Закат «великой дружбы» Прибалтики и Украины - «ДНР и ЛНР»

  • 00:13, 31-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Sykes
  • 0

Вслед за избранием Владимира Зеленского президентом Украины произошла смена президентов в Литве и Латвии. Теперь остается открытым вопрос, сохранят ли страны Балтии при новых руководителях звание главных лоббистов Украины в Евросоюзе. Еще более важный вопрос: насколько необходимы команде Зеленского такие лоббисты?


Уходящий президент Литвы Даля Грибаускайте активно включилась в «битву за Украину» со второй половины 2013 года, когда Литва стала председателем Совета ЕС. Именно Вильнюс лоббировал в Брюсселе и в Киеве инициативу скорейшего подписания Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной.

С тех пор и до конца своего второго президентского срока Грибаускайте не выключалась из «украинской игры», позиционируя Литву в качестве главного «адвоката» Киева на европейской арене.

Лоббистские услуги Дали Грибаускайте высоко оценил экс-президент Украины Петр Порошенко. В конце 2018 года «железная леди» Прибалтики была удостоена наивысшей государственной награды Украины для иностранных граждан — ордена Свободы.

Во внешней политике Украины при Порошенко прибалтийский вектор был одним из важнейших.
С руководителями Литвы, Латвии и Эстонии Порошенко встречался куда чаще, чем с главами других государств, пусть подобные встречи зачастую не изобиловали конкретикой.

Страны Балтии на международной арене использовали все возможные площадки, чтобы не допустить ухода украинской тематики на периферию внимания европейских государств и институтов.

Успехи в этом направлении оказались неоднозначными, но более преданных союзников у Киева не было. Особенно если учитывать осложнение отношений Киева и Варшавы, ведь Польша тоже долгое время считалась «адвокатом» Украины в Европе.

Прибалтийские республики предоставляли гуманитарную и материально-техническую помощь Вооруженным силам Украины (ВСУ) и добровольческим батальонам.

Литва стала первым в мире государством, поставляющим Киеву летальное вооружение по открытым каналам. Тем самым Вильнюс подталкивал своих партнеров по НАТО более активно вовлекаться в конфликт в Донбассе и не опасаться предоставлять Киеву широкую номенклатуру вооружений.

В отличие от Дали Грибаускайте новоизбранный президент Литвы не возлагал на себя обязательства лоббировать интересы Украины за рубежом. Потому Науседа может прислушиваться к мнению Киева в вопросе поддержки Украины, но не руководствоваться им.
Пускай Науседа заявлял, что отношения с Россией не изменятся, пока «ситуация на Украине будет похожа на нынешнюю». Но вместе с тем он указывал на необходимость поменять риторику в отношении Москвы.

«Я бы хотел быть дипломатичным и использовать лексикон, который мог бы быть несколько иным по сравнению с лексиконом, который использовался ранее», — отмечал в ходе избирательной кампании Науседа.

В то же время команда Владимира Зеленского отличается на порядок большим прагматизмом по сравнению с администрацией Петра Порошенко, поэтому едва ли углубление сотрудничества с государствами Прибалтики будет важнейшим внешнеполитическим приоритетом Зеленского.
Хотя, несомненно, отношения Украины и стран Балтии останутся на высоком уровне.

В фокусе внимания как Зеленского, так и Науседы первые несколько месяцев президентства будут, в первую очередь, внутриполитические вопросы. Зеленский сможет полноценно заняться внешней политикой лишь после переформатирования МИД, где продолжают восседать ставленники Порошенко. Это произойдет после проведения летом досрочных парламентских выборов.

В ходе правления Порошенко отношениям Украины со странами Балтии не хватало здравого прагматизма, нередко стороны увлекались прожектерством и формализмом, оставляя за скобками сотрудничества экономическую проблематику.
При Зеленском могут быть нащупаны точки соприкосновения на базе совместных экономических интересов и реализации взаимовыгодных проектов. Например, Зеленский объявил курс на диджитализацию Украины; соответствующий опыт можно позаимствовать у Эстонии.

Нельзя исключать того, что на фоне ухода Грибаускайте более активно роль лоббиста Украины попытается играть Андрюс Кубилюс, экс-премьер Литвы, избранный недавно в Европарламент. Кубилюс был инициатором проектов «план Маршалла для Украины» и «Украина-2027», предполагавших предоставление Киеву объемного пакета безвозмездной макрофинансовой помощи и гарантий обретения перспектив членства Украины в ЕС в 2027 году соответственно.

Кубилюс активно пиарился на украинской тематике и рассчитывал за счет голосов антироссийски настроенных государств получить пост генсека Совета Европы.

Другое дело, что все украинские проекты Кубилюса потерпели крах, а из борьбы за кресло генсека Совета Европы он прогнозируемо выбыл. Застолбив за собой в эпоху Порошенко нишу проводника интересов Украины на европейских площадках, Кубилюс по инерции еще наверняка продолжит вбрасывать в публичный дискурс тезисы о необходимости всесторонней поддержки Киева всем «свободным миром». Но результативность подобных действий будет стремиться к исчезающе малой величине.

Собственно, смена президентов Литвы, Латвии и Украины открывает окно возможностей для того, чтобы свежим взглядом оценить отношения Киева с Прибалтийскими республиками и выработать формулу их прагматизации. Вопрос лишь в том, воспользуются ли политики такими возможностями.

