Мечты об американской суперсубмарине: как США упустили подлодки будущего - «ДНР и ЛНР»

  • 04:20, 18-май-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Анастасия
  • 0

США могли устроить настоящую революцию в субмариностроении! Американцы искренне мечтали о суперподлодках будущего, и даже попытались достичь этой мечты, — но, увы, что-то пошло не так. Почему у них пока ничего не вышло — в нашей статье.


Новые вызовы

В годы противостояния с СССР американцы особое внимание уделяли подводным ракетоносцам — основе ядерных сил. На втором месте стояли многоцелевые субмарины-охотники, способные утопить надводные корабли, погонять красные ракетные подлодки и даже пострелять крылатыми ракетам по побережью.
Конечно, американцам хотелось бы создать идеальную подлодку-убийцу, но в ходе глобального противостояния чаще требовалось количество, чем качество. Какой прок от суперсубмарин, если их слишком мало, чтобы перекрыть все важные участки океана?

Ярчайший пример подобного подхода — субмарины класса «Лос-Анджелес». Проект, конечно, на уровне для своего времени, но звёзд с неба не хватает. Зато построили их 62 штуки, с запасом.


Подводная лодка-охотник класса «Лос-Анджелес»
Окончание холодной войны заставило американцев пересмотреть концепцию подводного флота. Больше не было почти равного по силам противника, а главной задачей Вооружённых сил США стало безоговорочное доминирование на планете. Любая угроза должна быть уничтожена в кратчайший срок, минимальными силами и без потерь.
Под это дело должен был измениться и подводный флот — теперь требовались не массовые трудяги глубины, а настоящие супербойцы. В идеале одна американская лодка должна утопить весь флот противника, в том числе и его субмарины, да ещё и оказать потом поддержку наземным силам и ВВС.


Подводная лодка-охотник класса «Сивулф», считается одной из лучших в своём деле
На тот момент в США готовилась к закладке серия подлодок «Сивулф». Это были идеальные убийцы субмарин и кораблей, но вот с универсальностью у них оказалось не очень. Пуск «томагавков» через торпедные аппараты — не совсем то, что хотелось флоту в новой эпохе.

В 1992 году было принято решение отменить заказ на «Сивулф», достроить две заложенные субмарины и построить ещё одну для испытаний технологий для подлодок нового поколения. Флот же занялся формированием концепции подводного флота будущего, на основании которой к работе приступили бы уже судостроители.


Третья субмарина класса «Сивулф» — «Джимми Картер». Была достроена, как носитель малых подводных аппаратов для специальных операций
Из-за серьёзного сокращения финансирования всех военных программ к работе приступили лишь в 1996 году. Собранная команда из морских офицеров, сотрудников DARPA и представителей верфей «Ньюпорт Ньюс» и «Электрик Бот» получила гордое название «Команда 2020» (Team 2020).
Именно к этой дате, по мысли военных, должно было завершиться преобразование подводного флота. Главными ориентирами для команды выбрали незаметность, универсальность и автоматизацию. Исходя из этого как разрабатывались новые подводные лодки, так и модернизировались текущие.

Взгляд в 2020 год


План развития подводного флота США от Team 2020

Субмарины класса «Вирджиния» во многом заточены под проведение специальных операций у побережья противника
По планам «Тим 2020» подлодки класса «Лос-Анджелес» уже к 2005 году должны были полностью списать. К 2010-му эта же участь ждала все три «сивулфа». На замену им пришли бы десять лодок класса «Вирджиния» — универсальных субмарин, созданных с учётом опыта «Сивулф». Главная отличительная особенность «вирджиний» — адаптация их для действий в прибрежной зоне вместе со спецподразделениями. Дополнительной универсальности добавили вертикальные пусковые ячейки в носу подлодки.


Установка 155-мм вертикального орудия в ракетной шахте
Совсем другая судьба ждала бы ракетоносцы класса «Огайо». Как минимум половину из 18 субмарин планировали полностью переоборудовать. На месте баллистических ракет должны были появиться пусковые установки для крылатых ракет «Томагавк», системы запуска беспилотных субмарин, помещения для диверсантов и их подводных средств передвижения. На перспективу рассматривали вариант установки вертикального 155-мм орудия с возможностью ведения огня при погружении или размещения в шахтах ударных беспилотников, также способных взлетать из-под воды.

