Кризис в Греции: опять перезагрузка? - «ДНР и ЛНР»
- 12:01, 02-авг-2019
- ДНР и ЛНР
- Watson
- 0
В катастрофических показателях греческого государственного долга эксперты обвиняют политиков из Афин в безответственном поведении и в неправильных решениях, а также руководителей международных банков, жаждущих экстремально большого профита от кредитов для Греции.
Хотя лидер Коалиции радикальных левых СИРИЗА Алексис Ципрас уже все дела передал новому премьер-министру правоцентристского блока Греции Кириакосу Мицотакису, прогнозы не обещают особых изменений, несмотря на обещания правительства Мицотакиса.
В Греции после блестящих экономических успехов 60-х и 70-х, показатели экономического роста постепенно опустились. Некоторое время грекам удалось сохранить сравнительно высокий уровень жизни для себя, однако после кризиса в мировой экономике 2008 года Грецию стали называть «больным человеком Европы», поскольку падение GDP было одно из самых значительных в среде стран ЕС.
Греция была не единственная страна с такими результатами: её скоро догнали Португалия, Италия и Испания. В кулуарах финансовых структур ЕС эту четверку стран в Южной Европе стали называть пренебрежительно «PIGS» по инициалам их названия.
В это время некоторые эксперты приравняли показатели падения греческой экономики великим кризисом США 1929-33 гг.
До 2015 года реальные доходы населения Греции снизились до показателей 50% от аналогичных показателей Германии, хотя в 2009-ом году они были около 80% от немецких зарплат. Основной причиной кризиса был рост дефицита государственного бюджета, и в последствии катастрофический подъем государственного долга страны.
До кризиса 2008-года брутто госдолг Афины составлял 183% от GDP страны. Парламент сразу принял жесткие меры, от которых ожидалось снижение госдолга, но вопреки ожиданий в 2017-ом этот показатель всё еще остался около 180%. Эксперты сегодня предполагают, что до 2028 года брутто госдолг может снижаться до 135%, но для этого требуется принимать дальнейшие жесткие меры, прежде всего, ограничения социальных выплат. В Европейском Союзе этот показатель для членов-стран может быть максимум 60% от GDP данной страны, в случае превышения управляющие органы ЕС теоретически могут инициировать штрафные санкции, применяемые к этой стране.
Если обратиться к историческим показателям, Греция никогда не принадлежала к странам с жесткой экономической дисциплиной. В 1883-ем году, 4 года спустя после провозглашения независимости, и позже 1898-ом и 1912-ом годах она также потерпела крах государственного бюджета, а во время Второй мировой войны только немецкая оккупация предотвратила новый экономический крах греческого государства.
После войны, во избежание прихода коммунистов к власти, Афины получили значительную финансовую поддержку от западных кредиторов, этого хватило до середины 70-ых годов. Потом наступил, и с каждым годом рос, дисбаланс между доходами государства и возвратом полученных ранее кредитов несмотря на то, что некоторые кредиты «были прошены». В 90-ые годы ХХ века госдолг Греции составлял уже 100% от GDP страны.
Некоторые эксперты объясняют постоянные финансовые кризисы Греции низкой финансовой дисциплиной государственных структур страны. Дело в том, что политическую элиту возглавляют семейные кланы, которые присваивают значительные финансовые средства для себя из госбюджета взамен на политическую поддержку, а эти средства в итоге оказываются в частных карманах.
Несмотря на слабые показатели греческой экономики, в 1981-ом году страна была принята в Европейский Союз, а позже 2002-ом в зону евро. Европейские и североамериканские банки продолжали выдавать большие кредиты, обещающие солидную доходность для этих банков.
Причина таких больших кредитов может лежать в политической, а также экономической плоскостях.
Некоторые эксперты считают, что политической целю больших кредитов могло быть «желание вырвать Грецию из когтей коммунистов». Экономическая цель стала виды на чуть позже, когда «за списывание долгов» немецкие банки и промышленные концерны в 2010-17 годах заполучили самые лакомые куски греческой земли: порты, заводы, банки. Аналогичные сценарии разыгрались в Португалии и Испании в начале 80-ых прошлого века, или странах Восточной Европы в недалеком прошлом. Вступление этих стран в еврозону тоже имеет политическую подоплёку — вытянуть эти страны из-под снов окрепшего российского финансового влияния.
Тем не менее, в кризисе Греции ответственность западных финансовых структур тоже не мала.
Если какой-либо банк открывает значительные кредиты для любой неплатежеспособной страны, то при кризисе платежей ответственность также лежит на структурах и руководстве этого банка. Также возникает и вопрос к эффективности контроля финансовых механизмов ЕС.
За полученные кредиты и средства Грецию заставляли покупать дорогие и абсолютно ненужные системы вооружений немецкого, французского и американского производства.
Возникает еще один важный вопрос: Как могут люди в Греции пережить эти катаклизмы?
Ответ прост: Да никак. Из 11 миллионов греков более полумиллиона ушел работать в Западную Европу, прежде всего молодежь. Кто остался дома перебивается кое-как. Пенсии постоянно снижаются, качество медицинского обслуживания падает, соответственно смертность увеличивается, так живут, прежде всего, небогатые греки, поскольку привилегированная часть населения живет за рубежом, за пределами родины.
МВФ и Центральный Банк ЕС разработали план «спасения Греции», и в итоге, как выразился Янис Варуфакис, министр финансов Греции – «ЕС не Грецию, а большие европейские банки спасал».
Что может сделать новое, правоцентристское правительство Греции в этой сложной ситуации?
Они обещали снизить налоги и сборы для частных лиц и фирм, а также для кооперативных предприятий и поддержать экспорт греческой продукции. В области налогов это обещание реальное, поскольку левое правительство установило очень высокие налоги и сборы, исходя из того, что из-за низкой финансовой дисциплины мало кто будет платить налоги в бюджет страны. В последствие, бедные люди становились еще беднее, а «большие акулы» используя свои связи в чиновничьих структурах избегали налоги и сборы, или вывели свои доходы в оффшорные зоны.
Сегодня никто не может предсказать, каким успехом увенчаются попытки нового правительства Греции, но исходя из истории вековых кризисов страны, это может продолжаться, как и до сих пор. И это хороший пример для нового правительства той же Украины, у которого есть возможность тщательно изучать не только классическую историю эллинов, но и новейшие финансовые приключения Греции при переговорах с кредиторами Запада.
Миклош Кевехази, Венгрия
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Комментарии (0)