На днях разгорелся очередной нефтяной спор между Россией и Беларусью, который по касательной затронул и страны Прибалтики. Во-первых, Минск заявил о приостановке поставок нефтепродуктов на Украину, в страны Балтии и Польшу, ссылаясь на проблему поставок некачественного сырья из РФ. Во-вторых, до конца года Беларусь собралась начать закупки нероссийской нефти через порты тех же Литвы, Латвии и Украины. Удастся ли Прибалтийским республикам поживиться на «споре славян между собою»?
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уже пояснял, что есть две линии конфликта, которые следует рассматривать отдельно. Одна из них — это качество российского сырья и приостановка экспорта белорусских нефтепродуктов.
Потенциально решение Минска может ударить скорее по украинцам, потому что Беларусь удерживает львиную долю украинского рынка нефтепродуктов. А после решения Москвы запретить экспорт «черного золота» Украине у Беларуси появляется возможность существенно нарастить объемы поставок (история с экспортом «белорусского» угля наглядно продемонстрировала, как работает эта схема). Но если вслед за потерей российских нефтепродуктов «незалежная» лишится еще и белорусской продукции, то дела у нее будут совсем плохи.
Прибалтика по этому поводу не переживает. В Министерстве энергетики Литвы, к примеру, считают, что на их рынок углеводородов конфликт не повлияет: большая часть необходимых Литве светлых нефтепродуктов производится на нефтеперерабатывающем заводе в литовском городе Мажейкяй, который находится в управлении компании Orlen Lietuva.
Впрочем, как полагает Игорь Юшков, волноваться не стоит ни Прибалтике, ни Украине. «Долго вы не будете сидеть без экспорта нефтепродуктов, потому что это ваша основная статья доходов, — поясняет эксперт. — Поэтому, как только Беларусь получит подтверждение, что качество нефти из России нормализовалось, нефтеперерабатывающие заводы будут запущены на полную мощность».
Скорее всего, возобновление экспорта — это вопрос даже не недель, а дней. Как только он будет решен, отношения между Беларусью и Россией откатятся к той стадии, на которой они находились до истории с некачественным сырьем. На повестке дня останутся глобальные вопросы, связанные с ценами на газ после 2020 года и компенсациями за налоговый маневр.
С налоговым маневром, по мнению Юшкова, связан поиск альтернативных источников поставок нефти. Логика простая: если вы не выплатите компенсацию, то мы найдем альтернативного поставщика нефти.
«Для России это не то что не страшно — для нас это выгодно, — утверждает эксперт. — Выгодно, чтобы Беларусь как можно быстрее начала закупать энные объемы нефти у других поставщиков. Мы бы все равно реализовывали на мировом рынке сырья те объемы нефти, которые не пошли бы в Беларусь.
Нет проблемы в том, чтобы продать нефть. Но если Россия продает ее в третьи страны, то она получает экспортную пошлину нефтяной компании. В случае с поставками в Беларусь государство эту пошлину не получает, то есть бюджет несет убытки. Соответственно, если Минск будет закупать у нас меньше нефти, экономически мы останемся в выигрыше».
Как ни крути, до 2024 года выгодную альтернативу российской нефти белорусы не найдут. Попытки уже предпринимались, но закончились безрезультатно. А в 2024-м, если ничего не изменится, Минску придется покупать у России нефть по мировым ценам. Здесь и возникает вопрос: станет ли Беларусь продолжать это делать?
По мнению Юшкова, на первом этапе будет целесообразно перерабатывать свою собственную нефть — белорусы ежегодно добывают 1,6 миллиона тонн, эти объемы идут на экспорт в Германию.
«В определенный момент стоимость российской нефти догонит стоимость нефти, которая поставляется в Германию. Сначала белорусы будут перерабатывать, а не экспортировать в сыром виде эти 1,6 миллиона тонн. В дальнейшем можно будет искать альтернативного поставщика, но продавать сырье за три копейки никто не станет. А если нефть продается по тем же рыночным ценам, то сверху добавляется стоимость доставки. Здесь уже нужно считать, сколько стоит доставить ее из Одессы по нефтепроводу "Одесса — Броды" или через Прибалтику до Новополоцкого НПЗ».
Сейчас Минск пытается доказать, что это рабочие варианты, и даже помышляет о приобретении нефтетерминала на берегу Балтийского моря. По словам генерального директора Белорусской нефтяной компании (БНК) Сергея Гриба, «работа в этом направлении ведется на постоянной основе с портами Латвии и Литвы». Но есть большие сомнения, что схема «рыночная цена на нефть + стоимость доставки через Украину или Прибалтику» даже после 2024 года будет экономически более выгодной, чем российский вариант.
По мнению Юшкова, реально конкурировать с РФ сможет разве что Казахстан, у которого есть два крупных нефтеперерабатывающих завода: «Есть вариант вместо российской нефти закупать казахскую, поскольку она проходит транзитом через Россию по нашему же нефтепроводу».
Впрочем, если Минск откажется от энных объемов российской нефти, то он уже будет руководствоваться не экономической выгодой, а политической целесообразностью. Поэтому трудно спрогнозировать, на какие именно маршруты он сделает ставку.