Ударный беспилотник для подводных лодок:


С 2005 года в серию должна была пойти улучшенная подлодка «Вирджиния+». Длина субмарины увеличивалась на семь с половиной метров. За счёт этого за рубкой планировали разместить две универсальные шахты диаметром чуть больше двух метров.
Точно так же, как в шахтах модернизированных ракетоносцев «Огайо», там могли разместить крылатые ракеты «Томагавк», дополнительные кубрики для пловцов, различные подводные и летающие беспилотники, вертикальное орудие или зенитно-ракетную установку, поднимаемую на штанге.
Рубка должна была получить дополнительную телескопическую мачту, на которой размещалась бы 25-мм автопушка против малых надводных целей (вроде катера) или ЗРК «Стингер» для противостояния самолётам из погружённого состояния. Максимальная автоматизация управления подводной лодкой позволила бы уменьшить экипаж на 20 человек.


Основные нововведения подлодок класса «Вирджиния+»
Вторым главным изменением в «Вирджинии+» должен был стать автоматизированный ангар для подводных беспилотников MPUUV (Multi-Payload Unmanned Underwater Vehicles). Как видно из названия, главной их фишкой была универсальность.
Модульная конструкция MPUUV позволяла за небольшое время приспособить беспилотник для выполнения целого списка совершенно разных задач: доставки боевых пловцов, проведения разведки, противоминных операций и диверсий на морской инфраструктуре — даже для охоты на другие подводные лодки.

Ангар «Вирджинии+» мог вместить один MPUUV и три малых беспилотника, без возможности смены модулей у них в плавании. Ценой установки ангара стало бы снижение противолодочных возможностей подводной лодки: количество универсальных вертикальных ячеек для ракет «Томагавк» снизилось бы вдвое, а от торпедных установок пришлось бы отказаться полностью.

«Бездушный» убийца подлодок


Беспилотный подводный охотник «Манта» и его носитель
Главным подводным охотником должен был стать совсем другой проект: «Манта» — специализированный беспилотный подводный охотник, действующий группой из двух и больше машин.

«Манте» предстояло полностью изменить картину подводного боя: небольшие размеры и почти полная бесшумность делали её настоящим призраком для обычных подлодок. Основное оружие беспилотного охотника — четыре сверхскоростные кавитационные торпеды. Использование их на обычных лодках затруднено малой дальностью — к цели надо подобраться достаточно близко, высока вероятность обнаружения. «Манта» — идеальная платформа для применения этого оружия. Всё это, включая ведение охоты стаей, превратило бы «Манту» в непобедимое оружие на море.


Испытание макета перспективной подлодки-носителя для проекта «Манта»
В качестве носителей для «мант» предполагалось разработать специальную подлодку. Основной целью при проектировании субмарины-носителя было достижение максимальной незаметности. Главной задачей субмарины было доставить «манты» и обеспечить им поддержку, с остальным справились бы сами беспилотники.

Рассматривался даже вариант создать дизельную подлодку — из-за большей незаметности, — но от этого отказались. На носу субмарины размещались четыре стыковочных места для «мант», где они могли дозаправиться и перезарядить торпеды. Экипаж носителя предельно уменьшили — до 25 человек. В управлении подлодкой активно использовались бы дополненная реальность и искусственный интеллект.


Дизельный вариант подлодки-носителя для проекта «Манта»

Концепт мостика с использованием дополненной реальности для перспективных подводных лодок
«Вирджиния+» и «манты» должны были стать основой подводного флота США к 2020 году. Но останавливаться на этом американцы не собирались.

Место обычных «вирджиний» заняли бы субмарины класса «Мерримак». На смену привычному сигарообразному корпусу американских подлодок пришёл бы более широкий и короткий, напоминающий формы морских млекопитающих. Серьёзно уменьшились бы размеры рубки — она почти перестала бы выпирать из основного объёма, что положительно сказалось бы на скорости субмарины.

От «Вирджинии+» в наследство достались бы две семиметровые универсальные шахты. Автоматизированный ангар серьёзно увеличивался — теперь в револьверной системе запуска могло помещаться до шести MPUUV. В качестве оружия самообороны выступали универсальные торпедные ячейки, которые могли вести огонь торпедами, ракетами или выпускать противоторпеды. Дальнейшая автоматизация позволила бы сократить экипаж до 40 человек. Это освободило бы значительное пространство в субмарине, и количество десанта на борту увеличилось бы почти до 100 бойцов.


