Что, если? Мир после того, как Америку открыли арабы - «ДНР и ЛНР»

  • 20:49, 06-июл-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Лада
  • 0

Мусульманские рынки, заполоненные краснокожими рабами. Война конкистадоров Эрнана Кортеса с майя и ацтеками, обращёнными в ислам и вооружёнными стальным оружием. Иной ход всей мировой истории, в котором США могли и не появиться вовсе. Таким мог быть мир, если бы Новый Свет открыли арабы, которые имели все шансы опередить испанцев.


Дар аль-Ислам

В испанском фильме 11-M, para que nadie lo olvide («11 марта: чтобы никто не забыл») арабский фанатик-террорист заявляет, что Канарские острова были частью халифата. Он ошибается. Действительно Канарские острова находились совсем рядом с арабскими владениями в Западной Африке. Но в состав халифата они не входили.


Справка. Канарские острова были известны римлянам. И название архипелага происходит от латинского слова canis — собака. Канарейки тут не причём.

В раннем Средневековье арабы были хорошими мореходами: в Средиземном море они захватили целый ряд островов (Кипр, Крит, Сицилию), также совершали удачные морские набеги на Прованс и Фессалоники.

Ещё более успешными были их экспедиции на восток. Поймав в паруса муссон, арабские корабли переплывали Индийский океан и добирались до Южного Китая. В Поднебесной уже в VIII веке была большая мусульманская торговая колония. Мир ислама распространялся в Азии на купеческих кораблях — именно так новая религия попала в Индонезию.

А вот Атлантика стала периферией арабского мира. До нас дошли описания некоторых арабских плаваний в Атлантику. В одном из них корабль застрял в водорослях. По одной из версий, арабы попали в Саргассово море.

Однако по каким-то причинам Канарские острова арабы не сочли интересными. Видимо, грабить там было нечего. Знали ли они об островах? Да! До нас дошли сведения, что арабы отправляли корабли к острову, откуда шёл дым. Видимо, его выдало извержение вулкана на острове Тенерифе.
Справка. Происхождение автохтонного населения Канарских островов остаётся загадкой. Вероятно, они были родственны берберам. Однако неясно, каким образом они оказались на островах, не имея традиций мореплавания.

В XIV веке арабский путешественник Ибн Баттута объехал весь исламский мир — от Марокко до Китая. И вернулся обратно. Дар аль-Ислам был огромен, но представлял единое целое.

Мир ислама — мир торговли. Караванные пути и торговля связывали уже в X веке самые отдалённые уголки Африки с Китаем — через Ближний Восток и Среднюю Азию. Обмен товарами и идеями шёл непрерывно между шанхайским и корейскими мусульманскими анклавами, Дели, Бухарой, Багдадом, Каиром, марокканским Фесом и африканским Тимбукту.

В это время у арабов Земля уже перестала быть плоской. Им осталось сделать только один шаг — проложить путь из Марокко в Китай, отправившись на запад. Технические возможности для такого путешествия были.


Самый западный оазис Востока

Уже в XIV веке до Магриба должны были дойти результаты «марагинской революции». Новые методы изучения неба и астрономических вычислений, изобретённые в Иране, пришлись бы ко двору берберийских султанов и малийских шейхов, пестовавших исламскую учёность и занятия математикой.

Какой бы вывод они сделали из этих открытий?

В XIV веке империя Мали начала бурно расширяться на юг и запад Западной Африки. Контролируя сахарскую торговлю золотом и солью, малийские правители сделали Тимбукту самым богатым и загадочным из городов пустыни. В XIV веке город был славен не только своими мечетями и караван-сараями, но и медресе (мусульманские учебные заведения, выполняющие функции средней школы и мусульманской духовной семинарии. — Прим.ред.), а также огромным — по анекдотическим данным — тридцатитысячным еврейским населением.
Обладая связями со своими единоверцами в Европе и Азии, евреи Мали внесли большой вклад в развитие местных наук. Не чурались они и торговли, накопив за несколько десятилетий огромные состояния и не менее огромные коллекции древних фолиантов и манускриптов.

Уже в XIII веке мансы — правители Мали вышли на атлантический берег и начали торговлю с марокканскими княжествами. На богатства империи зарились не только берберы, но и арабы. Мансы были богаты, амбициозны и вели постоянные войны с соседями.


Мусульмане первые в Новом Свете

Могли владыки Мали пройти мимо амбициозного предложения уплыть на запад, чтобы найти новый путь в Китай?

