМФ, политического руководства страны, уже определились как с концепцией развития, так и с планами применения этого рода войск. Тем более удивительно, что не только российские СМИ, но и западные вероятные противники, обычно очень чутко реагирующие даже на незначительные изменения в ВС России, не уделяют этим новостям должного внимания. А грядущие изменения совсем не незначительны, уверяю вас. Они крайне важны как для ВМФ РФ, так и для будущей роли России в мире.
Для начала определимся в терминах. От Петра Первого и до сегодняшнего дня, в составе ВМФ России имеются части морской пехоты, про которые сказано и написано так много, что не стоит повторяться. Главные задачи морской пехоты: «В наступлении с моря они должны завоевывать береговые плацдармы и удерживать до подхода главных сил, а в обороне — защищать пункты базирования военных кораблей с сухопутных направлений». Как правило, части морской пехоты размещаются на малых, средних и больших десантных кораблях, либо на десантных кораблях на воздушной подушке. Морская пехота ограничена рамками ТВД.
Экспедиционные войска должны действовать автономно по всему миру, без поддержки основных сил ВС государства, либо в условиях ограниченной поддержки. Они предназначены для захвата важных районов или объектов на территории другой страны, содействия союзным войскам или осуществления иных военно-политических задач. Обратите внимание, что по определению экспедиционные войска решают задачи военно-политического уровня, а не задачи уровня оперативного или тактического. Сегодня в РФ нет ни экспедиционного корпуса, ни кораблей, пригодных для его функционирования. Корабли для морской пехоты и экспедиционного корпуса тоже отличаются. На первых предусматривается кратковременное пребывание л/с и техники до момента высадки, на вторых — долгосрочное. Различны также набор вооружения и возможностей.
В конце 2018 года появились первые внятные заявления о строительстве в РФ нового универсального экспедиционного корабля (УЭК) или универсального десантного корабля (УДК).
Генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов:
Эдуард Ефимов заявил, что специалисты Невского проектно-конструкторского бюро разрабатывают проект нового большого десантного корабля на основе «Ивана Грена». Гендиректор «Янтаря» отметил, что над таким проектом в инициативном порядке уже работает Невское ПКБ. Новый корабль, как отмечает Ефимов, будет куда более вместительным и технически более совершенным. Специалисты бюро планируют увеличить количество техники, которая может расположиться на борту, и десантную вместимость. Также планируется расширить состав авиационной группы, которая будет дислоцироваться на перспективном корабле.
Глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов:
Первый российский универсальный экспедиционный корабль для ВМФ будет построен в 2024 году, заявил 17 апреля журналистам глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов. По словам Рахманова, проект разработан на основе большого десантного корабля (БДК) «Иван Грен», недавно переданного военным. «Нас торопят. Мы хотим закончить всё в 2024 году», — сказал Алексей Рахманов.
Хм… это хорошо, что торопят, а то ведь ОСК никогда не блистала стахановскими темпами выполнения заказов.
Напомню что в СССР строились классические «танкодесантные» корабли для действий в составе эскадр, со слабым вооружением и 1-2 вертолётами. Ретроспектива. Для наглядности сравним с пресловутым Мистралем.
Для ВМФ России построены лишь два новых больших десантных корабля (БДК) проекта 11711 — «Иван Грен» в составе СФ и «Пётр Моргунов», проходит ходовые испытания на БФ. Эти БДК имеют водоизмещение 5 000 тонн, дальность плавания 3 500 м/м при автономности 30 суток, слабое вооружение из одного ЗАК Дуэт и двух АК-630, 1-2 вертолёта Ка-29. БДК способен перевозить до 300 десантников, до 13 танков или до 36 БТР/БМП. Очевидно, что это чистый «десантник» и никакой не «экспедиционник»
В печати появлялись многочисленные сообщения о разработке проекта универсального десантного корабля (УДК) «Прибой» с водоизмещением 14 000 тонн, дальностью плавания 5 000 м/м при автономности 60 суток, развитым вооружением из 100-мм АУ, три ЗРАК Палаш и два ЗРАК Панцирь-М, до 16 десантных, противолодочных или ударных вертолётов. УДК способен перевозить до 500 десантников и до 50 единиц техники. Вот это уже похоже на экспедиционный корабль.
