Балашников против Калашникова, или Почём «галилы» для Лаоса - «ДНР и ЛНР»

  • 00:07, 24-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Molligan
  • 0

В начале 2019 года Вьетнам торжественно передал вооружённым силам Лаоса партию стрелкового оружия. Вроде бы ничего шокирующего, поддержка Вьетнамом соседней страны уже давно не секрет. А вот оружие сильно всех удивило — лаосцам досталась партия штурмовых винтовок Galil ACE.


«Джонни, они на деревьях!»

Демократическая Республика Вьетнам в сознании жителей бывшего СССР, да и не только их, накрепко связана с автоматом Калашникова. Этот образ старательно закрепляли как многочисленные передовицы о братской помощи вьетнамскому народу, так и более поздние голливудские фильмы, где на немногочисленных американцев волна за волной накатывались орды «гуков» с АК-47 наперевес.

Действительно, Вьетнам долгое время оставался в лагере стран, использующих оригинальное творение Михаила Тимофеевича. Но с 2014 года на вьетнамском военном заводе началось производство штурмовых винтовок «Галил» ACE 31 и «Галил» ACE 32. Лицензию и необходимое оборудование вьетнамцы закупили у Israel Weapon Industries (IWI).


Откуда есть пошёл «Галил» в Земле Обетованной

Для начала напомним, что такое «Галил», и какое отношение он имеет к знаменитому и легендарному АК.

В середине 60-х, изучив сообщения о новой американской винтовке М16 и патроне для неё, руководство АОИ (Армии Обороны Израиля) решило, что воевать дальше с бельгийской FN FAL действительно становится уже не кошерно. В августе 1965 года израильские военные сформулировали требования для новой штурмовой винтовки под патрон 5,56x45 мм.

Созданием оружия занялись две независимые команды. Первую возглавил подполковник Узи Галь, создатель знаменитого пистолета-пулемёта «Узи». Вторую — инженер государственной тогда IMI (Israel Military Industries) Исраэль Галили (при рождении имевший фамилию Балашников).
При этом Галь использовал свои ранние наработки по штурмовой винтовке, а Галили-Балашников взял за основу АК. Благо к тому моменту в АОИ трофейных «калашей» было много; они даже поступили на вооружение ряда не самых простых частей — например, «Сайерет Маткаль» и 13-й флотилии морских коммандос.


Подразделение «Сайерет Маткаль» на сирийском фронте, 1973 год. У одного из бойцов — «Галил» опытной партии
Испытания прототипов обеих винтовок провели в начале 1970 года. Некоторое время вопрос о выборе оставался спорным. Часть военных по результатам нескольких этапов испытаний полагали, что конструкция Галя проявила себя лучше всего.
Другие, а также производственники с IMI, считали, что различие в результатах не столь существенное — зато образец Галили был более выгодным с точки зрения технологической преемственности с FAL, а ещё «кое-что» можно было бы прикупить у финнов, запиливших «по мотивам АК» свой Rk.62.

В итоге после серии разборок среди ответственных чинов АОИ на вооружение поступил всё-таки вариант Исраэля Галили, традиционно получивший наименование по фамилии конструктора — «Галил».


Бойцы с «Галил», конец 70-х
Как «Калашников», но таки чуть-чуть лучше
Практически с момента своего появления «Галил» начал потихоньку мешаться под ногами у своего предка на международных рынках оружия. В 70-х партию «галилов» прикупили для Никарагуа. В 80-х — для Коста-Рики. Примерно тогда же в ЮАР, которая довольно тесно сотрудничала с Израилем, разработали свою версию штурмовой винтовки уже на базе самого «галила» — R4.
Но хотя израильский вариант и считался по некоторым параметрам более удачным, чем «родной» АК, конкурировать с раздаваемыми «безвозмездно, то есть даром» АК и М16 ему оказалось трудно. Причём даже на своей родине, где уже в 70-х он постепенно начал вытесняться М16А1, поступавшими по линии «экономической помощи».

