Гуси спасли Рим, Ной посылал голубя на разведку, а княгиня Ольга использовала птиц как зажигательные снаряды. Да, в умелых руках и простая пичуга — грозное оружие. Мы проследили всю историю использования «сердитых» птичек для военных целей.
Крылья войны
Голубиная почта существовала ещё во времена Древнего Египта. В Первой и Второй мировых войнах военные находили для голубей самое различное применение. Птицы переносили сведения, а порой и небольшие фотокамеры, делавшие в полёте автоматические снимки в разведывательных целях.
Голубей использовали для поддержания связи с сопротивлением и агентурой на оккупированных территориях. Их брали в траншеи, на борт кораблей, самолётов и даже танков — на самый крайний случай, когда других средств связи не оставалось. В Первую мировую двухэтажные лондонские автобусы переоборудовались в мобильные голубятни, и те разъезжали по Франции и Бельгии. Во время Второй мировой войны птиц применяли меньше, но тем не менее именно голуби передавали союзникам информацию о немецких ракетах V1 и V2. На Восточном фронте и партизаны, и разведгруппы РККА систематически использовали пернатых, особенно в условиях, когда необходимо было соблюдать радиомолчание.
По примерным подсчётам, во Второй мировой были задействованы 250 тысяч голубей. В Англии, в городе Вортинг есть военный мемориал, посвящённый «птицам-воинам», а во Франции — музей военно-голубиной почты в крепости Мон-Валерьен, которая находится в городе Сюрен.
Также не будем забывать, что в ходе Первой мировой французского голубя, а также американскую голубку на французской службе наградили Военным крестом. Во Второй мировой 32 английских голубя получили медаль Марии Дикин.
В Британии, кстати, во время Второй мировой были популярны шутки про вражеских голубей с орлом вермахта на одном из крыльев и про то, как выявить среди голубей, прилетевших с континента, перевербованных немецких агентов.
Чистое небо
Разумеется, противники не сидели сложа руки и разрабатывали средства антиголубиной борьбы. В первую очередь, для «заземления» голубей-связистов использовали ловчих птиц, причём как в Англии, так и в Германии.
Приручение хищных птиц началось в Древней Месопотамии, а особую популярность охота с ловчими птицами приобрела в Европе в Средние века. Использовали на охоте и орлов — в основном в Евразийской степи. Фраза «соколиная охота — сестра войны» приписывается Чингисхану. В средневековом Китае соколов использовали как почтовых птиц, привязывая сообщения к хвостовым перьям. Однако основное назначение хищников не в этом.
К сожалению, громких историй о представлениях к государственным наградам соколов-перехватчиков не осталось. Однако английский сокольник Рональд Стивенс был убеждён, что соколов можно использовать на войне как угодно. Свои идеи и рационализаторские предложения он направил в министерство авиации. Их одобрили, и затем на островах Силли между 1941-м и 1943 годами сформировали и обучили специальную соколиную эскадрилью. Целью этих птиц была борьба с немецкими голубями. Но, увы — на голубях не стояла система распознавания «свой-чужой», соколы били одинаково метко всех подряд, и практическое значение операции было небольшим.
С начала 40-х годов всё чаще стали происходить столкновения самолётов с птицами.
Большая часть происшествий с участием птиц происходит на взлётно-посадочной полосе.
Результатом столкновения становятся повреждение или полный отказ двигателя, вынужденная посадка или прерывание взлёта. Бывают и трагические последствия, как в 2007 году в Домодедово или в 1960-м в Бостоне.
После катастрофы в Бостоне Международная организация гражданской авиации (также известная как ICAO) всерьёз задумалась о птичьей угрозе. Были проведены несколько международных конференций, посвящённых проблеме столкновений с птицами, а в 1966 году появился Европейский комитет по опасности птиц для самолётов. Службы безопасности аэропортов стали искать средства борьбы с пернатой угрозой. Отстрел, различные акустические и механические средства отпугивания не решали проблему полностью. Тогда появилась идея позаимствовать «технологии» у военных, которые держали хищных птиц на аэродромах ещё с 40-х годов.
Орнитология сначала стала отраслью военной науки, а затем появилась и гражданская авиационная орнитология.
ФСО — не только зонтики
Охраняют хищные птицы не только аэропорты, но и другие стратегические объекты или культурно и исторически значимые здания. Например, ястребы мониторят небо над Вестминстерским дворцом, где заседает парламент Великобритании, отгоняя ворон, воробьёв и голубей. Такую же службы несут их коллеги в Эдинбурге. А в Плимуте соколы и ястребы борются с вороватыми чайками.
