«Диванные критики» лютуют — английские моряки были трусами, которые во время Второй мировой попросту не желали бороться за живучесть своих судов и сбегали с них при первой возможности. Но так ли было на самом деле? Реальные примеры из истории войны говорят обратное.
На конвойном перекрёстке
Командир немецкой подводной лодки U 107 Гюнтер Хесслер был в хорошем настроении. Его субмарина покинула Францию 29 марта 1941 года и двигалась вдоль побережья Африки на юг к британскому порту Фритаун.
Изначально поход складывался неудачно. Никаких достойных целей лодка не встретила, и подводники изнывали от рутины. Но Хесслер верил в удачу, желая доказать своему тестю — адмиралу Карлу Дёницу, — что способен добиться успеха.
Фортуна улыбнулась командиру U 107, когда он привёл подлодку на широту Гибралтара. Здесь находилась зона роспуска конвоев, шедших на юг из Великобритании, а значит, «серые волки» могли найти, чем поживиться.
Чутьё не подвело Хесслера. Не так давно здесь распустился один из гибралтарских конвоев — и в результате на протяжении 8–9 апреля 1941-го U 107 обнаружила, торпедировала и потопила три судна, совершавших одиночное плавание.
Гюнтер Хесслер Такая удача подняла дух немецким подводникам, но, увы, — фортуна была коварна и сделала следующей целью U 107 британский танкер «Дюффельд». Он оказался крепким орешком и знатно потрепал нервы Хесслеру и его экипажу.
Крепкий орешек британского разлива
Вечером 9 апреля тревожный крик вахтенного вызвал командира U 107 на мостик. Хесслер вскинул бинокль и увидел крупный танкер, шедший на большой скорости. Судно быстро приближалось, и субмарине пришлось погрузиться.
Подняв перископ, командир лодки понял, что атаковать будет непросто. Танкер шёл зигзагом, часто менял курс. Цель была трудной.
Чтобы выйти на позицию стрельбы, Хесслеру пришлось активно маневрировать. Столько манёвров он не совершал даже во время обучения торпедной стрельбе на Балтике!
Спустя сорок минут лодка выпустила две торпеды, которые попали в цель. Танкер окутался дымом и получил крен. Субмарина начала разворот, чтобы добить его, но в этот момент произошло то, что его немцы никак не ожидали — «подранок» ожил и дал полный ход.
Догнать и уничтожить!
Хесслер приказал всплывать. Подводная лодка появилась на поверхности и пошла в противоположную сторону. Хитрые немцы хотели создать видимость, что потеряли интерес к танкеру.
Подводная лодка типа IX-B Командир U 107 решил не гнаться за ним сразу.
Пусть противник успокоится, отойдёт подальше, снизит скорость — тогда новая атака будет для него сюрпризом.
Тем временем радист субмарины доложил Хесслеру, что танкер радирует сигнал бедствия и своё название — «Дюффельд».
Субмарина осторожно преследовала жертву, держась от неё на расстоянии. Хесслер внимательно наблюдал за судном и не мог поверить своим глазам — «подранок» держал ход в двенадцать узлов! В результате лодка с трудом сохраняла преимущество в скорости.
Но Хесслер был упрям. Несмотря на то, что гонка сулила большой расход топлива, он решил обогнать танкер и снова атаковать. Ночь обещала быть лунной, а значит, можно было стрелять торпедами только из подводного положения.
Бойня в океане
После полуночи 10 апреля U 107 удалось вырваться вперёд и занять позицию для стрельбы. В 03:08 она выпустила стальную «сигару» из кормового аппарата. Торпеда врезалась в борт прямо в середине судна.
Осматривая «Дюффельд» после взрыва, Хесслер отметил, что тот снизил ход, но остался на ровном киле. Он не тонул! После этого немцы принялись всаживать в танкер торпеды в надежде, что он всё-таки уйдёт на дно раньше, чем на субмарине кончится боезапас.
Спустя двадцать минут после первого залпа нос судна поразил новый «угорь». Раздался взрыв…но ничего не произошло. Судно лишь чуть село носом в воду.
Хесслер подождал пятнадцать минут. Видя, что упрямец не хочет тонуть, он выстрелил в него ещё одну торпеду. В воздух взлетели языки пламени, и танкер окутало дымом.
Командир U 107 обрадовался, увидев, что «англичанина» подбросило в воздух. Вот сейчас он уж точно затонет! Но когда облако рассеялось, у Хесслера отвалилась челюсть. Вид танкера почти не изменился — он лишь получил небольшой крен на борт.
Британский танкер «Дюффельд» Обозлённые немцы выпустили в «Дюффельд» шестую по счёту торпеду, ставшую роковой. После взрыва танкер загорелся, разломился пополам и затонул. Море светилось от горящей нефти…
Неоценённое мужество
Опытный Хесслер впервые столкнулся с такой трудной целью. Он потратил на неё шесть «угрей». Такой расход торпед в дальнем походе был недопустим — их просто не хватило бы на другие цели в будущем.
«Дюффельд» совершил настоящий подвиг, приняв на себя удары, предназначенные другим судам.