Кто бы сгодился на роль настолько дерзкого авантюриста? Быть может, еврей? Или христианин-ренегат, которого осенила идея найти новый путь и разбогатеть.

Мир ислама двигался торговлей и золотом. Новый путь в Китай сулил много золота и новые торговые пути. Быть может, тут авантюриста поддержали бы евреи Тимбукту. А может, это был бы берберийский пират, который решил рискнуть всем, что у него было (а было у него только чутьё, везение и смелость), и предложить торговой верхушке богатейшего города региона, малийского Гао, новый путь в Китай.

В любом случае малийские или берберийские флибустьеры, отплывшие на Запад в XIV веке, по пути открыли бы несколько архипелагов. Первыми на пути их дау (Лёгкое и прочное арабское судно с латинским парусным вооружением. — Прим.ред.) попались бы острова Кабо-Верде. Там они основали бы перевалочную базу. Откуда суда авантюристов плыли бы либо на север, в соответствии с имеющимися картами — это привело бы к завоеванию Канарских островов, — либо на юг.

Достигнув Анголы и убедившись, что уже и там есть мусульмане, которые знают о Китае, африканцам и берберам оставалось бы два пути. Сдаться, но это был не вариант. Или продолжить свой путь, забирая сильно на запад.

Морское путешествие на запад, в Китай и Японию, арабы вполне могли осуществить в XIV–XV веках, за век-полтора до испанцев. Прибыв на Карибы, они бы удивились — так же, как испанцы в конце XV века. Ибо там нет перца и корицы. Зато они нашли бы там новый товар.

Основав островные базы, арабы стали бы вывозить в Дар аль-Ислам краснокожих рабов. А обратив в ислам местных дикарей и имея фору в целый век, они бы, как минимум, смогли построить халифат на Кубе и Гаити. Там были бы каменные города с мечетями и банями. Крепости, оснащённые примитивными орудиями.

А вот успех их экспедиций на материк против ацтеков и майя под большим вопросом. Тут всё упирается во время.


Берберские пираты
Где-нибудь между первой третью и серединой XV века мусульмане открыли бы Бразилию. Вести о новой, неведомой земле вместе с краснокожими рабами, говорящими на незнакомых языках, и неизвестными птицами и зверями, привезёнными ко двору малийских или марокканских властителей, быстро разнеслись бы по всему Магрибу.
А после — дошли бы и до Китая. Берберийские пираты не упустили бы своего шанса: неведомые земли были заселены, а значит очень скоро на средиземноморских рынках появились бы массы краснокожих рабов.

К этому времени берберы неплохо бы обжились на Канарских островах. Приплыв вслед за малийцами, пираты выбили бы их и основали свои пиратские республики. Канары стали бы для них хорошей базой. Отсюда можно устраивать рейды на западноафриканское и иберийское побережья. Толпы новых рабов — белокожих и чернокожих — заполонили бы рынки Ближнего Востока и Италии.

Но порядочный пират стремится развить успех. Так берберийские пираты втянулись бы с империей Мали в соревнование за освоение Нового Света.

И теми, и другими двигала бы неуёмная жажда золота и новых рабов. Маховик межатлантической торговли только раскручивался, но уже бы привлёк внимание магрибинских суфийских братств. Не могли новые земли не стать Дар аль-Ислам.

Когда во второй половине XV века африканцы и магрибинцы покрыли бы сетью торговых факторий атлантическое побережье Бразилии, Колумбии и Венесуэлы и высадились бы на Карибских островах, по пятам за ними уже шли бы мусульманские братства. Не то для того, чтобы грабить, не то для того, чтобы обращать карибских и латиноамериканских индейцев в ислам.

Удалённость от родины и готовность жить своим умом, полагаясь только на себя — всё это положило бы начало массовому образованию новых карибских эмиратов.

Индейцы на Кубе или Гаити, на Багамах или Тринидаде к концу XV века оказались бы либо истреблены, либо проданы в рабство, либо обращены в ислам. Поскольку мусульманская цивилизация всегда делала упор на развитии городов и общественную гигиену, такие болезни, как оспа, чума, тиф так и не смогли бы выкосить население Карибского бассейна и Месоамерики.
Берберийские и африканские эмиры Карибов и атлантического побережья той же Колумбии оказались бы вынуждены не только воевать между собой, но и проводить более осторожную политику среди местных индейцев. У которых нашлось бы достаточно сил, чтобы периодически уничтожать подчистую непрошеных гостей.

