Военно-исторические фантазии: рецензия на фильм «Балканский рубеж» - «ДНР и ЛНР»

  • 08:28, 04-апр-2019
  • ДНР и ЛНР
  • King
  • 0

Насколько боевик «Балканский рубеж» соответствует реальным событиям? Что там правда, а что выдумка? Мы разобрались и оценили новый российский военно-исторический фильм.


Лёд тронулся

Наших фильмов про войны 90-х годов в Югославии практически нет. Тему лишь немного зацепили. Например, Игорь Ботвин играет жестокого командира отряда албанских боевиков Армии освобождения Косова в одной из серий «Спецназ — 2». Ну и ещё в нескольких российских сериалах есть персонажи второго плана, которые успели повоевать в Югославии.

Но лёд тронулся, господа присяжные заседатели! На экраны выходит фильм об этой войне! Наконец-то всё изменится! Изменится?

Сюжет против истории?

Пролог. Босния, 1995 год. Группа русских спецназовцев работает в Боснии, подчиняясь… НАТО. За невыполнение приказа (они выбрасывают захваченного боевика из вертолёта) бойцы оказываются «вне закона». Им отныне запрещено возвращаться в Россию, и они несколько лет бичуют в Югославии.


Тысяча девятьсот девяносто девятый год, агрессия НАТО против Югославии. Авиация США бомбёжками убеждает Белград отказаться от Косово.
Накануне вывода югославских войск из края группе опальных спецназовцев дают задание занять аэропорт Слатина (возле Приштины, административного центра края Косово и Метохия) и удерживать его до подхода наших миротворцев. За это им обещают прощение. По сюжету аэропорт в это время контролирует албанский полевой командир Смук, который беспредельничает в этом районе.


Пять спецназовцев легко отбивают Слатину, убив при этом десяток боевиков, охранявших его. Выясняется также, что аэропорт используется боевиками в качестве перевалочной базы для наркотрафика (как в условиях воздушной войны доставляются наркотики, зритель может додумать самостоятельно). Затем к спецназу присоединяются их командир Шаталов, а также серб и албанец.


В фильме подчёркивается, что спецназ, собственно, не совсем русский — там собран настоящий интернационал (ингуш, татарин, узбечка…). Очень политкорректно, в духе времени. Эта восьмёрка удерживает объект, отбивая атаки сотни албанских бандитов.


Как и пролог, сюжет сильно отдаёт бредом.

Конечно, снят зрелищный и правильный боевик. Он напоминает, что НАТО несёт не демократию и гуманитарную помощь, а смерть и разрушение.

Но фильм слишком вольно описывает события.

В реальности Слатину заняли военнослужащие российского миротворческого контингента, находившегося в Боснии. И никто эту колонну перед входом на территорию Косова звонком из Кремля не останавливал (как это показали в фильме).


По одной из версий событий, ранее, в конце мая 1999 года, в этот район прибыла группа российского спецназа — так называемая «группа Евкурова». Правда, вела себя она очень незаметно. Но сербы не могли не знать об её существовании — да и вообще, она там могла появиться лишь с их санкции.


Так или иначе, каких-то вооружённых столкновений с албанцами в этом районе не происходило, поскольку военный аэродром находился в руках сербов. Как в целом и весь край Косово и Метохия — до ввода туда войск НАТО в июне 1999 года. Боевики армии Освобождения Косова в то время либо партизанили по горным лесам, либо находились в Албании и Македонии.

Сюжет — 3.0 (по пятибалльной шкале).
Справка. Строго говоря, голливудские фильмы о конфликте на Балканах также не отличаются какой-либо историчностью и объективностью. За основу берут какое-то событие и сильно раздувают, либо сюжет просто высасывают из пальца, как в «Снайпере-2». Получается героическое фэнтези с антисербской истерией в анамнезе и с задачей отложить личинку в мозг кинозрителя.

Дух места и времени

Сербы в фильме правильно говорят по-сербски. А албанцы, видимо, по–албански (здесь не могу судить). Передать атмосферу ужаса бомбёжек и террора албанских боевиков, на мой взгляд, вполне удалось.

Хотя есть претензии к деталям. Например, вот аэропорт Слатина в фильме.


