«Охоту на нас не закрывают». Репортаж с самой смертоносной русской подлодки - «ДНР и ЛНР»

  • 11:36, 19-мар-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Gill
  • 0

Новые подводные крейсеры проекта 955 «Борей» в ближайшие годы станут основной морской составляющей ядерных сил России. Под тяжелыми крышками на палубе каждого из «стратегов» спрятаны 16 баллистических ракет «Булава», ежесекундно готовых к удару. В преддверии Дня подводника корреспондент РИА Новости поднялся на борт атомохода «Юрий Долгорукий», пообщался с командиром и выяснил, почему эти корабли — одна из главных причин бессонницы адмиралов НАТО.

Длинная рука с «Булавой»

Добраться до атомохода оказалось непросто. На трассе от Мурманска до Гаджиево — главной базы подводных сил Северного флота — три КПП, везде тщательный досмотр и строжайший пропускной режим. Несмотря на предварительные согласования и сопровождающих офицеров, документы проверяют с предельным пристрастием. Что, впрочем, неудивительно: база ядерных сил — объект особой государственной важности.

«Юрий Долгорукий» пришвартован к одному пирсу с предшественником — крейсером второго поколения «Тула» проекта 667БДРМ «Дельфин».

Атомная подводная лодка К-114 «Тула» у причала военно-морской базы Северного флота России в городе Гаджиево
АПЛ «Юрий Долгорукий» на базе в Гаджиево
Внешне лодки похожи, разве что новая отличается формой ограждения рубки и ракетного отсека. На 955-м проекте шахты почти полностью утопили в корпус, поэтому характерной для силуэта «Дельфинов» «сгорбленности» уже нет.

На швартовых концах — красные металлические круги. Это защита от крыс, перебегающих иногда по канатам с берега.

Защита от крыс на швартовых концах подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Палуба подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
К «Долгорукому» приписаны два экипажа, сменяющие друг друга со средней периодичностью шесть месяцев.

Капитан первого ранга Сергей Морозов командует вторым экипажем крейсера уже полтора года. До этого 14 лет занимал должность старшего помощника командира первого экипажа. Свою лодку успел изучить, как говорят моряки, от киля до клотика.

«Я с ней с самого «рождения», — рассказывает Морозов. — Принимали в 2006-м со стапелей, проводили испытания. Службу в подплаве начинал на знаменитой «Акуле» — тяжелом подводном крейсере проекта 941 — и могу сказать, что «Борей» заметно превосходит ее по мореходным качествам, плавучести и маневренности. По условиям обитаемости несколько уступает, но тут дело скорее в объемах жизненного пространства. Все же «Акула» намного габаритнее».

Новая лодка спроектирована санкт-петербургским конструкторским бюро «Рубин», строилась в Северодвинске на «Севмаше».

По словам Морозова, корабль неплохо показал себя уже на первых пробных выходах: обошлось без серьезных поломок и буксировок. Были мелкие недостатки, которые устранили силами экипажа. «Долгорукий» — головной ракетоносец проекта, поэтому на его долю выпала максимально жесткая программа испытаний. Второй и третий корпуса, как выражаются подводники, тестировались уже по сокращенному сценарию.

Сначала проект 955 хотели вооружить твердотопливными ракетами «Барк» разработки ГРЦ имени Макеева, но в итоге остановились на «Булаве» от Московского института теплотехники. Эта ракета сильно унифицирована с наземным «Тополем», оснащена комплексом преодоления ПРО и может забросить сразу несколько боевых блоков на дальность до девяти тысяч километров. По сути, залпом из акватории северных морей ракетоносец способен накрыть любые цели на территории США.

«Каждый наш выход пытается отследить вероятный противник, в первую очередь из-за того, что на борту находится ядерное оружие, — отмечает Морозов. — Поиск осуществляют американские подводные лодки типа «Лос-Анджелес», «Вирджиния». Сверху работают самолеты, обычно «Орионы» ВМС Норвегии и США».

Командир АПЛ «Юрий Долгорукий» Сергей Морозов
У каждого подводного «стратега» свои задачи, о местоположении и действиях других таких крейсеров командиров не информируют. Взаимодействуют они только с многоцелевыми подлодками, которые обеспечивают боевую устойчивость ракетоносцев. Другими словами, дежурят неподалеку и оберегают крейсера от нежелательных встреч с чужими кораблями и субмаринами. На Северном флоте эта миссия возложена на так называемую звериную дивизию, вооруженную атомоходами проекта 971 «Щука-Б».