В ответ на это магрибинцы и африканцы всё чаще прибегали бы к атлантической работорговле и стремились бы заселить новые земли своими единоверцами.


Испанцы идут по следам

Прослышав о том, что морос нашли на Западе какие-то сказочные земли, для завершения реконкисты туда бы отправились и испанские конкистадоры. И тут есть варианты.

Сценарий первый. Если арабы преуспели, то испанцы приплывут в Новый Свет, когда халифат уже не только на Кубе, но и в Мексике. И тут уже Эрнану Кортесу придётся воевать не против язычников, вооружённых обсидиановым оружием, а против краснокожих мусульман, у которых есть стальные мечи и кони. Шансы конкистадоров невелики.
Потока серебра, который позволил испанцам долго воевать в Европе и сдерживать османов, нет. В Европе побеждает Реформация. Рушатся феодальные пережитки. Но новым хищникам нужны колонии для грабежа. И тогда в Америку, попозже правда, отправятся уже протестантские флоты и армии.

А в Средиземноморье тем временем османы разбивают объединённый европейский флот при Лепанто и после очередной осады занимают Мальту. Побережье Италии пустеет. Кто не спрятался — я не виноват!, — вернее, оказывается на невольничьих рынках Османской империи.


Прибывшие в конце XV века европейцы застанут не только враждебные себе мусульманские государства, но и быстро развивающиеся торговые рынки. Генуэзцы и венецианцы, французы и испанцы, англичане и даже ирландцы — все они будут стремиться использовать торговлю и временные союзы с карибскими эмиратами как трамплин для проникновения в Америку. Впрочем, в этом случае она вряд ли будет так назваться.

Сможет ли Кортес завоевать империю Теночка? Скорее, он будет играть роль стратегически важного наёмника в разборках между ацтеками и государством Уэхоцинго, на стороне которого могут оказаться мусульманские «ланскнехты» африканского, карибского и того же европейского происхождения (или же христианские конкуренты).
Как и в случае с северо-восточной Африкой, втягивание месоамериканского побережья в торговлю с карибскими эмиратами и афро-мусульманскими торговыми факториями познакомит майя, ацтеков и другие народы региона со стальным оружием, лошадьми и новыми приёмами войны. Впрочем, не стоит исключать и того, что к концу XV века часть мусульманских колоний просто отложится от африканской родины, чтобы попытаться самим основать свою империю или султанат.

Сценарий второй. Арабы не успели закрепиться на континенте. И у них в тот момент есть лишь несколько эмиратов на островах, которые грызутся между собой. А континентальные государства индейцев видят в испанцах союзников в борьбе с арабскими пиратами.


Так или иначе, европейцам, опоздавшим к первым колониальным захватам в Америке, придётся иметь дело со старым знакомым врагом — местным населением, частично обладающим иммунитетом к новым болезням, и «доколумбовыми» государствами, частично модернизировавшими свой военный арсенал.
Лёгкой прогулки не получится, «золотого флота» у Мадрида не будет, капитализм запустится значительно позже и в более слабых европейских странах, а значит и вся мировая история пойдёт по-другому.

В любом случае, история Америки будет совсем иной. И не факт, что в этой альтернативной истории появятся современные США.

