Кем был легендарный комиссар Каттани в жизни, почему фильмы о полицейских и бандитах стали безумно популярны в Италии и как мафия снималась в кино? Обо всём этом — наша статья.Красные бригады, полицейские и ворыСейчас ветераны итальянского кино вспоминают, что в Италии 70-х на каждом углу стояли карабинеры с автоматами, а Рим так и просто блокировали. Левацкие «Красные бригады», ультраправые группировки и мафия «соревновались» в терроре.
Всплеск политического насилия пошёл с 1968 года — когда тысячи студентов бились с полицией. На следующий год взрыв в Милане унёс жизни 17 человек, 90 были ранены.
После взрыва на Пьяцца Фонтана в Милане, 12 декабря 1969 годаВ 1977 году в Италии случилось больше двух тысяч (!) терактов. На следующий год похитили и убили бывшего премьера Альдо Моро. Зажиточные итальянцы боялись ходить по улицам, а рождество праздновали в Париже.
А тут ещё и мафия.
При такой интересной и насыщенной жизни итальянцы обожали кино о том, как комиссары полиции приходят и разносят плохих парней, «одни против целого мира». Эти фильмы снимали для простого народа — рабочих и служащих, как левых, так и правых взглядов. Левые смотрели на честных борцов и беды богатых, правые — на крутых мстителей. Так родился жанр «еврокрайм», или polizieschi.
Типичная афиша жанраВ 70-е годы в сравнительно небольшой Италии было 13 тысяч кинотеатров. Для сравнения, в СССР 1987 года — менее 5 тысяч. Причём обычный итальянец ходил в кино четыре-пять раз в неделю. Почему? Потому что билеты дёшевы, а других развлечений просто нет. На ТВ — целых два канала, и показывали они, из-за договора с киностудиями, всего пару фильмов в неделю. Так что желающие отдохнуть от мрачной реальности просто не имели другого выбора.
Ловя момент, итальянские киношники гнали продукт очень быстро и крайне дёшево, 24 часа в сутки. Буквально на ходу. Деньги доставали за счёт скрытой рекламы виски и «Мальборо», а также совместного производства — от Испании до Турции. Фильмы часто снимали на английском — что обеспечивало широкий прокат за рубежом, вплоть до Японии.
Звук записывали в студии, а не напрямую, людей на улицах снимали украдкой — без всякого разрешения. Невольная массовка, слыша холостые выстрелы и видя «аварии» и «трупы», принимала всё всерьёз. Иногда полиция была настоящей и думала, что гонится за реальными преступниками, — а каскадёр считал, что за ним мчатся коллеги.
На съёмочных площадках творился бедлам. Зато в год легко выходило до пятисот фильмов только жанра «еврокрайм». Которые к тому же выглядели крайне натурально. Зачастую сценаристы могли даже не подозревать, что «воруют» сюжеты из реальности. А часто жизнь вмешивалась в кино самым неожиданным образом.
«Искусство — в жизнь!»Например, продюсер Никколо де Нора сделал фильм о похищении. А потом его самого похитили и приковали к кровати на семнадцать месяцев (точнее, 524 дня), не давая даже стричься и мыться. В конце концов семья несчастного выплатила около шести миллионов долларов.
Актёр Альдо Канти, он же Ник Джордан, в свободное от съёмок время был мелким бандитом. Или наоборот — как посмотреть. Карьера его закончилась печально — от выстрела в голову из-за карточного долга.
Альдо КантиХодили слухи, что фильм «Обрез» 1977 года, со звездой жанра «еврокрайм» Антонио Сабато, основан на реальных событиях. Сардинский бандит Грациано Месина действительно сбежал из тюрьмы в 1976 году и год скрывался. Причём побег случился, когда «Обрез» о похожем, гм, герое уже снимали. Вышла отличная реклама.
Актёр Леонард Манн с напарником как-то вечером велел водителю гнать на рынок за овощами. Ночь. Прилетает машина. Из неё выскакивают два типа. Все торговцы попадали на землю. И только потом актёры осознали, что не переоделись.
