Никарагуа после гражданской войны: контрас и сандинисты - «ДНР и ЛНР»

  • 00:38, 26-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Инесса
  • 0

Политический маятник в Латинской Америке качнулся. «Левые проекты» теряют популярность, и к власти приходят проамериканские лидеры. А как сложилась судьба Никарагуа, где победили сандинисты?


На карте Центральной Америки затерялась небольшая страна Никарагуа. Правда небольшая она только на глобусе — на её территории (129 тыс. кв. километров) спокойно уместится две Боснии (51 тыс. кв. километров), и ещё останется место для какой-нибудь Албании.

Сомоса: профессиональное заболевание диктаторов

В 1934 году генерал Анастасио Сомоса во время переговоров захватил, а затем расстрелял Аугусто Сандино, который боролся против американской оккупации страны. Клан Сомосы пришёл к власти, и с тех пор Никарагуа стала страной «активной контрреволюции». Именно здесь был плацдарм для нападения на Кубу в 1961 году. Никарагуанские войска участвовали и в американской интервенции в Доминиканскую республику в 1965 году.


Анастасио Сомоса
Что касается внутренней политики Сомосы, то один политик, возглавлявший соседнее государство в 70-е, с иронией заметил: «Где в Центральной Америке легче всего построить социализм? В Никарагуа. Достаточно просто национализировать имущество Сомосы».
Как в воду смотрел.

Второй сын Сомосы, тоже Анастасио, в какой-то момент перестал видеть берега. Это профессиональное заболевание латиноамериканских диктаторов — ранее его перенес Рафаэль Трухильо в Доминиканской республике.

И вот в 1978 году, после убийства оппозиционера Педро Чаморро, в Никарагуа началось восстание, переросшее в гражданскую войну. Не получив военной поддержки от США, диктатор, набив «Боинг» ценностями, родственниками и верными друзьями, покинул страну. Оставшись без Сомосы, руководители силовиков вскоре разбежалось, и в июле 1979 года повстанцы-сандинисты заняли Манагуа.

Точку в биографии Сомосы поставил меткий выстрел из гранатомета в 1980 году. Случилось это в Асунсьоне (Парагвай), где диктатор нашёл, как он полагал, тихую и надежную гавань.
Мнение. РПГ-7. Исправляем историю.


Последняя поездка Сомосы
Разноцветные контрас

Но спокойствие в Никарагуа не наступило. Там возникли группировки, воевавшие с Сандинистским фронтом национального освобождения (СФНО), и получившие известность как «контрас». Но считать их всех ярыми сомосистами либо «наемниками мирового империализма» было бы сильным упрощением.

Лидеры северных контрас действительно были «старорежимными», но уже среди командиров нижнего звена было много крестьян, недовольных нововведениями СФНО, хотя и ненавидевших Сомосу. «Северные» окопались в Гондурасе и воевали при поддержке вооружённых сил этой страны.

В рядах южных контрас, окопавшихся в 1982 году в Коста-Рике, были и ультралевые, бывшие сандинисты.

А на востоке страны, на Москитовом берегу, действовала YATAMA. В этой группировке воевали партизаны-индейцы. Они боролись за свою автономию — им вообще не нравилось, что власти в Манагуа, будь-то Сомоса или Ортега, вмешиваются в их дела.
Если рисовать этот мир в привычных для нас цветах, северные контрас были «белыми», восточные — «зелёными», а среди южных было немало «красных».

США снабжали повстанцев и координировали их действия. Это была необъявленная война, поскольку конгресс не разрешил её финансирование. Поэтому и понадобились хитроумные схемы, вроде «Иран-контрас», куда был вовлечен подполковник морской пехоты Оливер Норт.

К 1985 году США добились объединения повстанческих группировок, по крайней мере — формально. Но никакие районы в Никарагуа контрас так и не смогли поставить под свой устойчивый контроль, чтобы объявить о создании своего правительства.