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» Северного флота Российской Федерации у причала в городе Гаджиево
Впрочем, «Бореи» способны и сами постоять за себя. Оружие самообороны корабля — восемь 533-миллиметровых торпедных аппаратов в носовой части, предназначенных для стрельбы по подлодкам и надводным кораблям. Аппараты всеядны и могут «переварить» любые типы современных торпед, ракетоторпед или самотранспортирующихся мин.

Режим тишины

Малошумность и, как следствие, малозаметность лодки обеспечивается двухкаскадной системой амортизации внутреннего оборудования, которое практически изолировано от прочного корпуса, контактирующего с толщей воды. Шумы и вибрации от работающей аппаратуры остаются внутри корабля. Снаружи корпус покрыт толстым слоем резинового противогидроакустического покрытия. По уровню издаваемых шумов «Бореи» сопоставимы с новейшими мноцелевыми «Ясенями» и уступают лишь «Варшавянкам» — самым тихим в мире российским дизельным лодкам проекта 636.

Многоцелевая подводная лодка проекта «Ясень-М»
Дизельная подводная лодка класса «Варшавянка» во время парада кораблей, посвященного Дню Военно-морского флота России, во Владивостоке
В экипаже «Борея» около 100 человек, почти на три десятка меньше, чем на «Дельфине». В основном это офицеры, мичманы и старшины, матросов всего пятеро. Сократить численность личного состава удалось благодаря новым автоматизированным системам и механизмам.

По словам командира, корабль настолько «умный», что способен маневрировать по направлению и глубине, а также удерживать заданную скорость в автоматическом режиме.

«Как самолет на автопилоте, — смеется Морозов. — У меня на рабочем месте — на центральном посту — отображается вся информация о надводной и подводной обстановке. В надводном положении даже можем следить за воздушной обстановкой, для этого есть специальная РЛС. Данные в режиме реального времени передаются на БИУС — боевую информационно-управляющую систему, это «мозг» корабля. Применение оружия тоже автоматизировано — в пусках ракет участвуют максимум два человека, остальные боевые посты принимают информацию и считывают показания приборов».

Командир обычно находится на центральном посту. Когда лодка всплывает, поднимается на мостик и контролирует прохождение узкостей, опасных участков, расхождение с судами в море. С учетом боевых служб и выходов на тренировки подводники проводят в море четверть календарного года.

Автономность лодки — три месяца. Самая длительная «автономка» на памяти Морозова — более 60 суток.

Главная энергоустановка корабля — водо-водяной реактор мощностью 190 мегаватт. Кроме того, имеются вспомогательные дизель-генераторы, электродвигатели и аварийные аккумуляторные батареи. Водометный движитель разгоняет крейсер до 29 узлов. Это в подводном положении, в надводном чуть меньше — 15 узлов.

Впрочем, до «максималки» лодку ускоряют разве что на испытаниях, в районах боевого патрулирования работают на щадящих крейсерских режимах с минимальным уровнем шума.

Это все же не многоцелевой корабль, а стратегический «бомбовоз». Перед ним не ставят задач поиска и преследования. Достаточно незаметно патрулировать в заданном районе и поддерживать готовность к удару.

Крышки шахт ракетного отсека подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Ракетный отсек подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Ракетный отсек подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Глаза и уши «Долгорукого» — единый цифровой гидроакустический комплекс с крупногабаритной антенной. Функционал впечатляющий: эхо- и шумопеленгование, распознавание целей, гидроакустическая связь, измерение толщины льда, поиск мин и полыней в сплошном ледяном поле — и это далеко не все. За определение точных координат местоположения крейсера в океане, необходимых для пуска ракет, отвечает бортовой навигационный комплекс.

Битва за живучесть

Последняя надежда экипажа в случае аварии на глубине — всплывающая спасательная капсула (ВСК), вмещающая всех. Она размещена позади ракетного отсека. Моряки рассаживаются внутри по кругу, на нескольких этажах. Все сиденья пронумерованы, за каждым — индивидуальный запас питьевой воды и продовольствия, которого хватит на несколько дней.

Всплывающая спасательная капсула подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Вход в ВСК подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Люк всплывающей спасательной камеры подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Внутри всплывающей спасательной камеры подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Индивидуальный запас питьевой воды и продовольствия внутри ВСК подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Пакет с питьевой водой внутри ВСК подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Аварийный запас продовольствия в отсеке подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
«На пакетах с водой разъясняется, как правильно пить, в каких количествах, — говорит сопровождающий боцман. — Это для того, чтобы не было перерасхода. В критических ситуациях никто не знает, сколько придется ждать спасателей. Запасы нужно экономить».

