Правда ли? Китайцы открыли Америку - «ДНР и ЛНР»

  • 04:11, 18-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Валерий
  • 0

Китайцы открыли Америку! Или всё же нет? Знаменитые морские экспедиции путешественника Чжэн Хэ наделали столько шума, что некоторые историки действительно задумались о такой возможности. Могли ли корабли китайского путешественника на самом деле достичь Америки? Мы разобрались.


Ледокол под бамбуковым парусом

Есть расхожее заблуждение, будто китайцы открыли Америку. Я недавно слышал это от русского гида, который проводил экскурсию. Причём происходило всё не в КНР, а в одной латиноамериканской стране. Гидом была начитанная девушка с дипломом историка. А в одной книге, посвящённой истории присоединения Сибири, утверждается, что китайский флот в 1421-23 годах совершил кругосветное путешествие.

Источник этого откровения — книга «1421 — год, когда Китай открыл мир». Автор — отставной британский подводник Гевин Мензис. Работу издали на русском языке в 2006 году, и она произвела на людей с неустойчивой психикой сильное впечатление.


В книжном магазине я брал её в руки. На форзаце увидел карту, где стрелочками были обозначены маршруты плаваний кораблей Чжэн Хэ. Так вот, согласно этой карте, они не только достигали Америки, но и проплыли вокруг Евразии по северному морскому пути. Я, правда, так и не узнал, был ли у них там ледокол под бамбуковыми парусами.
Мнение. В книге есть много упоминаний о находках различных китайских предметов. А раз есть артефакты, то очевидно, что там побывали китайцы. Источники, откуда взяты упоминания о находках, не указаны, поэтому проверить невозможно. «Карты Пири Реиса» (Турция) произвольно отождествляются с картами Чжэн Хэ. На читателя действует.

Джонки на стероидах

Что же произошло в реальности? Известно, что было семь морских экспедиций под руководством китайского евнуха, мусульманина Чжэн Хэ — шесть в 1405-1424 и, после заметного перерыва, одна в 1432-33 годах. А вот в деталях, как обычно, таится дьявол.

Китайские источники сообщают размеры его «кораблей-сокровищниц» — 44 чжана в длину и 18 в ширину.
Справка. Один чжан — это десять чи. Один чи обычно — 32 см. Чтобы получить размеры кораблей Чжэн Хэ чуть поскромнее, исследователи берут чи поменьше — в 27 сантиметров. То есть корабль получается 118 метров в длину и «всего лишь» 48 метров в ширину. Соотношение 1:2,44 почему-то не смущает.

Про осадку в источниках информации нет, но умные дяди вычислили, что не более шести-семи метров. В литературе встречаются различные цифры водоизмещения этих гигантов. Так, «История Китая» (2016) при длине корабля в 117-143 метра указывает водоизмещение 2950 тонн. Откуда взяли такую точную цифра, не указано. А разная длина, видимо, посчитана для разных чи.


Корабль Чжэн Хэ в сравнении с «Санта-Марией» Колумба
Вообще, это очень большие суда. Они крупнее, чем парусные линейные корабли начала XIX века. И больше, чем эсминцы времён Второй мировой. Такой корабль не смог бы даже пройти по Панамскому каналу до его недавнего расширения в 2016 году.
Справка. Стандарт Panamax в ширину составляет 32 метра.

Широко распространена точка зрения, что основу китайского флота составляли такие огромные деревянные «корабли-сокровищницы». Их трюмы разделяли водонепроницаемые переборки. На этих океанских гигантах было по девять парусных мачт, которые стояли в три ряда. Внушает!
Флот Чжэн Хэ в каждой из экспедиций насчитывал от 40 до 62 таких судов плюс большое количество мелких. На кораблях флота каждый раз было примерно 27-28 тысяч человек — солдат, моряков и обслуживающего персонала. Это очень мощная армада даже для более поздних эпох.

Известный американский историк Уильям Мак-Нил (1917-2016) был уверен, что такие корабли могли пересечь Тихий океан и вернуться обратно. А при преемнике Чжэн Хэ обогнуть Африку и достичь Европы.
NB! Учёный не считал, что они доплыли. Он считал эти цели в принципе достижимыми.

