Преимущество соседства с Россией сводит на нет стремление Литвы к одобрению Америки - «ДНР и ЛНР»
- 00:14, 10-авг-2019
- ДНР и ЛНР
- Эрнест
- 0
Объемы торговли России и Литвы с советских времен традиционно определяются логистическими маршрутами, железные дороги идут от Москвы к портам Прибалтики, отмечает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. Но стремление к политическому одобрению США мешает Литве в полном объеме использовать преимущества соседства с Россией.
Торговля России и Литвы
Россия по-прежнему остается главным торговым партнером Литвы. Как сообщает Sputnik со ссылкой на департамент статистики, за последние полгода литовский экспорт в РФ вырос на 2,9%, составив 1,88 миллиарда евро, а российский импорт в Литву увеличился на 33,1% и составил 2,5 миллиарда евро.
Стоит отметить, что показатели экспорта в политически более близкие государства, в первую очередь Латвию и Польшу, оказались скромнее. В Латвию с января по июнь ушли товары литовского происхождения на сумму 1,3 миллиарда евро, а в Польшу на 1,2 миллиарда евро, что составило менее 10% от общего объема экспорта Литвы.
«Если посмотреть статистику времен СССР, то мы увидим, что объемы приграничной торговли между прибалтийскими странами и Польшей колеблются в тех же цифрах, как и сейчас, около 8-10% от всего экспорта. Традиционно сложилось так, что торговля Литвы развивалась параллельно с логистическими маршрутами, в первую очередь железнодорожным транспортом.
Железные дороги всегда шли от Москвы к портам Прибалтики. Они использовались для того, чтобы вывозить экспортные грузы и каким-то образом поддерживать экономику прибалтийских стран. В принципе эта схема сохраняется и сейчас, поэтому не вижу какого-то радикального изменения. Одно время ее пытались изменить сами страны Прибалтики, пытаясь активизировать торговые отношения со странами ЕС, но ситуация осталась прежней.
Еще один момент связан с традициями, так как по структуре промышленности Литва всегда оставалась более заметной, чем Латвия и Эстония, поэтому наши отношения развивались лучше, а объем торговли был больше, чем с другими прибалтийскими государствами», — объясняет Владимир Оленченко.
Слова эксперта подтверждают данные по загрузке портов Прибалтики, которая в предыдущие годы сокращалась усиленными темпами у Латвии и Эстонии, но не у Литвы. Как объяснял нам президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПбГУ Николай Межевич, наибольшее падение пришлось на Эстонию, для Латвии спад транзита характерен прежде всего для Рижского порта, а вот единственный в Литве порт Клайпеда наоборот показывает устойчивый рост.
Политические задачи и экономические контакты
Здесь стоит учитывать фактор Белоруссии, которая активно использует экспортные возможности портовых комплексов Литвы. При этом со стороны прибалтийских стран, в том числе Литвы, весьма опрометчиво при абсолютно дикой политической ангажированности рассчитывать на сохранение грузопотоков. Позиция России подразумевает, что враждебная политика предполагает весьма скромные экономические контакты.
«Политическое руководство, бизнес и население в Литве живут своей жизнью. Если бизнес и население настроены на поддержание нормальных добрососедских и взаимовыгодных отношений с России, то элита, к сожалению, руководствуется другими интересами. Такой подход обусловлен тем, что все ведущие руководящие посты в странах Прибалтики занимают импортированные политики, то есть выращенные за рубежом.
Прибалтика стремится получить одобрение и поддержку США в ответ на явную лояльность американскому курсу. Такие тенденции сохраняются и сегодня, что мешает Литве в полном объеме использовать преимущества соседства с Россией. В Штатах же пытаются использовать Прибалтику как раздражитель против России, но у населения и бизнеса таких настроений нет, отсюда и возникает диссонанс.
Пока литовский бизнес ищет варианты развития экономических отношений с Россией, проводит всевозможные конференции, на которых предлагает обсудить варианты развития отношений, политические круги и элита этому противится, насаждая лозунги о российской угрозе и создавая трудности для РФ на других международных площадках», — объясняет Владимир Оленченко.
Хотя в последнее время ситуация немного начала меняться. Например, впервые за десять лет состоялась встреча на высшем уровне президентов России и Эстонии. Как объяснили эксперты, Эстония, как и Литва, рассчитывает на более активное вовлечение России в развитие своей экономики, в первую очередь в загрузке транзита для экспорта российских товаров. Но для нас очень важно понимать, что Таллин не использует прибыль от транзита для дальнейшей милитаризации ситуации на российских границах, где строятся какие-то заграждения.
Андрей Петров, Экономика сегодня
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Комментарии (0)