Вики: По данным СМИ на сентябрь 2019 года — «Два УДК водоизмещением до 15 тысяч тонн впервые в истории России планируется заложить на судостроительном заводе «Залив» в Керчи в мае 2020 года, а головной корабль планируется сдать флоту до завершения текущей госпрограммы вооружения, то есть до конца 2027 года. Корабли смогут нести на борту более 10 вертолетов различных классов, а также получат большую доковую камеру для десантных катеров».
Вместе с тем, появились сообщения о строительстве УЭК на базе БДК проекта 11711 «Иван Грен» и даже фото закладной таблички нового корабля.
Сам корабль должен выглядеть так. Очевидно отсутствие кормовой надстройки и полётная палуба на 8/10/12 (по разным данным) вертолётов.
Основные размерения корпуса и длина по ватерлинии остались прежними, поэтому можно утверждать, что основные ТТХ нового корабля не будут принципиально отличаться от базового проекта, за исключением вооружения и вертолётной группы. Более интересно появится ли кормовая доковая камера для десантных катеров.
Генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов:
По словам Ефимова, данная платформа обладает мощным модернизационным потенциалом, благодаря чему на основе «Ивана Грена» можно создать несколько версий БДК, в том числе увеличив его водоизмещение до 14 тысяч тонн.
Как бы там ни было, но сейчас в Калининграде на ССЗ Янтарь ведётся строительство двух («Владимир Андреев» и «Василий Трушин») кораблей изменённого проекта 11711, которые, по всей видимости, станут первыми за всю историю Российского флота универсальными экспедиционными кораблями (УЭК). Сроки вступления в боевой состав ВМФ — 2023 и 2024 годы. Заявленное место их службы как бы намекает на серьёзность намерений… ТОФ.
Однако что я всё о железе?! Новые корабли это хорошо, просто замечательно, но кто будет на них служить и в экипаже и в составе десанта? Вне сомнений, эти люди должны быть подготовлены к решению самых сложных задач в самых невообразимых точках земного шара. И вот тут мы подошли к самому интересному. Вы думали, что новости закончились? Ха! Они только начались.
Министерство обороны скорректировало программу подготовки офицеров морской пехоты с одновременным увеличением срока обучения до пяти лет. Данные изменения связаны с реформой морской пехоты, согласно которой «черные береты» становятся экспедиционными войсками России, способными выполнять задачи в любой точке мира. Соответственно, в программу обучения вводится углубленное изучение иностранных языков и еще некоторых других специфических предметов, необходимых для действий вне территории России. Новая концепция применения морской пехоты сводится к тому, что они должны быть готовы самостоятельно действовать в любой точке мира, куда их доставит ВМФ. При этом поставленные задачи не ограничиваются ведением боевых действий, теперь на «черных беретов» будут возлагаться миротворческие миссии, эвакуация российских граждан из опасных регионов, действия в интересах своей страны в локальных конфликтах далеко за ее пределами и т.д.
Как пояснили в Минобороны, офицер морской пехоты должен будет не только уметь грамотно вести боевые действия, но и иметь навыки дипломата и владеть иностранными языками для проведения политики России в той точке мира, куда он будет направлен для решения задач.
Да-да, тот самый человеческий фактор, без него никуда. Посадить на новые корабли нужно новых людей, подготовленных к выполнению новых задач. Никоим образом не умаляя достоинств «чёрных дьяволов»-морпехов, можно констатировать, что все их дипломатические и лингвистические навыки сводятся к умению быстро закатать врага в прибрежный песок или (если нахлынет волна доброты) предложить ему сдаться и таким образом выжить. Для морской пехоты — самое то. Для экспедиционного корпуса маловато. А потому в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (РВВДКУ) и Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище (ДальВОКУ) для морпехов настали новые времена.