Конечно, сейчас он выглядит так:


Но это новый столичный терминал непризнанной Белградом республики Косово, построенный уже после войны.

А вот так выглядело здание аэропорта Слатины в июне 1999 года:


Кроме того, граница БИГ (Боснии и Герцеговины) и СРЮ (Союзной Республики Югославии), которую пересекали наши десантники, проходит по реке Дрина, а не так, как показали в фильме.

Но, конечно, можно не доходить до такого занудства, и тогда…

Дух места и времени — 5.0.

Боевые столкновения

Боёвка получилась бестолковая. Как плохой повар маскирует свои просчёты майонезом, так неумение снимать бои скрывают пиротехникой и горящим бензином. Метод проверенный, сработал и в «Гладиаторе» Ридли Скотта.


Албанские боевики ходят в атаку в полный рост, словно укуренные. Зрелищно, но так не бывает. В ходе боя от сотни боевиков остаётся лишь восемь человек, но желание атаковать у них не пропадает. «Гвозди бы делать из этих людей…»
«А вот та грязная тряпка в углу кадра — это военно-исторический консультант, о которого вытерли ноги продюсеры, режиссёр и сценаристы». ©. Андрей Бекасов

Бой показан эффектно, но недостоверно. Тем более, что его не было и быть не могло. Сербы полностью контролировали территорию около Слатины — и албанские боевики там носа не высовывали.

Боёвка — 2.0.

Оружие и снаряжение

А теперь настал час «заклёпочников» и «ремешочников». Дьявол в деталях!

Действительно, у наших десантников в Боснии были БТР, а не БМД. И не белые, а зелёные.

В кадрах мелькают насадки на автомат для стрельбы холостыми патронами — это неизбежные издержки. Искусство требует жертв, и на это можно закрыть глаза, но…

В руках у албанских боевиков, атакующих аэродром, — автоматы АК-74. А такие стволы у них оказаться не могли!


В 1997 году, во время революции в Албании, были разграблены склады оружия. В руках боевиков появилось немало албанских «калашниковых». Были и китайские, также с разграбленных складов. Но чаще всего у бойцов Армии освобождения Косова (АОК) оказывались югославские «калаши» «Застава» M70 со складным металлическим прикладом. Перепутать сложно. И главное — все они под калибр 7,62! Калибр 5,45 мм в войнах на Балканах не использовался.
«Ваше слово, товарищ „Маузер!“»

Значительная часть боевиков в то время была вооружена карабинами Симонова. Это, кстати, можно было легко показать.

У албанцев нередки югославские пулемёты «Застава» M53 — копии знаменитого MG-42. Надеюсь, у нас не всё ещё переплавили на орала — и такой немецкий пулемёт можно было бы снять, он оказался бы очень уместен. Также встречались и ДП — старые пулемёты Дегтярева с дисковым магазином.

Конечно, все военно-исторические кинофильмы полны условностей. Но по возможности всё нужно показывать точно — или, по крайней мере, стремиться к этому. Чтобы потом никто в интернетах не занудствовал. Специалистам резанёт глаз, что в фильме наши спецназовцы одеты как бомжи, но при этом у них снаряжение, которое приняли на вооружение уже в XXI веке. А в 1995 году в Боснии наших бойцов показали в «горках».


Сербский полицейский, защищающий аэропорт вместе с русскими, надевает перед боем красный берет десантника. Но при этом у него на берете… югославская эмблема ВВС.

В общем, и с оружием, и со снарягой нахалтурили.

А что с экипировкой албанцев? Тут получше. Регулярные бригады АОК были очень неплохо оснащены и старались походить на настоящие войска. Даже у рядовых солдат на фото того времени видны порой одновременно три нашивки АОК — на груди, на левом плече и на головном уборе.


А вот главарь боевиков Смук не похож на настоящего албанского полевого командира. В реальности у него был бы приличный камуфляж и куча вторичных половых признаков — нашивок, шевронов и т. д. Плюс к этому точно был бы крутой импортный пистолет.

Оружие и снаряжение — 3.0.

Актёры

К кастингу актёров подошли творчески. И дело не только в выборе Гоши Куценко, голос которого напоминает «Параграф 78».


