Эпоха политического барокко: маркетинговые войны и «эффект Зе» - «ДНР и ЛНР»

  • 09:40, 02-апр-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Лавр
  • 0

Поскольку победителей не судят, сейчас принято хвалить команду Зеленского за добротный, почти классический маркетинговый подход к предвыборной компании.




Можно ли «эффект Зе» превратить в технологический кейс, покажет время.


Все новое — это хорошо забытое старое. Поэтому, если не мудрствовать лукаво, а просто обратиться к классике маркетинговых войн, то станет понятно, почему именно стратегия Зеленского оказалась успешней, чем стратегии Порошенко и Тимошенко.


Конечно, в этом успехе много «нетехнологических» составляющих. Здесь и усталость от впадающего в маразм коррумпированного режима, и тренд на карнавализацию политической жизни в «обществе спектакля», и запрос на новые, а, главное, человеческие лица и т. д.


Однако все эти составляющие описывают контекст, но не отвечают на вопрос, как и почему именно Зе удалось оседлать протестную волну?


Ответ, на мой взгляд, таков: команда Зеленского играла в «Чапаева» — в своего рода маркетинговую войну, а его ближайшие конкуренты играли в обыкновенные скучные шашки, где в принципе все ходы предсказуемы и позиционно весьма ограничены.


Вот, например, цитата от гуру маркетинга Джека Траута:


«Если вы хотите произвести впечатление на человека, вы не сможете подобно червю вползти в его сознание, а затем медленно и планомерно создавать благоприятное впечатление о себе. Сознание устроено по-другому. Для того, чтобы произвести впечатление, вы должны ворваться в сознание. Причина, по которой вы должны ворваться, а не вползти, состоит в том, что люди не любят менять свое сознание. С того момента, как они начали вас воспринимать определенным образом, они не захотят изменить своего мнения о вас».


В команде Зе кто-то, видимо, прочел умные книжки про маркетинговые войны. А командам его конкурентов умные книжки были ни к чему — у них был опыт и медали прошлых компаний. И они ожидаемо делали ставку на стандартную «обязательную программу», которая замечательно кормила их еще буквально вчера, позавчера и третьего дня…


В то время, пока топ-кандидаты медленно и торжественно вползали в мозг избирателю, затраханному навязанной ему монументальностью судьбоносного выбора, пока уповали на всемогущество админ- и сетевого ресурса, Зеленский ворвался в него на лихом коне шоу-бизнеса.


В ходе компании образ Тимошенко и Порошенко не претерпел в восприятии электората никаких изменений, а ведь должен был! И это главный просчет их технологов — отсутствие в образе развития, динамики. Той сюжетной парадоксальности и подлинности автофикшн, которой оказалось в избытке в образе Зеленского/Голобородько.


В итоге они застыли внутри своего электорального ядра как мухи в янтаре. Нет динамики образа — нет эмоционального и смыслового ресурса, за счет которого можно рекрутировать новых сторонников. Плюс большие антирейтинги, ограничивающие рост, плюс компромат… И все — компания забуксовала.


А вот Голобородько ворвался в сознание украинцев, смог удивить, внести интригу, вызвать эмоцию. А эмоция — это единственное неподдельное, что человек ощущает кожей, в отличие от предвыборных лозунгов, обещаний, программ и даже социальной подачки. Именно управление коллективной эмоцией творит из вчерашнего актера, ефрейтора или банкира мессию. На долго ли и во благо ли, это другой вопрос.


Люди не любят менять свое сознание, поэтому его сначала нужно подготовить к перемене, «размягчить».


В свое время орден иезуитов, спасший католическую церковь от кошмара Реформации и окончательного ухода с исторической сцены, осознал эту магию искусства. Поэтому в ногу с Контреформацией зашагал невиданный доселе художественный стиль — барокко.


Я очень люблю барокко за то, что оно всегда неожиданно, оно вырывает тебя из обыденной реальности и погружает в новую, где даже невозможное возможно.


Барокко и постмодерн не случайно типологически сближаются некоторыми исследователями.


Голобородько/Зеленский — это типично барочный или, если угодно, типично постмодернисткий персонаж. Это нетипичная, причудливая, странная жемчужина в украинской политике (само слово «барокко», собственно, и означает неправильную, не соответствующую принятым стандартам жемчужину).


Есть одно золотое правило: чтобы потом не разочароваться в будущем президенте, не стоит слишком очаровываться в нем как в кандидате. Поэтому я не берусь сейчас оценивать, насколько будет сложно Зеленскому соответствовать завышенным ожиданиям, сформированным у его электората образом Голобородько.


Я лишь хочу еще раз подчеркнуть, как все это работает сегодня. Мир изменился. В этом мире стандартный набор политтехнологий никто не отменял, но без технологий создания художественного образа, без автофикшн, без сценарной проработки предвыборная компания становится малоэффективна.


Я всегда исповедовал классический принцип: пиар и реклама — не самодостаточны, это официанты у стола маркетинга. Поэтому они должен быть органическим продолжением маркетинговых процедур. И если успешные предвыборные компании все больше напоминают маркетинговые войны, то какими тогда должны быть имиджевые стратегии, позиционирование и политическая реклама? Надеюсь, после «эффекта Зе» ответ на этот вопрос вполне очевиден.


