Беспилотный «Охотник» — загоризонтный разведчик - «ДНР и ЛНР»

  • 20:05, 10-авг-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Гавриил
  • 0

В России проведены первые лётные испытания тяжёлого беспилотного летательного аппарата «Охотник». Судя по показанной министерством обороны видеозаписи, машина может стать инструментом для отработки технологий следующих поколений лётной техники




Кадры первого полёта «Охотника» завораживают, хоть во всей видеозаписи, в общем, всего четыре смысловых отрезка: взлёт, вираж, пролёт над камерой, когда аппарат виден как бы в плане, и посадка. Как показалось некоторым специалистам, жестковатая. Ну так и пилота-аса в кабине не было — беспилотник.


Но в целом красивая картина, заставляющая подумать о чём-то среднем между хищным орлом и летающей тарелкой. И, конечно, греет мысль, что и Россия теперь умеет создавать такие сложные машины. Особенно с перспективой того, что современная боевая и электронная техника вплотную приблизила мировую военную авиацию к пределу, за которым человек будет уже не в состоянии вести воздушный бой. Просто в силу того, что мозг его не будет успевать за меняющейся обстановкой, а тело не сможет выдерживать перегрузки при необходимых для выживания машины манёврах.


Правда, ложка дёгтя в такой бочке хороших впечатлений присутствует: наш геополитический конкурент, Соединённые Штаты Америки, подобных картинок со своими БПЛА насмотрелись раньше нас и вполне досыта. И даже успели закрыть проект с очень похожим на наш «Охотник» беспилотником Х-47В «Пегас».


Так что мы тут — сторона догоняющая. Формально — с 2012 года, когда началась разработка «Охотника». А по факту — с 2008-го, когда в ходе победоносной войны с Грузией выяснилось, что практиковавшееся в нашей авиации пренебрежение беспилотниками не только довольно сильно ограничивало возможности разведки, но и прямо привело к неоправданным потерям. Во всяком случае, использование дальнего бомбардировщика Ту-22М3 в качестве разведчика было не только слишком затратным решением, но и закончилось его сбитием и гибелью трёх и пропажей без вести одного членов экипажа. Дороговатый размен, когда уже в то время существовали относительно недорогие разведывательные беспилотники, способные получать те же результаты без риска для людей.


Что такое «Охотник»


Проект засекречен довольно густо даже по меркам очень эффективно закрытого отечественного оборонно-промышленного комплекса. Те, однако, данные, что были обнародованы, показывают С-70 «Охотник» как тяжёлый ударный беспилотный летательный аппарат массой в 20 тонн, дальностью до 5000 км и скоростью около 1000 км/ч. Впрочем, по последнему показателю высказываются сомнения: форма аппарата в виде «летающего крыла» теоретически допускает и более продвинутые скоростные характеристики. А судя по соплу и факту, что проект разрабатывается в фирме «Сухой», можно допустить, что в качестве двигателя в машине используется что-нибудь из охотно используемых там семейств АЛ-31Ф или Ал-41Ф. А то и так называемое «Изделие 30» — двигатель «второго этапа» для Су-57. Во всяком случае, это было бы оправданно с экономической точки зрения: массовость и унификация здорово удешевляют стоимость каждой единицы изделия.


Да к тому же различные источники практически в унисон говорят, что «Охотник» во многом унифицирован с Су-57, а на летающем прототипе этого истребителя — Т-50-3 — проверяется часть бортового оборудования для С-70.


По открытым же данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» для нового БПЛА разрабатывались система автоматического управления, система контроля и диагностики бортового оборудования, аппаратура сопряжения с общеобъектовым оборудованием, инерциально-спутниковая навигационная система и прочие управляющие комплексы. Вряд ли при таком внимании к электронике были не замечены системы радиоэлектронной борьбы и подавления, а также радиолокационная техника на чём-нибудь связанном как минимум с фазированными решётками, если вовсе не с радиофотонными технологиями.


