Последние новости от компании Space X пугают. Илон Маск собирает ракету прямо под открытым небом, на строительной площадке. Работяги весело варят её из нержавейки, а не очень ровные сварочные швы зачищают болгаркой. Что это — сверхсовременный подход или космических масштабов сумасшествие? А может быть, всё ещё хуже: Илон Маск — просто инопланетный орк?Против правилВсё дело в том, что Илон Маск — действительно орк. Это не точно — но уж слишком много всего склоняет именно к такому варианту. Впрочем, начнём с самого начала.
Современная космическая техника — вещь сложная, высокотехнологичная и удивительно нежная. Собирают электронику в чистых комнатах — это такие помещения, где контролируется уровень пыли, влажности, давления, аэрозольных частиц и микроорганизмов. Все ходят в герметичных костюмах, лица сосредоточенные.
Сборка ракет-носителей и двигателей тоже ведётся на производствах, где контролируется всё и вся. Перчатки белые, каски пластиковые блестят — прямо завод высокой культуры. Ну ещё бы, мы же ракетную технику делаем, а не что-то приземлённое!
Ну и итоговая сборка осуществляется в специальных монтажно-испытательных корпусах (МИК), чаще всего прямо на космодромах. Там тоже все процессы обычно механизированы и жёстко регламентированы. Недавняя авария с ракетой «Союз» случилась как раз из-за того, что сотрудники «Роскосмоса» применили кувалду и немного «помогли» креплению бокового ускорителя зайти в нужный паз.
Современный космос — это максимальная точность, дублирование процессов и многочисленные проверки на всех этапах. И вдруг появился человек, который пошёл против всех устоявшихся правил. Да и человек ли?
Ракета на заднем двореВ это самое время сотрудники компании SpaceX миллиардера Илона Маска осваивают абсолютно новый, доселе невиданный способ сборки космических кораблей. На строящемся космодроме в деревне Бока-Чика неподалёку от города Браунсвилл, штат Техас, и на такой же строительной площадке во Флориде, прямо под открытым небом, на строительной площадке возводятся прототипы будущих космических кораблей «Старшип».
Рядом нет никаких монтажных башен и центров управления. Ну, по крайней мере пока. Только рабочие из не совсем новых и ровных листов нержавейки строят конструкцию, смутно напоминающую водонапорную башню — ну или ретро-ракету из пятидесятых годов. Недавний ураган одну из таких построек повалил на бок и разобрал на составляющие. Ничего, рабочие вернулись к созиданию.
У каждого, кто впервые видит такое безобразие, в глазах можно прочесть немой вопрос: «И оно правда полетит?».
В фантастической вселенной «Warhammer 40 000» так делала раса орков. Словно злокачественное заболевание космического масштаба, зеленокожие орки строили из подручных средств ракеты и космические корабли, на которых перемещались по галактике все дальше и дальше. Оставшаяся после боя груда дымящегося мусора легко могла стать основой для будущей орочьей техники.
И не стоило удивляться её неказистости — работала она отлично, ездила, летала и взрывала всё прекрасно, хоть и недолго. Мэкбои орков знали своё дело туго и могли собрать танк практически из спичек и желудей, набранных в соседнем лесу. Мэк Босс Горлопан, главный и самый гениальный орочий Кулибин, был способен собрать любую ракету, не выезжая за пределы свалки.
Есть, правда, одно очень серьёзное отличие: любой самый плохонький орк знает, что техника, покрашенная в красный цвет, получает дополнительную скорость. Поэтому, если уж ты строишь даккаджет, будь добр покрасить его в радикально красный цвет. Вот хоть укради краску, но покрасить надо. Красный — это обязательное условие. Но у Илона Маска пока серебристо-стальные ракеты, что несколько портит их красоту в орочьих глазах.
Злая реальностьА что же на самом деле? Неужели всё так запущено? Дело в том, что Илон Маск создаёт свою новую ракету BFR против принятых в настоящее время правил — не имея полностью готового проекта. Space X просчитывает разные варианты и с лёгкостью отказывается от уже принятых решений в пользу новых.
С точки зрения традиционной космонавтики — это абсолютно сумасшедший подход.
С другой стороны, может быть, просто современная космонавтика, озабоченная исключительно безопасностью и минимизацией рисков, забыла пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века?