Фарид Мамедов, Михаил Поликарпов

Мусульманские рынки, заполоненные краснокожими рабами. Война конкистадоров Эрнана Кортеса с майя и ацтеками, обращёнными в ислам и вооружёнными стальным оружием. Иной ход всей мировой истории, в котором США могли и не появиться вовсе. Таким мог быть мир, если бы Новый Свет открыли арабы, которые имели все шансы опередить испанцев. Дар аль-Ислам В испанском фильме 11-M, para que nadie lo olvide («11 марта: чтобы никто не забыл») арабский фанатик-террорист заявляет, что Канарские острова были частью халифата. Он ошибается. Действительно Канарские острова находились совсем рядом с арабскими владениями в Западной Африке. Но в состав халифата они не входили. Справка. Канарские острова были известны римлянам. И название архипелага происходит от латинского слова canis — собака. Канарейки тут не причём. В раннем Средневековье арабы были хорошими мореходами: в Средиземном море они захватили целый ряд островов (Кипр, Крит, Сицилию), также совершали удачные морские набеги на Прованс и Фессалоники. Ещё более успешными были их экспедиции на восток. Поймав в паруса муссон, арабские корабли переплывали Индийский океан и добирались до Южного Китая. В Поднебесной уже в VIII веке была большая мусульманская торговая колония. Мир ислама распространялся в Азии на купеческих кораблях — именно так новая религия попала в Индонезию. А вот Атлантика стала периферией арабского мира. До нас дошли описания некоторых арабских плаваний в Атлантику. В одном из них корабль застрял в водорослях. По одной из версий, арабы попали в Саргассово море. Однако по каким-то причинам Канарские острова арабы не сочли интересными. Видимо, грабить там было нечего. Знали ли они об островах? Да! До нас дошли сведения, что арабы отправляли корабли к острову, откуда шёл дым. Видимо, его выдало извержение вулкана на острове Тенерифе. Справка. Происхождение автохтонного населения Канарских островов остаётся загадкой. Вероятно, они были родственны берберам. Однако неясно, каким образом они оказались на островах, не имея традиций мореплавания. В XIV веке арабский путешественник Ибн Баттута объехал весь исламский мир — от Марокко до Китая. И вернулся обратно. Дар аль-Ислам был огромен, но представлял единое целое. Мир ислама — мир торговли. Караванные пути и торговля связывали уже в X веке самые отдалённые уголки Африки с Китаем — через Ближний Восток и Среднюю Азию. Обмен товарами и идеями шёл непрерывно между шанхайским и корейскими мусульманскими анклавами, Дели, Бухарой, Багдадом, Каиром, марокканским Фесом и африканским Тимбукту. В это время у арабов Земля уже перестала быть плоской. Им осталось сделать только один шаг — проложить путь из Марокко в Китай, отправившись на запад. Технические возможности для такого путешествия были. Самый западный оазис Востока Уже в XIV веке до Магриба должны были дойти результаты «марагинской революции». Новые методы изучения неба и астрономических вычислений, изобретённые в Иране, пришлись бы ко двору берберийских султанов и малийских шейхов, пестовавших исламскую учёность и занятия математикой. Какой бы вывод они сделали из этих открытий? В XIV веке империя Мали начала бурно расширяться на юг и запад Западной Африки. Контролируя сахарскую торговлю золотом и солью, малийские правители сделали Тимбукту самым богатым и загадочным из городов пустыни. В XIV веке город был славен не только своими мечетями и караван-сараями, но и медресе (мусульманские учебные заведения, выполняющие функции средней школы и мусульманской духовной семинарии. — Прим.ред.), а также огромным — по анекдотическим данным — тридцатитысячным еврейским населением. Обладая связями со своими единоверцами в Европе и Азии, евреи Мали внесли большой вклад в развитие местных наук. Не чурались они и торговли, накопив за несколько десятилетий огромные состояния и не менее огромные коллекции древних фолиантов и манускриптов. Уже в XIII веке мансы — правители Мали вышли на атлантический берег и начали торговлю с марокканскими княжествами. На богатства империи зарились не только берберы, но и арабы. Мансы были богаты, амбициозны и вели постоянные войны с соседями. Мусульмане первые в Новом Свете Могли владыки Мали пройти мимо амбициозного предложения уплыть на запад, чтобы найти новый путь в Китай? Кто бы сгодился на роль настолько дерзкого авантюриста? Быть может, еврей? Или христианин-ренегат, которого осенила идея найти новый путь и разбогатеть. Мир ислама двигался торговлей и золотом. Новый путь в Китай сулил много золота и новые торговые пути. Быть может, тут авантюриста поддержали бы евреи Тимбукту. А может, это был бы берберийский пират, который решил рискнуть всем, что у него было (а было у него только чутьё, везение и смелость), и предложить торговой верхушке богатейшего города региона, малийского Гао, новый путь в Китай. В любом случае малийские или берберийские флибустьеры, отплывшие на Запад в XIV веке, по пути открыли бы несколько архипелагов. Первыми на пути их дау (Лёгкое и прочное арабское судно с латинским парусным вооружением. — Прим.