Перспективы


В этом смысле можно полагать, что «Охотник» на деле — аппарат разведывательного назначения. Только не в прямом военном смысле. Потому что термин «ударный» означает наличие у летательного аппарата бомбо-ракетного вооружения с соответствующим предназначением. Нет, тут, судя по всему, «разведка» предполагается несколько другая. Загоризонтная, но в смысле взгляда за горизонты нынешних технологий. Сразу через поколение.


Поэтому сопряжённость «Охотника» с Су-57, истребителем пятого поколения, вкупе с фактом, что в разработке обоих изделий должны принимать участие одни и те же конструкторы, явно указывает на то, что едва ли прошедшие семь лет затрачены только на прохождение по американским следам. Да к тому же в ложном направлении, если учесть, что американцы с этого пути сошли, сделав только два «Пегаса».


Что же могло — а точнее, должно — в этих видах разрабатываться?


Прежде всего, конечно, то, что следует из самого определения «беспилотный». Одно дело — запустить ящик на двух-четырёх пропеллерах с камерой внутри. Другое — боевой аппарат ударного назначения, способный найти цель, поразить её, по пути уклоняясь от вражеского противодействия и преодолевая вражескую РЭБ и попытки перехватить над собой контроль. Короче говоря, быть тем же, что современный самолёт, только без управляющего человеческого разума внутри.


Иными словами, неизбежны попытки отработки возможностей искусственного интеллекта для подобного аппарата. А значит, и нейросетей, способных фильтровать и анализировать получаемую информацию и обучаться на этой базе.


Сложная задача. Для 6-го, а то и 7-го поколения.


Далее, согласно заявлениям военных, основными задачами С-70 пока ставятся ведение разведки и радиоэлектронное подавление. Это означает новейшее материаловедение и последнее слово не только в радиоэлектронике, но и, вероятно, в лазерной технике. В конце концов, ничто так успешно не подавляет электронику противника, чем её плавление под действием высоких температур.


Это также, безусловно, новые системы навигации. Опора на спутники — да, она будет присутствовать. Но западные коллеги уже сегодня жалуются, что какой-то злоумышленник научился сбивать с толку и панталыку их систему GPS. Правда, это секрет только для тех, кто ни разу не пользовался автомобильным навигатором возле Кремля, но факт остаётся фактом: спутники — не самый надёжный элемент навигационной системы. Тем более что их готовятся усиленно сбивать в случае наступления часа «Ч».


Значит, навигационные системы следующего поколения — необходимая и неизбежная задача.


И, наконец, вооружение. Подобного рода БПЛА — не только перспективный бомбардировщик, но и весьма удачный штурмовик, ежели его оборудовать хорошими пушками. Масса в 20 тонн просто умоляет задуматься над этим.


А теперь главное. Современные войны — сетецентрические войны. Такой же должна быть для них и боевая техника. Поэтому есть смысл предположить, что в схеме Су-57 — С-70 будут закладываться те же принципы, что заложены в танке Т-14 на платформе «Армата». А именно — не просто полный обзор, а использование беспилотников для наблюдения за полем битвы, активность противника и отслеживание угроз бронированному «суверену». Так что вполне можно представить себе не только Су-57, но и, скажем, перспективный авиакомплекс дальней авиации (ну и пусть он разрабатывается в «Туполеве»), вылетающий бомбить супостата в окружении роя увязанных с ним в одну сеть беспилотников. Охраняющих его, но и помогающих ему ровнять супостата с подповерхностным слоем земли.


Вот такая получается картинка будущего: рой жестоко жалящих беспилотников с искусственным интеллектом в каждом, объединённым в сеть с другими и управляемым единым разумом из аппарата-матки.


Главное, не слишком быстро вырваться в восьмое поколение, когда и в аппарате-матке человека заменит искусственный разум. А то вдруг оному человек станет и вовсе не нужен. А заточен этот разум для решения своих проблем только одним образом…


Ударным.


