Кто хозяин Ирака? - «ДНР и ЛНР»

  • 12:02, 07-июл-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Флора
  • 0

Американские объекты в Ираке подвергаются ракетным обстрелам


Со дня проведения предыдущих парламентских выборов (май 2018) новый депутатский корпус в Ираке более года не мог согласовать состав правительства. Камнем преткновения оставались ключевые посты министров обороны и внутренних дел. Наконец, 16 июня партия «Хикма», возглавляемая Омаром аль-Хакимом, объявила о переходе в оппозицию.
17 июня влиятельный шиитский лидер и глава блока «Саирун» Муктада ас-Садр заявил: «Я призываю все политические блоки поручить премьер-министру завершить процесс формирования кабинета в течение 10 дней. В противном случае у нас будет другая позиция».

Это была неприкрытая угроза вывести на улицы сотни тысяч протестующих. У М. ас-Садра есть такие возможности, хотя в блоке «Саирун» уже наметились разногласия. Так, руководство компартии Ирака признало, что совершило ошибку, примкнув к этому объединению накануне выборов.
Иракские коммунисты приобрели депутатский мандат, но потеряли гораздо больше – решение примкнуть к блоку, основанному на религиозном национализме, вызвало отторжение не только среди тех членов партии, кто стоит на позициях марксизма-ленинизма, но и тех, кто выступает за светский характер государства и не приемлет разделения на основании веры, племени либо общины.

Жёсткое предупреждение возымело действие, и 24 июня парламент вплотную приблизился к доукомплектованию правительства – были согласованы руководители силового блока (МО, МВД и Минюст), вакантной остаётся лишь должность министра образования.

Министром юстиции стал курд Фарук Ямин аш-Шауани. Наблюдатели оценили это назначение как уступку Багдада в плане нормализации отношений с Эрбилем, но большинство сошлось во мнении, что это формальный шаг, поскольку данное ведомство лишено реальных рычагов влияния.

Министерство обороны возглавил 52-летний суннит, уроженец Багдада Наджах аш-Шаммари. Он профессиональный военный, окончил военное училище в 1987 году. Служил на различных командных и штабных должностях: был командиром бригады спецназа, в 2004-2009 гг. командовал оперативной дивизией особого назначения, затем являлся заместителем командующего силами по борьбе с терроризмом, занимал руководящие посты в МО, имеет звание генерал-майора. В 2018 году был уволен с военной службы по собственному желанию.

Главой МВД стал шиит Ясин аль-Ясери, имеющий большой опыт работы в этой организации. Он поступил на службу в полицию ещё в 1979 году, но основная часть его карьеры связана с научно-преподавательской деятельностью. Имеет степень доктора юридических наук, автор многих работ в области юриспруденции. Преподавал в полицейском колледже, занимал посты начальника паспортно-визового управления в нескольких провинциях, а затем руководил соответствующим Главным управлением МВД. До назначения на пост главы МВД являлся советником министра.

Главной интригой стало решение Верховного главнокомандующего, премьер-министра Ирака А. Абдель Махди интегрировать формирования шиитского «народного ополчения» в состав вооружённых сил. Согласно этому решению, не будет никакой разницы между ополченцами и военнослужащими национальной армии с точки зрения их обязанностей и правил поведения.
Ранее ополченцев уже приравняли к военнослужащим в части денежного довольствия, тылового снабжения и льгот участникам боевых действий. Премьер поклялся считать незаконными любые вооружённые группировки «народного ополчения», действующие под руководством «Хашда аш-Шааби», если они будут нарушать армейский устав, и здесь возникают вопросы.

Формирования «народного ополчения» были созданы в 2014 году по указу верховного шиитского лидера Ирака Али Систани для борьбы с ИГ [организация запрещена в РФ], когда армия была полностью деморализована. После того как в конце 2016-го в Багдаде объявили о победоносном завершении операций и ликвидации ИГ, встал вопрос о статусе «ополчения».
С юридической точки зрения эти вооружённые отряды соответствуют определению «незаконное вооружённое формирование» – они не предусмотрены никакими законодательными актами, подчиняются только своим полевым командирам и многократно обвинялись в совершении преступлений, особенно в суннитских районах.