Положение изменилось после окончания холодной войны, когда любой мелкий диктатор или вождь, объявивший, что завтра вот-вот пойдёт строить коммунизм или хотя бы социализм, уже не мог рассчитывать на партию новеньких «калашей».
Когда же речь зашла о деньгах, оказалось, что, во-первых, покупатели в странах третьего мира тоже могут быть разборчивыми и придирчивыми, а во-вторых, таки некоторые страны умеют хорошо торговать. Причём в последнее понятие входило также «оперативно реагировать на требования рынка».


«Галил» ACE 52 под патрон 7,62x51 мм
В этом отношении дальнейшее развитие «галила» — ACE — могло удовлетворить самых придирчивых покупателей. В линейке ACE представлены варианты под патроны 5,56x45 мм, 7,62x39 мм и даже 7,62x51 мм. Разная длина ствола. Широкое применение пластика, который позволил уменьшить вес оружия, но при этом сохранить фрезерованную из стали ствольную коробку, традиционно считающуюся более прочной и надёжной, чем штампованный вариант.
АСЕ также получил телескопический приклад, планки Пикатинни на цевье и ствольной коробке, которые облегчили быструю перезарядку, шахту магазина, а также рукоятку взведения, вынесенную на левую сторону, чей паз прикрыт специальной подпружиненной крышкой. И всё это — уже к 2010 году.


«Галил» ACE под патрон 5,56x45 мм
Первыми, кто по достоинство оценил новую штурмовую винтовку, стали колумбийцы — собственно, колумбийская Indumil (Industria Militar) участвовала в создании модификации ACE. Следом за ними в очередь выстроились чилийцы. Перуанцы, подумав, решили не мелочиться и прикупили сразу небольшой оружейный заводик, с расчётной производительностью до двух тысяч АСЕ в месяц. И наконец, вьетнамцы, погадав на бамбуковых палочках и рисовых шариках, тоже сговорились о маленьком — примерно за 100 миллионов долларов — гешефте с IWI.

Чтобы ответить на вопрос «а как же так вышло?», не лишним будет напомнить, что договор о строительстве двух оружейных заводов в Венесуэле был согласован Владимиром Путиным и Уго Чавесом ещё в 2006 году, когда АСЕ только начинал маячить на горизонте.
Но пока что единственным явным результатом этой сделки стали уголовные дела о хищении в особо крупных размерах, а завод только обещают достроить в текущем году — заметим, уже не первый раз.

Да и модификация «калаша», сравнимая с АСЕ, — АК-12 — фактически стала доступна для экспортных заказчиков лишь в последние годы.

При таких раскладах выбору вьетнамцев и других покупателей удивляться особо не приходится.

В царство свободы дорогу грудью проложим себе…

В заключение нельзя не упомянуть одну модификацию «Галила», не отметившуюся в бою, но тем не менее весьма «выдающуюся». В выпуске еженедельного журнала IDF «Бахаман» за 8 декабря 1982 года была опубликована короткая новостная статья: «Конец дискриминации! Большая победа феминизма! Штурмовая винтовка „Галил“, разработанная специально для женщин-солдат!».

Далее в статье рассказывалось, что практика показала — наибольшие проблемы у женщин возникали при ношении на груди обычных винтовок, а также при выполнении с ними элементов «foot drill» — церемониальных упражнений, требующих прижимания оружия к груди. Израильские оружейники обратили внимание на эту проблему и после двух лет напряжённой работы, а также тестирования образцов на 350 военнослужащих женского пола, которых «тщательно отобрали за их выдающиеся физические характеристики» создали специальный «женский» вариант «Галила».
В конце статьи сообщалось, что винтовки отлично проявили себя на службе, и на них выдали крупный заказ.


Разумеется, это была не совсем правда, а точнее — просто шутка, поскольку статью опубликовали в сатирической колонке. Тем не менее, поскольку с фотошопом в 1982 году было не очень хорошо, «Галил» на фото вполне настоящий.
У винтовки сняли газовую систему (трубку и поршень), а ствол изогнули «соответствующим образом». Магазин на 12 патронов, якобы сделанный для снижения нагрузки на хрупкие женские плечи, на самом деле использовался для стрельбы винтовочными гранатами. Создателем этой конструкции для шуточного репортажа был… сам Исраэль Галили.

