Американо-японская асимметрия: чего добивается Трамп от Японии? - «ДНР и ЛНР»
- 12:06, 03-июл-2019
- ДНР и ЛНР
- Stanley
- 0
Союзное соглашение с Японией 1960 года якобы невыгодно для США, поскольку ставит их в неравноправное положение с Японией, полагает Трамп. Договор предусматривает помощь Соединенных Штатов Японии в случае, если на нее будет совершено вооруженное нападение, но не предъявляет аналогичных требований к Японии в случае нападения на США.
Окинава — «вотчина» Корпуса морской пехоты США
Ответная реакция Токио была, по определению СМИ, очень нервной. Официальный представитель японского правительства поспешил опровергнуть сообщение агентства. Но при этом в Вашингтоне продолжали хранить молчание. В итоге Трамп в очередной раз потряс очередного многолетнего и ключевого союзника США в регионе.
После саммита в Осаке Трамп продолжил дразнить японцев. Американский президент поехал в Южную Корею, где на линии разграничения в демилитаризованной зоне он встретился с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Трамп символически «заступил за линию» и в итоге стал первым в истории президентом США, «посетившим» Северную Корею.
В начале 2018 года, когда администрация Трампа резко скорректировала курс в отношении Северной Кореи и продолжила переговоры с Ким Чен Ыном, многие в Токио стали беспокоиться о возможном игнорировании Трампом интересов Японии.
Японским официальным лицам не понравились и отставки в администрации Трампа: советника по национальной безопасности Герберта Макмастера и министра обороны Джеймса Мэттиса. Открытый скептицизм президента США Дональда Трампа в отношении ценности альянсов США и его «восхищение» Ким Чен Ыном усугубляют давнюю озабоченность японских властей по поводу приверженности США безопасности Японии.
В 2016 году в ходе кампании по выборам президента США кандидат в президенты от республиканцев Дональд Трамп утверждал, что Япония, как и другие союзники США, должна платить больше в качестве принимающей страны. В марте 2016 года в ответ на вопрос New York Times, хотели бы вы вывести американские войска из таких мест, как Япония и Южная Корея, если они незначительно увеличат свой вклад, Трамп ответил: «Да, я хотел бы».
Чего же собственно в 2019 году добивается американский президент от Японии? Ведь последнее заявление Трампа о сомнительной ценности альянса с Японией подтверждает сомнения японских политиков в глубине и настоящей приверженности Вашингтона безопасности Японии.
Записные эксперты уже ломают руки в показном ужасе: отсутствие доверия к гарантии безопасности США может привести к тому, что Токио пересмотрит свой статус государства, не обладающего ядерным оружием. И в то время, как Токио по-прежнему рассматривает альянс с США в качестве основы своей безопасности, консервативные силы в Японии, похоже, более серьезно относятся к развитию собственного военного потенциала и самостоятельной силовой политики.
А пока из очевидного — администрация Трампа стремится устранить дефицит торговли с Японией. В этой связи двусторонняя напряженность в американо-японских отношениях возникла в 2018 году, начавшись с общих торговых вопросов, поднятых Трампом. Администрация Трампа ввела тарифы на импорт стальной и алюминиевой продукции в США из других стран, включая Японию.
Более существенным стал вопрос об импорте в США иностранной автомобильной продукции. Администрация Трампа на основании статьи 232 Закона о торговле 1962 года определила, что импорт автомобилей угрожает национальной безопасности США.
Правда, 17 мая 2019 года президент отложил введение 25%-й «автомобильной» пошлины на 180 дней и определил ЕС и Японии устранить эту «угрозу» через переговоры с США. Возможные ограничения представляют серьезную угрозу японской экономике. Японский экспорт автомобилей и запчастей к ним в США составляет $ 56 млрд в год — это примерно треть от общего объема японского экспорта в США.
Автомобильный шантаж Японии может повлиять на готовящийся более широкий двусторонний торговый договор между США и Японией. Двусторонние торговые переговоры между Японией и США официально начались в апреле этого года, но их объем остается неясным.
Можно предположить, что заявление Трампа в отношении сомнительности союза с Японией создает нужный фон для давления на нее по торгово-экономическому направлению. А пока Япония является четвертым крупнейшим торговым партнером США и вторым по величине источником прямых иностранных инвестиций в их экономику и финансовый сектор. Японские инвесторы являются вторыми по величине иностранными держателями казначейских обязательств США.