Стоит сказать пару слов и о команде. Танкер вёл капитан Маристон Мантоуп, руководивший смешанным англо-китайским экипажем. Судно шло из Кюрасао в Гибралтар с грузом солярки.
Во время сражения с U 107 на судне погибли 25 человек. Но капитану, двум артиллеристам и 25 членам экипажа удалось покинуть танкер до его гибели и на шлюпках достичь Канарских островов. К сожалению, за своё мужество и профессионализм Мантоуп никакой награды не получил.
Тем не менее, этот случай явно доказывает — трусость точно не была присуща бравым английским морякам, а об эпизодах, подобных вышеописанному случаю, вполне можно снимать голливудские блокбастеры.
«Диванные критики» лютуют — английские моряки были трусами, которые во время Второй мировой попросту не желали бороться за живучесть своих судов и сбегали с них при первой возможности. Но так ли было на самом деле? Реальные примеры из истории войны говорят обратное. На конвойном перекрёстке Командир немецкой подводной лодки U 107 Гюнтер Хесслер был в хорошем настроении. Его субмарина покинула Францию 29 марта 1941 года и двигалась вдоль побережья Африки на юг к британскому порту Фритаун. Изначально поход складывался неудачно. Никаких достойных целей лодка не встретила, и подводники изнывали от рутины. Но Хесслер верил в удачу, желая доказать своему тестю — адмиралу Карлу Дёницу, — что способен добиться успеха. Фортуна улыбнулась командиру U 107, когда он привёл подлодку на широту Гибралтара. Здесь находилась зона роспуска конвоев, шедших на юг из Великобритании, а значит, «серые волки» могли найти, чем поживиться. Чутьё не подвело Хесслера. Не так давно здесь распустился один из гибралтарских конвоев — и в результате на протяжении 8–9 апреля 1941-го U 107 обнаружила, торпедировала и потопила три судна, совершавших одиночное плавание. Гюнтер Хесслер Такая удача подняла дух немецким подводникам, но, увы, — фортуна была коварна и сделала следующей целью U 107 британский танкер «Дюффельд». Он оказался крепким орешком и знатно потрепал нервы Хесслеру и его экипажу. Крепкий орешек британского разлива Вечером 9 апреля тревожный крик вахтенного вызвал командира U 107 на мостик. Хесслер вскинул бинокль и увидел крупный танкер, шедший на большой скорости. Судно быстро приближалось, и субмарине пришлось погрузиться. Подняв перископ, командир лодки понял, что атаковать будет непросто. Танкер шёл зигзагом, часто менял курс. Цель была трудной. Чтобы выйти на позицию стрельбы, Хесслеру пришлось активно маневрировать. Столько манёвров он не совершал даже во время обучения торпедной стрельбе на Балтике! Спустя сорок минут лодка выпустила две торпеды, которые попали в цель. Танкер окутался дымом и получил крен. Субмарина начала разворот, чтобы добить его, но в этот момент произошло то, что его немцы никак не ожидали — «подранок» ожил и дал полный ход. Догнать и уничтожить! Хесслер приказал всплывать. Подводная лодка появилась на поверхности и пошла в противоположную сторону. Хитрые немцы хотели создать видимость, что потеряли интерес к танкеру. Подводная лодка типа IX-B Командир U 107 решил не гнаться за ним сразу. Пусть противник успокоится, отойдёт подальше, снизит скорость — тогда новая атака будет для него сюрпризом. Тем временем радист субмарины доложил Хесслеру, что танкер радирует сигнал бедствия и своё название — «Дюффельд». Субмарина осторожно преследовала жертву, держась от неё на расстоянии. Хесслер внимательно наблюдал за судном и не мог поверить своим глазам — «подранок» держал ход в двенадцать узлов! В результате лодка с трудом сохраняла преимущество в скорости. Но Хесслер был упрям. Несмотря на то, что гонка сулила большой расход топлива, он решил обогнать танкер и снова атаковать. Ночь обещала быть лунной, а значит, можно было стрелять торпедами только из подводного положения. Бойня в океане После полуночи 10 апреля U 107 удалось вырваться вперёд и занять позицию для стрельбы. В 03:08 она выпустила стальную «сигару» из кормового аппарата. Торпеда врезалась в борт прямо в середине судна. Осматривая «Дюффельд» после взрыва, Хесслер отметил, что тот снизил ход, но остался на ровном киле. Он не тонул! После этого немцы принялись всаживать в танкер торпеды в надежде, что он всё-таки уйдёт на дно раньше, чем на субмарине кончится боезапас. Спустя двадцать минут после первого залпа нос судна поразил новый «угорь». Раздался взрыв…но ничего не произошло. Судно лишь чуть село носом в воду. Хесслер подождал пятнадцать минут. Видя, что упрямец не хочет тонуть, он выстрелил в него ещё одну торпеду. В воздух взлетели языки пламени, и танкер окутало дымом. Командир U 107 обрадовался, увидев, что «англичанина» подбросило в воздух. Вот сейчас он уж точно затонет! Но когда облако рассеялось, у Хесслера отвалилась челюсть. Вид танкера почти не изменился — он лишь получил небольшой крен на борт. Британский танкер «Дюффельд» Обозлённые немцы выпустили в «Дюффельд» шестую по счёту торпеду, ставшую роковой. После взрыва танкер загорелся, разломился пополам и затонул. Море светилось от горящей нефти… Неоценённое мужество Опытный Хесслер впервые столкнулся с такой трудной целью. Он потратил на неё шесть «угрей». Такой расход торпед в дальнем походе был недопустим — их просто не хватило бы на другие цели в будущем. «Дюффельд» совершил настоящий подвиг, приняв на себя удары, предназначенные другим судам. Стоит сказать пару слов и о команде. Танкер вёл капитан Маристон Мантоуп, руководивший смешанным англо-китайским экипажем. Судно шло из Кюрасао в Гибралтар с грузом солярки. Во время сражения с U 107 на судне погибли 25 человек. Но капитану, двум артиллеристам и 25 членам экипажа удалось покинуть танкер до его гибели и на шлюпках достичь Канарских островов. К сожалению, за своё мужество и профессионализм Мантоуп никакой награды не получил. Тем не менее, этот случай явно доказывает — трусость точно не была присуща бравым английским морякам, а об эпизодах, подобных вышеописанному случаю, вполне можно снимать голливудские блокбастеры. Владимир Нагирняк
Много всего и разного. Например, левым либералам удалось посадить Николя Саркози. В тюрьму его провожали как...
