«Шестёрка» Европы. Что и зачем показали на Ле-Бурже - «ДНР и ЛНР»

  • 08:04, 18-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Hoggarth
  • 0

Что такое NGF?

В понедельник в пригороде Парижа стартовал Международный аэрокосмический салон «Ле-Бурже-2019». Он стал 53-м по счету. Важность этого события сложно переоценить. Это один из самых крупных авиационных салонов мира, в рамках которого можно ожидать заключения многомиллиардных соглашений, способных предопределить развитие тех или иных направлений на многие десятилетия вперед. В мероприятии принимают участие 48 стран, включая Россию, которая, увы, может мало чем похвастаться пред европейским «друзьями». Например, из боевых машин будут только макеты. Это не в последнюю очередь связано с санкционной политикой Запада.

Впрочем, даже без «Сушек» и «МиГов» авиационный салон запомнится, ведь уже в первый день нам показали то, что многие ждали долгие годы. А именно — внешний вид перспективного европейского истребителя нового поколения New Generation Fighter (NGF), который стал частью масштабной оборонной программы Future Combat Air System или FCAS.
Ее иногда еще называют «системой систем», поскольку данная программа включает работу в самых разных направлениях и, в идеале, должна стать самой значимой оборонной программой в истории ЕС.

На сегодня основные аспекты FCAS выглядят примерно следующим образом:
— Истребитель нового поколения.
— Беспилотные летательные аппараты (которые, возможно, будут выступать в качестве ведомых).
— Спутниковая группировка.
— Новые авиационные средства поражения.
— Новые методы контроля и управления.

Это все, конечно, относительно: конкретные планы могут еще не раз измениться до момента предполагаемого ввода NGF в строй примерно в конце 2030 годов. Сейчас в программе создания самолета три активных участника: Франция, Германия и относительно недавно присоединившаяся к ней Испаний. Ведущую роль играет французская компания Dassault Aviation, а кроме нее ответственность лежит и на инженерах общеевропейской Airbus Defence and Space.
Как раньше было объявлено, новый истребитель должен будет сменить Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Как в военно-воздушных силах стран Евросоюза, так и конкретно в ВМС Франции. Это важное уточнение, так как в свое время споры относительно концепции истребителя рассорили Великобританию, Германию и Францию, так что последняя пошла своим путем, построив вышеупомянутый Rafale, который, как известно, получил и палубный вариант.
Что нам показали?

Полноразмерный макет нового самолета дал немало пищи для размышлений. Во-первых, сразу бросился в глаза «минимализм». В прошлом году британцы, напомним, представили макет своего истребителя шестого поколения BAE Systems Tempest. И он был, мягко скажем, намного лучше проработан во всех отношениях и, в целом, смотрелся весьма эффектно. Показанный же Dassault Aviation макет больше всего напоминает один из «самолетов» кружка юных авиамоделистов: не совсем понятно, к чему экономия в столь серьезном вопросе.


Во-вторых (и это, пожалуй, более важно), облик боевого самолета будущего меняется не по дням, а по часам. Речь идет про эволюцию понимания европейского истребителя, которая, кстати, может предопределить развитие всей боевой авиации мира, как это было с первенцем пятого поколения в лице F-22. Показанный макет сильно отличается от концепта «еврошестерки», показанной в 2017 году Airbus и, что еще более важно — от самолета, продемонстрированного Dassault Aviation в 2018-м. Если аэродинамическая компоновка последнего походила на схему американского концепта истребителя шестого поколения F/A-XX, то в случае с новым макетом прослеживается связь с YF-23. Он, напомним, получил интегральную аэродинамическую схему с ромбовидным в плане среднерасположенным крылом со срезанными законцовками и V-образным оперением. Если же обратить внимание на форму воздухозаборников, то прослеживается очень четкая связь с F-35 и китайскими J-20 и J-31. Эти решения призваны максимально снизить такой ключевой для современного истребителя показатель как фронтальная (и не только) эффективная площадь рассеяния (ЭПР). То есть, грубо, говоря, сделать самолет максимально малозаметным при сохранении высоких летно-технических качеств.

Также можно с большой уверенностью говорить, что машина получит два двигателя и будет пилотируемой/опционально пилотируемой. Это роднит ее с другими концептами истребителей шестого поколения. На сегодня уже известно, что французская компания Safran и немецкая MTU совместно разработают двигатель нового истребителя.