Правда, каких-то находок, доказывающих, что строились корабли подобных размеров, не существует. А научно-популярные передачи? Они рассчитаны на сенсационность и поэтому любят давать по максимуму — и количество судов, и их размеры…

Скептики считают, что на самом деле там были большие джонки, метров 30 в длину и семь-восемь в ширину, пригодные прежде всего для каботажного плавания. В этих размерах нет ничего невероятного. И такие корабли в средневековом Китае действительно строились и использовались.


Макет одного из «кораблей-сокровищниц» Чжэн Хэ в музее в Гонгконге
Неважно, флотофил ты или флотофоб, но здравый смысл должен быть. И нужно спрашивать: откуда внезапно взялись океанические парусные лайнеры, если не существовало своих традиций их строительства, и в то время в принципе не было чужеземных мастеров, которые бы такие традиции могли передать?

Ложка дёгтя в тарелку с рисом

А теперь — главный вопрос. Откуда мы вообще знаем детали этих плаваний?

Главным источником служит «Мин ши», официальная история династии Мин. Её окончательную редакцию утвердили в 1739 году, то есть через триста лет после путешествий.

Такие официальные истории составляются на основе повседневных записей (шилу) и других документов.
Справка. В шилу за правление Чжу Ди есть всего 15 записей, где фигурирует Чжэн Хэ. И там очень мало подробностей. Указывается, что его послали в Западный океан. Он прибыл с послами от такого-то количества стран, а столько-то правителей поднесли дань. Есть упоминания о битве с пиратами.

В дальнейшем есть ещё 16 упоминаний Чжэн Хэ, из них 10 — прижизненные, которые относятся к правлению последующих двух императоров. Ещё шесть сделаны постфактум. Все очень лаконичные.

Поскольку информации по плаваниям было очень мало, в процессе переписывания истории династии Мин добавили фактов. Считается, что сведения взяли из фантастического романа, написанного китайским писателем Ло Маодэном в конце XVI века. Невероятные размеры кораблей — именно оттуда. Правда, этот роман мало кто читал, но на него любят ссылаться.

Цели и маршруты экспедиций

Есть точка зрения, что первая морская экспедиция была подготовлена и предпринята в ожидании похода Тимура в Китай. Причиной конфликта стало стандартное послание императора с требованием вассалитета. «Железный хромец», который нарисовался среди возможных врагов империи, внезапно умер в Отраре в 1405 году.


Может быть, император стремился найти союзников в Индии? Однако против этой версии говорит факт, что подготовка флотилии началась ещё в 1403 году.

Согласно другой гипотезе, корабли отправились на поиски пропавшего при штурме Нанкина императора Чжу Цзяньвэня, чтобы пресечь его возможные претензии на трон.
Само появление таких версий говорит о том, что цели экспедиций точно неизвестны.

Иногда эти плавания воспринимают как блажь двора. Целью был привоз диковинных животных для императорского зверинца и получение формального признания вассалитета от дальних стран, чтобы потешить самолюбие императора.

Начало XV века — пик могущества экспансии Мин, недавно освободившей Китай от монголов и успешно воевавшей против них. Император Чжу Ди, правивший в 1403–1424 годах (в эпоху Юнлэ), пришёл к власти в результате госпереворота — ему нужно было поднять свой авторитет. Так, в столице Китая в последующие годы побывало немало правителей различных небольших княжеств и племён Индонезии и Филиппин с формальными выражениями подчинённости.


Чжэн Хэ возвращается из Африки с сувениром в виде жирафа
Чжэн Хэ был заслуженным сановником с большим государственным опытом, поэтому ему и поручили возглавить экспедицию. Корабли направили в страны Южных морей. Они достигали Цейлона и Каликута, а также Африканского рога.
Точные маршруты морских экспедиций до сих пор остаются предметом споров исследователей. Сведения о них противоречивы. Например, есть версия, что флот во время шестого и седьмого путешествий разделили на две или три эскадры. Только так в рамках одного плавания можно было попасть во все указанные пункты.