При съёмках в Неаполе помогали «люди с улицы». Либо заплатите им, либо возьмите на работу. Без них фильмов просто не будет. Зато Каморра враз перекрывала улицы и давала охрану.
Целый ряд выдающихся итальянских фильмов о мафии снят на основе реальных преступлений.
Пистолет-пулемет Beretta M12 в руках мафии. Кадр из фильма «Сто дней в Палермо»Например, «Сто дней в Палермо» (1984). Генерал Далла Кьеза, известный борец с «Красными бригадами», стал префектом Сицилии. И всего сто дней спустя его убила мафия. В кино показали и целый ряд предшествующих убийств, тоже реальных.
Или «Дело Маттеи» (1970). Инженер Энрико Маттеи практически в одиночку выстроил независимый энергетический комплекс Италии — за что приобрёл множество врагов. Только в 1997 году, спустя 35 лет после его гибели в авиакатастрофе, выяснилось, что самолёт с Маттеи взорвали.
Любопытно, что слухи о неслучайной смерти Маттеи ходили гораздо раньше. Например, в культовом сериале «Спрут» 80-х в катастрофе гибнет инженер Валенти, а его помощника отговаривают лететь с ним.
В том же сериале фигурирует Ассоциация «Лаудео» — тонкий намек на реальную масонскую ложу П2. Членами ложи были видные министры, дипломаты, депутаты, сотни военных…
Смерть комиссара Каттани:А главный герой, бесстрашный комиссар Каттани, вероятно, списан с Нинни Кассара и Джованни Фальконе — знаменитых борцов с мафией. Оба погибли на посту. Кассара в 1985 году расстреляли на пороге дома из автоматов — прямо как Каттани. А Фальконе в 1992-м подорвали в бронированной машине — вместе с женой и тремя полицейскими. То есть «Спрут» начинали снимать, когда оба прототипа ещё были живы.
Какие уж тут выдумки в кино — при такой-то жизни…
Евгений Белаш
Кем был легендарный комиссар Каттани в жизни, почему фильмы о полицейских и бандитах стали безумно популярны в Италии и как мафия снималась в кино? Обо всём этом — наша статья. Красные бригады, полицейские и воры Сейчас ветераны итальянского кино вспоминают, что в Италии 70-х на каждом углу стояли карабинеры с автоматами, а Рим так и просто блокировали. Левацкие «Красные бригады», ультраправые группировки и мафия «соревновались» в терроре. Всплеск политического насилия пошёл с 1968 года — когда тысячи студентов бились с полицией. На следующий год взрыв в Милане унёс жизни 17 человек, 90 были ранены. После взрыва на Пьяцца Фонтана в Милане, 12 декабря 1969 года В 1977 году в Италии случилось больше двух тысяч (!) терактов. На следующий год похитили и убили бывшего премьера Альдо Моро. Зажиточные итальянцы боялись ходить по улицам, а рождество праздновали в Париже. А тут ещё и мафия. При такой интересной и насыщенной жизни итальянцы обожали кино о том, как комиссары полиции приходят и разносят плохих парней, «одни против целого мира». Эти фильмы снимали для простого народа — рабочих и служащих, как левых, так и правых взглядов. Левые смотрели на честных борцов и беды богатых, правые — на крутых мстителей. Так родился жанр «еврокрайм», или polizieschi. Типичная афиша жанра В 70-е годы в сравнительно небольшой Италии было 13 тысяч кинотеатров. Для сравнения, в СССР 1987 года — менее 5 тысяч. Причём обычный итальянец ходил в кино четыре-пять раз в неделю. Почему? Потому что билеты дёшевы, а других развлечений просто нет. На ТВ — целых два канала, и показывали они, из-за договора с киностудиями, всего пару фильмов в неделю. Так что желающие отдохнуть от мрачной реальности просто не имели другого выбора. Ловя момент, итальянские киношники гнали продукт очень быстро и крайне дёшево, 24 часа в сутки. Буквально на ходу. Деньги доставали за