Это любопытно… выглядит как гибрид института военных переводчиков и десантного училища. В следующей жизни постараюсь туда поступить.
Но и это ещё не всё. Бригады морской пехоты будут переформатированы для усиления их ударных и боевых возможностей. Известия сегодня сообщили:
Бригады морской пехоты, входящие в состав ВМФ, будут реформированы. В состав каждой из них дополнительно войдут четыре батальона, в том числе танковый. Наличие тяжелой бронетехники позволит «черным беретам» действовать автономно в любой точке мира, не полагаясь на поддержку других родов войск. Первой на новое штатное расписание уже в этом году перейдет 61-я отдельная бригада морпехов Северного флота. В конечном итоге российские «черные береты» станут экспедиционными силами, выполняющими широкий круг военных и политических задач.
Бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов:
Передача экспедиционных функций морской пехоте — обдуманный шаг. Сейчас операции, подобные сирийской, становятся особо актуальными. И решение об усилении боевых возможностей подразделений морпехов — правильное. Это один из самых боеспособных родов войск, который имеет высокую выучку, богатые боевой опыт и историю. «Черные береты» участвовали во всех военных конфликтах последних лет. И везде хорошо себя проявили, в том числе и в Сирии.
Насколько можно судить о планах командования, в бригады морской пехоты, а в будущем — экспедиционных войск, будут включены дополнительно два батальона морской пехоты, один разведывательный и один танковый батальоны. Значение последнего тяжело переоценить. Таким образом, общее число батальонов в бригаде достигнет шести — три батальона морской пехоты, один десантно-штурмовой, один танковый и один разведывательный (вместо разведроты). Кроме того, каждая бригада будет усилена двумя ротами — снайперской и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Итак, подытожим…
Мы видим осуществление продуманной, тщательно спланированной (всё к 2024 году) и далеко идущей комплексной программы создания нового вида войск. Новый класс кораблей дальней морской зоны, новая программа подготовки офицеров и личного состава, новая организационно-штатная структура бригады, позволяют говорить о новых планах и перспективах применения морской пехоты/экспедиционного корпуса России для защиты национальных интересов и союзников по всему земному шару. Это делается без лишней помпы, на наших глазах. Здесь и сейчас.
P.S. Кто расскажет мне, что такого глобального запланировал дядя Вова на рубеже 2024-25 годов?
Мужиккакойто
На фоне чуть ли не ежедневных и уже изрядно надоевших споров о том, нужны ли России огромные авианосцы и эсминцы с ядерными силовыми установками, неатомные подводные лодки с ВНЭУ, вертолётоносцы типа УДК, какие задачи они должны решать и сколько это будет стоить, поразительно незамеченным идёт поток новостей о грядущем появлении нового класса российских кораблей дальней морской зоны, преобразовании морской пехоты в экспедиционные войска, вытекающих из этих фактов изменениях стратегии действий ВМФ России и его возможностей по проецированию силы в отдалённых уголках мира. Это, я бы сказал, незамеченная сенсация. Частота, периодичность и системность новостей наводят на мысль, что светлые умы Генштаба МО, Командования и Главного штаба ВМФ, политического руководства страны, уже определились как с концепцией развития, так и с планами применения этого рода войск. Тем более удивительно, что не только российские СМИ, но и западные вероятные противники, обычно очень чутко реагирующие даже на незначительные изменения в ВС России, не уделяют этим новостям должного внимания. А грядущие изменения совсем не незначительны, уверяю вас. Они крайне важны как для ВМФ РФ, так и для будущей роли России в мире. Для начала определимся в терминах. От Петра Первого и до сегодняшнего дня, в составе ВМФ России имеются части морской пехоты, про которые сказано и написано так много, что не стоит повторяться. Главные задачи морской пехоты: «В наступлении с моря они должны завоевывать береговые плацдармы и удерживать до подхода главных сил, а в обороне — защищать пункты базирования военных кораблей с сухопутных направлений». Как правило, части