Вопросы концептуального характера

Малый объем сведений, и странная презентация порождают вполне справедливый вопрос: а хотят ли вообще сами европейцы получить новый истребитель? Ведь нельзя исключать, что и New Generation Fighter, и даже BAE Systems Tempest, стали реакцией «Старого света» на Твиттер-активность нынешнего президента США. И разговоры про «европейский оборонный суверенитет» развеются вместе с избранием нового американского лидера, который будет чаще думать о своих союзниках.
Однако пока что все свидетельствует в пользу серьезности начинаний стран ЕС: представить такую активность еще несколько лет назад было невозможно, в принципе. А примерно до 2014-го казалось, что «Typhoon» и F-35 будут основными европейскими истребителями и в 2050-х.
Здесь можно долго «фантазировать», однако лучше предоставить слово генеральному директору Dassault Aviation Эрику Трапье, который и презентовал макет нового истребителя. «Прогресс, достигнутый нами в программе FCAS за последние месяцы, примечателен. Он сформирует самую важную военно-воздушную программу в Европе на ближайшие десятилетия и станет решительным шагом в построении суверенитета Европы», — заявил руководитель Dassault Aviation.

Стоит вернуться немного назад и напомнить, что хотя первые сведения о решении Франции и Германии заключить соглашение о создании новой «шестерки» появились более года назад, фактический старт работ начался позже. О подписании соглашения о старте концептуального этапа научно-исследовательской работы в рамках программы истребителя нового поколения стало известно в начале февраля. Сейчас же речь идет о совместном промышленном предложении правительствам Франции и Германии новой машины. «Я очень доволен уровнем доверия и партнерства, которые мы создали с Dassault уже при проведении совместного концептуального исследования, а теперь с промышленным предложением мы представлены обоим правительствам. Принципы нашего промышленного сотрудничества включают совместное принятие решений, четкую настройку управления, прозрачные методы работы, а также общую подготовку и ведение переговоров на этом первом этапе подготовки демонстраторов» — заявил Дирк Хок, главный исполнительный директор Airbus Defence and Space.
Согласно ранее достигнутому соглашению, данный этап займет два года. В целом, пока что участь программы видится безоблачной. В этой связи можно вспомнить Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны (PESCO), подписанное 23-мя странами ЕС еще в 2017 году, а также общие усилия правящих кругов Франции и Германии по созданию объединенной армии Евросоюза. Никто не говорит, что NATO уже завтра станет не нужным для Европы инструментом, но остановить локомотив объединения становится все более тяжело, даже несмотря на локальные успехи ультраправых на минувших выборах.