счёт скрытой рекламы виски и «Мальборо», а также совместного производства — от Испании до Турции. Фильмы часто снимали на английском — что обеспечивало широкий прокат за рубежом, вплоть до Японии. Звук записывали в студии, а не напрямую, людей на улицах снимали украдкой — без всякого разрешения. Невольная массовка, слыша холостые выстрелы и видя «аварии» и «трупы», принимала всё всерьёз. Иногда полиция была настоящей и думала, что гонится за реальными преступниками, — а каскадёр считал, что за ним мчатся коллеги. На съёмочных площадках творился бедлам. Зато в год легко выходило до пятисот фильмов только жанра «еврокрайм». Которые к тому же выглядели крайне натурально. Зачастую сценаристы могли даже не подозревать, что «воруют» сюжеты из реальности. А часто жизнь вмешивалась в кино самым неожиданным образом. «Искусство — в жизнь!» Например, продюсер Никколо де Нора сделал фильм о похищении. А потом его самого похитили и приковали к кровати на семнадцать месяцев (точнее, 524 дня), не давая даже стричься и мыться. В конце концов семья несчастного выплатила около шести миллионов долларов. Актёр Альдо Канти, он же Ник Джордан, в свободное от съёмок время был мелким бандитом. Или наоборот — как посмотреть. Карьера его закончилась печально — от выстрела в голову из-за карточного долга. Альдо Канти Ходили слухи, что фильм «Обрез» 1977 года, со звездой жанра «еврокрайм» Антонио Сабато, основан на реальных событиях. Сардинский бандит Грациано Месина действительно сбежал из тюрьмы в 1976 году и год скрывался. Причём побег случился, когда «Обрез» о похожем, гм, герое уже снимали. Вышла отличная реклама. Актёр Леонард Манн с напарником как-то вечером велел водителю гнать на рынок за овощами. Ночь. Прилетает машина. Из неё выскакивают два типа. Все торговцы попадали на землю. И только потом актёры осознали, что не переоделись. При съёмках в Неаполе помогали «люди с улицы». Либо заплатите им, либо возьмите на работу. Без них фильмов просто не будет. Зато Каморра враз перекрывала улицы и давала охрану. Целый ряд выдающихся итальянских фильмов о мафии снят на основе реальных преступлений. Пистолет-пулемет Beretta M12 в руках мафии. Кадр из фильма «Сто дней в Палермо» Например, «Сто дней в Палермо» (1984). Генерал Далла Кьеза, известный борец с «Красными бригадами», стал префектом Сицилии. И всего сто дней спустя его убила мафия. В кино показали и целый ряд предшествующих убийств, тоже реальных. Или «Дело Маттеи» (1970). Инженер Энрико Маттеи практически в одиночку выстроил независимый энергетический комплекс Италии — за что приобрёл множество врагов. Только в 1997 году, спустя 35 лет после его гибели в авиакатастрофе, выяснилось, что самолёт с Маттеи взорвали. Любопытно, что слухи о неслучайной смерти Маттеи ходили гораздо раньше. Например, в культовом сериале «Спрут» 80-х в катастрофе гибнет инженер Валенти, а его помощника отговаривают лететь с ним. В том же сериале фигурирует Ассоциация «Лаудео» — тонкий намек на реальную масонскую ложу П2. Членами ложи были видные министры, дипломаты, депутаты, сотни военных… Смерть комиссара Каттани: А главный герой, бесстрашный комиссар Каттани, вероятно, списан с Нинни Кассара и Джованни Фальконе — знаменитых борцов с мафией. Оба погибли на посту. Кассара в 1985 году расстреляли на пороге дома из автоматов — прямо как Каттани. А Фальконе в 1992-м подорвали в бронированной машине — вместе с женой и тремя полицейскими. То есть «Спрут» начинали снимать, когда оба прототипа ещё были живы. Какие уж тут выдумки в кино — при такой-то жизни… Евгений Белаш
Комментарии (0)