Бронёй по блицкригу: 5 танковых альтернатив 1941-го - «ДНР и ЛНР»

  • 00:50, 28-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Laird
  • 0

Трагедия 1941 года не даёт покоя любителям альтернативной истории. «Если немного поменять танковый парк РККА, удалось бы развернуть ситуацию в нашу пользу», — считают они. Мы собрали самые популярные в Сети и в художественной литературе альтернативы и расставили всё по местам.


1. Т-28 навсегда

Альтернативщикам очень нравится оптимизировать советское танкостроение предвоенных и военных времён. Популярна идея не строить новые Т-34 и КВ, а вместо этого модернизировать какую-то старую машину. И тут больше всего внимания достаётся танку Т-28. Творят с ним всякое непотребство постоянно.


Испытание торсионной подвески на Т-28 в 1939 году
Начинают обычно с установки вместо пулемётных башенок наклонной бронеплиты. По мнению авторов, это доведёт защиту Т-28 во лбу до уровня Т-34, а то и больше, — ведь можно поставить плиту не 45-мм толщины, а, например, 60-мм. Тут же вспоминают об опытах с установкой 85-мм пушки в башню Т-28.
И вот у Красной армии на 1941 год танк круче Т-34, а главное — массовый.

Не надо мучительно осваивать новые машины, можно продолжать уже давно налаженное производство. Году так к 42-му стоит сменить танку подвеску, ведь был же прототип с торсионной подвеской. Под это ставим новую башню с пушкой минимум 100 мм и более эффективный двигатель. Так самое позднее в 1943 году у Красной армии будет танк уровня Т-44 или первых «центурионов».


Ещё один источник вдохновения для фантазёров — проект немного укороченного Т-28 с подвеской от Т-35
Понятно, что все эти фантазии в реальности смысла не имеют. Даже кажущаяся незначительной замена пулемётных башенок на наклонную броню на деле по сложности не уступит освоению нового танка. Пушка 85 мм в обычную башню лезет только как макет. Чтобы из неё стрелять, надо увеличить погон, а значит переделать минимум половину корпуса. Ровно то же и с новой подвеской, и с другими «простыми» модернизациями.
При этом остаются архаичная конструкция и множество старых недостатков машины. И чем тратить время на натягивание Т-28 на глобус супертанка, проще приложить немного больше усилий и поставить в серию принципиально новую бронеединицу. Её освоение займёт не больше времени, чем освоение супер-Т-28.


И это тоже Т-28. Как ОБТ 50-х годов
2. Нужно больше САУ

Советские танковые армады не дают покоя неравнодушным людям. Так много танков — и такая незавидная судьба. Понятно, что воевать с немцами на равных парком БТ-7 и Т-26 уже сложно. Поэтому альтернативщики выдвигают «революционную» идею — переделать все старые танки в самоходки и бронетранспортёры. Длинноствольную 57-мм пушку потащит БТ, 85-мм — уже Т-26, из Т-28 собираем аналог Су-152.
Как результат — тысячи наших САУ громят немецкий блицкриг, и Красная армия переходит в контратаку на БТР и БМП из старых танков и с поддержкой ЗСУ и гаубичных самоходок на их же базе.


Сделать АТ-1 из существующего Т-26 совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд
Картина, конечно, красивая, но опять не совсем реалистичная. Мы даже не говорим о том, что установить мощную пушку на шасси старого лёгкого танка — задача нетривиальная. Переделать уже имеющийся танк в САУ просто так практически невозможно.
Зачастую проще собрать новую самоходку — и сделать это без мощностей танковых заводов нельзя. А они заняты выпуском современной бронетехники. И непонятно, то ли авторы предлагают возобновить выпуск шасси Т-26 и БТ, то ли загрузить заводы переделкой изношенных танков.

С переделкой в БТР те же проблемы. Оба решения имеют один итог — начало войны РККА встретила бы без новых танков и с небольшим количеством очень уязвимых и малоподвижных самоходок и бронетранспортёров.


САУ на шасси БТ-7
3. Прыжок в ОБТ

Зачем тратить лишнее время и выпускать массово Т-34? Ведь всем известно, что Т-44 — это очень глубокое развитие «тридцатьчетвёрки». В серию в 1941 году надо ставить именно их, ну или хотя бы Т-34 со всеми «нужными» изменениями — торсионной подвеской, 100-мм орудием, увеличенной бронёй или полусферической башней. Так делает чуть ли не каждый попаданец на Великую Отечественную — не могут же столько авторов ошибаться?