Кроме того, в отличие от максимально облегчённых, а потому чрезвычайно нежных современных ракет с корпусами из алюминиевых сплавов и композитов, Илон Маск решил поставить на нержавеющую сталь. Да, ракета и корабль станут тяжелее, но вместе с тем и прочнее. Тот же «Союз», когда его медленно и максимально аккуратно везут по железной дороге от МИКа к старту, даже от малейших вибраций гудит и «поёт», как говорят специалисты. Тут же конструкция основательная — можно варить и шкурить прямо на улице.
Ну и, наконец, самое главное. Одна из собирающихся на открытом воздухе конструкций — это не совсем космический корабль «Старшип», а пока лишь «Стархоппер». Звёздный прыгун, специальный прототип для проверки работоспособности ракетных двигателей «Раптор». Предполагается, что после завершения постройки «Стархоппер» будет «подпрыгивать», а потом и подлетать на разную высоту, после чего садиться обратно, используя собственные двигатели.
Все это — на высотах до нескольких километров, не дальше; в космос «Стархоппер» не собирается. А вот уже двигатели и всё связанное с управлением будут делать не под открытым небом, тут Space X давно доказала своё умение чётко и качественно штамповать ракеты. Впрочем, орбитальные прототипы «Старшип» собираются там же.
Вопросы без ответовПочему строительство ведётся сразу в двух местах? Илон Маск говорит, что хочет посмотреть, как покажет себя подход независимых строительства и разработки. Информацией обе команды обмениваются, но решения принимают самостоятельно.
Имеет ли такой подход право на жизнь? Почему нет, Space X тратит свои деньги, и без разницы, как они получены, — в виде гранта от NASA или за вывод космических аппаратов на орбиту. Компания не публичная, так что имеет полное право. Но выглядит это всё очень и очень странно. Хотя ведь главное — конечный результат.
Согласитесь, будет крайне удивительно, если вдруг люди смогут дотянуться до других планет благодаря такому «орочьему методу» постройки. Пока же мы ждём начала «прыжковых» испытаний «Стархоппера» и внимательно следим за цветом ракеты. Если начнут красить в красный, других вариантов не останется. Как только Илон Маск выдаст свою орочью сущность — сразу зовите космодесант.
Михаил Котов
Последние новости от компании Space X пугают. Илон Маск собирает ракету прямо под открытым небом, на строительной площадке. Работяги весело варят её из нержавейки, а не очень ровные сварочные швы зачищают болгаркой. Что это — сверхсовременный подход или космических масштабов сумасшествие? А может быть, всё ещё хуже: Илон Маск — просто инопланетный орк? Против правил Всё дело в том, что Илон Маск — действительно орк. Это не точно — но уж слишком много всего склоняет именно к такому варианту. Впрочем, начнём с самого начала. Современная космическая техника — вещь сложная, высокотехнологичная и удивительно нежная. Собирают электронику в чистых комнатах — это такие помещения, где контролируется уровень пыли, влажности, давления, аэрозольных частиц и микроорганизмов. Все ходят в герметичных костюмах, лица сосредоточенные. Сборка ракет-носителей и двигателей тоже ведётся на производствах, где контролируется всё и вся. Перчатки белые, каски пластиковые блестят — прямо завод высокой культуры. Ну ещё бы, мы же ракетную технику делаем, а не что-то приземлённое! Ну и итоговая сборка осуществляется в специальных монтажно-испытательных корпусах (МИК), чаще всего прямо на космодромах. Там тоже все процессы обычно механизированы и жёстко регламентированы. Недавняя авария с ракетой «Союз» случилась как раз из-за того, что сотрудники «Роскосмоса» применили кувалду и немного «помогли» креплению бокового ускорителя зайти в нужный паз. Современный космос — это максимальная точность, дублирование процессов и многочисленные проверки на всех этапах. И вдруг появился человек, который пошёл против всех устоявшихся правил. Да и человек ли? Ракета на заднем дворе В это самое время сотрудники компании SpaceX миллиардера Илона Маска осваивают абсолютно новый, доселе невиданный способ сборки космических кораблей. На строящемся космодроме в деревне Бока-Чика неподалёку от города Браунсвилл, штат Техас, и на такой же строительной площадке во Флориде, прямо под открытым небом, на строительной площадке возводятся прототипы будущих космических кораблей «Старшип». Рядом нет никаких монтажных башен и центров управления. Ну, по крайней мере