Александр Покровский, Царьград


Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки


В России проведены первые лётные испытания тяжёлого беспилотного летательного аппарата «Охотник». Судя по показанной министерством обороны видеозаписи, машина может стать инструментом для отработки технологий следующих поколений лётной техники Кадры первого полёта «Охотника» завораживают, хоть во всей видеозаписи, в общем, всего четыре смысловых отрезка: взлёт, вираж, пролёт над камерой, когда аппарат виден как бы в плане, и посадка. Как показалось некоторым специалистам, жестковатая. Ну так и пилота-аса в кабине не было — беспилотник. Но в целом красивая картина, заставляющая подумать о чём-то среднем между хищным орлом и летающей тарелкой. И, конечно, греет мысль, что и Россия теперь умеет создавать такие сложные машины. Особенно с перспективой того, что современная боевая и электронная техника вплотную приблизила мировую военную авиацию к пределу, за которым человек будет уже не в состоянии вести воздушный бой. Просто в силу того, что мозг его не будет успевать за меняющейся обстановкой, а тело не сможет выдерживать перегрузки при необходимых для выживания машины манёврах. Правда, ложка дёгтя в такой бочке хороших впечатлений присутствует: наш геополитический конкурент, Соединённые Штаты Америки, подобных картинок со своими БПЛА насмотрелись раньше нас и вполне досыта. И даже успели закрыть проект с очень похожим на наш «Охотник» беспилотником Х-47В «Пегас». Так что мы тут — сторона догоняющая. Формально — с 2012 года, когда началась разработка «Охотника». А по факту — с 2008-го, когда в ходе победоносной войны с Грузией выяснилось, что практиковавшееся в нашей авиации пренебрежение беспилотниками не только довольно сильно ограничивало возможности разведки, но и прямо привело к неоправданным потерям. Во всяком случае, использование дальнего бомбардировщика Ту-22М3 в качестве разведчика было не только слишком затратным решением, но и закончилось его сбитием и гибелью трёх и пропажей без вести одного членов экипажа. Дороговатый размен, когда уже в то время существовали относительно недорогие разведывательные беспилотники, способные получать те же результаты без риска для людей. Что такое «Охотник» Проект засекречен довольно густо даже по меркам очень эффективно закрытого отечественного оборонно-промышленного комплекса. Те, однако, данные, что были обнародованы, показывают С-70 «Охотник» как тяжёлый ударный беспилотный летательный аппарат массой в 20 тонн, дальностью до 5000 км и скоростью около 1000 км/ч. Впрочем, по последнему показателю высказываются сомнения: форма аппарата в виде «летающего крыла» теоретически допускает и более продвинутые скоростные характеристики. А судя по соплу и факту, что проект разрабатывается в фирме «Сухой», можно допустить, что в качестве двигателя в машине используется что-нибудь из охотно используемых там семейств АЛ-31Ф или Ал-41Ф. А то и так называемое «Изделие 30» — двигатель «второго этапа» для Су-57. Во всяком случае, это было бы оправданно с экономической точки зрения: массовость и унификация здорово удешевляют стоимость каждой единицы изделия. Да к тому же различные источники практически в унисон говорят, что «Охотник» во многом унифицирован с Су-57, а на летающем прототипе этого истребителя — Т-50-3 — проверяется часть бортового оборудования для С-70. По открытым же данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» для нового БПЛА разрабатывались система автоматического управления, система контроля и диагностики бортового оборудования, аппаратура сопряжения с общеобъектовым оборудованием, инерциально-спутниковая навигационная система и прочие управляющие комплексы. Вряд ли при таком внимании к электронике были не замечены системы радиоэлектронной борьбы и подавления, а также радиолокационная техника на чём-нибудь связанном как минимум с фазированными решётками, если вовсе не с радиофотонными технологиями. Перспективы В этом смысле можно полагать, что «Охотник» на