Нам точно неизвестно, какие задачи ставились перед экспедициями и каковы были расходы. Поэтому рассуждения об их низкой эффективности — это гадание на кофейной гуще.

Китай в то время вёл войны с монголами и во Вьетнаме. На обоих фронтах после удач началась чёрная полоса. Может быть, средств в казне на всё не хватало?
Справка. В 1407 году китайцы заняли Дайвьет и попытались включить его в состав империи в качестве провинции. Вспыхнула партизанская война, на помощь восставшим пришли тайцы. В 1428 году, понеся большие потери, китайские войска покинули Вьетнам. Причём новый правитель страны, добившись реальной независимости от империи, формально признал вассалитет.

Вместо эпилога

Плавания флота Чжэн Хэ вошли в историю по схеме, которую можно назвать классической. Информации об историческом событии сохранилось мало. Почти два века спустя по его мотивам китайский автор Ло Маодэн написал фантастический роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан».
Ещё через век с небольшим это художественное произведение взяли в качестве первоисточника для создания официальной исторической хроники. С этого момента вымыслы романа были «легализованы». В дальнейшем они получили путёвку в жизнь в различных научно-популярных статьях, книгах и передачах, — что и привело к «открытию Америки».
Мнение. Жаль. Пропадает историческая альтернатива. Прибывшие в Новый Свет испанцы ведь могли обнаружить там китайскую колонию. «Китай, — радостно кричит Христофор Колумб — вот он! Я знал!» Потом, правда, выяснится, что это не совсем тот Китай.

А что в реальности? В Китае ещё до начала этих экспедиций Чжэн Хэ государство запрещало частным лицам совершать на кораблях дальние плавания — империя так пыталась установить контроль над внешней торговлей. В итоге после завершения государственных программ императорский флот тихо сгнил, а частным лицам отправлять джонки в Африку, видимо, не было смысла. Ну не жирафов же оттуда возить!


Чжэн Хэ
Никаких исторических последствий дальние экспедиции Чжэн Хэ не имели. Наверное, эти плавания могут участвовать в конкурсе исторических проектов, для реализации которых была потрачена масса усилий, а на выходе получен практически ноль.