Универсальная субмарина класса «Мерримак»
Уже на смену «Вирджинии+» пришли бы субмарины класса «Ренегат» — дальнейшие развитие конструкции «Мерримак». В движение подлодку приводил бы доработанный водомётный двигатель, более тихий, чем обычные винты. Вместо обычного вертикального орудия «Ренегату» полагалось электромагнитное, а также лазерная система ПВО. Экипаж сократился бы ещё больше — до 20 человек.

Освободившееся внутреннее место использовали бы для размещения системы по сборке торпед/ракет. Из универсальных модулей конвейер мог собрать что угодно — от кавитационной торпеды или торпеды с ядерной боеголовкой до ударного беспилотника или зенитной ракеты подводного старта. Хранить таких модулей можно было больше, чем обычных торпед с ракетами, да и универсальность самой подлодки серьёзно повышалась. На основе «Ренегата» должны были создать и нового носителя для «мант».


Универсальная субмарина класса «Ренегат»
Заглядывали конструкторы «Тим 2020» и дальше в будущее. К середине XXI века на смену обычным субмаринам должны были прийти уже полностью беспилотные подводные лодки. По прикидкам инженеров, любой геополитический конкурент США смог бы достичь уровня «Вирджинии+» и «Манты» только в 2050 году, когда отрыв США стал бы непреодолимым. Но, как обычно, перед великолепным проектом встал вопрос денег.


Возможный внешний вид беспилотной субмарины будущего
Программа Team 2020 требовала серьёзного финансирования, а получить его в условиях продолжающегося сокращения бюджетов флота начала XXI века можно было, лишь свернув иные программы. Например, сократив финансирование авианосцев. Пойти на такое адмиралы были не готовы.
Тем не менее, общее направление развитие подводного флота последовало за мыслью Team 2020. Основой подводного флота теперь должны были стать массовые «вирджинии», а четыре подлодки «Огайо» действительно переделали в носителей крылатых ракет. От создания более продвинутых подлодок вроде «Ренегата» или «Мерримака» пока отказались.

Работы над подводными беспилотниками активно идут по сей день. Программы XLUUV (Extra Large Unmanned Undersea Vehicle) и LDUUV (Large Diameter Unmanned Undersea Vehicle) во многом наследуют проектам «Манта» и MPUUV.


Проект беспилотной субмарины «Боинг» в рамках программы XLUUV
Хотя многие идеи Team 2020 не забыты, главную их мысль — о развитии рывком и создании непреодолимого отрыва США от всего мира — так и не реализовали. И РФ, и Китай в работах по подводному флоту не сильно отстают от американцев. Недавно у нас даже заявили о начале работ над субмариной «модного» пятого поколения «Хаски», которая по описанию напоминает проект «Ренегат».

Кто же выйдет вперёд в этой подводной гонке — покажет лишь время.

