Белорусский флюгер поворачивает на Запад - «ДНР и ЛНР»
- 16:16, 14-июл-2019
- ДНР и ЛНР
- Клара
- 0
Граждане республики уже больше доверяют Евросоюзу, чем ЕАЭС во главе с вроде бы союзной Рсссией
Тревожный для Москвы сигнал: Евросоюз (ЕС) для граждан Белоруссии становится все более привлекательным политико-экономическим объединением. Чего нельзя сказать о возглавляемом Россией Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в который сама же Белоруссия и входит. Это показал проведенный на днях опрос общественного мнения.
Согласно данным исследования, уровень доверия к европейской структуре среди населения республики составляет на данный момент 51%. В то время как о доверии к Евразийскому союзу высказались лишь 48% опрошенных. Разрыв вроде бы незначительный. Тем не менее, еще год назад эти показатели совпадали — по 47%. А значит налицо неприятный для нашей страны дрейф единственного и вроде бы надежного союзника.
Кроме того, 36% респондентов дали ЕС положительную оценку. И еще 53% сказали, что относятся к нему нейтрально. В сумме это уже 89%. В то время как негативного мнения придерживаются лишь 10%.
Значительно выросло (по сравнению с 2018 годом — на 12%) и число тех, кто считает отношения Минска с Евросоюзом хорошими. Такого мнения придерживаются сейчас 62% участников опроса.
Еще один весьма показательный результат: 37% белорусов сказали, что им известно о программах поддержки, которую Европейский Союз оказывает их стране в сферах культуры, образования и общественной жизни.
Стоит отметить, что исследование общественного мнения проводилось в рамках проекта Евросоюза «Восточное соседство ЕС». Подобные опросы регулярно (с 2016 года) проводятся во всех странах «Восточного партнерства», которое включает в себя Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. С их помощью социологи ЕС оценивают общее восприятие странами-партнерами европейских ценностей, а также изучают предпочтительные источники информации среди населения, как они относятся к текущей ситуации в своей стране и их ожидания будущего.
И тут трудно не заметить, что белорусы с недавних пор все чаще «поглядывают» в противоположную от России сторону. Тем же курсом давно следует и Украина. Пойдет ли по тому же маршруту Белоруссия — пока вопрос… Но, если верить европейской социологии, сторонники сближения с Россией останутся там скоро в меньшинстве.
— Хотел бы заметить, что в Белоруссии вся социология, кроме государственной, запрещена — то есть, никакие независимые центры проводить исследования в этой области не имеют права, — комментирует ситуацию политолог, эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец. — Поэтому серьезно я бы не доверял таким соцопросам, хотя тут есть определенная тенденция.
В любом случае, заказчик данного исследования, как мы знаем, из Европы. Ему явно необходимо было показать динамику в свою пользу. Иначе это означало бы, что «Восточное партнерство» в Белоруссии провалилось.
Но отчасти мне понятны настроения в республике, связанные с ростом позитивного восприятия деятельности Евросоюза по сравнению с ЕАЭС. И это, скорее, недоработка самого Евразийского экономического союза. Как эксперт, я, например, не вижу никакого серьезного позиционирования ЕАЭС в СМИ. В том числе — на территории Белоруссии. Бывают в прессе негативные оценки. А какой-то ожидаемой Москвой результативности нет.
Более того, ЕАЭС совершенно не работает с экспертным сообществом даже в странах своей деятельности. Работа с гражданским обществом, в отличие от «Восточного партнерства», тоже не ведется.
Да и в пиаре европейцы явно выигрывают. Я сам это часто наблюдал: «Восточное партнерство» открывает какую-то программу на миллион рублей. Но рекламы вокруг нее — на сто миллионов.
То есть, налицо серьезная недоработка и по линии Евразийского союза, и по линии Союзного государства, в котором Белоруссия и Россия состоят. В этой связи я бы хотел отметить еще одну особенность: два белорусских города находится географически на границе с Польшей. Поэтому граждане соседней с нами страны довольно часто ездят в Европу. Где, конечно, видят, как развивается Европейский союз. И многие, очевидно, мечтают подняться до такого уровня благосостояния. Не исключаю, что с этим связаны определенные ожидания и несколько приукрашенный образ, который формируется у многих белорусов в отношении Европейского союза.
Когда мы говорим о «мягкой силе» ЕС и Российской Федерации, то сравнение, однозначно не в нашу пользу. Условно говоря, пляски в кокошниках под балалайку, как это делается сейчас по линии Россотрудничества, вряд ли можно считать «мягкой силой». На мой взгляд, это банальный формализм. Но этим, к сожалению (или к счастью — для некоторых) и занимается в основном российский МИД.
«СП»: — А что, по-вашему, следует делать Москве?
— Нужно менять стиль работы. Чтобы и Россия позиционировала позитивный, современный образ. Чтобы наглядно показывала свои лучшие результаты. Ведь в Белоруссии, например, мало кто знает о достижениях Москвы в области информационных технологий. Что в этом плане российская столица за последние несколько лет оставила далеко позади все крупные европейские города.