Справка. Гоша Куценко играет ингуша Бека Ехтоева, в котором без труда угадывается Юнус-Бек Евкуров. А сам фильм является творческой обработкой легенды о действиях его группы.

В «Балканском рубеже» есть и «наше всё» — Гойко Митич. Он, наверное, впервые сыграл серба, причём в фильме его сравнивают с Чингачгуком. В эпизодах мелькают Эмир Кустурица и Анна Чапман. С чувством юмора у режиссёра полный порядок.


Актёры — 5.0.

Итого, средний балл — 3,6.

Боевик получился очень тяжёлый. Вряд ли кто-то захочет посмотреть его второй раз. Но безусловный плюс «Балканского рубежа» в том, что он как минимум поднимает интерес к теме.

И ещё. Фильм напоминает, что у нас всё же есть кинематограф.

Вместо заключения

Не думаю, что «Балканский рубеж» понравится сербам. Фильм сводится к тому, что неизвестные русские героически защищают аэропорт. Только на самом деле в той войне албанским боевикам и НАТО противостояла именно югославская армия!

В нашей истории достаточно настоящих подвигов — нет необходимости в выдуманных.

Героические фантазии следует оставить странам, которые в последние десятилетия срочно сочиняют себе историю.

Плох тот зритель, кто не представляет себя на месте режиссёра. Что можно было бы снять вместо этого? Например, фильм по биографии Анатолия Лебедя (1963-2012). Этот воин — настоящий герой России, словно сошедший в нашу жизнь с книжных страниц. Он воевал и на Балканах — и в Косово, и в Македонии.


Анатолий Лебедь в Косово, 1999. Из архива Анатолия Лебедя

Македония, август 2001, слева — Анатолий Лебедь. Из архива Анатолия Лебедя
А если вы хотите, чтобы в фильме было много стрельбы и взрывов, то ожесточённые наземные бои в апреле–мае 1999 года шли у погранперехода Кошара. Вместе с сербами там, под натовскими бомбами и снарядами албанских гаубиц, сражались и умирали русские добровольцы. Эти сербские Фермопилы и следовало, на мой взгляд, экранизировать — причём совместно с Белградом.

Вот тогда нам не было бы стыдно хотя бы за кино.