СФНО воевал тоже не в гордом одиночестве. Ему помогали Советский Союз и Куба — как оружием, так и военными специалистами.

«Сделано в Америке»: что осталось за кадром

В ходе этой войны над Никарагуа летали чьи-то самолёты и вертолёты, которые эпизодически сбивали. Так, 5 октября 1986 года был сбит самолет С-123, доставлявший контрас оружие и снаряжение. Выживший член экипажа, американец, подтвердил, что работал на ЦРУ. Считается, это — тот самый C-123 «The Fat Lady» , на котором ранее летал Барри Сил.
Справка. Барри Сил — легендарный американский летчик-контрабандист, который вел тройную игру, доставляя в США кокаин Медельинского картеля и работал на ЦРУ, а затем и на Управление по борьбе с наркотиками. Он стал главным героем фильма «Сделано в Америке».

Правда, в этом фильме авторы многого не рассказали. Да и Барри на себя не похож. Настоящий лётчик весил 130 кило, поэтому колумбийцы между собой называли его не только El Pajarito («Птичка»), но и El Gordo («Тостяк»). Его, скорее, должен был играть жизнерадостный Джеймс Гандольфини, а не подтянутый Том Круз.

Пилот засветился после публикации в одной американской газете — возможно, информацию о нём слил Оливер Норт. Этот офицер стремился доказать, что наркобизнесом занимаются и власти Никарагуа.


Барри Сил
Американский судья, судивший Барри Сила за ввоз наркотиков, оставил его на свободе, но при этом фактически подписал смертный приговор. С лётчика сняли охрану, и в течение шести месяцев он должен был ночевать в общежитии «Армии спасения». 19 февраля 1986 года это сделало его хорошей мишенью для прибывших из Колумбии sicarios.
Картель высоко оценил пилота: полмиллиона за мёртвого и миллион за живого.

Не покидает ощущение, что слишком много знавшего лётчика специально подставили под пули.

Неясного в этой истории вообще хватает. Барри сделал фото, где вместе с колумбийскими наркодельцами в кадр попал министр внутренных дел Никарагуа Томас Борхе. Но почему-то Штаты потом не стали громко требовать его выдачи.

Идея организовать наркотрафик через Никарагуа во время идущей там войны вообще выглядит странно. Ведь ПВО сандинистов могло бы сбивать непонятно чьи самолёты — как это делали с бортами, доставлявшими контрас оружие и снаряжение.

Уйти — чтобы вернуться

Пик боевых действий в Никарагуа пришелся на 1987-88 годы. Стало ясно, что война зашла в тупик, победить никто не может. И стороны смогли достичь соглашения о примирении!


Никарагуанские контрас, 1987 год
В 1990 году прошли выборы президента и Национальной Ассамблеи — с участием всех политических сил. Сандинист Даниэль Ортега проиграл, но и контрас тоже не выиграли. Во главе уставшей от войны страны стала умеренный политик Виолетта Чаморро. Она — вдова оппозиционера, с убийства которого и началось восстание против Сомосы.

После смены власти Никарагуа скорректировала политический курс, повернув вправо. Была отменена всеобщая воинская повинность, армия сокращалась в несколько раз.

Сандинисты ушли от власти в результате выборов, но впоследствии таким же образом вернулись! Правда, они изменились — в их программе произошел сдвиг к традиционным ценностям.

Даниэль Ортега возглавил страну в 2006 году, а затем ещё два раза выигрывал выборы.


Даниэль Ортэга
На это несколько нервно отреагировали на Москитовом берегу, где YATAMA продолжает бороться с центральными властями за автономию.

А какова была реакция бывших партизан, воевавших в 80-е против СНФО и Даниэля Ортеги? В их среде произошёл раскол. Хотя вождь революции вернулся к власти демократическим путем, в стране оживилось движение «реконтрас», и вновь появились отдельные вооружённые отряды, начавшие войну с правительством.

А большая часть контрас, объединившихся в Партию никарагуанского сопротивления, в нулевые сделала крутой разворот… и примкнула к сандинистам. Видимо, на почве неприятия либеральных ценностей.