Болгарская огневая точка из корпуса Т-34 с башней Т-62 больше всего напоминает подобные фантазии
Конечно же могут! Да, попаданец, используя свои знания, расскажет о всех этих улучшениях (хотя на самом деле конструкторы о них и так догадывались). Но для освоения новшеств должна серьёзно измениться и промышленность: надо получить новые станки по ленд-лизу, накопить опыт массового выпуска Т-34 и научиться лить броню. Всё это требует времени. Собирать же Т-44, или тем более Т-54, без всего этого или просто невозможно, или партии будут в пару десятков танков в год.


ОБТ из Т-34
Количество и ещё раз количество!

«Танков у СССР было слишком мало. Нет, стареньких БТ и Т-26 — понятно, хватало. А современных машин типа Т-34… Вот если бы был новый массовый лёгкий танк, тогда бы мы немцам показали».

Например, стоит обратить внимание на знаменитый «автострадный агрессор» А-20. Ну и что, что 45-мм пушка, — её против немцев хватит, да и брони на 1941 год много не надо. Зато А-20 можно раньше начать производить и к 1941 году накопить большой танкопарк. И проблемы Т-34 решать не надо.

Другой вариант — кинуть все ресурсы на создание замены для Т-26 и получить Т-50 или его аналог пораньше, а там уже наплодить танк в количествах. Позже, в 1942 году, можно довести А-20/Т-50 до уровня Т-34, а в 1944 году и до Т-34-85!


Любимый многими альтернативщиками А-20. Якобы из него можно было сделать советский Пз.3!
К сожалению, далеко не всё на войне зависит от количества оружия. На западной границе в 1941 году было достаточно современных танков, но победить это не помогло. Немцы на тот период лучше управляли подвижными соединениями, у них лучше была поставлена разведка. Это и многое другое и позволяло им бить советские части.
Может быть, большее количество лёгких машин нанесло бы им больше потерь. А может, и наоборот — лёгкие танки показали бы себя сильно хуже. В любом случае уже к 1942 году модернизационный потенциал подобных машин оказался бы исчерпан и промышленности пришлось бы спешно осваивать более тяжёлую и сложную машину, что могло привести к серьёзным проблемам.


Глубокая модернизация лёгкого танка Т-50
Сверхтяжёлый ответ

Т-100/СМК, КВ-4 и КВ-5 — предвоенная РККА была славна проектами тяжёлых и очень тяжёлых танков. Многие видят именно в них спасительную альтернативу. Сверхтяжёлые монстры смяли бы нелепые «пазики» Третьего рейха и проложили бы СССР путь к победе.

Кто-то предлагает не терять время и делать подобных монстров сразу на базе Т-35. Это идея очень похожа на историю с Т-28 — выкидываем дополнительные башни, ставим наклонную броню и башню с пушкой побольше. Другие говорят, что вместо «простого» КВ надо было ставить в серию сразу что-то большое. Желательно КВ-3, а то и крупнее. Как раз к 1941 году успеют освоить.


Вершина советского «монстро-рисования» сверхтяжёлый танк КВ-5
Данная альтернатива, наверное, самая непопулярная из нашей пятёрки. Сверхтяжёлый танк — это, конечно, круто, но проблемы с подвижностью и надёжностью были даже у «лёгких» КВ. Да и сами немцы каких-то значительных проблем с истреблением тяжёлых машин не испытывали.
Со времён французской кампании такие танки били авиацией, применяли зенитки и тяжёлую артиллерию, а иногда уничтожали и просто пехотой. Ровно так же, как сточили предвоенные запасы КВ, сточили бы и куда меньшее количество сверхтяжёлых машин. Вот только если КВ удалось выпускать массово в военных условиях, с более тяжёлыми машинами это могло и не сработать.


Сверхтяжёлый танк из Т-35
Итог не самый вдохновляющий. Большинство популярных идей не то что не несут пользы — они даже вредны. Возможно, было какое-то решение, способное сгладить некоторые углы в развитии танковой промышленности и чуть улучшить ситуацию. Но, как ни грустно это признавать, картину в целом оно никак не изменило бы.
Справка. Стакан наполовину пуст — но он и наполовину полон. Все же не надо забывать, что советские танковые войска ценой страшных мучений и потоков крови остановили противника, а затем и начали наносить ему поражения тем несовершенным арсеналом, который у них был в реальности.

А если вам самим хочется «порулить» альтернативной историей танкостроения, лучше всего это делать в игре World of Tanks. На полях её сражений можно не только посмотреть, как показал бы себя А-20, АТ-1 или даже КВ-3 и КВ-4, но и поиграть с различными вариантами башен и орудий для них.