Что ж, с чувством юмора у него, похоже, всё было замечательно!

Андрей Бекасов

В начале 2019 года Вьетнам торжественно передал вооружённым силам Лаоса партию стрелкового оружия. Вроде бы ничего шокирующего, поддержка Вьетнамом соседней страны уже давно не секрет. А вот оружие сильно всех удивило — лаосцам досталась партия штурмовых винтовок Galil ACE. «Джонни, они на деревьях!» Демократическая Республика Вьетнам в сознании жителей бывшего СССР, да и не только их, накрепко связана с автоматом Калашникова. Этот образ старательно закрепляли как многочисленные передовицы о братской помощи вьетнамскому народу, так и более поздние голливудские фильмы, где на немногочисленных американцев волна за волной накатывались орды «гуков» с АК-47 наперевес. Действительно, Вьетнам долгое время оставался в лагере стран, использующих оригинальное творение Михаила Тимофеевича. Но с 2014 года на вьетнамском военном заводе началось производство штурмовых винтовок «Галил» ACE 31 и «Галил» ACE 32. Лицензию и необходимое оборудование вьетнамцы закупили у Israel Weapon Industries (IWI). Откуда есть пошёл «Галил» в Земле Обетованной Для начала напомним, что такое «Галил», и какое отношение он имеет к знаменитому и легендарному АК. В середине 60-х, изучив сообщения о новой американской винтовке М16 и патроне для неё, руководство АОИ (Армии Обороны Израиля) решило, что воевать дальше с бельгийской FN FAL действительно становится уже не кошерно. В августе 1965 года израильские военные сформулировали требования для новой штурмовой винтовки под патрон 5,56x45 мм. Созданием оружия занялись две независимые команды. Первую возглавил подполковник Узи Галь, создатель знаменитого пистолета-пулемёта «Узи». Вторую — инженер государственной тогда IMI (Israel Military Industries) Исраэль Галили (при рождении имевший фамилию Балашников). При этом Галь использовал свои ранние наработки по штурмовой винтовке, а Галили-Балашников взял за основу АК. Благо к тому моменту в АОИ трофейных «калашей» было много; они даже поступили на вооружение ряда не самых простых частей — например, «Сайерет Маткаль» и 13-й флотилии морских коммандос. Подразделение «Сайерет Маткаль» на сирийском фронте, 1973 год. У одного из бойцов — «Галил» опытной партии Испытания прототипов обеих винтовок провели в начале 1970 года. Некоторое время вопрос о выборе оставался спорным. Часть военных по результатам нескольких этапов испытаний полагали, что конструкция Галя проявила себя лучше всего. Другие, а также производственники с IMI, считали, что различие в результатах не столь существенное — зато образец Галили был более выгодным с точки зрения технологической преемственности с FAL, а ещё «кое-что» можно было бы прикупить у финнов, запиливших «по мотивам АК» свой Rk.62. В итоге после серии разборок среди ответственных чинов АОИ на вооружение поступил всё-таки вариант Исраэля Галили, традиционно получивший наименование по фамилии конструктора — «Галил». Бойцы с «Галил», конец 70-х Как «Калашников», но таки чуть-чуть лучше Практически с момента своего появления «Галил» начал потихоньку мешаться под ногами у своего предка на международных рынках оружия. В 70-х партию «галилов» прикупили для Никарагуа. В 80-х — для Коста-Рики. Примерно тогда же в ЮАР, которая довольно тесно сотрудничала с Израилем, разработали свою версию штурмовой винтовки уже на базе самого «галила» — R4. Но хотя израильский вариант и считался по некоторым параметрам более удачным, чем «родной» АК, конкурировать с раздаваемыми «безвозмездно, то есть даром» АК и М16 ему оказалось трудно. Причём даже на своей родине, где уже в 70-х он постепенно начал вытесняться М16А1, поступавшими по линии «экономической помощи». Положение изменилось после окончания холодной войны, когда любой мелкий диктатор или вождь, объявивший, что завтра вот-вот пойдёт строить коммунизм или хотя бы социализм, уже не мог рассчитывать на партию новеньких «калашей». Когда же речь зашла о