Михаил Поликарпов

Политический маятник в Латинской Америке качнулся. «Левые проекты» теряют популярность, и к власти приходят проамериканские лидеры. А как сложилась судьба Никарагуа, где победили сандинисты? На карте Центральной Америки затерялась небольшая страна Никарагуа. Правда небольшая она только на глобусе — на её территории (129 тыс. кв. километров) спокойно уместится две Боснии (51 тыс. кв. километров), и ещё останется место для какой-нибудь Албании. Сомоса: профессиональное заболевание диктаторов В 1934 году генерал Анастасио Сомоса во время переговоров захватил, а затем расстрелял Аугусто Сандино, который боролся против американской оккупации страны. Клан Сомосы пришёл к власти, и с тех пор Никарагуа стала страной «активной контрреволюции». Именно здесь был плацдарм для нападения на Кубу в 1961 году. Никарагуанские войска участвовали и в американской интервенции в Доминиканскую республику в 1965 году. Анастасио Сомоса Что касается внутренней политики Сомосы, то один политик, возглавлявший соседнее государство в 70-е, с иронией заметил: «Где в Центральной Америке легче всего построить социализм? В Никарагуа. Достаточно просто национализировать имущество Сомосы». Как в воду смотрел. Второй сын Сомосы, тоже Анастасио, в какой-то момент перестал видеть берега. Это профессиональное заболевание латиноамериканских диктаторов — ранее его перенес Рафаэль Трухильо в Доминиканской республике. И вот в 1978 году, после убийства оппозиционера Педро Чаморро, в Никарагуа началось восстание, переросшее в гражданскую войну. Не получив военной поддержки от США, диктатор, набив «Боинг» ценностями, родственниками и верными друзьями, покинул страну. Оставшись без Сомосы, руководители силовиков вскоре разбежалось, и в июле 1979 года повстанцы-сандинисты заняли Манагуа. Точку в биографии Сомосы поставил меткий выстрел из гранатомета в 1980 году. Случилось это в Асунсьоне (Парагвай), где диктатор нашёл, как он полагал, тихую и надежную гавань. Мнение. РПГ-7. Исправляем историю. Последняя поездка Сомосы Разноцветные контрас Но спокойствие в Никарагуа не наступило. Там возникли группировки, воевавшие с Сандинистским фронтом национального освобождения (СФНО), и получившие известность как «контрас». Но считать их всех ярыми сомосистами либо «наемниками мирового империализма» было бы сильным упрощением. Лидеры северных контрас действительно были «старорежимными», но уже среди командиров нижнего звена было много крестьян, недовольных нововведениями СФНО, хотя и ненавидевших Сомосу. «Северные» окопались в Гондурасе и воевали при поддержке вооружённых сил этой страны. В рядах южных контрас, окопавшихся в 1982 году в Коста-Рике, были и ультралевые, бывшие сандинисты. А на востоке страны, на Москитовом берегу, действовала YATAMA. В этой группировке воевали партизаны-индейцы. Они боролись за свою автономию — им вообще не нравилось, что власти в Манагуа, будь-то Сомоса или Ортега, вмешиваются в их дела. Если рисовать этот мир в привычных для нас цветах, северные контрас были «белыми», восточные — «зелёными», а среди южных было немало «красных». США снабжали повстанцев и координировали их действия. Это была необъявленная война, поскольку конгресс не разрешил её финансирование. Поэтому и понадобились хитроумные схемы, вроде «Иран-контрас», куда был вовлечен подполковник морской пехоты Оливер Норт. К 1985 году США добились объединения повстанческих группировок, по крайней мере — формально. Но никакие районы в Никарагуа контрас так и не смогли поставить под свой устойчивый контроль, чтобы объявить о создании своего правительства. СФНО воевал тоже не в гордом одиночестве. Ему помогали Советский Союз и Куба — как оружием, так и военными специалистами. «Сделано в Америке»: что осталось за