В отношениях США и Японии имеются и трения военно-политического характера. Общие и частные. Сначала о частных аспектах. Американо-японский военно-политический союз обеспечивает «платформу» для военной готовности США в Тихом океане. Около 54 тыс. американских военнослужащих (USFJ) размещены в Японии и используют 85 объектов на территории этой страны (см. приложение). Япония представляет из себя крупнейшую базу передовой логистики США в Индо-Тихоокеанском регионе. В обмен на использование японских баз Соединенные Штаты гарантируют безопасность Японии.
В настоящее время Япония частично оплачивает расходы на размещение американских военнослужащих на своей территории. Одним из основных компонентов японского вклада является выплата правительством Японии $ 1,7–2,1 млрд (разница зависит от колебания курса иены).
Поддержка принимающей страны в Японии идет по двум программам финансирования: Соглашения о специальных мерах (SMA) и Программы улучшения объектов (FIP). Япония вносит 189 млрд иен ($ 1,72 млрд) в год в рамках SMA и не менее 20,6 млрд иен ($ 187 млн) в год для FIP. Со своей стороны, Соединенные Штаты тратят $ 2,7 млрд в год на расходы по содержанию своих войск, дислоцированных в Японии. Это без учета жалованья военнослужащим.
В дополнение к этой поддержке принимающей страны Япония ежегодно тратит еще примерно 182 млрд иен ($ 1,65 млрд) на меры по субсидированию или компенсации принимающих базы сообществ — это компенсация японского правительства японским внутренним резидентам за размещение американских войск на территории Японии.
Не совсем понятно распределение финансовых расходов союзников — США и Японии — на содержание размещения американских войск. Существуют разные версии. В январе 2017 года японский министр обороны на вопрос японских парламентариев ответил, что японская часть общей стоимости американских войск, размещенных в Японии, составила более 86%. Другие оценки в сообщениях СМИ определяют японский вклад в 40–50%. В США ориентируются на минимальную величину — 40%.
Текущее конкретное распределение расходов Японии на содержание американских войск определяется особым соглашением, которое подлежит пересмотру в следующем 2020 году. В 2015 году Япония и США договорились о сохранении поддержки принимающей страной примерно на том же уровне в течение следующих пяти лет. В 2020 году условия можно будет пересмотреть: либо в сторону повышения, либо в сторону понижения.
Очевидно, что заявление Трампа связано с предстоящим американским требованием на будущих переговорах с Токио значительно увеличить вклад Японии в содержание американских войск. Японцам предстоит оспаривать это требование. Между тем финансовые проблемы оказывают давление на оборонные бюджеты обеих стран. С этим связаны и разногласия относительно вклада японской стороны в оплату расходов еще по одному мероприятию — на перегруппировку войск США в Японии.
В реалиях американского развертывания в Японии главные японские острова Хонсю, Кюсю — это «поле» американских ВМС и ВВС. Хоккайдо остается свободным от американского военного присутствия. А расположенный от Токио на расстоянии 1,5 тыс. км южнее остров Окинава — это преимущественно «вотчина» Корпуса морской пехоты США (КМП). Из-за наследия американской оккупации и ключевого стратегического положения остров Окинава принимает непропорционально большую долю военного присутствия США в Японии.
В дислокации американских войск в Японии существует известная диспропорция. Из 85 американских военных объектов на территории Японии остров Окинава с территорией менее 1% от общей площади страны содержит 33 таких объекта — т. е. более чем треть. При этом на объектах на Окинаве размещено около половины всего людского контингента «Войск Соединенных Штатов в Японии» (USFJ) — контингента в человеческом и культурном плане весьма простого, а порой и буйного.
Окинава является основным пунктом размещения Третьих экспедиционных сил Корпуса морской пехоты США. Ядром Третьих экспедиционных сил являются два полка 3-й дивизии КМП (4-й и 12-й) и 3-я экспедиционная бригада морских пехотинцев. Это достаточно большая масса солдатни, сконцентрированная на узком островном пространстве.
Концентрация размещения американских войск в «буйном пехотном» исполнении на Окинаве создает известное напряжение в местных японских общинах. В итоге устойчивость военного присутствия США на Окинаве остается серьезной проблемой для американо-японского союза.