деньгах, оказалось, что, во-первых, покупатели в странах третьего мира тоже могут быть разборчивыми и придирчивыми, а во-вторых, таки некоторые страны умеют хорошо торговать. Причём в последнее понятие входило также «оперативно реагировать на требования рынка». «Галил» ACE 52 под патрон 7,62x51 мм В этом отношении дальнейшее развитие «галила» — ACE — могло удовлетворить самых придирчивых покупателей. В линейке ACE представлены варианты под патроны 5,56x45 мм, 7,62x39 мм и даже 7,62x51 мм. Разная длина ствола. Широкое применение пластика, который позволил уменьшить вес оружия, но при этом сохранить фрезерованную из стали ствольную коробку, традиционно считающуюся более прочной и надёжной, чем штампованный вариант. АСЕ также получил телескопический приклад, планки Пикатинни на цевье и ствольной коробке, которые облегчили быструю перезарядку, шахту магазина, а также рукоятку взведения, вынесенную на левую сторону, чей паз прикрыт специальной подпружиненной крышкой. И всё это — уже к 2010 году. «Галил» ACE под патрон 5,56x45 мм Первыми, кто по достоинство оценил новую штурмовую винтовку, стали колумбийцы — собственно, колумбийская Indumil (Industria Militar) участвовала в создании модификации ACE. Следом за ними в очередь выстроились чилийцы. Перуанцы, подумав, решили не мелочиться и прикупили сразу небольшой оружейный заводик, с расчётной производительностью до двух тысяч АСЕ в месяц. И наконец, вьетнамцы, погадав на бамбуковых палочках и рисовых шариках, тоже сговорились о маленьком — примерно за 100 миллионов долларов — гешефте с IWI. Чтобы ответить на вопрос «а как же так вышло?», не лишним будет напомнить, что договор о строительстве двух оружейных заводов в Венесуэле был согласован Владимиром Путиным и Уго Чавесом ещё в 2006 году, когда АСЕ только начинал маячить на горизонте. Но пока что единственным явным результатом этой сделки стали уголовные дела о хищении в особо крупных размерах, а завод только обещают достроить в текущем году — заметим, уже не первый раз. Да и модификация «калаша», сравнимая с АСЕ, — АК-12 — фактически стала доступна для экспортных заказчиков лишь в последние годы. При таких раскладах выбору вьетнамцев и других покупателей удивляться особо не приходится. В царство свободы дорогу грудью проложим себе… В заключение нельзя не упомянуть одну модификацию «Галила», не отметившуюся в бою, но тем не менее весьма «выдающуюся». В выпуске еженедельного журнала IDF «Бахаман» за 8 декабря 1982 года была опубликована короткая новостная статья: «Конец дискриминации! Большая победа феминизма! Штурмовая винтовка „Галил“, разработанная специально для женщин-солдат!». Далее в статье рассказывалось, что практика показала — наибольшие проблемы у женщин возникали при ношении на груди обычных винтовок, а также при выполнении с ними элементов «foot drill» — церемониальных упражнений, требующих прижимания оружия к груди. Израильские оружейники обратили внимание на эту проблему и после двух лет напряжённой работы, а также тестирования образцов на 350 военнослужащих женского пола, которых «тщательно отобрали за их выдающиеся физические характеристики» создали специальный «женский» вариант «Галила». В конце статьи сообщалось, что винтовки отлично проявили себя на службе, и на них выдали крупный заказ. Разумеется, это была не совсем правда, а точнее — просто шутка, поскольку статью опубликовали в сатирической колонке. Тем не менее, поскольку с фотошопом в 1982 году было не очень хорошо, «Галил» на фото вполне настоящий. У винтовки сняли газовую систему (трубку и поршень), а ствол изогнули «соответствующим образом». Магазин на 12 патронов, якобы сделанный для снижения нагрузки на хрупкие женские плечи, на самом деле использовался для стрельбы винтовочными гранатами. Создателем этой конструкции для шуточного репортажа был… сам Исраэль Галили. Что ж, с чувством юмора у него, похоже, всё было замечательно! Андрей Бекасов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!