ред.) попались бы острова Кабо-Верде. Там они основали бы перевалочную базу. Откуда суда авантюристов плыли бы либо на север, в соответствии с имеющимися картами — это привело бы к завоеванию Канарских островов, — либо на юг. Достигнув Анголы и убедившись, что уже и там есть мусульмане, которые знают о Китае, африканцам и берберам оставалось бы два пути. Сдаться, но это был не вариант. Или продолжить свой путь, забирая сильно на запад. Морское путешествие на запад, в Китай и Японию, арабы вполне могли осуществить в XIV–XV веках, за век-полтора до испанцев. Прибыв на Карибы, они бы удивились — так же, как испанцы в конце XV века. Ибо там нет перца и корицы. Зато они нашли бы там новый товар. Основав островные базы, арабы стали бы вывозить в Дар аль-Ислам краснокожих рабов. А обратив в ислам местных дикарей и имея фору в целый век, они бы, как минимум, смогли построить халифат на Кубе и Гаити. Там были бы каменные города с мечетями и банями. Крепости, оснащённые примитивными орудиями. А вот успех их экспедиций на материк против ацтеков и майя под большим вопросом. Тут всё упирается во время. Берберские пираты Где-нибудь между первой третью и серединой XV века мусульмане открыли бы Бразилию. Вести о новой, неведомой земле вместе с краснокожими рабами, говорящими на незнакомых языках, и неизвестными птицами и зверями, привезёнными ко двору малийских или марокканских властителей, быстро разнеслись бы по всему Магрибу. А после — дошли бы и до Китая. Берберийские пираты не упустили бы своего шанса: неведомые земли были заселены, а значит очень скоро на средиземноморских рынках появились бы массы краснокожих рабов. К этому времени берберы неплохо бы обжились на Канарских островах. Приплыв вслед за малийцами, пираты выбили бы их и основали свои пиратские республики. Канары стали бы для них хорошей базой. Отсюда можно устраивать рейды на западноафриканское и иберийское побережья. Толпы новых рабов — белокожих и чернокожих — заполонили бы рынки Ближнего Востока и Италии. Но порядочный пират стремится развить успех. Так берберийские пираты втянулись бы с империей Мали в соревнование за освоение Нового Света. И теми, и другими двигала бы неуёмная жажда золота и новых рабов. Маховик межатлантической торговли только раскручивался, но уже бы привлёк внимание магрибинских суфийских братств. Не могли новые земли не стать Дар аль-Ислам. Когда во второй половине XV века африканцы и магрибинцы покрыли бы сетью торговых факторий атлантическое побережье Бразилии, Колумбии и Венесуэлы и высадились бы на Карибских островах, по пятам за ними уже шли бы мусульманские братства. Не то для того, чтобы грабить, не то для того, чтобы обращать карибских и латиноамериканских индейцев в ислам. Удалённость от родины и готовность жить своим умом, полагаясь только на себя — всё это положило бы начало массовому образованию новых карибских эмиратов. Индейцы на Кубе или Гаити, на Багамах или Тринидаде к концу XV века оказались бы либо истреблены, либо проданы в рабство, либо обращены в ислам. Поскольку мусульманская цивилизация всегда делала упор на развитии городов и общественную гигиену, такие болезни, как оспа, чума, тиф так и не смогли бы выкосить население Карибского бассейна и Месоамерики. Берберийские и африканские эмиры Карибов и атлантического побережья той же Колумбии оказались бы вынуждены не только воевать между собой, но и проводить более осторожную политику среди местных индейцев. У которых нашлось бы достаточно сил, чтобы периодически уничтожать подчистую непрошеных гостей. В ответ на это магрибинцы и африканцы всё чаще прибегали бы к атлантической работорговле и стремились бы заселить новые земли своими единоверцами. Испанцы идут по следам Прослышав о том, что морос нашли на Западе какие-то сказочные земли, для завершения реконкисты туда бы отправились и испанские конкистадоры. И тут есть варианты. Сценарий первый. Если арабы преуспели, то испанцы приплывут в Новый Свет, когда халифат уже не только на Кубе, но и в Мексике. И тут уже Эрнану Кортесу придётся воевать не против язычников, вооружённых обсидиановым оружием, а против краснокожих мусульман, у которых есть стальные мечи и кони. Шансы конкистадоров невелики. Потока серебра, который позволил испанцам долго воевать в Европе и сдерживать османов, нет. В Европе побеждает Реформация. Рушатся феодальные пережитки. Но новым хищникам нужны колонии для грабежа. И тогда в Америку, попозже правда, отправятся уже протестантские флоты и армии. А в Средиземноморье тем временем османы разбивают объединённый европейский флот при Лепанто и после очередной осады занимают Мальту. Побережье Италии пустеет. Кто не спрятался — я не виноват!, — вернее, оказывается на невольничьих рынках Османской империи. Прибывшие в конце XV века европейцы застанут не только враждебные себе мусульманские государства, но и быстро развивающиеся торговые рынки. Генуэзцы и венецианцы, французы и испанцы, англичане и даже ирландцы — все они будут стремиться использовать торговлю и временные союзы с карибскими эмиратами как трамплин


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!