Три храма в сутки – такими темпами, согласно мнению Патриарха РПЦ Кирилла, восстанавливается в России православная вера. «Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за 10 лет. И не от того, что у нас слишком много денег, и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается» - передают российские СМИ слова Патриарха, сказанные им на освящении русского храма, построенного в Страсбурге.
Однако критерий успешности православной миссии, измеряемой в количестве построенных храмов, вызывает некоторые сомнения. Известно пророчество, согласно которому в России будет много новых храмов, но они будут стоять пустыми. Такое случится, если строительством храмов подменит авторитет священства и его статус образца благочестия. А всё ли с этим благополучно в нашей церкви?
Мы помним, как страна строила царство счастливой жизни без Бога, стараясь догнать и перегнать Америку по выплавке стали и производству кукурузы. Теперь по темпам строительства храмов мы приближаемся к темпам строительства сети Макдональдс.
Но является ли ударное возведение храмов, по темпам опережающее строительство школ и больниц, символом торжества Православия? Если количество храмов есть критерий приближения к Богу, то стал ли наш народ сегодня намного счастливее, чем в СССР? И действительно ли он стал ближе к Богу? Существует ли прямая связь между количеством храмов и качеством воцерковленности населения? Есть ли план капитального строительства критерий успеха миссии?
Последние годы Россию сотрясают регулярные скандалы, связанные с деятельностью высшего руководства РПЦ, которое стало идеальным ньюсмейкером, постоянно создающим информационные поводы, причём чаще с негативным контентом.
То Патриарх неудачно выразится по поводу истории русского народа, который до принятия христианства был непонятно кем, то восприятия славян элитами Византии, то в интернет попадают истории про нанопыль и исчезающие брегеты, то возникнет скандал по поводу передачи Исаакиевского собора.
То всплывает история о преследовании тех, кто разоблачает голубое лобби в рясах, то возникает конфликт вокруг строительства храма в центре парка в Екатеринбурге, то либерально-экуменическое крыло руководства РПЦ публично выскажется о том, что Сталин не имеет отношения к Победе. И это в стране, где Сталина положительно оценивает более 70% населения! Не многовато ли проколов?
Теперь вот победные реляции с ударных строек православия – и это в стране, где падает уровень жизни населения, где воцекорвленных – всего 14% от числа крещеных, где усилилась ностальгия по СССР, и вырос объём критики в адрес церкви. Неужели в Патриархии не читают сводок социологических опросов общественного мнения?
Такое впечатление, что кто-то в руководстве РПЦ «живёт, под собою не чуя страны», как писал Осип Мандельштам. Никак не соотнося свои слова с тем, «как наше слово отзовётся». Похоже, проблема адекватности самовосприятия стала одной из главных проблем административно-церковного пиара. Что никак не является тем, что принято называть «православным миссионерством». Миссия – это не пиар, но ничто так не вредит миссии, как неудачный пиар.
Успехи в строительстве храмов – это хорошо. Но если храмы строятся, а стоят пустыми, и при этом репутация духовенства падает – это плохо. Большое число новых храмов и моральная изоляция духовных пастырей – вот самое нежелательное явление, беспокоиться о котором нужно больше всего.
Церковные иерархи очень критикуют СССР, но никогда не осудили нынешних стяжателей и казнокрадов, грехи и пороки нынешней эпохи. Они упорно молчат об этом бесчинстве сильных мира сего, не обличая его и не говоря об этом вслух. У паствы порой возникает мнение, что епископат просто не видит этого греха у тех, о ком Христос сказал, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное».
Но разве в СССР общество было таким бездуховным как сейчас? Массовый героизм, что на войне, что в цехах и на полях – не был красивой фигурой речи. Советский Союз за несколько лет победил тотальную безграмотность и детскую беспризорность, с которыми в царской России не справилась власть. А что мы имеем сейчас? При Королеве не было необходимости окроплять ракеты – космос человечеству открыли мы.
Аборты и церковные новостройки – в центре внимания высшего духовенства, но кричащая социальная несправедливость, падение уровня образования и духовности, кризис в науке и опасное общественное расслоение никогда не становилось темой их проповеди. О том ли думает Патриарх? Источник
Добавлю от себя: при всём своём достаточно настороженном отношении к статьям А. Халдея, здесь я не могу не согласиться с его мнением.
Нужна ли людям, обществу духовность? Да, несомненно. Велика ли в ней роль религий?
Огромна, и именно ей они и призваны служить.
Любой человек, стремящийся понять жизнь, её сложности и переплетения, рано или поздно всей своей жизнью приходит к осознанию изложенного в десяти заповедях, но паче того - в Евангелии и особенно - Нагорной проповеди, - или же не приходит никуда.
Но если тот же человек видит, призванные нести эти заповеди людям, сами забывают о них - как он поверит им?
И речь не только о собирании богатств на земле и "игольном ушке". Куда как хуже то, что некоторые известные и высокопоставленные служители церкви легко забывают о других не менее важных заповедях:
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
...
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Может ли научить этому хоть кого-то небезызвестный Иларион с его ярой ненавистью к гонителям-большевикам? Трудно поверить в это. Да что Иларион, сам Патриарх не раз отмечался в подобном.
Когда слышишь нечто подобное от высших предстоятелей Церкви, нельзя не вспомнить с грустью:
Вы - соль земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Сергеич.