22-окт-2025
Новости дня / Политика / Видео / Россия / Казань / Общество / Украина / ЖКХ / Мир / США / Происшествия и криминал / Власть / Команды / Европа / Выборы / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Спорт / Законы / Экономика / Здоровье / Чемпионат / Военные действия
В Общественной палате РФ предложили увеличить срок учебы в школе до 12 лет взамен существующих 11.«Назрела...
22-окт-2025
Новости дня / Здоровье / Политика / Аналитика / Видео / ДНР и ЛНР / Интервью звёзд / Технологии / Мир / Происшествия и криминал / Европа / Мнения / Военные действия
На двух видео эпизоды юмористических шоу на двух центральных немецких телеканалах.Это наглядный пример «мягкой...
22-окт-2025
Новости дня / Политика / Мир / Видео / Спорт / Большой Кавказ / Бизнес / Технологии / ЖКХ / Украина / СТАТЬИ / Шоу-бизнес / Латинская Америка / Мероприятия / Военные действия
Новости дня / Политика / Общество / Бизнес / ЖКХ / Культура / Спорт / Чемпионат / Статистика / Велоспорт / Технологии / Космос / Здоровье / Происшествия и криминал / Транспорт / Мир / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / США / Латинская Америка / Видео / Фото репортаж
Новости дня / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / Украина / Общество / Латинская Америка / Россия / Европа / Мир / Большой Кавказ / Технологии / Здоровье / Происшествия и криминал / Видео / Военные действия / США / Чемпионат / Аналитика / Спорт / Интернет / Транспорт / Армения / Мобильные технологии / Интервью звёзд
Новости дня / Здоровье / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / США / Россия / Спорт / Технологии / Мир / Происшествия и криминал / Транспорт / Мобильные технологии / Латинская Америка / Общество / Законы / Белоруссия / Бизнес / Шоу-бизнес / Власть / Большой Кавказ / Экономика / Чемпионат / Армения / Статистика / Видео / Интервью звёзд / Матчи / Интернет / Европа
Новости дня / США / Политика / ДНР и ЛНР / Военные действия / Власть / Латинская Америка / Общество / Белоруссия / Здоровье / Технологии / Статистика / Нижний Новгород
Новости дня / Политика / Видео / Россия / Казань / Общество / Украина / ЖКХ / Мир / США / Происшествия и криминал / Власть / Команды / Европа / Выборы / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Спорт / Законы / Экономика / Здоровье / Чемпионат / Военные действия
Рада
0
Много всего и разного. Например, левым либералам удалось посадить Николя Саркози. В тюрьму его провожали как триумфатора. Зато такая мразь, как Макрон, не только не...
Новости дня / Здоровье / Политика / Аналитика / Видео / ДНР и ЛНР / Интервью звёзд / Технологии / Мир / Происшествия и криминал / Европа / Мнения / Военные действия
Эдуард
0
В Общественной палате РФ предложили увеличить срок учебы в школе до 12 лет взамен существующих 11.«Назрела необходимость вводить в школах 12-летнее образование, как...
Новости дня / Политика / Мир / Видео / Спорт / Большой Кавказ / Бизнес / Технологии / ЖКХ / Украина / СТАТЬИ / Шоу-бизнес / Латинская Америка / Мероприятия / Военные действия
Parson
0
На двух видео эпизоды юмористических шоу на двух центральных немецких телеканалах.Это наглядный пример «мягкой пропаганды», где людям внушают, что беспилотники...
Новости дня / США / Украина / Политика / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Общество
Онисим
0
Ключевой тезис материала Financial Times сводится к тому, что в отношениях между Вашингтоном и Киевом произошёл переломный момент, знаменующий фундаментальный сдвиг в...
Комментарии (0)