В первом и девятом отсеках вырезаны аварийно-спасательные люки для стыковки специального колокола или глубоководного спасательного аппарата АС-28 «Приз». Через них также можно выходить с глубины методом свободного всплытия или по буйрепу.

В каждом отсеке крейсера есть НАП — аварийный запас продовольствия, рассчитанный на неделю жизни в изоляции. На случай пожара или появления в воздухе вредных примесей у каждого подводника на поясе висит коробка с ПДА — портативным дыхательным аппаратом, предназначенным для первых минут аварийной ситуации, тушения пожара.

Затем моряки должны как можно быстрее подключиться к резервной дыхательной системе корабля. Маски и шланги — во всех отсеках на каждого члена экипажа.

Кроме того, на борту ракетоносца имеются спасательные плоты на 20 человек каждый. Отстреливаются автоматически и укомплектованы всем необходимым для выживания в океане. Предусмотрены даже рыболовные снасти и специальные ниши для сбора дождевой воды, которую можно пить. В целях экономии ее рекомендуют смешивать с соленой. За живучесть корабля отвечает командир БЧ-5, он же механик — самый важный человек на борту после командира и старпома. Механик передает команды по отсекам, контролирует работу агрегатов и механизмов, координирует действия личного состава.
С точки зрения обитаемости условия на «Юрии Долгоруком» довольно комфортные. Какие-либо запахи в отсеках отсутствуют — работает усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха, поддерживающая постоянную концентрацию кислорода и углекислого газа.

В отсеках подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
В отсеках подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Интерьер каюты командира боевой части подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Каюты экипажа подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Сауна на борту подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Есть душевые, курительная комната, помещение для занятий спортом. В автономке особенно востребована электрическая сауна — по традиции ее «топят» каждую субботу. Поочередно парится весь экипаж, сначала офицеры, затем мичманы и старшины.

Вино, икра и перспективы

Питание на «Долгоруком» четырехразовое — завтрак, обед, ужин и вечерний чай. В море каждому дают по 50 граммов красного вина и порцию красной рыбы или икры. Это дополнительный рацион, предусмотренный для экипажей всех атомоходов. Готовят четыре кока, они же накрывают на стол. В автономке к кухне прикомандировывают еще двоих-троих моряков для помощи по хозяйству. Офицеры обедают в 25-местной просторной кают-компании, мичманы и старшины — в столовой личного состава, рассчитанной на 36 человек.

Кают-компания подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Отдельное помещение отведено под амбулаторию. Это маленькое царство корабельного доктора, который может все. Ну или почти все. Так, по словам командира, в автономке ему приходилось удалять морякам зубы, вырезать фурункулы. До серьезных операций дело, к счастью, не доходило, но все условия есть — стол, операционный светильник, скальпели, пинцеты, зажимы.

Амбулатория подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
«Наши доктора по специальности хирурги. Дополнительно проходят подготовку в учебных центрах: терапевт, окулист и так далее, — поясняет командир. — У врача есть ассистент, обычно мичман-техник, который две недели обучается в госпитале. Присутствует на операциях, смотрит, записывает, отбивает страх крови. Это все идет в зачеты».

По соседству с амбулаторией — небольшой герметичный отсек для изоляции от экипажа моряков с заразными инфекциями или получивших дозу облучения при аварии.

Текучка в экипажах крейсера незначительная, как правило, люди держатся за место. Во-первых, многие хотят служить на новом, продвинутом корабле. Во-вторых — мотивируют неплохие зарплаты, которые с учетом северных надбавок превышают средние по Москве. Тратить их есть где — рядом Мурманск с автосалонами, ресторанами, торговыми и развлекательными центрами.

В Гаджиево Минобороны постепенно отстраивает социальную инфраструктуру — недавно сдали новую поликлинику, физкультурно-оздоровительный комплекс, планируется возвести бассейн.

Экипаж подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Командир подводного крейсера «Юрий Долгорукий» капитан первого ранга Сергей Морозов
Центральный пост подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Рубочный люк подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Ограждение рубки подводного крейсера «Юрий Долгорукий»
Так, по словам командира, в этом году практику на «Долгоруком» проходят десять курсантов, притом что в штатном расписании предусмотрены лишь двое. Получается конкурс пять человек на место. Готовят подводников в учебном центре в Сосновом Бору, под Санкт-Петербургом.