Михаил Поликарпов

Насколько боевик «Балканский рубеж» соответствует реальным событиям? Что там правда, а что выдумка? Мы разобрались и оценили новый российский военно-исторический фильм. Лёд тронулся Наших фильмов про войны 90-х годов в Югославии практически нет. Тему лишь немного зацепили. Например, Игорь Ботвин играет жестокого командира отряда албанских боевиков Армии освобождения Косова в одной из серий «Спецназ — 2». Ну и ещё в нескольких российских сериалах есть персонажи второго плана, которые успели повоевать в Югославии. Но лёд тронулся, господа присяжные заседатели! На экраны выходит фильм об этой войне! Наконец-то всё изменится! Изменится? Сюжет против истории? Пролог. Босния, 1995 год. Группа русских спецназовцев работает в Боснии, подчиняясь… НАТО. За невыполнение приказа (они выбрасывают захваченного боевика из вертолёта) бойцы оказываются «вне закона». Им отныне запрещено возвращаться в Россию, и они несколько лет бичуют в Югославии. Тысяча девятьсот девяносто девятый год, агрессия НАТО против Югославии. Авиация США бомбёжками убеждает Белград отказаться от Косово. Накануне вывода югославских войск из края группе опальных спецназовцев дают задание занять аэропорт Слатина (возле Приштины, административного центра края Косово и Метохия) и удерживать его до подхода наших миротворцев. За это им обещают прощение. По сюжету аэропорт в это время контролирует албанский полевой командир Смук, который беспредельничает в этом районе. Пять спецназовцев легко отбивают Слатину, убив при этом десяток боевиков, охранявших его. Выясняется также, что аэропорт используется боевиками в качестве перевалочной базы для наркотрафика (как в условиях воздушной войны доставляются наркотики, зритель может додумать самостоятельно). Затем к спецназу присоединяются их командир Шаталов, а также серб и албанец. В фильме подчёркивается, что спецназ, собственно, не совсем русский — там собран настоящий интернационал (ингуш, татарин, узбечка…). Очень политкорректно, в духе времени. Эта восьмёрка удерживает объект, отбивая атаки сотни албанских бандитов. Как и пролог, сюжет сильно отдаёт бредом. Конечно, снят зрелищный и правильный боевик. Он напоминает, что НАТО несёт не демократию и гуманитарную помощь, а смерть и разрушение. Но фильм слишком вольно описывает события. В реальности Слатину заняли военнослужащие российского миротворческого контингента, находившегося в Боснии. И никто эту колонну перед входом на территорию Косова звонком из Кремля не останавливал (как это показали в фильме). По одной из версий событий, ранее, в конце мая 1999 года, в этот район прибыла группа российского спецназа — так называемая «группа Евкурова». Правда, вела себя она очень незаметно. Но сербы не могли не знать об её существовании — да и вообще, она там могла появиться лишь с их санкции. Так или иначе, каких-то вооружённых столкновений с албанцами в этом районе не происходило, поскольку военный аэродром находился в руках сербов. Как в целом и весь край Косово и Метохия — до ввода туда войск НАТО в июне 1999 года. Боевики армии Освобождения Косова в то время либо партизанили по горным лесам, либо находились в Албании и Македонии. Сюжет — 3.0 (по пятибалльной шкале). Справка. Строго говоря, голливудские фильмы о конфликте на Балканах также не отличаются какой-либо историчностью и объективностью. За основу берут какое-то событие и сильно раздувают, либо сюжет просто высасывают из пальца, как в «Снайпере-2». Получается героическое фэнтези с антисербской истерией в анамнезе и с задачей отложить личинку в мозг кинозрителя. Дух места и времени Сербы в фильме правильно говорят по-сербски. А албанцы, видимо, по–албански (здесь не могу судить). Передать атмосферу ужаса бомбёжек и террора албанских боевиков, на мой взгляд, вполне удалось. Хотя есть претензии к деталям. Например, вот аэропорт Слатина в фильме. Конечно, сейчас он выглядит так: Но это новый столичный терминал непризнанной Белградом республики Косово, построенный уже после войны. А вот так выглядело здание аэропорта Слатины в июне 1999 года: Кроме того, граница БИГ (Боснии и Герцеговины) и СРЮ (Союзной Республики Югославии), которую пересекали наши десантники, проходит по реке Дрина, а не так, как показали в фильме. Но, конечно, можно не доходить до такого занудства, и тогда… Дух места и времени — 5.0. Боевые столкновения Боёвка получилась бестолковая. Как плохой повар маскирует свои просчёты майонезом, так неумение снимать бои скрывают пиротехникой и горящим бензином. Метод проверенный, сработал и в «Гладиаторе» Ридли Скотта. Албанские боевики ходят в атаку в полный рост, словно укуренные. Зрелищно, но так не бывает. В ходе боя от сотни боевиков остаётся лишь восемь человек, но желание атаковать у них не пропадает. «Гвозди бы делать из этих людей…» «А вот та грязная тряпка в углу кадра — это военно-исторический консультант, о которого вытерли ноги