«Несколько миллиардов долларов белорусы уже потеряли на закупках венесуэльской нефти. Они ее гнали по-разному — и через Украину, и через Прибалтику. Все равно выходило очень дорого. Если это политическое решение, то закупать можно у кого угодно и как угодно. Но если мы переходим в плоскость экономики, то единственный, кто с натяжкой может конкурировать с РФ, — это Казахстан, да и то вряд ли».
К тому же сырье из Казахстана будет прогоняться по той же самой российской трубе. То есть речь идет о довольно странном способе диверсификации поставок. Лукашенко уже не первый раз грозится найти замену российскому сырью. Но этот факт главным образом используется как аргумент в споре вокруг налогового маневра.
Минску нужны аргументы, чтобы уговорить Москву заплатить компенсацию. «Батька» от этой идеи не отказался и отказываться пока не собирается. Так что если нероссийская нефть и потечет в Беларусь через порты Прибалтики, то в очень скромных объемах и сугубо в демонстрационных целях.
На днях разгорелся очередной нефтяной спор между Россией и Беларусью, который по касательной затронул и страны Прибалтики. Во-первых, Минск заявил о приостановке поставок нефтепродуктов на Украину, в страны Балтии и Польшу, ссылаясь на проблему поставок некачественного сырья из РФ. Во-вторых, до конца года Беларусь собралась начать закупки нероссийской нефти через порты тех же Литвы, Латвии и Украины. Удастся ли Прибалтийским республикам поживиться на «споре славян между собою»? Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уже пояснял, что есть две линии конфликта, которые следует рассматривать отдельно. Одна из них — это качество российского сырья и приостановка экспорта белорусских нефтепродуктов. Потенциально решение Минска может ударить скорее по украинцам, потому что Беларусь удерживает львиную долю украинского рынка нефтепродуктов. А после решения Москвы запретить экспорт «черного золота» Украине у Беларуси появляется возможность существенно нарастить объемы поставок (история с экспортом «белорусского» угля наглядно продемонстрировала, как работает эта схема). Но если вслед за потерей российских нефтепродуктов «незалежная» лишится еще и белорусской продукции, то дела у нее будут совсем плохи. Прибалтика по этому поводу не переживает. В Министерстве энергетики Литвы, к примеру, считают, что на их рынок углеводородов конфликт не повлияет: большая часть необходимых Литве светлых нефтепродуктов производится на нефтеперерабатывающем заводе в литовском городе Мажейкяй, который находится в управлении компании Orlen Lietuva. Впрочем, как полагает Игорь Юшков, волноваться не стоит ни Прибалтике, ни Украине. «Долго вы не будете сидеть без экспорта нефтепродуктов, потому что это ваша основная статья доходов, — поясняет эксперт. — Поэтому, как только Беларусь получит подтверждение, что качество нефти из России нормализовалось, нефтеперерабатывающие заводы будут запущены на полную мощность». Скорее всего, возобновление экспорта — это вопрос даже не недель, а дней. Как только он будет решен, отношения между Беларусью и Россией откатятся к той стадии, на которой они находились до истории с некачественным сырьем. На повестке дня останутся глобальные вопросы, связанные с ценами на газ после 2020 года и компенсациями за налоговый маневр. С налоговым маневром, по мнению Юшкова, связан поиск альтернативных источников поставок нефти. Логика простая: если вы не выплатите компенсацию, то мы найдем альтернативного поставщика нефти. «Для России это не то что не страшно — для нас это выгодно, — утверждает эксперт. — Выгодно, чтобы Беларусь как можно быстрее начала закупать энные объемы нефти у других поставщиков. Мы бы все равно реализовывали на мировом рынке сырья те объемы нефти, которые не пошли бы в Беларусь. Нет проблемы в том, чтобы продать нефть. Но если Россия продает ее в третьи страны, то она получает экспортную пошлину нефтяной компании. В случае с поставками в Беларусь государство эту пошлину не получает, то есть бюджет несет убытки. Соответственно, если Минск будет закупать у нас меньше нефти, экономически мы останемся в выигрыше». Как ни крути, до 2024 года выгодную альтернативу российской нефти белорусы не найдут. Попытки уже предпринимались, но закончились безрезультатно. А в 2024-м, если ничего не изменится, Минску придется покупать у России нефть по мировым ценам. Здесь и возникает вопрос: станет ли Беларусь продолжать это делать? По мнению Юшкова, на первом этапе будет целесообразно перерабатывать свою собственную нефть — белорусы ежегодно добывают 1,6 миллиона тонн, эти объемы идут на экспорт в Германию. «В определенный момент стоимость российской нефти догонит стоимость нефти, которая поставляется в Германию. Сначала белорусы будут перерабатывать, а не экспортировать в сыром виде эти 1,6 миллиона тонн. В дальнейшем можно будет искать альтернативного поставщика, но продавать