Юрий Кужелев

США могли устроить настоящую революцию в субмариностроении! Американцы искренне мечтали о суперподлодках будущего, и даже попытались достичь этой мечты, — но, увы, что-то пошло не так. Почему у них пока ничего не вышло — в нашей статье. Новые вызовы В годы противостояния с СССР американцы особое внимание уделяли подводным ракетоносцам — основе ядерных сил. На втором месте стояли многоцелевые субмарины-охотники, способные утопить надводные корабли, погонять красные ракетные подлодки и даже пострелять крылатыми ракетам по побережью. Конечно, американцам хотелось бы создать идеальную подлодку-убийцу, но в ходе глобального противостояния чаще требовалось количество, чем качество. Какой прок от суперсубмарин, если их слишком мало, чтобы перекрыть все важные участки океана? Ярчайший пример подобного подхода — субмарины класса «Лос-Анджелес». Проект, конечно, на уровне для своего времени, но звёзд с неба не хватает. Зато построили их 62 штуки, с запасом. Подводная лодка-охотник класса «Лос-Анджелес» Окончание холодной войны заставило американцев пересмотреть концепцию подводного флота. Больше не было почти равного по силам противника, а главной задачей Вооружённых сил США стало безоговорочное доминирование на планете. Любая угроза должна быть уничтожена в кратчайший срок, минимальными силами и без потерь. Под это дело должен был измениться и подводный флот — теперь требовались не массовые трудяги глубины, а настоящие супербойцы. В идеале одна американская лодка должна утопить весь флот противника, в том числе и его субмарины, да ещё и оказать потом поддержку наземным силам и ВВС. Подводная лодка-охотник класса «Сивулф», считается одной из лучших в своём деле На тот момент в США готовилась к закладке серия подлодок «Сивулф». Это были идеальные убийцы субмарин и кораблей, но вот с универсальностью у них оказалось не очень. Пуск «томагавков» через торпедные аппараты — не совсем то, что хотелось флоту в новой эпохе. В 1992 году было принято решение отменить заказ на «Сивулф», достроить две заложенные субмарины и построить ещё одну для испытаний технологий для подлодок нового поколения. Флот же занялся формированием концепции подводного флота будущего, на основании которой к работе приступили бы уже судостроители. Третья субмарина класса «Сивулф» — «Джимми Картер». Была достроена, как носитель малых подводных аппаратов для специальных операций Из-за серьёзного сокращения финансирования всех военных программ к работе приступили лишь в 1996 году. Собранная команда из морских офицеров, сотрудников DARPA и представителей верфей «Ньюпорт Ньюс» и «Электрик Бот» получила гордое название «Команда 2020» (Team 2020). Именно к этой дате, по мысли военных, должно было завершиться преобразование подводного флота. Главными ориентирами для команды выбрали незаметность, универсальность и автоматизацию. Исходя из этого как разрабатывались новые подводные лодки, так и модернизировались текущие. Взгляд в 2020 год План развития подводного флота США от Team 2020 Субмарины класса «Вирджиния» во многом заточены под проведение специальных операций у побережья противника По планам «Тим 2020» подлодки класса «Лос-Анджелес» уже к 2005 году должны были полностью списать. К 2010-му эта же участь ждала все три «сивулфа». На замену им пришли бы десять лодок класса «Вирджиния» — универсальных субмарин, созданных с учётом опыта «Сивулф». Главная отличительная особенность «вирджиний» — адаптация их для действий в прибрежной зоне вместе со спецподразделениями. Дополнительной универсальности добавили вертикальные пусковые ячейки в носу подлодки. Установка 155-мм вертикального орудия в ракетной шахте Совсем другая судьба ждала бы ракетоносцы класса «Огайо». Как минимум половину из 18 субмарин планировали полностью переоборудовать. На месте баллистических ракет должны были появиться пусковые установки для крылатых ракет «Томагавк», системы запуска беспилотных субмарин, помещения для диверсантов и их подводных средств передвижения. На перспективу рассматривали вариант установки вертикального 155-мм орудия с возможностью ведения огня при погружении или размещения в шахтах ударных беспилотников, также способных взлетать из-под воды. Ударный беспилотник для подводных лодок: С 2005 года в серию должна была пойти улучшенная подлодка «Вирджиния ». Длина субмарины увеличивалась на семь с половиной метров. За счёт этого за рубкой планировали разместить две универсальные шахты диаметром чуть больше двух метров. Точно так же, как в шахтах модернизированных ракетоносцев «Огайо», там могли разместить крылатые ракеты «Томагавк», дополнительные кубрики для пловцов, различные подводные и летающие беспилотники, вертикальное орудие или зенитно-ракетную установку, поднимаемую на штанге. Рубка должна была получить дополнительную телескопическую мачту, на которой размещалась бы 25-мм автопушка против малых надводных целей (вроде катера) или ЗРК «Стингер» для противостояния самолётам из погружённого состояния. Максимальная автоматизация управления подводной лодкой позволила бы уменьшить экипаж на 