В Московском Кремле для отражения атак с воздуха есть специальные сотрудники ФСО — кречеты, балобаны, ястребы-тетеревятники и ушастые совы.
Командир летучего отряда — филин. Бойцы работают по целям как в одиночку, так и слаженными группами. Они защищают позолоту куполов от ворон и следят, чтобы голуби не гадили на культурные и государственные ценности.
Operators gonna operate
Сегодня ловчие птицы патрулируют небо аэропортов и исторические центры городов во многих странах мира. Однако новые технологии ставят перед ними новые задачи. Небесные охотники ловят теперь не только других птиц, но и дроны.
Полиция Франции, например, тренирует беркутов, чтобы сбивать нежелательные дроны. В ногу с ними идут голландцы, которые вообще поставили охоту за дронами на коммерческие рельсы. Есть компании, которые специально для вас могут обучить и подготовить ловчих птиц. Причём обучат не только птиц, но и вас. Если вам категорически некогда, можно просто пригласить сотрудников компании вместе с птицами. В общем, предлагается тот же спектр услуг, что и у любой частной военной компании — предварительный анализ угроз, обследование местоположения, оборудование базы, развёртывание контингента, обслуживание спецоборудования для слежения и выявления целей. Только задания выполняют крылатые специалисты.
Ещё недавно прозвучавшая бы комично формулировка «оператор боевого орла» сегодня вполне корректна.
Ну и конечно, как не вспомнить о канарейках — таких милых и, казалось бы, совершенно бесполезных птичках. Но даже их человек приспособил под военные нужды. Они ничего не носили, никого не ловили. Они просто умирали в окопах Первой мировой, служа индикатором начала газовой атаки.
Хочется надеяться, что в будущем сотрудничество людей и птиц будет исключительно мирным.
Гуси спасли Рим, Ной посылал голубя на разведку, а княгиня Ольга использовала птиц как зажигательные снаряды. Да, в умелых руках и простая пичуга — грозное оружие. Мы проследили всю историю использования «сердитых» птичек для военных целей. Крылья войны Голубиная почта существовала ещё во времена Древнего Египта. В Первой и Второй мировых войнах военные находили для голубей самое различное применение. Птицы переносили сведения, а порой и небольшие фотокамеры, делавшие в полёте автоматические снимки в разведывательных целях. Голубей использовали для поддержания связи с сопротивлением и агентурой на оккупированных территориях. Их брали в траншеи, на борт кораблей, самолётов и даже танков — на самый крайний случай, когда других средств связи не оставалось. В Первую мировую двухэтажные лондонские автобусы переоборудовались в мобильные голубятни, и те разъезжали по Франции и Бельгии. Во время Второй мировой войны птиц применяли меньше, но тем не менее именно голуби передавали союзникам информацию о немецких ракетах V1 и V2. На Восточном фронте и партизаны, и разведгруппы РККА систематически использовали пернатых, особенно в условиях, когда необходимо было соблюдать радиомолчание. По примерным подсчётам, во Второй мировой были задействованы 250 тысяч голубей. В Англии, в городе Вортинг есть военный мемориал, посвящённый «птицам-воинам», а во Франции — музей военно-голубиной почты в крепости Мон-Валерьен, которая находится в городе Сюрен. Также не будем забывать, что в ходе Первой мировой французского голубя, а также американскую голубку на французской службе наградили Военным крестом. Во Второй мировой 32 английских голубя получили медаль Марии Дикин. В Британии, кстати, во время Второй мировой были популярны шутки про вражеских голубей с орлом вермахта на одном из крыльев и про то, как выявить среди голубей, прилетевших с континента, перевербованных немецких агентов. Чистое небо Разумеется, противники не сидели сложа руки и разрабатывали средства антиголубиной борьбы. В первую очередь, для «заземления» голубей-связистов использовали ловчих птиц, причём как в Англии, так и в Германии. Приручение хищных птиц началось в Древней Месопотамии, а особую популярность охота с ловчими птицами приобрела в Европе в Средние века. Использовали на охоте и орлов — в основном в Евразийской степи. Фраза «соколиная охота — сестра войны» приписывается Чингисхану. В средневековом Китае соколов использовали как почтовых птиц, привязывая сообщения к хвостовым перьям. Однако основное назначение хищников не в этом. К сожалению, громких историй о представлениях к государственным наградам соколов-перехватчиков не осталось. Однако английский сокольник Рональд Стивенс был убеждён, что соколов можно использовать на войне как угодно. Свои идеи и рационализаторские предложения он направил в министерство авиации. Их одобрили, и затем на островах Силли между 1941-м и 1943 годами сформировали и обучили