В 2006 году под предлогом «перегруппировки» союзных сил после окончания холодной войны японская сторона добилась от американцев принципиального решения по значительному сокращению присутствия пехотных контингентов КМП на Окинаве.
Стратегия «распределенного размещения» определила перемещение 8 или 9 тыс. морских пехотинцев с Окинавы на островные территории США — Гуам и Гавайи. В результате передислокации из подразделений Третьей экспедиционной силы КМП на Окинаве должны остаться в большей степени технические подразделения КМП, а «солдатня» будет выведена.
Американо-японское соглашение 2009 года подтвердило предшествующее соглашение о перебазировании персонала Третьей морской экспедиционной силы КМП с Окинавы на Гуам. Однако с того времени вопрос не решается, а не решается в значительной степени из-за финансовых проблем. Было определено, что наращивание КМП на Гуаме обойдется в $ 10,3 млрд.
При этом Япония оказалась готова внести лишь 60% от этой суммы. Совместное заявление США и Японии от 2012 года подтвердило перемещение с Окинавы 9 тыс. морских пехотинцев, из которых 5 тыс. будут размещены на Гуаме. По новой сметной стоимости на перемещение в $ 8,6 млрд Япония оказалась готова внести $ 3,1 млрд.
В США явно не нравится рост собственных расходов на строительство на Гуаме, связанное с перебазированием на этот остров морских пехотинцев с Окинавы. Логика здесь понятна: если перемещение нужно японской стороне, то она и должна платить за это.
С 2012 года Конгресс США год за годом отклонял запрос президентской администрации на соответствующее финансирование военного строительства на Гуаме. Наблюдается очевидная пробуксовка реорганизации базы на Окинаве с выводом с нее морских пехотинцев.
Наконец сейчас, 19 мая 2019 года, из тихоокеанского командования КМП объявили, что перемещение морских пехотинцев с Окинавы начнется в октябре 2024 года и продлится 18 месяцев. 4,1 тыс. морских пехотинцев с Окинавы перейдут на Гуам, 2,7 тыс. перебазируются на Гавайи, 800 пойдут на территорию США, 900 человек разместят повсюду по миру.
1,3 тыс. морских пехотинцев (по-видимому, из состава перемещенных на Гавайи) войдут в состав ротационного контингента, обеспечивающего развертывание КМП в Австралии в Дарвине. Однако, заметим, нет никаких гарантий, что это решение будет выполнено и не последуют новые проволочки.
Другая проблема американского базирования на Окинаве касается базы размещения не пехоты, а авиации КМП на аэродроме Футенма, которая мешает местным жителям шумом и загрязнением. После соглашения 1996 года о передислокации Футенмы были предложены различные планы перемещения базы — сначала вне острова, а затем в пределах острова. С 2009 года Демократическая партия Японии сопротивляется перемещению американской авиабазы Футенма в пределах Окинавы.
В октябре 2015 года, несмотря на сильную оппозицию на самой Окинаве, управляемое премьером Синдзо Абэ (ЛДП) центральное правительство Японии начало работы по строительству базы в заливе Хеноко на Окинаве, куда по плану перейдет персонал и техника с Футенмы.
Но в феврале 2019 года необязательный референдум о переводе базы в пределах Окинавы дал 72% голосов избирателей против строительства новой базы на острове. Фактически жители Окинавы высказались за вывод авиационной базы КМП вообще с территории Японии.
Таким образом, многолетние усилия по перемещению базы Футенма Корпуса морской пехоты на Окинаве продолжают сталкиваться с политическими проблемами. Однако все это достаточно частные и неприятные проблемы, вносящие общие трения, на фоне гораздо более фундаментальной проблемы, на которую и указывает, помимо цены содержания, президент США Трамп, — это асимметрия в оборонном союзе с Японией.
В практическом плане эта асимметрия, например, стала означать весьма актуальное обстоятельство: в случае локального военного конфликта США с КНР в Южно-Китайском море вокруг занятых китайцами островов союзная Япония не будет воевать вместе с американцами даже с участием символического контингента.
О проблемах асимметрии в военном союзе США и Японии — в продолжении этой публикации.
Дмитрий Семушин
Приложение
Комментарии (0)