Михаил Поликарпов

Китайцы открыли Америку! Или всё же нет? Знаменитые морские экспедиции путешественника Чжэн Хэ наделали столько шума, что некоторые историки действительно задумались о такой возможности. Могли ли корабли китайского путешественника на самом деле достичь Америки? Мы разобрались. Ледокол под бамбуковым парусом Есть расхожее заблуждение, будто китайцы открыли Америку. Я недавно слышал это от русского гида, который проводил экскурсию. Причём происходило всё не в КНР, а в одной латиноамериканской стране. Гидом была начитанная девушка с дипломом историка. А в одной книге, посвящённой истории присоединения Сибири, утверждается, что китайский флот в 1421-23 годах совершил кругосветное путешествие. Источник этого откровения — книга «1421 — год, когда Китай открыл мир». Автор — отставной британский подводник Гевин Мензис. Работу издали на русском языке в 2006 году, и она произвела на людей с неустойчивой психикой сильное впечатление. В книжном магазине я брал её в руки. На форзаце увидел карту, где стрелочками были обозначены маршруты плаваний кораблей Чжэн Хэ. Так вот, согласно этой карте, они не только достигали Америки, но и проплыли вокруг Евразии по северному морскому пути. Я, правда, так и не узнал, был ли у них там ледокол под бамбуковыми парусами. Мнение. В книге есть много упоминаний о находках различных китайских предметов. А раз есть артефакты, то очевидно, что там побывали китайцы. Источники, откуда взяты упоминания о находках, не указаны, поэтому проверить невозможно. «Карты Пири Реиса» (Турция) произвольно отождествляются с картами Чжэн Хэ. На читателя действует. Джонки на стероидах Что же произошло в реальности? Известно, что было семь морских экспедиций под руководством китайского евнуха, мусульманина Чжэн Хэ — шесть в 1405-1424 и, после заметного перерыва, одна в 1432-33 годах. А вот в деталях, как обычно, таится дьявол. Китайские источники сообщают размеры его «кораблей-сокровищниц» — 44 чжана в длину и 18 в ширину. Справка. Один чжан — это десять чи. Один чи обычно — 32 см. Чтобы получить размеры кораблей Чжэн Хэ чуть поскромнее, исследователи берут чи поменьше — в 27 сантиметров. То есть корабль получается 118 метров в длину и «всего лишь» 48 метров в ширину. Соотношение 1:2,44 почему-то не смущает. Про осадку в источниках информации нет, но умные дяди вычислили, что не более шести-семи метров. В литературе встречаются различные цифры водоизмещения этих гигантов. Так, «История Китая» (2016) при длине корабля в 117-143 метра указывает водоизмещение 2950 тонн. Откуда взяли такую точную цифра, не указано. А разная длина, видимо, посчитана для разных чи. Корабль Чжэн Хэ в сравнении с «Санта-Марией» Колумба Вообще, это очень большие суда. Они крупнее, чем парусные линейные корабли начала XIX века. И больше, чем эсминцы времён Второй мировой. Такой корабль не смог бы даже пройти по Панамскому каналу до его недавнего расширения в 2016 году. Справка. Стандарт Panamax в ширину составляет 32 метра. Широко распространена точка зрения, что основу китайского флота составляли такие огромные деревянные «корабли-сокровищницы». Их трюмы разделяли водонепроницаемые переборки. На этих океанских гигантах было по девять парусных мачт, которые стояли в три ряда. Внушает! Флот Чжэн Хэ в каждой из экспедиций насчитывал от 40 до 62 таких судов плюс большое количество мелких. На кораблях флота каждый раз было примерно 27-28 тысяч человек — солдат, моряков и обслуживающего персонала. Это очень мощная армада даже для более поздних эпох. Известный американский историк Уильям Мак-Нил (1917-2016) был уверен, что такие корабли могли пересечь Тихий океан и вернуться обратно. А при преемнике Чжэн Хэ обогнуть Африку и достичь Европы. NB! Учёный не считал, что они доплыли. Он считал эти цели в принципе достижимыми. Правда, каких-то находок, доказывающих, что строились корабли подобных размеров, не существует. А научно-популярные передачи? Они рассчитаны на сенсационность и поэтому любят давать по максимуму — и количество судов, и их размеры… Скептики считают, что на самом деле там были большие джонки, метров 30 в длину и семь-восемь в ширину, пригодные прежде всего для каботажного плавания. В этих размерах нет ничего невероятного. И такие корабли в средневековом Китае действительно строились и использовались. Макет одного из «кораблей-сокровищниц» Чжэн Хэ в музее в Гонгконге Неважно, флотофил ты или флотофоб, но здравый смысл должен быть. И нужно спрашивать: откуда внезапно взялись океанические парусные лайнеры, если не существовало своих традиций их строительства, и в то время в принципе не было чужеземных мастеров, которые бы такие традиции могли передать? Ложка дёгтя в тарелку с рисом А теперь — главный вопрос. Откуда мы вообще знаем детали этих плаваний? Главным источником служит «Мин ши», официальная история династии Мин. Её окончательную редакцию утвердили в 1739 году, то есть через триста лет после путешествий. Такие официальные истории составляются на основе повседневных записей (шилу) и других