Танкер против подлодки: крепкий орешек в океане - «ДНР и ЛНР»

  • 04:15, 19-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Лавр
  • 0

«Диванные критики» лютуют — английские моряки были трусами, которые во время Второй мировой попросту не желали бороться за живучесть своих судов и сбегали с них при первой возможности. Но так ли было на самом деле? Реальные примеры из истории войны говорят обратное.


На конвойном перекрёстке

Командир немецкой подводной лодки U 107 Гюнтер Хесслер был в хорошем настроении. Его субмарина покинула Францию 29 марта 1941 года и двигалась вдоль побережья Африки на юг к британскому порту Фритаун.

Изначально поход складывался неудачно. Никаких достойных целей лодка не встретила, и подводники изнывали от рутины. Но Хесслер верил в удачу, желая доказать своему тестю — адмиралу Карлу Дёницу, — что способен добиться успеха.

Фортуна улыбнулась командиру U 107, когда он привёл подлодку на широту Гибралтара. Здесь находилась зона роспуска конвоев, шедших на юг из Великобритании, а значит, «серые волки» могли найти, чем поживиться.

Чутьё не подвело Хесслера. Не так давно здесь распустился один из гибралтарских конвоев — и в результате на протяжении 8–9 апреля 1941-го U 107 обнаружила, торпедировала и потопила три судна, совершавших одиночное плавание.


Гюнтер Хесслер
Такая удача подняла дух немецким подводникам, но, увы, — фортуна была коварна и сделала следующей целью U 107 британский танкер «Дюффельд». Он оказался крепким орешком и знатно потрепал нервы Хесслеру и его экипажу.

Крепкий орешек британского разлива

Вечером 9 апреля тревожный крик вахтенного вызвал командира U 107 на мостик. Хесслер вскинул бинокль и увидел крупный танкер, шедший на большой скорости. Судно быстро приближалось, и субмарине пришлось погрузиться.

Подняв перископ, командир лодки понял, что атаковать будет непросто. Танкер шёл зигзагом, часто менял курс. Цель была трудной.

Чтобы выйти на позицию стрельбы, Хесслеру пришлось активно маневрировать. Столько манёвров он не совершал даже во время обучения торпедной стрельбе на Балтике!

Спустя сорок минут лодка выпустила две торпеды, которые попали в цель. Танкер окутался дымом и получил крен. Субмарина начала разворот, чтобы добить его, но в этот момент произошло то, что его немцы никак не ожидали — «подранок» ожил и дал полный ход.

Догнать и уничтожить!

Хесслер приказал всплывать. Подводная лодка появилась на поверхности и пошла в противоположную сторону. Хитрые немцы хотели создать видимость, что потеряли интерес к танкеру.


Подводная лодка типа IX-B
Командир U 107 решил не гнаться за ним сразу.
Пусть противник успокоится, отойдёт подальше, снизит скорость — тогда новая атака будет для него сюрпризом.

Тем временем радист субмарины доложил Хесслеру, что танкер радирует сигнал бедствия и своё название — «Дюффельд».

Субмарина осторожно преследовала жертву, держась от неё на расстоянии. Хесслер внимательно наблюдал за судном и не мог поверить своим глазам — «подранок» держал ход в двенадцать узлов! В результате лодка с трудом сохраняла преимущество в скорости.

Но Хесслер был упрям. Несмотря на то, что гонка сулила большой расход топлива, он решил обогнать танкер и снова атаковать. Ночь обещала быть лунной, а значит, можно было стрелять торпедами только из подводного положения.

Бойня в океане

После полуночи 10 апреля U 107 удалось вырваться вперёд и занять позицию для стрельбы. В 03:08 она выпустила стальную «сигару» из кормового аппарата. Торпеда врезалась в борт прямо в середине судна.

Осматривая «Дюффельд» после взрыва, Хесслер отметил, что тот снизил ход, но остался на ровном киле. Он не тонул! После этого немцы принялись всаживать в танкер торпеды в надежде, что он всё-таки уйдёт на дно раньше, чем на субмарине кончится боезапас.