продюсеры, режиссёр и сценаристы». ©. Андрей Бекасов Бой показан эффектно, но недостоверно. Тем более, что его не было и быть не могло. Сербы полностью контролировали территорию около Слатины — и албанские боевики там носа не высовывали. Боёвка — 2.0. Оружие и снаряжение А теперь настал час «заклёпочников» и «ремешочников». Дьявол в деталях! Действительно, у наших десантников в Боснии были БТР, а не БМД. И не белые, а зелёные. В кадрах мелькают насадки на автомат для стрельбы холостыми патронами — это неизбежные издержки. Искусство требует жертв, и на это можно закрыть глаза, но… В руках у албанских боевиков, атакующих аэродром, — автоматы АК-74. А такие стволы у них оказаться не могли! В 1997 году, во время революции в Албании, были разграблены склады оружия. В руках боевиков появилось немало албанских «калашниковых». Были и китайские, также с разграбленных складов. Но чаще всего у бойцов Армии освобождения Косова (АОК) оказывались югославские «калаши» «Застава» M70 со складным металлическим прикладом. Перепутать сложно. И главное — все они под калибр 7,62! Калибр 5,45 мм в войнах на Балканах не использовался. «Ваше слово, товарищ „Маузер!“» Значительная часть боевиков в то время была вооружена карабинами Симонова. Это, кстати, можно было легко показать. У албанцев нередки югославские пулемёты «Застава» M53 — копии знаменитого MG-42. Надеюсь, у нас не всё ещё переплавили на орала — и такой немецкий пулемёт можно было бы снять, он оказался бы очень уместен. Также встречались и ДП — старые пулемёты Дегтярева с дисковым магазином. Конечно, все военно-исторические кинофильмы полны условностей. Но по возможности всё нужно показывать точно — или, по крайней мере, стремиться к этому. Чтобы потом никто в интернетах не занудствовал. Специалистам резанёт глаз, что в фильме наши спецназовцы одеты как бомжи, но при этом у них снаряжение, которое приняли на вооружение уже в XXI веке. А в 1995 году в Боснии наших бойцов показали в «горках». Сербский полицейский, защищающий аэропорт вместе с русскими, надевает перед боем красный берет десантника. Но при этом у него на берете… югославская эмблема ВВС. В общем, и с оружием, и со снарягой нахалтурили. А что с экипировкой албанцев? Тут получше. Регулярные бригады АОК были очень неплохо оснащены и старались походить на настоящие войска. Даже у рядовых солдат на фото того времени видны порой одновременно три нашивки АОК — на груди, на левом плече и на головном уборе. А вот главарь боевиков Смук не похож на настоящего албанского полевого командира. В реальности у него был бы приличный камуфляж и куча вторичных половых признаков — нашивок, шевронов и т. д. Плюс к этому точно был бы крутой импортный пистолет. Оружие и снаряжение — 3.0. Актёры К кастингу актёров подошли творчески. И дело не только в выборе Гоши Куценко, голос которого напоминает «Параграф 78». Справка. Гоша Куценко играет ингуша Бека Ехтоева, в котором без труда угадывается Юнус-Бек Евкуров. А сам фильм является творческой обработкой легенды о действиях его группы. В «Балканском рубеже» есть и «наше всё» — Гойко Митич. Он, наверное, впервые сыграл серба, причём в фильме его сравнивают с Чингачгуком. В эпизодах мелькают Эмир Кустурица и Анна Чапман. С чувством юмора у режиссёра полный порядок. Актёры — 5.0. Итого, средний балл — 3,6. Боевик получился очень тяжёлый. Вряд ли кто-то захочет посмотреть его второй раз. Но безусловный плюс «Балканского рубежа» в том, что он как минимум поднимает интерес к теме. И ещё. Фильм напоминает, что у нас всё же есть кинематограф. Вместо заключения Не думаю, что «Балканский рубеж» понравится сербам. Фильм сводится к тому, что неизвестные русские героически защищают аэропорт. Только на самом деле в той войне албанским боевикам и НАТО противостояла именно югославская армия! В нашей истории достаточно настоящих подвигов — нет необходимости в выдуманных. Героические фантазии следует оставить странам, которые в последние десятилетия срочно сочиняют себе историю. Плох тот зритель, кто не представляет себя на месте режиссёра. Что можно было бы снять вместо этого? Например, фильм по биографии Анатолия Лебедя (1963-2012). Этот воин — настоящий герой России, словно сошедший в нашу жизнь с книжных страниц. Он воевал и на Балканах — и в Косово, и в Македонии. Анатолий Лебедь в Косово, 1999. Из архива Анатолия Лебедя Македония, август 2001, слева — Анатолий Лебедь. Из архива Анатолия Лебедя А если вы хотите, чтобы в фильме было много стрельбы и взрывов, то ожесточённые наземные бои в апреле–мае 1999 года шли у погранперехода Кошара. Вместе с сербами там, под натовскими бомбами и снарядами албанских гаубиц, сражались и умирали русские добровольцы. Эти сербские Фермопилы и следовало, на мой взгляд, экранизировать — причём совместно с Белградом. Вот тогда нам не было бы стыдно хотя бы за кино. Михаил Поликарпов


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!