кадром В ходе этой войны над Никарагуа летали чьи-то самолёты и вертолёты, которые эпизодически сбивали. Так, 5 октября 1986 года был сбит самолет С-123, доставлявший контрас оружие и снаряжение. Выживший член экипажа, американец, подтвердил, что работал на ЦРУ. Считается, это — тот самый C-123 «The Fat Lady» , на котором ранее летал Барри Сил. Справка. Барри Сил — легендарный американский летчик-контрабандист, который вел тройную игру, доставляя в США кокаин Медельинского картеля и работал на ЦРУ, а затем и на Управление по борьбе с наркотиками. Он стал главным героем фильма «Сделано в Америке». Правда, в этом фильме авторы многого не рассказали. Да и Барри на себя не похож. Настоящий лётчик весил 130 кило, поэтому колумбийцы между собой называли его не только El Pajarito («Птичка»), но и El Gordo («Тостяк»). Его, скорее, должен был играть жизнерадостный Джеймс Гандольфини, а не подтянутый Том Круз. Пилот засветился после публикации в одной американской газете — возможно, информацию о нём слил Оливер Норт. Этот офицер стремился доказать, что наркобизнесом занимаются и власти Никарагуа. Барри Сил Американский судья, судивший Барри Сила за ввоз наркотиков, оставил его на свободе, но при этом фактически подписал смертный приговор. С лётчика сняли охрану, и в течение шести месяцев он должен был ночевать в общежитии «Армии спасения». 19 февраля 1986 года это сделало его хорошей мишенью для прибывших из Колумбии sicarios. Картель высоко оценил пилота: полмиллиона за мёртвого и миллион за живого. Не покидает ощущение, что слишком много знавшего лётчика специально подставили под пули. Неясного в этой истории вообще хватает. Барри сделал фото, где вместе с колумбийскими наркодельцами в кадр попал министр внутренных дел Никарагуа Томас Борхе. Но почему-то Штаты потом не стали громко требовать его выдачи. Идея организовать наркотрафик через Никарагуа во время идущей там войны вообще выглядит странно. Ведь ПВО сандинистов могло бы сбивать непонятно чьи самолёты — как это делали с бортами, доставлявшими контрас оружие и снаряжение. Уйти — чтобы вернуться Пик боевых действий в Никарагуа пришелся на 1987-88 годы. Стало ясно, что война зашла в тупик, победить никто не может. И стороны смогли достичь соглашения о примирении! Никарагуанские контрас, 1987 год В 1990 году прошли выборы президента и Национальной Ассамблеи — с участием всех политических сил. Сандинист Даниэль Ортега проиграл, но и контрас тоже не выиграли. Во главе уставшей от войны страны стала умеренный политик Виолетта Чаморро. Она — вдова оппозиционера, с убийства которого и началось восстание против Сомосы. После смены власти Никарагуа скорректировала политический курс, повернув вправо. Была отменена всеобщая воинская повинность, армия сокращалась в несколько раз. Сандинисты ушли от власти в результате выборов, но впоследствии таким же образом вернулись! Правда, они изменились — в их программе произошел сдвиг к традиционным ценностям. Даниэль Ортега возглавил страну в 2006 году, а затем ещё два раза выигрывал выборы. Даниэль Ортэга На это несколько нервно отреагировали на Москитовом берегу, где YATAMA продолжает бороться с центральными властями за автономию. А какова была реакция бывших партизан, воевавших в 80-е против СНФО и Даниэля Ортеги? В их среде произошёл раскол. Хотя вождь революции вернулся к власти демократическим путем, в стране оживилось движение «реконтрас», и вновь появились отдельные вооружённые отряды, начавшие войну с правительством. А большая часть контрас, объединившихся в Партию никарагуанского сопротивления, в нулевые сделала крутой разворот… и примкнула к сандинистам. Видимо, на почве неприятия либеральных ценностей. Михаил Поликарпов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!