Каждая шиитская партия, организация, движение и проч. считали своим долгом иметь собственную силовую составляющую. За год-два эти структуры почти сравнялись по боевым возможностям с регулярной армией – у них под ружьём десятки тысяч человек, на вооружении имеются РСЗО, полевая артиллерия, бронетехника, включая танки, современные средства связи и т. д. Переподчинять кому бы то ни было свои «карманные армии» их лидерам не захочется.

Так, Муктада ас-Садр решение премьер-министра поначалу приветствовал и даже выразил готовность распустить свою армию «Роты мира», но затем выразил сомнения. Немудрено – именно боевики «рот мира» расстреляли на своем блокпосту в районе г. Тикрит генерала, командира бригады охраны премьер-министра! И вооружённых стычек между «ополченцами» и армией насчитывается уже не один десяток….

Между тем радикальные шиитские организации, не скрывающие проиранской ориентации и антиамериканизма, не упустили возможности продемонстрировать мускулы и напомнить о себе и в момент очередного обострения отношений между США и ИРИ. Американские спецслужбы были в курсе этих намерений – ещё в начале мая американское посольство в Багдаде потребовало эвакуировать из страны всех граждан США, кроме «критически необходимых». Однако действительность превзошла их ожидания.
В период с 16 по 19 июня обстрелам с использованием 122-мм неуправляемых ракет подверглись несколько крупных объектов, где работают американские специалисты. Удары были нанесены по военной базе «Таджи» в 30 км севернее Багдада и дважды по авиабазе «Баляд» в провинции Салах эд-Дин (примерно в 120 км севернее Багдада). Кроме того, были обстреляны штаб американских войск в Мосуле на севере Ирака и лагерь нефтяников «Бурджесия» рядом с Басрой на юге страны, где проживали сотрудники ExxonMobil. Обстрелы были организованы из одного центра.

«Послание» дошло до адресата – американцы немедленно приступили к эвакуации с авиабазы «Баляд» более 400 гражданских сотрудников из компаний Lockheed Martin Corp и Sallyport Global. На этом объекте, где базируются поставленные из США истребители-бомбардировщики F-16, останется лишь ограниченный персонал, необходимый для обслуживания самолётов. Также эвакуируются из Басры все американские сотрудники ExxonMobil, их спешно вывозят...

Несмотря на все утверждения центральных властей о нормализации обстановки, реальная картина выглядит иначе. 21 июня в результате террористического акта (подрыв смертника в шиитской мечети) в Багдаде погибли по меньшей мере семь человек, ещё 20 человек получили ранения.
28 июня правительство Бахрейна отозвало своего посла в Ираке после того, как толпа численностью около 200 человек ворвалась в диппредставительство и сорвала флаг, заменив его на иракский и палестинский, а также сожгла флаги Израиля. Причиной бесчинств был назван протест против того, что США провели в Манаме семинар по израильско-палестинским отношениям.
Премьер Ирака заявил, что безопасность дипломатических миссий является «красной линией» и он уже отдал необходимые указания, чтобы предотвратить повторение нападений.

В Иракском Курдистане в результате выборов сменилось руководство – новым президентом автономии стал бывший премьер Нечирван Барзани, а его на этом посту сменил Масрур Барзани, ранее возглавлявший Совет безопасности. Формирование нового правительства должно завершиться к 12 июля.
Первый визит президент автономии нанёс в соседнюю Турцию, где провёл переговоры с Р. Эрдоганом. При этом накануне Багдад официально разрешил турецкой армии проводить боевые операции против турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК), в глубине территории Иракского Курдистана.
Только за последние недели наземные и воздушные удары привели к десяткам жертв среди гражданского населения в Кандиле, в других пограничных районах Курдистана и даже в провинции Эрбиль. Ответом стало создание Сил защиты Южного Курдистана, связанных с РПК, но представитель регионального правительства заявил, что именно «РПК является причиной иностранного вмешательства в Курдистане». Единство курдов пока остаётся для них недостижимым.