морской пехоты размещаются на малых, средних и больших десантных кораблях, либо на десантных кораблях на воздушной подушке. Морская пехота ограничена рамками ТВД. Экспедиционные войска должны действовать автономно по всему миру, без поддержки основных сил ВС государства, либо в условиях ограниченной поддержки. Они предназначены для захвата важных районов или объектов на территории другой страны, содействия союзным войскам или осуществления иных военно-политических задач. Обратите внимание, что по определению экспедиционные войска решают задачи военно-политического уровня, а не задачи уровня оперативного или тактического. Сегодня в РФ нет ни экспедиционного корпуса, ни кораблей, пригодных для его функционирования. Корабли для морской пехоты и экспедиционного корпуса тоже отличаются. На первых предусматривается кратковременное пребывание л/с и техники до момента высадки, на вторых — долгосрочное. Различны также набор вооружения и возможностей. В конце 2018 года появились первые внятные заявления о строительстве в РФ нового универсального экспедиционного корабля (УЭК) или универсального десантного корабля (УДК). Генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов: Эдуард Ефимов заявил, что специалисты Невского проектно-конструкторского бюро разрабатывают проект нового большого десантного корабля на основе «Ивана Грена». Гендиректор «Янтаря» отметил, что над таким проектом в инициативном порядке уже работает Невское ПКБ. Новый корабль, как отмечает Ефимов, будет куда более вместительным и технически более совершенным. Специалисты бюро планируют увеличить количество техники, которая может расположиться на борту, и десантную вместимость. Также планируется расширить состав авиационной группы, которая будет дислоцироваться на перспективном корабле. Глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов: Первый российский универсальный экспедиционный корабль для ВМФ будет построен в 2024 году, заявил 17 апреля журналистам глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов. По словам Рахманова, проект разработан на основе большого десантного корабля (БДК) «Иван Грен», недавно переданного военным. «Нас торопят. Мы хотим закончить всё в 2024 году», — сказал Алексей Рахманов. Хм… это хорошо, что торопят, а то ведь ОСК никогда не блистала стахановскими темпами выполнения заказов. Напомню что в СССР строились классические «танкодесантные» корабли для действий в составе эскадр, со слабым вооружением и 1-2 вертолётами. Ретроспектива. Для наглядности сравним с пресловутым Мистралем. Для ВМФ России построены лишь два новых больших десантных корабля (БДК) проекта 11711 — «Иван Грен» в составе СФ и «Пётр Моргунов», проходит ходовые испытания на БФ. Эти БДК имеют водоизмещение 5 000 тонн, дальность плавания 3 500 м/м при автономности 30 суток, слабое вооружение из одного ЗАК Дуэт и двух АК-630, 1-2 вертолёта Ка-29. БДК способен перевозить до 300 десантников, до 13 танков или до 36 БТР/БМП. Очевидно, что это чистый «десантник» и никакой не «экспедиционник» В печати появлялись многочисленные сообщения о разработке проекта универсального десантного корабля (УДК) «Прибой» с водоизмещением 14 000 тонн, дальностью плавания 5 000 м/м при автономности 60 суток, развитым вооружением из 100-мм АУ, три ЗРАК Палаш и два ЗРАК Панцирь-М, до 16 десантных, противолодочных или ударных вертолётов. УДК способен перевозить до 500 десантников и до 50 единиц техники. Вот это уже похоже на экспедиционный корабль. Вики: По данным СМИ на сентябрь 2019 года — «Два УДК водоизмещением до 15 тысяч тонн впервые в истории России планируется заложить на судостроительном заводе «Залив» в Керчи в мае 2020 года, а головной корабль планируется сдать флоту до завершения текущей госпрограммы вооружения, то есть до конца 2027 года. Корабли смогут нести на борту более 10 вертолетов различных классов, а также получат большую доковую камеру для десантных катеров». Вместе с тем, появились сообщения о строительстве УЭК на базе БДК проекта 11711 «Иван Грен» и даже фото закладной таблички нового корабля. Сам корабль должен выглядеть так. Очевидно отсутствие кормовой надстройки и полётная палуба на 8/10/12 (по разным