В Белоруссии граждане ничего не знают про это. Не знают и о многих других вещах, на которые следовало бы обращать внимания, чтобы у людей формировался положительный образ РФ. Но никто, к сожалению, этим не занимается.
То же самое касается и трека по студенческому обмену. К сожалению, Белоруссия единственная страна на европейском пространстве, где законодательно не разрешены двойные дипломы. Естественно, это ограничивает возможности выбора для белорусской молодежи. Они при прочих равных условиях едут учиться в соседнюю Польшу. Там поступают в местные вузы. После чего получают еще польскую стипендию и другие льготы.
В рамках Союзного государства (я уже не говорю: в рамках ЕАЭС) ничего подобного нет. Нет никаких программ по обмену студентами наподобие европейской программы ERASMUS+. Это сказывается на общей динамике развития.
«СП»: — Но тут, видимо, необходимо обоюдное желание не только Москвы, но и Минска. Разве нет?
— Разумеется. Вот в будущем году — с 1 января 2020-го — к Белоруссии как раз переходит председательство в Евразийской комиссии. У самих белорусских властей будет возможность сформировать новый образ ЕАЭС. Они постоянно критикуют Евразийский союз. Теперь смогут поработать над созданием реально позитивного образа этой интеграционной структуры.
Задача — амбиционная. Потому что сейчас это совершенно непонятный «монстр» для бизнеса и для обычных людей. Они не понимают, что это такое? Зачем это нужно? К тому же, когда глава белорусского государства критикует ЕАЭС, он, таким образом, сам этот негативный образ создает и поддерживает.
При этом напомню, что и с Европейским Союзом у Белоруссии до сих пор не подписано базовое соглашение о сотрудничестве. У всех есть, а у Минска — нет.
Белорусские граждане платят самую высокую стоимость за визы в страны ЕС. И будут платить еще больше, если их власти не подпишут соглашение.
Министр иностранных дел РБ Макей который год обещает упрощенный визовый режим. Но пока все на уровне устных заявлений. Никакого серьезного продвижения в этом вопросе у Минска нет. И это, конечно, создает определенный негативный фон для Европейского Союза.
Но в политическом плане я не вижу пока какой-то серьезной тенденции, указывающей на перевод в Белоруссии стрелок в сторону ЕС. Потому что встает вопрос: а кто будет платить за это действо? Кто будет содержать Белоруссию?
Мы знаем, насколько серьезные дотации со стороны Москвы идут в область энергетики республики. Российский рынок открыт для белорусских компаний. А вот готов ли Евросоюз открыть свой рынок для белорусских товаров? Я совсем не уверен…
К тому же, есть пример Украины. Мы видим, как европейцы «открыли» свой рынок для этой страны. Как это в итоге привело к катастрофическому падению экономики страны. И к тому, что рабочая сила с Украины просто побежала в восточные страны ЕС. В Польшу — в первую очередь. Естественно, Польша от этого только выиграла, потому что украинцам не нужно платить пособия и прочие социальные блага давать. Но Украина то на глазах деградирует!
Если на Западе такой же путь предлагают и Белоруссии, то это путь в никуда. Это путь саморазрушения. При этом очевидно, что Минску необходимо как можно быстрее восстанавливать отношения с ЕС, развивать и углублять их. Но я не вижу, чтобы это происходило.
«СП»: — Поясните…
— Главным инвестором республики остается Российская Федерация. Очередь из инвесторов европейских в Белоруссию не стоит. Потому что есть там определенные политические риски и риски экономического характера.
Да, с Лукашенко сняли запрет на въезд в европейские страны. Но часто он ездит туда? Ему, вроде как, сказали, что можно приезжать. Но его там никто не ждет. Это тоже важно понимать.
«СП»: — На будущей неделе, 18 июля, Владимир Путин и Александр Лукашенко встретятся в Петербурге, чтобы, как ранее было заявлено, обсудить интеграционные процессы. Стоит ли ждать какого-то прорыва от этих переговоров?
— Собственно, встреча лидеров России и Белоруссии приурочена к Форуму регионов двух стран, который пройдет в Северной столице. Но я думаю, концептуально на ней будет обсуждаться будущее Союзного государства.
В этом году исполнилось 20 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Есть ожидания лидеров относительно того, что и как будет развиваться. Но есть и серьезные моменты, в том числе — политические и экономические, которые они должны обсудить.
Так что, безусловно, эта встреча будет полезной. Но результаты её мы увидим через несколько месяцев, когда будет, наконец, подписана «дорожная карта» о развитии Союзного государства. И когда будут определены контуры дальнейшего будущего двух стран.
Думаю, что как раз эти вопросы президенты будут обсуждать между собой. При этом заметно, что Лукашенко уже крайне недоволен теми предложениями, которые представила межправительственная рабочая группа. Поэтому разговор у них, по всей видимости, будет сложный. Источник
Комментарии (0)