сырье за три копейки никто не станет. А если нефть продается по тем же рыночным ценам, то сверху добавляется стоимость доставки. Здесь уже нужно считать, сколько стоит доставить ее из Одессы по нефтепроводу "Одесса — Броды" или через Прибалтику до Новополоцкого НПЗ». Сейчас Минск пытается доказать, что это рабочие варианты, и даже помышляет о приобретении нефтетерминала на берегу Балтийского моря. По словам генерального директора Белорусской нефтяной компании (БНК) Сергея Гриба, «работа в этом направлении ведется на постоянной основе с портами Латвии и Литвы». Но есть большие сомнения, что схема «рыночная цена на нефть стоимость доставки через Украину или Прибалтику» даже после 2024 года будет экономически более выгодной, чем российский вариант. По мнению Юшкова, реально конкурировать с РФ сможет разве что Казахстан, у которого есть два крупных нефтеперерабатывающих завода: «Есть вариант вместо российской нефти закупать казахскую, поскольку она проходит транзитом через Россию по нашему же нефтепроводу». Впрочем, если Минск откажется от энных объемов российской нефти, то он уже будет руководствоваться не экономической выгодой, а политической целесообразностью. Поэтому трудно спрогнозировать, на какие именно маршруты он сделает ставку. «Несколько миллиардов долларов белорусы уже потеряли на закупках венесуэльской нефти. Они ее гнали по-разному — и через Украину, и через Прибалтику. Все равно выходило очень дорого. Если это политическое решение, то закупать можно у кого угодно и как угодно. Но если мы переходим в плоскость экономики, то единственный, кто с натяжкой может конкурировать с РФ, — это Казахстан, да и то вряд ли». К тому же сырье из Казахстана будет прогоняться по той же самой российской трубе. То есть речь идет о довольно странном способе диверсификации поставок. Лукашенко уже не первый раз грозится найти замену российскому сырью. Но этот факт главным образом используется как аргумент в споре вокруг налогового маневра. Минску нужны аргументы, чтобы уговорить Москву заплатить компенсацию. «Батька» от этой идеи не отказался и отказываться пока не собирается. Так что если нероссийская нефть и потечет в Беларусь через порты Прибалтики, то в очень скромных объемах и сугубо в демонстрационных целях. Алексей Ильяшевич
Сколько продлится эта настоящая транспортная беда для ВСУ? Никто не знает. Потому что, как стало известно, только для...
09-сен-2025
Новости дня / Политика / ДНР и ЛНР / Здоровье / ЖКХ / Украина / Бизнес / Технологии / Чемпионат / Россия / Европа / Военные действия / Видео / Судьи / Транспорт / Общество / Мнения / Спорт
Депутат Михаил Матвеев сообщил, что сегодня Мамедов принял решение добровольно выйти из политической гонки....
09-сен-2025
Новости дня / Происшествия и криминал / Азербайджан / Выборы / Скандалы / Военные действия / Политика / Видео / Чемпионат / Технологии / Россия / Спорт
Новости дня / Видео / Фото репортаж / Армения / Мир / Интернет / Красноярск / Происшествия и криминал / ЖКХ / Россия / Большой Кавказ / Технологии / Общество / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Видео / Технологии / Мир / Большой Кавказ / Власть / Здоровье / Армения / Европа / Россия / Ростов-на-Дону / Экономика / Происшествия и криминал / Мнения / США
Новости дня / Россия / Чемпионат / Технологии / Политика / Бизнес / ЖКХ / Здоровье / Мир / Происшествия и криминал / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Украина / Статистика / Транспорт / Интернет / Видео / Общество / Культура / Европа / Наука / Латинская Америка / Спорт
Новости дня / Политика / Россия / Наука / Бизнес / Мир / ДНР и ЛНР / Спорт / Технологии / Власть / Военные действия
Morris
0
В регионах России нарастает тревожная тенденция: представители диаспор, традиционно занимавшиеся общественной работой, теперь активно стремятся получить прямую...
Новости дня / Политика / ДНР и ЛНР / Здоровье / ЖКХ / Украина / Бизнес / Технологии / Чемпионат / Россия / Европа / Военные действия / Видео / Судьи / Транспорт / Общество / Мнения / Спорт
Warren
0
Сколько продлится эта настоящая транспортная беда для ВСУ? Никто не знает. Потому что, как стало известно, только для экспертной оценки тяжести нанесенного мосту ущерба...
Новости дня / Происшествия и криминал / Азербайджан / Выборы / Скандалы / Военные действия / Политика / Видео / Чемпионат / Технологии / Россия / Спорт
Бронислава
0
Депутат Михаил Матвеев сообщил, что сегодня Мамедов принял решение добровольно выйти из политической гонки....
Новости дня / США / Политика / Здоровье / Бизнес / Технологии / Латинская Америка / ЖКХ / Происшествия и криминал / Мир / Спорт / Мероприятия / Скандалы / ДНР и ЛНР / Аналитика / Выборы / Видео
Роман
0
Ирина Алкснис Среди вечных вопросов, неизменно вызывающих бурные споры, особое место занимает следующий: способен ли человек переломить исторический процесс? Может ли...
Комментарии (0)