данным) вертолётов. Основные размерения корпуса и длина по ватерлинии остались прежними, поэтому можно утверждать, что основные ТТХ нового корабля не будут принципиально отличаться от базового проекта, за исключением вооружения и вертолётной группы. Более интересно появится ли кормовая доковая камера для десантных катеров. Генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов: По словам Ефимова, данная платформа обладает мощным модернизационным потенциалом, благодаря чему на основе «Ивана Грена» можно создать несколько версий БДК, в том числе увеличив его водоизмещение до 14 тысяч тонн. Как бы там ни было, но сейчас в Калининграде на ССЗ Янтарь ведётся строительство двух («Владимир Андреев» и «Василий Трушин») кораблей изменённого проекта 11711, которые, по всей видимости, станут первыми за всю историю Российского флота универсальными экспедиционными кораблями (УЭК). Сроки вступления в боевой состав ВМФ — 2023 и 2024 годы. Заявленное место их службы как бы намекает на серьёзность намерений… ТОФ. Однако что я всё о железе?! Новые корабли это хорошо, просто замечательно, но кто будет на них служить и в экипаже и в составе десанта? Вне сомнений, эти люди должны быть подготовлены к решению самых сложных задач в самых невообразимых точках земного шара. И вот тут мы подошли к самому интересному. Вы думали, что новости закончились? Ха! Они только начались. Министерство обороны скорректировало программу подготовки офицеров морской пехоты с одновременным увеличением срока обучения до пяти лет. Данные изменения связаны с реформой морской пехоты, согласно которой «черные береты» становятся экспедиционными войсками России, способными выполнять задачи в любой точке мира. Соответственно, в программу обучения вводится углубленное изучение иностранных языков и еще некоторых других специфических предметов, необходимых для действий вне территории России. Новая концепция применения морской пехоты сводится к тому, что они должны быть готовы самостоятельно действовать в любой точке мира, куда их доставит ВМФ. При этом поставленные задачи не ограничиваются ведением боевых действий, теперь на «черных беретов» будут возлагаться миротворческие миссии, эвакуация российских граждан из опасных регионов, действия в интересах своей страны в локальных конфликтах далеко за ее пределами и т.д. Как пояснили в Минобороны, офицер морской пехоты должен будет не только уметь грамотно вести боевые действия, но и иметь навыки дипломата и владеть иностранными языками для проведения политики России в той точке мира, куда он будет направлен для решения задач. Да-да, тот самый человеческий фактор, без него никуда. Посадить на новые корабли нужно новых людей, подготовленных к выполнению новых задач. Никоим образом не умаляя достоинств «чёрных дьяволов»-морпехов, можно констатировать, что все их дипломатические и лингвистические навыки сводятся к умению быстро закатать врага в прибрежный песок или (если нахлынет волна доброты) предложить ему сдаться и таким образом выжить. Для морской пехоты — самое то. Для экспедиционного корпуса маловато. А потому в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (РВВДКУ) и Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище (ДальВОКУ) для морпехов настали новые времена. Это любопытно… выглядит как гибрид института военных переводчиков и десантного училища. В следующей жизни постараюсь туда поступить. Но и это ещё не всё. Бригады морской пехоты будут переформатированы для усиления их ударных и боевых возможностей. Известия сегодня сообщили: Бригады морской пехоты, входящие в состав ВМФ, будут реформированы. В состав каждой из них дополнительно войдут четыре батальона, в том числе танковый. Наличие тяжелой бронетехники позволит «черным беретам» действовать автономно в любой точке мира, не полагаясь на поддержку других родов войск. Первой на новое штатное расписание уже в этом году перейдет 61-я отдельная бригада морпехов Северного флота. В конечном итоге российские «черные береты» станут экспедиционными силами, выполняющими широкий круг военных и политических задач. Бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов: Передача экспедиционных функций морской пехоте
Комментарии (0)