документов. Справка. В шилу за правление Чжу Ди есть всего 15 записей, где фигурирует Чжэн Хэ. И там очень мало подробностей. Указывается, что его послали в Западный океан. Он прибыл с послами от такого-то количества стран, а столько-то правителей поднесли дань. Есть упоминания о битве с пиратами. В дальнейшем есть ещё 16 упоминаний Чжэн Хэ, из них 10 — прижизненные, которые относятся к правлению последующих двух императоров. Ещё шесть сделаны постфактум. Все очень лаконичные. Поскольку информации по плаваниям было очень мало, в процессе переписывания истории династии Мин добавили фактов. Считается, что сведения взяли из фантастического романа, написанного китайским писателем Ло Маодэном в конце XVI века. Невероятные размеры кораблей — именно оттуда. Правда, этот роман мало кто читал, но на него любят ссылаться. Цели и маршруты экспедиций Есть точка зрения, что первая морская экспедиция была подготовлена и предпринята в ожидании похода Тимура в Китай. Причиной конфликта стало стандартное послание императора с требованием вассалитета. «Железный хромец», который нарисовался среди возможных врагов империи, внезапно умер в Отраре в 1405 году. Может быть, император стремился найти союзников в Индии? Однако против этой версии говорит факт, что подготовка флотилии началась ещё в 1403 году. Согласно другой гипотезе, корабли отправились на поиски пропавшего при штурме Нанкина императора Чжу Цзяньвэня, чтобы пресечь его возможные претензии на трон. Само появление таких версий говорит о том, что цели экспедиций точно неизвестны. Иногда эти плавания воспринимают как блажь двора. Целью был привоз диковинных животных для императорского зверинца и получение формального признания вассалитета от дальних стран, чтобы потешить самолюбие императора. Начало XV века — пик могущества экспансии Мин, недавно освободившей Китай от монголов и успешно воевавшей против них. Император Чжу Ди, правивший в 1403–1424 годах (в эпоху Юнлэ), пришёл к власти в результате госпереворота — ему нужно было поднять свой авторитет. Так, в столице Китая в последующие годы побывало немало правителей различных небольших княжеств и племён Индонезии и Филиппин с формальными выражениями подчинённости. Чжэн Хэ возвращается из Африки с сувениром в виде жирафа Чжэн Хэ был заслуженным сановником с большим государственным опытом, поэтому ему и поручили возглавить экспедицию. Корабли направили в страны Южных морей. Они достигали Цейлона и Каликута, а также Африканского рога. Точные маршруты морских экспедиций до сих пор остаются предметом споров исследователей. Сведения о них противоречивы. Например, есть версия, что флот во время шестого и седьмого путешествий разделили на две или три эскадры. Только так в рамках одного плавания можно было попасть во все указанные пункты. Нам точно неизвестно, какие задачи ставились перед экспедициями и каковы были расходы. Поэтому рассуждения об их низкой эффективности — это гадание на кофейной гуще. Китай в то время вёл войны с монголами и во Вьетнаме. На обоих фронтах после удач началась чёрная полоса. Может быть, средств в казне на всё не хватало? Справка. В 1407 году китайцы заняли Дайвьет и попытались включить его в состав империи в качестве провинции. Вспыхнула партизанская война, на помощь восставшим пришли тайцы. В 1428 году, понеся большие потери, китайские войска покинули Вьетнам. Причём новый правитель страны, добившись реальной независимости от империи, формально признал вассалитет. Вместо эпилога Плавания флота Чжэн Хэ вошли в историю по схеме, которую можно назвать классической. Информации об историческом событии сохранилось мало. Почти два века спустя по его мотивам китайский автор Ло Маодэн написал фантастический роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан». Ещё через век с небольшим это художественное произведение взяли в качестве первоисточника для создания официальной исторической хроники. С этого момента вымыслы романа были «легализованы». В дальнейшем они получили путёвку в жизнь в различных научно-популярных статьях, книгах и передачах, — что и привело к «открытию Америки». Мнение. Жаль. Пропадает историческая альтернатива. Прибывшие в Новый Свет испанцы ведь могли обнаружить там китайскую колонию. «Китай, — радостно кричит Христофор Колумб — вот он! Я знал!» Потом, правда, выяснится, что это не совсем тот Китай. А что в реальности? В Китае ещё до начала этих экспедиций Чжэн Хэ государство запрещало частным лицам совершать на кораблях дальние плавания — империя так пыталась установить контроль над внешней торговлей. В итоге после завершения государственных программ императорский флот тихо сгнил, а частным лицам отправлять джонки в Африку, видимо, не было смысла. Ну не жирафов же оттуда возить! Чжэн Хэ Никаких исторических последствий дальние экспедиции Чжэн Хэ не имели. Наверное, эти плавания могут участвовать в конкурсе исторических проектов, для реализации которых была потрачена масса усилий, а на выходе получен практически ноль. Михаил Поликарпов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!