20 человек. Основные нововведения подлодок класса «Вирджиния » Вторым главным изменением в «Вирджинии » должен был стать автоматизированный ангар для подводных беспилотников MPUUV (Multi-Payload Unmanned Underwater Vehicles). Как видно из названия, главной их фишкой была универсальность. Модульная конструкция MPUUV позволяла за небольшое время приспособить беспилотник для выполнения целого списка совершенно разных задач: доставки боевых пловцов, проведения разведки, противоминных операций и диверсий на морской инфраструктуре — даже для охоты на другие подводные лодки. Ангар «Вирджинии » мог вместить один MPUUV и три малых беспилотника, без возможности смены модулей у них в плавании. Ценой установки ангара стало бы снижение противолодочных возможностей подводной лодки: количество универсальных вертикальных ячеек для ракет «Томагавк» снизилось бы вдвое, а от торпедных установок пришлось бы отказаться полностью. «Бездушный» убийца подлодок Беспилотный подводный охотник «Манта» и его носитель Главным подводным охотником должен был стать совсем другой проект: «Манта» — специализированный беспилотный подводный охотник, действующий группой из двух и больше машин. «Манте» предстояло полностью изменить картину подводного боя: небольшие размеры и почти полная бесшумность делали её настоящим призраком для обычных подлодок. Основное оружие беспилотного охотника — четыре сверхскоростные кавитационные торпеды. Использование их на обычных лодках затруднено малой дальностью — к цели надо подобраться достаточно близко, высока вероятность обнаружения. «Манта» — идеальная платформа для применения этого оружия. Всё это, включая ведение охоты стаей, превратило бы «Манту» в непобедимое оружие на море. Испытание макета перспективной подлодки-носителя для проекта «Манта» В качестве носителей для «мант» предполагалось разработать специальную подлодку. Основной целью при проектировании субмарины-носителя было достижение максимальной незаметности. Главной задачей субмарины было доставить «манты» и обеспечить им поддержку, с остальным справились бы сами беспилотники. Рассматривался даже вариант создать дизельную подлодку — из-за большей незаметности, — но от этого отказались. На носу субмарины размещались четыре стыковочных места для «мант», где они могли дозаправиться и перезарядить торпеды. Экипаж носителя предельно уменьшили — до 25 человек. В управлении подлодкой активно использовались бы дополненная реальность и искусственный интеллект. Дизельный вариант подлодки-носителя для проекта «Манта» Концепт мостика с использованием дополненной реальности для перспективных подводных лодок «Вирджиния » и «манты» должны были стать основой подводного флота США к 2020 году. Но останавливаться на этом американцы не собирались. Место обычных «вирджиний» заняли бы субмарины класса «Мерримак». На смену привычному сигарообразному корпусу американских подлодок пришёл бы более широкий и короткий, напоминающий формы морских млекопитающих. Серьёзно уменьшились бы размеры рубки — она почти перестала бы выпирать из основного объёма, что положительно сказалось бы на скорости субмарины. От «Вирджинии » в наследство достались бы две семиметровые универсальные шахты. Автоматизированный ангар серьёзно увеличивался — теперь в револьверной системе запуска могло помещаться до шести MPUUV. В качестве оружия самообороны выступали универсальные торпедные ячейки, которые могли вести огонь торпедами, ракетами или выпускать противоторпеды. Дальнейшая автоматизация позволила бы сократить экипаж до 40 человек. Это освободило бы значительное пространство в субмарине, и количество десанта на борту увеличилось бы почти до 100 бойцов. Универсальная субмарина класса «Мерримак» Уже на смену «Вирджинии » пришли бы субмарины класса «Ренегат» — дальнейшие развитие конструкции «Мерримак». В движение подлодку приводил бы доработанный водомётный двигатель, более тихий, чем обычные винты. Вместо обычного вертикального орудия «Ренегату» полагалось электромагнитное, а также лазерная система ПВО. Экипаж сократился бы ещё больше — до 20 человек. Освободившееся внутреннее место использовали бы для размещения системы по сборке торпед/ракет. Из универсальных модулей конвейер мог собрать что угодно — от кавитационной торпеды или торпеды с ядерной боеголовкой до ударного беспилотника или зенитной ракеты подводного старта. Хранить таких модулей можно было больше, чем обычных торпед с ракетами, да и универсальность самой подлодки серьёзно повышалась. На основе «Ренегата» должны были создать и нового носителя для «мант». Универсальная субмарина класса «Ренегат» Заглядывали конструкторы «Тим 2020» и дальше в будущее. К середине XXI века на смену обычным субмаринам должны были прийти уже полностью беспилотные подводные лодки. По прикидкам инженеров, любой геополитический конкурент США смог бы достичь уровня «Вирджинии » и «Манты» только в 2050 году, когда отрыв США стал бы непреодолимым. Но, как обычно, перед великолепным проектом встал вопрос денег. Возможный внешний вид


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!