Три храма в сутки – такими темпами, согласно мнению Патриарха РПЦ Кирилла, восстанавливается в России православная вера. «Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за 10 лет. И не от того, что у нас слишком много денег, и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается» - передают российские СМИ слова Патриарха, сказанные им на освящении русского храма, построенного в Страсбурге. Однако критерий успешности православной миссии, измеряемой в количестве построенных храмов, вызывает некоторые сомнения. Известно пророчество, согласно которому в России будет много новых храмов, но они будут стоять пустыми. Такое случится, если строительством храмов подменит авторитет священства и его статус образца благочестия. А всё ли с этим благополучно в нашей церкви? Мы помним, как страна строила царство счастливой жизни без Бога, стараясь догнать и перегнать Америку по выплавке стали и производству кукурузы. Теперь по темпам строительства храмов мы приближаемся к темпам строительства сети Макдональдс. Но является ли ударное возведение храмов, по темпам опережающее строительство школ и больниц, символом торжества Православия? Если количество храмов есть критерий приближения к Богу, то стал ли наш народ сегодня намного счастливее, чем в СССР? И действительно ли он стал ближе к Богу? Существует ли прямая связь между количеством храмов и качеством воцерковленности населения? Есть ли план капитального строительства критерий успеха миссии? Последние годы Россию сотрясают регулярные скандалы, связанные с деятельностью высшего руководства РПЦ, которое стало идеальным ньюсмейкером, постоянно создающим информационные поводы, причём чаще с негативным контентом. То Патриарх неудачно выразится по поводу истории русского народа, который до принятия христианства был непонятно кем, то восприятия славян элитами Византии, то в интернет попадают истории про нанопыль и исчезающие брегеты, то возникнет скандал по поводу передачи Исаакиевского собора. То всплывает история о преследовании тех, кто разоблачает голубое лобби в рясах, то возникает конфликт вокруг строительства храма в центре парка в Екатеринбурге, то либерально-экуменическое крыло руководства РПЦ публично выскажется о том, что Сталин не имеет отношения к Победе. И это в стране, где Сталина положительно оценивает более 70% населения! Не многовато ли проколов? Теперь вот победные реляции с ударных строек православия – и это в стране, где падает уровень жизни населения, где воцекорвленных – всего 14% от числа крещеных, где усилилась ностальгия по СССР, и вырос объём критики в адрес церкви. Неужели в Патриархии не читают сводок социологических опросов общественного мнения? Такое впечатление, что кто-то в руководстве РПЦ «живёт, под собою не чуя страны», как писал Осип Мандельштам. Никак не соотнося свои слова с тем, «как наше слово отзовётся». Похоже, проблема адекватности самовосприятия стала одной из главных проблем административно-церковного пиара. Что никак не является тем, что принято называть «православным миссионерством». Миссия – это не пиар, но ничто так не вредит миссии, как неудачный пиар. Успехи в строительстве храмов – это хорошо. Но если храмы строятся, а стоят пустыми, и при этом репутация духовенства падает – это плохо. Большое число новых храмов и моральная изоляция духовных пастырей – вот самое нежелательное явление, беспокоиться о котором нужно больше всего. Церковные иерархи очень критикуют СССР, но никогда не осудили нынешних стяжателей и казнокрадов, грехи и пороки нынешней эпохи. Они упорно молчат об этом бесчинстве сильных мира сего, не обличая его и не говоря об этом вслух. У паствы порой возникает мнение, что епископат просто не видит этого греха у тех, о ком Христос сказал, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное». Но разве в СССР общество было таким бездуховным как сейчас? Массовый героизм, что на войне, что в цехах и на полях – не был красивой фигурой речи. Советский Союз за несколько лет победил тотальную безграмотность и детскую беспризорность, с которыми в царской России не справилась власть. А что мы имеем сейчас? При Королеве не было необходимости окроплять ракеты – космос человечеству открыли мы. Аборты и церковные новостройки – в центре внимания высшего духовенства, но кричащая социальная несправедливость, падение уровня образования и духовности, кризис в науке и опасное общественное расслоение никогда не становилось темой их проповеди. О том ли думает Патриарх? Источник Добавлю от себя: при всём своём достаточно настороженном отношении к статьям А. Халдея, здесь я не могу не согласиться с его мнением. Нужна ли людям, обществу духовность? Да, несомненно. Велика ли в ней роль религий? Огромна, и именно ей они и призваны служить. Любой человек, стремящийся понять жизнь, её сложности и переплетения, рано или поздно всей своей жизнью приходит к осознанию изложенного в десяти заповедях, но паче того - в Евангелии и особенно - Нагорной проповеди, - или же не приходит никуда. Но если тот же человек видит, призванные нести эти заповеди людям, сами забывают о них - как он поверит им? И речь не только о собирании богатств на земле и "игольном ушке". Куда как хуже то, что некоторые известные и высокопоставленные служители церкви легко забывают о других не менее важных заповедях: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. . Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Может ли научить этому хоть кого-то небезызвестный Иларион с его ярой ненавистью к гонителям-большевикам? Трудно поверить в это. Да что Иларион, сам Патриарх не раз отмечался в подобном. Когда слышишь нечто подобное от высших предстоятелей Церкви, нельзя не вспомнить с грустью: Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Сергеич.
Комментарии (0)