Спустя двадцать минут после первого залпа нос судна поразил новый «угорь». Раздался взрыв…но ничего не произошло. Судно лишь чуть село носом в воду.

Хесслер подождал пятнадцать минут. Видя, что упрямец не хочет тонуть, он выстрелил в него ещё одну торпеду. В воздух взлетели языки пламени, и танкер окутало дымом.

Командир U 107 обрадовался, увидев, что «англичанина» подбросило в воздух. Вот сейчас он уж точно затонет! Но когда облако рассеялось, у Хесслера отвалилась челюсть. Вид танкера почти не изменился — он лишь получил небольшой крен на борт.


Британский танкер «Дюффельд»
Обозлённые немцы выпустили в «Дюффельд» шестую по счёту торпеду, ставшую роковой. После взрыва танкер загорелся, разломился пополам и затонул. Море светилось от горящей нефти…

Неоценённое мужество

Опытный Хесслер впервые столкнулся с такой трудной целью. Он потратил на неё шесть «угрей». Такой расход торпед в дальнем походе был недопустим — их просто не хватило бы на другие цели в будущем.
«Дюффельд» совершил настоящий подвиг, приняв на себя удары, предназначенные другим судам.

Стоит сказать пару слов и о команде. Танкер вёл капитан Маристон Мантоуп, руководивший смешанным англо-китайским экипажем. Судно шло из Кюрасао в Гибралтар с грузом солярки.

Во время сражения с U 107 на судне погибли 25 человек. Но капитану, двум артиллеристам и 25 членам экипажа удалось покинуть танкер до его гибели и на шлюпках достичь Канарских островов. К сожалению, за своё мужество и профессионализм Мантоуп никакой награды не получил.

Тем не менее, этот случай явно доказывает — трусость точно не была присуща бравым английским морякам, а об эпизодах, подобных вышеописанному случаю, вполне можно снимать голливудские блокбастеры.