А в Басре, столице нефтедобывающей отрасли Ирака, продолжаются демонстрации против плохих условий жизни. 25 июня протестующие мирно собирались у офиса губернатора, требуя предоставления электроснабжения и других коммунальных услуг. Несколько дней спустя они предприняли попытку ворваться в резиденцию, но полиция применила слезоточивый газ и спецсредства.
Произошли столкновения, несколько человек были госпитализированы, десятки арестованы. Толпу удалось разогнать, но это не решение проблем, и продолжение последует. По мнению экспертов, если «улучшения» будут и далее проходить нынешними темпами, Ираку потребуется не один десяток лет, чтобы поднять уровень жизни населения до показателей 1980 года.

В русском языке есть пословица: «У семи нянек дитя без глаза». Арабский аналог применительно к данной ситуации звучит точнее: «Если одно блюдо готовят несколько поваров, оно непременно подгорит».

Антон Веселов

Американские объекты в Ираке подвергаются ракетным обстрелам Со дня проведения предыдущих парламентских выборов (май 2018) новый депутатский корпус в Ираке более года не мог согласовать состав правительства. Камнем преткновения оставались ключевые посты министров обороны и внутренних дел. Наконец, 16 июня партия «Хикма», возглавляемая Омаром аль-Хакимом, объявила о переходе в оппозицию. 17 июня влиятельный шиитский лидер и глава блока «Саирун» Муктада ас-Садр заявил: «Я призываю все политические блоки поручить премьер-министру завершить процесс формирования кабинета в течение 10 дней. В противном случае у нас будет другая позиция». Это была неприкрытая угроза вывести на улицы сотни тысяч протестующих. У М. ас-Садра есть такие возможности, хотя в блоке «Саирун» уже наметились разногласия. Так, руководство компартии Ирака признало, что совершило ошибку, примкнув к этому объединению накануне выборов. Иракские коммунисты приобрели депутатский мандат, но потеряли гораздо больше – решение примкнуть к блоку, основанному на религиозном национализме, вызвало отторжение не только среди тех членов партии, кто стоит на позициях марксизма-ленинизма, но и тех, кто выступает за светский характер государства и не приемлет разделения на основании веры, племени либо общины. Жёсткое предупреждение возымело действие, и 24 июня парламент вплотную приблизился к доукомплектованию правительства – были согласованы руководители силового блока (МО, МВД и Минюст), вакантной остаётся лишь должность министра образования. Министром юстиции стал курд Фарук Ямин аш-Шауани. Наблюдатели оценили это назначение как уступку Багдада в плане нормализации отношений с Эрбилем, но большинство сошлось во мнении, что это формальный шаг, поскольку данное ведомство лишено реальных рычагов влияния. Министерство обороны возглавил 52-летний суннит, уроженец Багдада Наджах аш-Шаммари. Он профессиональный военный, окончил военное училище в 1987 году. Служил на различных командных и штабных должностях: был командиром бригады спецназа, в 2004-2009 гг. командовал оперативной дивизией особого назначения, затем являлся заместителем командующего силами по борьбе с терроризмом, занимал руководящие посты в МО, имеет звание генерал-майора. В 2018 году был уволен с военной службы по собственному желанию. Главой МВД стал шиит Ясин аль-Ясери, имеющий большой опыт работы в этой организации. Он поступил на службу в полицию ещё в 1979 году, но основная часть его карьеры связана с научно-преподавательской деятельностью. Имеет степень доктора юридических наук, автор многих работ в области юриспруденции. Преподавал в полицейском колледже, занимал посты начальника паспортно-визового управления в нескольких провинциях, а затем руководил соответствующим Главным управлением МВД. До назначения на пост главы МВД являлся советником министра. Главной интригой стало решение Верховного главнокомандующего, премьер-министра Ирака А. Абдель Махди интегрировать формирования шиитского «народного ополчения» в состав вооружённых сил. Согласно этому решению, не будет никакой разницы между ополченцами и военнослужащими национальной армии с точки зрения их обязанностей и правил поведения. Ранее ополченцев уже приравняли к военнослужащим в части денежного довольствия, тылового снабжения и льгот участникам боевых действий. Премьер поклялся считать незаконными любые вооружённые группировки «народного ополчения», действующие под руководством «Хашда аш-Шааби», если они будут нарушать армейский устав, и здесь возникают вопросы. Формирования «народного ополчения» были созданы в 2014 году по указу верховного шиитского лидера Ирака Али Систани для борьбы с ИГ _


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!