Загадки истории - «ДНР и ЛНР»
- 01:16, 07-апр-2019
- ДНР и ЛНР
- Oakman
- 0
12 апреля 2019 года исполнится 49 лет со дня гибели атомной подводной лодки "К-8".
Это была первая крупная катастрофа в истории отечественного атомного флота.
12 апреля 1970 года в Бискайском заливе погибла советская атомная подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» (по классификации NATO – «November»).
Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море К-8 была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР.
Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза.
Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание — к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина — 22 апреля 1970 года. Вечером 8 апреля 1970 года, когда подлодка находясь севернее Азорских островов, в 490 км отпобережья Испании, при всплытии с глубины 160 метров под перископ, для сеанса радиосвязи, возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ.
В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке, где горела регенерация. Ещё через пять минут лодка всплыла в надводное положение.
Далее пожар стал распространяться по воздуховодам.
На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ:
- инженер-капитан 3-го ранга В.Г. Хаславский,
- инженер-капитан-лейтенант А.С. Чудинов,
- старшие инженер-лейтенанты Г.В. Шостаковский,
- старший инженер-лейтенант Г.Н. Чугунов.
Офицеры дежурной смены запершись в центральном посту управления ГЭУ ценой собственных жизней, в условиях пожара в отсеке, обеспечили полное "глушение" ядерных реакторов, предотвратив тем самым возможность развития радиационной катастрофы у берегов Западной Европы.
Эти мужественные офицеры первыми погибли на боевом посту, до конца выполнив свой долг.
9 апреля после полуночи часть экипажа поднялась на мостик через центральный пост.
В 2 часа ночи моряки с большим трудом отдраили люк 8-го отсека, вывели 4-х человек и вынесли 15 трупов. Причиной гибели людей было сильное задымление и отсутствие средств защиты. Также удалось спасти 19 членов экипажа из 4-го отсека.
Пока лодка находилась на плаву, моряки продолжали борьбу за жизнь.
После полудня волнение моря увеличилось, и подводная лодка стала давать крен. Для противодействия данной ситуации было произведено продувание цистерн главного балласта, однако оно не дало положительных результатов.
В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из-за разыгравшегося шторма в 8 баллов взять подводную лодку на буксир не удалось.
Большая часть личного состава К-8 была вывезена на теплоходе «Авиор», принадлежащего Болгарии.
Часть личного состава ПЛА в условиях жесточайшего шторма была переправлена на судно "Касимов", а на борту "К-8" остался боевой расчёт 22 человека во главе с командиром судна для продолжения борьбы за живучесть корабля.
Но 12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка в течении короткого времени затонула на глубине 4680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана унеся с собой и весь боевой расчёт в составе 22 человек, включая и командира корабля.
Всего при аварии погибли 52 члена экипажа.
Командиру подводной лодки "К-8" капитану 2 ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды.
Оставшиеся в живых удостоены государственных наград.
В пос. Островной (Гремиха) установлен памятник ПЛА "К-8" с именами всех погибших на ней подводников.
Две улицы военного городка назвали именами командира Бессонова и капитана Соловья.
Список погибших на АПЛ К-8:
- 1. Капитан 2 ранга Бессонов В.Б.(командир АПЛ)
- 2. Капитан 2 ранга Ткачев В.А. (старший помощник командира АПЛ)
- 3. Инженер-капитан 3 ранга Рубеко В.П.
- 4. Инженер-капитан 3 ранга Хаславский В.Г.
- 5. Инженер-капитан-лейтенант Кузнеченко И.Б.
- 6. Инженер-капитан-лейтенант Лисин А.И.
- 7. Инженер-капитан-лейтенант Поликарпов А.В.
- 8. Инженер-капитан-лейтенант Чудинов А.С.
- 9. Инженер-капитан-лейтенант Ясько Н.Ф.
- 10. Капитан медицинской службы Соловей А.М. (начальник медслужбы)
- 11. Инженер-старший лейтенант Гусев М.Б.
- 12. Инженер-старший лейтенант Лавриченко А.Н.
- 13. Старший лейтенант Полежаев Ю.П.
- 14. Старший лейтенант Шмаков Н.В. (командир БЧ-1)
- 15. Инженер-старший лейтенант Шостаковский Г.В.
- 16. Инженер-старший лейтенант Чугунов Г.Н.
- 17. Лейтенант Шабанов В.А. (командир минно-торпедной группы)
- 18. Инженер-лейтенант Шевцов В.И.
- 19. Мичман Блещенков А.И.
- 20. Мичман Деревянко Л.Н.
- 21. Мичман Ермакович П.С.
- 22. Мичман Кулаков В.Г.
- 23. Мичман Маевский В.Н.
- 24. Мичман Мартынов Л.Ф.
- 25. Мичман Петров Е.А.
- 26. Мичман Устенко А.А.
- 27. Главный старшина Добрынин В.И.
- 28. Главный старшина Леонов В.В.
- 29. Главный старшина Савоник В.В.
- 30. Старшина 1 статьи Бусарев А.С.
- 31. Старшина 1 статьи Федоров Е.Г.
- 32. Старшина 1 статьи Чекмарев Л.Б.
- 33. Старшина 2 статьи Гатаулин Р.Г.
- 34. Старший матрос Астахов В.Н.
- 35. Старший матрос Астахов В.Н.
- 36. Старший матрос Бурцев Н.С.
- 37. Старший матрос Инамуков Б.И.
- 38. Старший матрос Кирин А.М.
- 39. Старший матрос Колесников В.А.
- 40. Старший матрос Комков Н.А.
- 41. Старший матрос Кулаков А.А.
- 42. Старший матрос Мажута Ю.А.
- 43. Старший матрос Мищенко В.М.
- 44. Старший матрос Паньков Е.В.
- 45. Матрос Девяткин В.Н.
- 46. Матрос Коровин Н.М.
- 47. Матрос Кузовков В.И.
- 48. Матрос Кульш А.С.
- 49. Матрос Печерских Ю.Ф.
- 50. Матрос Самсонов Е.А.
- 51. Матрос Фрешер К.Г.
- 52. Матрос Фролов В.Ф.
Покойтесь с миром, мы вас помним.
Теперь вы знаете, как погибла одна из первых атомных субмарин отечественного флота.
P.S. Немного зная, что такое море ( некоторое время посвятил этому свою жизнь), и что такое штормовой Бискай, представляю что пришлось пережить этим людям...
Оксана Костина
Комментарии (0)