деле — аппарат разведывательного назначения. Только не в прямом военном смысле. Потому что термин «ударный» означает наличие у летательного аппарата бомбо-ракетного вооружения с соответствующим предназначением. Нет, тут, судя по всему, «разведка» предполагается несколько другая. Загоризонтная, но в смысле взгляда за горизонты нынешних технологий. Сразу через поколение. Поэтому сопряжённость «Охотника» с Су-57, истребителем пятого поколения, вкупе с фактом, что в разработке обоих изделий должны принимать участие одни и те же конструкторы, явно указывает на то, что едва ли прошедшие семь лет затрачены только на прохождение по американским следам. Да к тому же в ложном направлении, если учесть, что американцы с этого пути сошли, сделав только два «Пегаса». Что же могло — а точнее, должно — в этих видах разрабатываться? Прежде всего, конечно, то, что следует из самого определения «беспилотный». Одно дело — запустить ящик на двух-четырёх пропеллерах с камерой внутри. Другое — боевой аппарат ударного назначения, способный найти цель, поразить её, по пути уклоняясь от вражеского противодействия и преодолевая вражескую РЭБ и попытки перехватить над собой контроль. Короче говоря, быть тем же, что современный самолёт, только без управляющего человеческого разума внутри. Иными словами, неизбежны попытки отработки возможностей искусственного интеллекта для подобного аппарата. А значит, и нейросетей, способных фильтровать и анализировать получаемую информацию и обучаться на этой базе. Сложная задача. Для 6-го, а то и 7-го поколения. Далее, согласно заявлениям военных, основными задачами С-70 пока ставятся ведение разведки и радиоэлектронное подавление. Это означает новейшее материаловедение и последнее слово не только в радиоэлектронике, но и, вероятно, в лазерной технике. В конце концов, ничто так успешно не подавляет электронику противника, чем её плавление под действием высоких температур. Это также, безусловно, новые системы навигации. Опора на спутники — да, она будет присутствовать. Но западные коллеги уже сегодня жалуются, что какой-то злоумышленник научился сбивать с толку и панталыку их систему GPS. Правда, это секрет только для тех, кто ни разу не пользовался автомобильным навигатором возле Кремля, но факт остаётся фактом: спутники — не самый надёжный элемент навигационной системы. Тем более что их готовятся усиленно сбивать в случае наступления часа «Ч». Значит, навигационные системы следующего поколения — необходимая и неизбежная задача. И, наконец, вооружение. Подобного рода БПЛА — не только перспективный бомбардировщик, но и весьма удачный штурмовик, ежели его оборудовать хорошими пушками. Масса в 20 тонн просто умоляет задуматься над этим. А теперь главное. Современные войны — сетецентрические войны. Такой же должна быть для них и боевая техника. Поэтому есть смысл предположить, что в схеме Су-57 — С-70 будут закладываться те же принципы, что заложены в танке Т-14 на платформе «Армата». А именно — не просто полный обзор, а использование беспилотников для наблюдения за полем битвы, активность противника и отслеживание угроз бронированному «суверену». Так что вполне можно представить себе не только Су-57, но и, скажем, перспективный авиакомплекс дальней авиации (ну и пусть он разрабатывается в «Туполеве»), вылетающий бомбить супостата в окружении роя увязанных с ним в одну сеть беспилотников. Охраняющих его, но и помогающих ему ровнять супостата с подповерхностным слоем земли. Вот такая получается картинка будущего: рой жестоко жалящих беспилотников с искусственным интеллектом в каждом, объединённым в сеть с другими и управляемым единым разумом из аппарата-матки. Главное, не слишком быстро вырваться в восьмое поколение, когда и в аппарате-матке человека заменит искусственный разум. А то вдруг оному человек станет и вовсе не нужен. А заточен этот разум для решения своих проблем только одним образом… Ударным. Александр Покровский, Царьград Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!