Владимир Нагирняк

«Диванные критики» лютуют — английские моряки были трусами, которые во время Второй мировой попросту не желали бороться за живучесть своих судов и сбегали с них при первой возможности. Но так ли было на самом деле? Реальные примеры из истории войны говорят обратное. На конвойном перекрёстке Командир немецкой подводной лодки U 107 Гюнтер Хесслер был в хорошем настроении. Его субмарина покинула Францию 29 марта 1941 года и двигалась вдоль побережья Африки на юг к британскому порту Фритаун. Изначально поход складывался неудачно. Никаких достойных целей лодка не встретила, и подводники изнывали от рутины. Но Хесслер верил в удачу, желая доказать своему тестю — адмиралу Карлу Дёницу, — что способен добиться успеха. Фортуна улыбнулась командиру U 107, когда он привёл подлодку на широту Гибралтара. Здесь находилась зона роспуска конвоев, шедших на юг из Великобритании, а значит, «серые волки» могли найти, чем поживиться. Чутьё не подвело Хесслера. Не так давно здесь распустился один из гибралтарских конвоев — и в результате на протяжении 8–9 апреля 1941-го U 107 обнаружила, торпедировала и потопила три судна, совершавших одиночное плавание. Гюнтер Хесслер Такая удача подняла дух немецким подводникам, но, увы, — фортуна была коварна и сделала следующей целью U 107 британский танкер «Дюффельд». Он оказался крепким орешком и знатно потрепал нервы Хесслеру и его экипажу. Крепкий орешек британского разлива Вечером 9 апреля тревожный крик вахтенного вызвал командира U 107 на мостик. Хесслер вскинул бинокль и увидел крупный танкер, шедший на большой скорости. Судно быстро приближалось, и субмарине пришлось погрузиться. Подняв перископ, командир лодки понял, что атаковать будет непросто. Танкер шёл зигзагом, часто менял курс. Цель была трудной. Чтобы выйти на позицию стрельбы, Хесслеру пришлось активно маневрировать. Столько манёвров он не совершал даже во время обучения торпедной стрельбе на Балтике! Спустя сорок минут лодка выпустила две торпеды, которые попали в цель. Танкер окутался дымом и получил крен. Субмарина начала разворот, чтобы добить его, но в этот момент произошло то, что его немцы никак не ожидали — «подранок» ожил и дал полный ход. Догнать и уничтожить! Хесслер приказал всплывать. Подводная лодка появилась на поверхности и пошла в противоположную сторону. Хитрые немцы хотели создать видимость, что потеряли интерес к танкеру. Подводная лодка типа IX-B Командир U 107 решил не гнаться за ним сразу. Пусть противник успокоится, отойдёт подальше, снизит скорость — тогда новая атака будет для него сюрпризом. Тем временем радист субмарины доложил Хесслеру, что танкер радирует сигнал бедствия и своё название — «Дюффельд». Субмарина осторожно преследовала жертву, держась от неё на расстоянии. Хесслер внимательно наблюдал за судном и не мог поверить своим глазам — «подранок» держал ход в двенадцать узлов! В результате лодка с трудом сохраняла преимущество в скорости. Но Хесслер был упрям. Несмотря на то, что гонка сулила большой расход топлива, он решил обогнать танкер и снова атаковать. Ночь обещала быть лунной, а значит, можно было стрелять торпедами только из подводного положения. Бойня в океане После полуночи 10 апреля U 107 удалось вырваться вперёд и занять позицию для стрельбы. В 03:08 она выпустила стальную «сигару» из кормового аппарата. Торпеда врезалась в борт прямо в середине судна. Осматривая «Дюффельд» после взрыва, Хесслер отметил, что тот снизил ход, но остался на ровном киле. Он не тонул! После этого немцы принялись всаживать в танкер торпеды в надежде, что он всё-таки уйдёт на дно раньше, чем на субмарине кончится боезапас. Спустя двадцать минут после первого залпа нос судна поразил новый «угорь». Раздался взрыв…но ничего не произошло. Судно лишь чуть село носом в воду. Хесслер подождал пятнадцать минут. Видя, что упрямец не хочет тонуть, он выстрелил в него ещё одну торпеду. В воздух взлетели языки пламени, и танкер окутало дымом. Командир U 107 обрадовался, увидев, что «англичанина» подбросило в воздух. Вот сейчас он уж точно затонет! Но когда облако рассеялось, у Хесслера отвалилась челюсть. Вид танкера почти не изменился — он лишь получил небольшой крен на борт. Британский танкер «Дюффельд» Обозлённые немцы выпустили в «Дюффельд» шестую по счёту торпеду, ставшую роковой. После взрыва танкер загорелся, разломился пополам и затонул. Море светилось от горящей нефти… Неоценённое мужество Опытный Хесслер впервые столкнулся с такой трудной целью. Он потратил на неё шесть «угрей». Такой расход торпед в дальнем походе был недопустим — их просто не хватило бы на другие цели в будущем. «Дюффельд» совершил настоящий подвиг, приняв на себя удары, предназначенные другим судам. Стоит сказать пару слов и о команде. Танкер вёл капитан Маристон Мантоуп, руководивший смешанным англо-китайским экипажем. Судно шло из Кюрасао в Гибралтар с грузом солярки. Во время сражения с U 107 на судне погибли 25 человек. Но капитану, двум артиллеристам и 25 членам экипажа удалось покинуть танкер до его гибели и на шлюпках достичь Канарских островов. К сожалению, за своё мужество и профессионализм Мантоуп никакой награды не получил. Тем не менее, этот случай явно доказывает — трусость точно не была присуща бравым английским морякам, а об эпизодах, подобных вышеописанному случаю, вполне можно снимать голливудские блокбастеры. Владимир Нагирняк


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!