Владислав Михеев


Поскольку победителей не судят, сейчас принято хвалить команду Зеленского за добротный, почти классический маркетинговый подход к предвыборной компании. Можно ли «эффект Зе» превратить в технологический кейс, покажет время. Все новое — это хорошо забытое старое. Поэтому, если не мудрствовать лукаво, а просто обратиться к классике маркетинговых войн, то станет понятно, почему именно стратегия Зеленского оказалась успешней, чем стратегии Порошенко и Тимошенко. Конечно, в этом успехе много «нетехнологических» составляющих. Здесь и усталость от впадающего в маразм коррумпированного режима, и тренд на карнавализацию политической жизни в «обществе спектакля», и запрос на новые, а, главное, человеческие лица и т. д. Однако все эти составляющие описывают контекст, но не отвечают на вопрос, как и почему именно Зе удалось оседлать протестную волну? Ответ, на мой взгляд, таков: команда Зеленского играла в «Чапаева» — в своего рода маркетинговую войну, а его ближайшие конкуренты играли в обыкновенные скучные шашки, где в принципе все ходы предсказуемы и позиционно весьма ограничены. Вот, например, цитата от гуру маркетинга Джека Траута: «Если вы хотите произвести впечатление на человека, вы не сможете подобно червю вползти в его сознание, а затем медленно и планомерно создавать благоприятное впечатление о себе. Сознание устроено по-другому. Для того, чтобы произвести впечатление, вы должны ворваться в сознание. Причина, по которой вы должны ворваться, а не вползти, состоит в том, что люди не любят менять свое сознание. С того момента, как они начали вас воспринимать определенным образом, они не захотят изменить своего мнения о вас». В команде Зе кто-то, видимо, прочел умные книжки про маркетинговые войны. А командам его конкурентов умные книжки были ни к чему — у них был опыт и медали прошлых компаний. И они ожидаемо делали ставку на стандартную «обязательную программу», которая замечательно кормила их еще буквально вчера, позавчера и третьего дня… В то время, пока топ-кандидаты медленно и торжественно вползали в мозг избирателю, затраханному навязанной ему монументальностью судьбоносного выбора, пока уповали на всемогущество админ- и сетевого ресурса, Зеленский ворвался в него на лихом коне шоу-бизнеса. В ходе компании образ Тимошенко и Порошенко не претерпел в восприятии электората никаких изменений, а ведь должен был! И это главный просчет их технологов — отсутствие в образе развития, динамики. Той сюжетной парадоксальности и подлинности автофикшн, которой оказалось в избытке в образе Зеленского/Голобородько. В итоге они застыли внутри своего электорального ядра как мухи в янтаре. Нет динамики образа — нет эмоционального и смыслового ресурса, за счет которого можно рекрутировать новых сторонников. Плюс большие антирейтинги, ограничивающие рост, плюс компромат… И все — компания забуксовала. А вот Голобородько ворвался в сознание украинцев, смог удивить, внести интригу, вызвать эмоцию. А эмоция — это единственное неподдельное, что человек ощущает кожей, в отличие от предвыборных лозунгов, обещаний, программ и даже социальной подачки. Именно управление коллективной эмоцией творит из вчерашнего актера, ефрейтора или банкира мессию. На долго ли и во благо ли, это другой вопрос. Люди не любят менять свое сознание, поэтому его сначала нужно подготовить к перемене, «размягчить». В свое время орден иезуитов, спасший католическую церковь от кошмара Реформации и окончательного ухода с исторической сцены, осознал эту магию искусства. Поэтому в ногу с Контреформацией зашагал невиданный доселе художественный стиль — барокко. Я очень люблю барокко за то, что оно всегда неожиданно, оно вырывает тебя из обыденной реальности и погружает в новую, где даже невозможное возможно. Барокко и постмодерн не случайно типологически сближаются некоторыми исследователями. Голобородько/Зеленский — это типично барочный или, если угодно, типично постмодернисткий персонаж. Это нетипичная, причудливая, странная жемчужина в украинской политике (само слово «барокко», собственно, и означает неправильную, не соответствующую принятым стандартам жемчужину). Есть одно золотое правило: чтобы потом не разочароваться в будущем президенте, не стоит слишком очаровываться в нем как в кандидате. Поэтому я не берусь сейчас оценивать, насколько будет сложно Зеленскому соответствовать завышенным ожиданиям, сформированным у его электората образом Голобородько. Я лишь хочу еще раз подчеркнуть, как все это работает сегодня. Мир изменился. В этом мире стандартный набор политтехнологий никто не отменял, но без технологий создания художественного образа, без автофикшн, без сценарной проработки предвыборная компания становится малоэффективна. Я всегда исповедовал классический принцип: пиар и реклама — не самодостаточны, это официанты у стола маркетинга. Поэтому они должен быть органическим продолжением маркетинговых процедур. И если успешные предвыборные компании все больше напоминают маркетинговые войны, то какими тогда должны быть имиджевые стратегии, позиционирование и политическая реклама? Надеюсь, после «эффекта Зе» ответ на этот вопрос вполне очевиден. Владислав Михеев


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!