Юрий Кужелев

Трагедия 1941 года не даёт покоя любителям альтернативной истории. «Если немного поменять танковый парк РККА, удалось бы развернуть ситуацию в нашу пользу», — считают они. Мы собрали самые популярные в Сети и в художественной литературе альтернативы и расставили всё по местам. 1. Т-28 навсегда Альтернативщикам очень нравится оптимизировать советское танкостроение предвоенных и военных времён. Популярна идея не строить новые Т-34 и КВ, а вместо этого модернизировать какую-то старую машину. И тут больше всего внимания достаётся танку Т-28. Творят с ним всякое непотребство постоянно. Испытание торсионной подвески на Т-28 в 1939 году Начинают обычно с установки вместо пулемётных башенок наклонной бронеплиты. По мнению авторов, это доведёт защиту Т-28 во лбу до уровня Т-34, а то и больше, — ведь можно поставить плиту не 45-мм толщины, а, например, 60-мм. Тут же вспоминают об опытах с установкой 85-мм пушки в башню Т-28. И вот у Красной армии на 1941 год танк круче Т-34, а главное — массовый. Не надо мучительно осваивать новые машины, можно продолжать уже давно налаженное производство. Году так к 42-му стоит сменить танку подвеску, ведь был же прототип с торсионной подвеской. Под это ставим новую башню с пушкой минимум 100 мм и более эффективный двигатель. Так самое позднее в 1943 году у Красной армии будет танк уровня Т-44 или первых «центурионов». Ещё один источник вдохновения для фантазёров — проект немного укороченного Т-28 с подвеской от Т-35 Понятно, что все эти фантазии в реальности смысла не имеют. Даже кажущаяся незначительной замена пулемётных башенок на наклонную броню на деле по сложности не уступит освоению нового танка. Пушка 85 мм в обычную башню лезет только как макет. Чтобы из неё стрелять, надо увеличить погон, а значит переделать минимум половину корпуса. Ровно то же и с новой подвеской, и с другими «простыми» модернизациями. При этом остаются архаичная конструкция и множество старых недостатков машины. И чем тратить время на натягивание Т-28 на глобус супертанка, проще приложить немного больше усилий и поставить в серию принципиально новую бронеединицу. Её освоение займёт не больше времени, чем освоение супер-Т-28. И это тоже Т-28. Как ОБТ 50-х годов 2. Нужно больше САУ Советские танковые армады не дают покоя неравнодушным людям. Так много танков — и такая незавидная судьба. Понятно, что воевать с немцами на равных парком БТ-7 и Т-26 уже сложно. Поэтому альтернативщики выдвигают «революционную» идею — переделать все старые танки в самоходки и бронетранспортёры. Длинноствольную 57-мм пушку потащит БТ, 85-мм — уже Т-26, из Т-28 собираем аналог Су-152. Как результат — тысячи наших САУ громят немецкий блицкриг, и Красная армия переходит в контратаку на БТР и БМП из старых танков и с поддержкой ЗСУ и гаубичных самоходок на их же базе. Сделать АТ-1 из существующего Т-26 совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд Картина, конечно, красивая, но опять не совсем реалистичная. Мы даже не говорим о том, что установить мощную пушку на шасси старого лёгкого танка — задача нетривиальная. Переделать уже имеющийся танк в САУ просто так практически невозможно. Зачастую проще собрать новую самоходку — и сделать это без мощностей танковых заводов нельзя. А они заняты выпуском современной бронетехники. И непонятно, то ли авторы предлагают возобновить выпуск шасси Т-26 и БТ, то ли загрузить заводы переделкой изношенных танков. С переделкой в БТР те же проблемы. Оба решения имеют один итог — начало войны РККА встретила бы без новых танков и с небольшим количеством очень уязвимых и малоподвижных самоходок и бронетранспортёров. САУ на шасси БТ-7 3. Прыжок в ОБТ Зачем тратить лишнее время и выпускать массово Т-34? Ведь всем известно, что Т-44 — это очень глубокое развитие «тридцатьчетвёрки». В серию в 1941 году надо ставить именно их, ну или хотя бы Т-34 со всеми «нужными» изменениями — торсионной подвеской, 100-мм орудием, увеличенной бронёй или полусферической башней. Так делает чуть ли не каждый попаданец на Великую Отечественную — не могут же столько авторов ошибаться? Болгарская огневая точка из корпуса Т-34 с башней Т-62 больше всего напоминает подобные фантазии Конечно же могут! Да, попаданец, используя свои знания, расскажет о