пока. Только рабочие из не совсем новых и ровных листов нержавейки строят конструкцию, смутно напоминающую водонапорную башню — ну или ретро-ракету из пятидесятых годов. Недавний ураган одну из таких построек повалил на бок и разобрал на составляющие. Ничего, рабочие вернулись к созиданию. У каждого, кто впервые видит такое безобразие, в глазах можно прочесть немой вопрос: «И оно правда полетит?». В фантастической вселенной «Warhammer 40 000» так делала раса орков. Словно злокачественное заболевание космического масштаба, зеленокожие орки строили из подручных средств ракеты и космические корабли, на которых перемещались по галактике все дальше и дальше. Оставшаяся после боя груда дымящегося мусора легко могла стать основой для будущей орочьей техники. И не стоило удивляться её неказистости — работала она отлично, ездила, летала и взрывала всё прекрасно, хоть и недолго. Мэкбои орков знали своё дело туго и могли собрать танк практически из спичек и желудей, набранных в соседнем лесу. Мэк Босс Горлопан, главный и самый гениальный орочий Кулибин, был способен собрать любую ракету, не выезжая за пределы свалки. Есть, правда, одно очень серьёзное отличие: любой самый плохонький орк знает, что техника, покрашенная в красный цвет, получает дополнительную скорость. Поэтому, если уж ты строишь даккаджет, будь добр покрасить его в радикально красный цвет. Вот хоть укради краску, но покрасить надо. Красный — это обязательное условие. Но у Илона Маска пока серебристо-стальные ракеты, что несколько портит их красоту в орочьих глазах. Злая реальность А что же на самом деле? Неужели всё так запущено? Дело в том, что Илон Маск создаёт свою новую ракету BFR против принятых в настоящее время правил — не имея полностью готового проекта. Space X просчитывает разные варианты и с лёгкостью отказывается от уже принятых решений в пользу новых. С точки зрения традиционной космонавтики — это абсолютно сумасшедший подход. С другой стороны, может быть, просто современная космонавтика, озабоченная исключительно безопасностью и минимизацией рисков, забыла пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века? Кроме того, в отличие от максимально облегчённых, а потому чрезвычайно нежных современных ракет с корпусами из алюминиевых сплавов и композитов, Илон Маск решил поставить на нержавеющую сталь. Да, ракета и корабль станут тяжелее, но вместе с тем и прочнее. Тот же «Союз», когда его медленно и максимально аккуратно везут по железной дороге от МИКа к старту, даже от малейших вибраций гудит и «поёт», как говорят специалисты. Тут же конструкция основательная — можно варить и шкурить прямо на улице. Ну и, наконец, самое главное. Одна из собирающихся на открытом воздухе конструкций — это не совсем космический корабль «Старшип», а пока лишь «Стархоппер». Звёздный прыгун, специальный прототип для проверки работоспособности ракетных двигателей «Раптор». Предполагается, что после завершения постройки «Стархоппер» будет «подпрыгивать», а потом и подлетать на разную высоту, после чего садиться обратно, используя собственные двигатели. Все это — на высотах до нескольких километров, не дальше; в космос «Стархоппер» не собирается. А вот уже двигатели и всё связанное с управлением будут делать не под открытым небом, тут Space X давно доказала своё умение чётко и качественно штамповать ракеты. Впрочем, орбитальные прототипы «Старшип» собираются там же. Вопросы без ответов Почему строительство ведётся сразу в двух местах? Илон Маск говорит, что хочет посмотреть, как покажет себя подход независимых строительства и разработки. Информацией обе команды обмениваются, но решения принимают самостоятельно. Имеет ли такой подход право на жизнь? Почему нет, Space X тратит свои деньги, и без разницы, как они получены, — в виде гранта от NASA или за вывод космических аппаратов на орбиту. Компания не публичная, так что имеет полное право. Но выглядит это всё очень и очень странно. Хотя ведь главное — конечный результат. Согласитесь, будет крайне удивительно, если вдруг люди смогут дотянуться до других планет благодаря такому «орочьему методу» постройки. Пока же мы ждём начала «прыжковых» испытаний «Стархоппера» и внимательно следим за цветом ракеты. Если начнут красить в красный, других вариантов не останется. Как только Илон Маск выдаст свою орочью сущность — сразу зовите космодесант. Михаил Котов
Комментарии (0)