Денис Гаевский, Rubaltic


Вслед за избранием Владимира Зеленского президентом Украины произошла смена президентов в Литве и Латвии. Теперь остается открытым вопрос, сохранят ли страны Балтии при новых руководителях звание главных лоббистов Украины в Евросоюзе. Еще более важный вопрос: насколько необходимы команде Зеленского такие лоббисты? Уходящий президент Литвы Даля Грибаускайте активно включилась в «битву за Украину» со второй половины 2013 года, когда Литва стала председателем Совета ЕС. Именно Вильнюс лоббировал в Брюсселе и в Киеве инициативу скорейшего подписания Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной. С тех пор и до конца своего второго президентского срока Грибаускайте не выключалась из «украинской игры», позиционируя Литву в качестве главного «адвоката» Киева на европейской арене. Лоббистские услуги Дали Грибаускайте высоко оценил экс-президент Украины Петр Порошенко. В конце 2018 года «железная леди» Прибалтики была удостоена наивысшей государственной награды Украины для иностранных граждан — ордена Свободы. Во внешней политике Украины при Порошенко прибалтийский вектор был одним из важнейших. С руководителями Литвы, Латвии и Эстонии Порошенко встречался куда чаще, чем с главами других государств, пусть подобные встречи зачастую не изобиловали конкретикой. Страны Балтии на международной арене использовали все возможные площадки, чтобы не допустить ухода украинской тематики на периферию внимания европейских государств и институтов. Успехи в этом направлении оказались неоднозначными, но более преданных союзников у Киева не было. Особенно если учитывать осложнение отношений Киева и Варшавы, ведь Польша тоже долгое время считалась «адвокатом» Украины в Европе. Прибалтийские республики предоставляли гуманитарную и материально-техническую помощь Вооруженным силам Украины (ВСУ) и добровольческим батальонам. Литва стала первым в мире государством, поставляющим Киеву летальное вооружение по открытым каналам. Тем самым Вильнюс подталкивал своих партнеров по НАТО более активно вовлекаться в конфликт в Донбассе и не опасаться предоставлять Киеву широкую номенклатуру вооружений. В отличие от Дали Грибаускайте новоизбранный президент Литвы не возлагал на себя обязательства лоббировать интересы Украины за рубежом. Потому Науседа может прислушиваться к мнению Киева в вопросе поддержки Украины, но не руководствоваться им. Пускай Науседа заявлял, что отношения с Россией не изменятся, пока «ситуация на Украине будет похожа на нынешнюю». Но вместе с тем он указывал на необходимость поменять риторику в отношении Москвы. «Я бы хотел быть дипломатичным и использовать лексикон, который мог бы быть несколько иным по сравнению с лексиконом, который использовался ранее», — отмечал в ходе избирательной кампании Науседа. В то же время команда Владимира Зеленского отличается на порядок большим прагматизмом по сравнению с администрацией Петра Порошенко, поэтому едва ли углубление сотрудничества с государствами Прибалтики будет важнейшим внешнеполитическим приоритетом Зеленского. Хотя, несомненно, отношения Украины и стран Балтии останутся на высоком уровне. В фокусе внимания как Зеленского, так и Науседы первые несколько месяцев президентства будут, в первую очередь, внутриполитические вопросы. Зеленский сможет полноценно заняться внешней политикой лишь после переформатирования МИД, где продолжают восседать ставленники Порошенко. Это произойдет после проведения летом досрочных парламентских выборов. В ходе правления Порошенко отношениям Украины со странами Балтии не хватало здравого прагматизма, нередко стороны увлекались прожектерством и формализмом, оставляя за скобками сотрудничества экономическую проблематику. При Зеленском могут быть нащупаны точки соприкосновения на базе совместных экономических интересов и реализации взаимовыгодных проектов. Например, Зеленский объявил курс на диджитализацию Украины; соответствующий опыт можно позаимствовать у Эстонии. Нельзя исключать того, что на фоне ухода Грибаускайте более активно роль лоббиста Украины попытается играть Андрюс Кубилюс, экс-премьер Литвы, избранный недавно в Европарламент. Кубилюс был инициатором проектов «план Маршалла для Украины» и «Украина-2027», предполагавших предоставление Киеву объемного пакета безвозмездной макрофинансовой помощи и гарантий обретения перспектив членства Украины в ЕС в 2027 году соответственно. Кубилюс активно пиарился на украинской тематике и рассчитывал за счет голосов антироссийски настроенных государств получить пост генсека Совета Европы. Другое дело, что все украинские проекты Кубилюса потерпели крах, а из борьбы за кресло генсека Совета Европы он прогнозируемо выбыл. Застолбив за собой в эпоху Порошенко нишу проводника интересов Украины на европейских площадках, Кубилюс по инерции еще наверняка продолжит вбрасывать в публичный дискурс тезисы о необходимости всесторонней поддержки Киева всем «свободным миром». Но результативность подобных действий будет стремиться к исчезающе малой величине. Собственно, смена президентов Литвы, Латвии и Украины открывает окно возможностей для того, чтобы свежим взглядом оценить отношения Киева с Прибалтийскими республиками и выработать формулу их прагматизации. Вопрос лишь в том, воспользуются ли политики такими возможностями. Денис Гаевский, Rubaltic


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!