Илья Легат

Что такое NGF? В понедельник в пригороде Парижа стартовал Международный аэрокосмический салон «Ле-Бурже-2019». Он стал 53-м по счету. Важность этого события сложно переоценить. Это один из самых крупных авиационных салонов мира, в рамках которого можно ожидать заключения многомиллиардных соглашений, способных предопределить развитие тех или иных направлений на многие десятилетия вперед. В мероприятии принимают участие 48 стран, включая Россию, которая, увы, может мало чем похвастаться пред европейским «друзьями». Например, из боевых машин будут только макеты. Это не в последнюю очередь связано с санкционной политикой Запада. Впрочем, даже без «Сушек» и «МиГов» авиационный салон запомнится, ведь уже в первый день нам показали то, что многие ждали долгие годы. А именно — внешний вид перспективного европейского истребителя нового поколения New Generation Fighter (NGF), который стал частью масштабной оборонной программы Future Combat Air System или FCAS. Ее иногда еще называют «системой систем», поскольку данная программа включает работу в самых разных направлениях и, в идеале, должна стать самой значимой оборонной программой в истории ЕС. На сегодня основные аспекты FCAS выглядят примерно следующим образом: — Истребитель нового поколения. — Беспилотные летательные аппараты (которые, возможно, будут выступать в качестве ведомых). — Спутниковая группировка. — Новые авиационные средства поражения. — Новые методы контроля и управления. Это все, конечно, относительно: конкретные планы могут еще не раз измениться до момента предполагаемого ввода NGF в строй примерно в конце 2030 годов. Сейчас в программе создания самолета три активных участника: Франция, Германия и относительно недавно присоединившаяся к ней Испаний. Ведущую роль играет французская компания Dassault Aviation, а кроме нее ответственность лежит и на инженерах общеевропейской Airbus Defence and Space. Как раньше было объявлено, новый истребитель должен будет сменить Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. Как в военно-воздушных силах стран Евросоюза, так и конкретно в ВМС Франции. Это важное уточнение, так как в свое время споры относительно концепции истребителя рассорили Великобританию, Германию и Францию, так что последняя пошла своим путем, построив вышеупомянутый Rafale, который, как известно, получил и палубный вариант. Что нам показали? Полноразмерный макет нового самолета дал немало пищи для размышлений. Во-первых, сразу бросился в глаза «минимализм». В прошлом году британцы, напомним, представили макет своего истребителя шестого поколения BAE Systems Tempest. И он был, мягко скажем, намного лучше проработан во всех отношениях и, в целом, смотрелся весьма эффектно. Показанный же Dassault Aviation макет больше всего напоминает один из «самолетов» кружка юных авиамоделистов: не совсем понятно, к чему экономия в столь серьезном вопросе. Во-вторых (и это, пожалуй, более важно), облик боевого самолета будущего меняется не по дням, а по часам. Речь идет про эволюцию понимания европейского истребителя, которая, кстати, может предопределить развитие всей боевой авиации мира, как это было с первенцем пятого поколения в лице F-22. Показанный макет сильно отличается от концепта «еврошестерки», показанной в 2017 году Airbus и, что еще более важно — от самолета, продемонстрированного Dassault Aviation в 2018-м. Если аэродинамическая компоновка последнего походила на схему американского концепта истребителя шестого поколения F/A-XX, то в случае с новым макетом прослеживается связь с YF-23. Он, напомним, получил интегральную аэродинамическую схему с ромбовидным в плане среднерасположенным крылом со срезанными законцовками и V-образным оперением. Если же обратить внимание на форму воздухозаборников, то прослеживается очень четкая связь с F-35 и китайскими J-20 и J-31. Эти решения призваны максимально снизить такой ключевой для современного истребителя показатель как фронтальная (и не только) эффективная площадь рассеяния (ЭПР). То есть, грубо, говоря, сделать самолет максимально малозаметным при сохранении высоких летно-технических качеств. Также можно с большой уверенностью говорить, что машина получит два двигателя и будет пилотируемой/опционально пилотируемой. Это роднит ее с другими концептами истребителей шестого поколения. На сегодня уже известно, что французская компания Safran и немецкая MTU совместно разработают двигатель нового истребителя. Вопросы концептуального характера Малый объем сведений, и странная презентация порождают вполне справедливый вопрос: а хотят ли вообще сами европейцы получить новый истребитель? Ведь нельзя исключать, что и New Generation Fighter, и даже BAE Systems Tempest, стали реакцией «Старого света» на Твиттер-активность нынешнего президента США. И разговоры про «европейский оборонный суверенитет» развеются вместе с избранием нового американского лидера, который будет чаще думать о своих союзниках. Однако пока что все свидетельствует в пользу серьезности начинаний стран ЕС: представить такую активность еще несколько лет назад было невозможно, в принципе. А примерно до 2014-го казалось, что «Typhoon» и F-35 будут основными европейскими истребителями и в 2050-х. Здесь можно долго «фантазировать», однако лучше предоставить слово генеральному директору Dassault Aviation Эрику Трапье, который и презентовал макет нового истребителя. «Прогресс, достигнутый нами в программе FCAS за последние месяцы, примечателен. Он сформирует самую важную военно-воздушную программу в Европе на ближайшие десятилетия и станет решительным шагом в построении суверенитета Европы», — заявил руководитель Dassault Aviation. Стоит вернуться немного назад и напомнить, что хотя первые сведения о решении Франции и Германии заключить соглашение о создании новой «шестерки» появились более года назад, фактический старт работ начался позже. О подписании соглашения о старте концептуального этапа научно-исследовательской работы в рамках программы истребителя нового поколения стало известно в начале февраля. Сейчас же речь идет о совместном промышленном предложении правительствам Франции и Германии новой машины. «Я очень доволен уровнем доверия и партнерства, которые мы создали с Dassault уже при проведении совместного концептуального исследования, а теперь с промышленным предложением мы представлены обоим правительствам. Принципы нашего промышленного сотрудничества включают совместное принятие решений, четкую настройку управления, прозрачные методы работы, а также общую подготовку и ведение переговоров на этом первом этапе подготовки демонстраторов» — заявил Дирк Хок, главный исполнительный директор Airbus Defence and Space. Согласно ранее достигнутому соглашению, данный этап займет два года. В целом, пока что участь программы видится безоблачной. В этой связи можно вспомнить Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны (PESCO), подписанное 23-мя странами ЕС еще в 2017 году, а также общие усилия правящих кругов Франции и Германии по созданию объединенной армии Евросоюза. Никто не говорит, что NATO уже завтра станет не нужным для Европы инструментом, но остановить локомотив объединения становится все более тяжело, даже несмотря на локальные успехи ультраправых на минувших выборах. Илья Легат


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!