специальную соколиную эскадрилью. Целью этих птиц была борьба с немецкими голубями. Но, увы — на голубях не стояла система распознавания «свой-чужой», соколы били одинаково метко всех подряд, и практическое значение операции было небольшим. С начала 40-х годов всё чаще стали происходить столкновения самолётов с птицами. Большая часть происшествий с участием птиц происходит на взлётно-посадочной полосе. Результатом столкновения становятся повреждение или полный отказ двигателя, вынужденная посадка или прерывание взлёта. Бывают и трагические последствия, как в 2007 году в Домодедово или в 1960-м в Бостоне. После катастрофы в Бостоне Международная организация гражданской авиации (также известная как ICAO) всерьёз задумалась о птичьей угрозе. Были проведены несколько международных конференций, посвящённых проблеме столкновений с птицами, а в 1966 году появился Европейский комитет по опасности птиц для самолётов. Службы безопасности аэропортов стали искать средства борьбы с пернатой угрозой. Отстрел, различные акустические и механические средства отпугивания не решали проблему полностью. Тогда появилась идея позаимствовать «технологии» у военных, которые держали хищных птиц на аэродромах ещё с 40-х годов. Орнитология сначала стала отраслью военной науки, а затем появилась и гражданская авиационная орнитология. ФСО — не только зонтики Охраняют хищные птицы не только аэропорты, но и другие стратегические объекты или культурно и исторически значимые здания. Например, ястребы мониторят небо над Вестминстерским дворцом, где заседает парламент Великобритании, отгоняя ворон, воробьёв и голубей. Такую же службы несут их коллеги в Эдинбурге. А в Плимуте соколы и ястребы борются с вороватыми чайками. В Московском Кремле для отражения атак с воздуха есть специальные сотрудники ФСО — кречеты, балобаны, ястребы-тетеревятники и ушастые совы. Командир летучего отряда — филин. Бойцы работают по целям как в одиночку, так и слаженными группами. Они защищают позолоту куполов от ворон и следят, чтобы голуби не гадили на культурные и государственные ценности. Operators gonna operate Сегодня ловчие птицы патрулируют небо аэропортов и исторические центры городов во многих странах мира. Однако новые технологии ставят перед ними новые задачи. Небесные охотники ловят теперь не только других птиц, но и дроны. Полиция Франции, например, тренирует беркутов, чтобы сбивать нежелательные дроны. В ногу с ними идут голландцы, которые вообще поставили охоту за дронами на коммерческие рельсы. Есть компании, которые специально для вас могут обучить и подготовить ловчих птиц. Причём обучат не только птиц, но и вас. Если вам категорически некогда, можно просто пригласить сотрудников компании вместе с птицами. В общем, предлагается тот же спектр услуг, что и у любой частной военной компании — предварительный анализ угроз, обследование местоположения, оборудование базы, развёртывание контингента, обслуживание спецоборудования для слежения и выявления целей. Только задания выполняют крылатые специалисты. Ещё недавно прозвучавшая бы комично формулировка «оператор боевого орла» сегодня вполне корректна. Ну и конечно, как не вспомнить о канарейках — таких милых и, казалось бы, совершенно бесполезных птичках. Но даже их человек приспособил под военные нужды. Они ничего не носили, никого не ловили. Они просто умирали в окопах Первой мировой, служа индикатором начала газовой атаки. Хочется надеяться, что в будущем сотрудничество людей и птиц будет исключительно мирным. Варвара Стешевич
Новости дня / Мир / Мнения / Азербайджан / Политика / Россия / Мобильные технологии / Чемпионат / Общество / Здоровье / Происшествия и криминал / Власть / Военные действия
Новости дня / ДНР и ЛНР / Политика / Россия / ЖКХ / Чемпионат / Европа / Бизнес / Происшествия и криминал / Здоровье / Видео / США / Армения / Мероприятия / Общество / Военные действия / Мир / Украина / Транспорт / Технологии / Матчи / Власть / Спорт / Большой Кавказ
Минобороны России сообщает подробности о потерях ВСУ в боях за Часов Яр: около 7500 боевиков; 11 танков; 55 боевых бронированных машин; 160 орудий полевой артиллерии и...
По данным разведки, оборона украинских сил в Покровске начала рушиться – российским штурмовым группам удалось прорваться в центр города и перерезать ключевые пути...
NASA подтвердила существование 5806 экзопланет в 4336 системах по состоянию на 12 декабря 2024 года. Большинство из них было обнаружено телескопом Кеплер....
Новости дня / Видео / Космос / Мир / Политика / Законы / Общество / Наука
Porter
0
На границе Бельгии и Нидерландов расположен, пожалуй, самый необычный город в мире — Баарле. Он состоит из двух переплетённых муниципалитетов: нидерландского...
Комментарии (0)