всех этих улучшениях (хотя на самом деле конструкторы о них и так догадывались). Но для освоения новшеств должна серьёзно измениться и промышленность: надо получить новые станки по ленд-лизу, накопить опыт массового выпуска Т-34 и научиться лить броню. Всё это требует времени. Собирать же Т-44, или тем более Т-54, без всего этого или просто невозможно, или партии будут в пару десятков танков в год. ОБТ из Т-34 Количество и ещё раз количество! «Танков у СССР было слишком мало. Нет, стареньких БТ и Т-26 — понятно, хватало. А современных машин типа Т-34… Вот если бы был новый массовый лёгкий танк, тогда бы мы немцам показали». Например, стоит обратить внимание на знаменитый «автострадный агрессор» А-20. Ну и что, что 45-мм пушка, — её против немцев хватит, да и брони на 1941 год много не надо. Зато А-20 можно раньше начать производить и к 1941 году накопить большой танкопарк. И проблемы Т-34 решать не надо. Другой вариант — кинуть все ресурсы на создание замены для Т-26 и получить Т-50 или его аналог пораньше, а там уже наплодить танк в количествах. Позже, в 1942 году, можно довести А-20/Т-50 до уровня Т-34, а в 1944 году и до Т-34-85! Любимый многими альтернативщиками А-20. Якобы из него можно было сделать советский Пз.3! К сожалению, далеко не всё на войне зависит от количества оружия. На западной границе в 1941 году было достаточно современных танков, но победить это не помогло. Немцы на тот период лучше управляли подвижными соединениями, у них лучше была поставлена разведка. Это и многое другое и позволяло им бить советские части. Может быть, большее количество лёгких машин нанесло бы им больше потерь. А может, и наоборот — лёгкие танки показали бы себя сильно хуже. В любом случае уже к 1942 году модернизационный потенциал подобных машин оказался бы исчерпан и промышленности пришлось бы спешно осваивать более тяжёлую и сложную машину, что могло привести к серьёзным проблемам. Глубокая модернизация лёгкого танка Т-50 Сверхтяжёлый ответ Т-100/СМК, КВ-4 и КВ-5 — предвоенная РККА была славна проектами тяжёлых и очень тяжёлых танков. Многие видят именно в них спасительную альтернативу. Сверхтяжёлые монстры смяли бы нелепые «пазики» Третьего рейха и проложили бы СССР путь к победе. Кто-то предлагает не терять время и делать подобных монстров сразу на базе Т-35. Это идея очень похожа на историю с Т-28 — выкидываем дополнительные башни, ставим наклонную броню и башню с пушкой побольше. Другие говорят, что вместо «простого» КВ надо было ставить в серию сразу что-то большое. Желательно КВ-3, а то и крупнее. Как раз к 1941 году успеют освоить. Вершина советского «монстро-рисования» сверхтяжёлый танк КВ-5 Данная альтернатива, наверное, самая непопулярная из нашей пятёрки. Сверхтяжёлый танк — это, конечно, круто, но проблемы с подвижностью и надёжностью были даже у «лёгких» КВ. Да и сами немцы каких-то значительных проблем с истреблением тяжёлых машин не испытывали. Со времён французской кампании такие танки били авиацией, применяли зенитки и тяжёлую артиллерию, а иногда уничтожали и просто пехотой. Ровно так же, как сточили предвоенные запасы КВ, сточили бы и куда меньшее количество сверхтяжёлых машин. Вот только если КВ удалось выпускать массово в военных условиях, с более тяжёлыми машинами это могло и не сработать. Сверхтяжёлый танк из Т-35 Итог не самый вдохновляющий. Большинство популярных идей не то что не несут пользы — они даже вредны. Возможно, было какое-то решение, способное сгладить некоторые углы в развитии танковой промышленности и чуть улучшить ситуацию. Но, как ни грустно это признавать, картину в целом оно никак не изменило бы. Справка. Стакан наполовину пуст — но он и наполовину полон. Все же не надо забывать, что советские танковые войска ценой страшных мучений и потоков крови остановили противника, а затем и начали наносить ему поражения тем несовершенным арсеналом, который у них был в реальности. А если вам самим хочется «порулить» альтернативной историей танкостроения, лучше всего это делать в игре World of Tanks. На полях её сражений можно не только посмотреть, как показал бы себя А-20, АТ-1 или даже КВ-3 и КВ-4, но и поиграть с различными вариантами башен и орудий для них. Юрий Кужелев


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!