Крейсер «Юрий Долгорукий» — первый и пока единственный корабль 955-го проекта, вошедший в состав Северного флота. Как сообщил РИА Новости командующий флотом адмирал Николай Евменов, проведенные в мае 2018-го залповые ракетные стрельбы «Долгорукого» по полигону Кура на Камчатке занесены в Книгу рекордов Вооруженных сил России. Напомним, крейсер тогда нанес массированный удар сразу четырьмя ракетами «Булава».

Запуск ракет «Булава» по полигону Кура с подводного крейсера «Юрий Долгорукий» в Белом море
Еще два корабля модернизированного проекта «Борей-А» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — приписаны к Тихоокеанскому флоту.

Кроме того, на стапелях "Севмаша" достраивают четыре корпуса атомных подводных крейсеров. Речь идет об АПЛ "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III" и "Князь Пожарский". На воду их планируют спустить до 2022 года.

Андрей Станавов

К-3. Первая атомная подводная лодка


Главный герой этого выпуска - первая атомная подводная лодка Советского Союза К-3, она же «Ленинский комсомол». Только с её появлением на свет наш подводный флот стал действительно одной из самых грозных сил ядерного сдерживания в мире. К-3 прослужила на флоте треть века – 34 года, это рекорд для подводных лодок первого поколения. Сейчас же К-3 готовится стать музеем. Но пока этот момент не настал, у журналистов «Военной приёмки» появилась уникальная возможность в деталях исследовать сам подводный корабль, ставший легендой, и его историю.

Новые подводные крейсеры проекта 955 «Борей» в ближайшие годы станут основной морской составляющей ядерных сил России. Под тяжелыми крышками на палубе каждого из «стратегов» спрятаны 16 баллистических ракет «Булава», ежесекундно готовых к удару. В преддверии Дня подводника корреспондент РИА Новости поднялся на борт атомохода «Юрий Долгорукий», пообщался с командиром и выяснил, почему эти корабли — одна из главных причин бессонницы адмиралов НАТО. Длинная рука с «Булавой» Добраться до атомохода оказалось непросто. На трассе от Мурманска до Гаджиево — главной базы подводных сил Северного флота — три КПП, везде тщательный досмотр и строжайший пропускной режим. Несмотря на предварительные согласования и сопровождающих офицеров, документы проверяют с предельным пристрастием. Что, впрочем, неудивительно: база ядерных сил — объект особой государственной важности. «Юрий Долгорукий» пришвартован к одному пирсу с предшественником — крейсером второго поколения «Тула» проекта 667БДРМ «Дельфин». Атомная подводная лодка К-114 «Тула» у причала военно-морской базы Северного флота России в городе Гаджиево АПЛ «Юрий Долгорукий» на базе в Гаджиево Внешне лодки похожи, разве что новая отличается формой ограждения рубки и ракетного отсека. На 955-м проекте шахты почти полностью утопили в корпус, поэтому характерной для силуэта «Дельфинов» «сгорбленности» уже нет. На швартовых концах — красные металлические круги. Это защита от крыс, перебегающих иногда по канатам с берега. Защита от крыс на швартовых концах подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Палуба подводного крейсера «Юрий Долгорукий» К «Долгорукому» приписаны два экипажа, сменяющие друг друга со средней периодичностью шесть месяцев. Капитан первого ранга Сергей Морозов командует вторым экипажем крейсера уже полтора года. До этого 14 лет занимал должность старшего помощника командира первого экипажа. Свою лодку успел изучить, как говорят моряки, от киля до клотика. «Я с ней с самого «рождения», — рассказывает Морозов. — Принимали в 2006-м со стапелей, проводили испытания. Службу в подплаве начинал на знаменитой «Акуле» — тяжелом подводном крейсере проекта 941 — и могу сказать, что «Борей» заметно превосходит ее по мореходным качествам, плавучести и маневренности. По условиям обитаемости несколько уступает, но тут дело скорее в объемах жизненного пространства. Все же «Акула» намного габаритнее». Новая лодка спроектирована санкт-петербургским конструкторским бюро «Рубин», строилась в Северодвинске на «Севмаше». По словам Морозова, корабль неплохо показал себя уже на первых пробных выходах: обошлось без серьезных поломок и буксировок. Были мелкие недостатки, которые устранили силами экипажа. «Долгорукий» — головной ракетоносец проекта, поэтому на его долю выпала максимально жесткая программа испытаний. Второй и третий корпуса, как выражаются подводники, тестировались уже по сокращенному сценарию. Сначала проект 955 хотели вооружить твердотопливными ракетами «Барк» разработки ГРЦ имени Макеева, но в итоге остановились на «Булаве» от Московского института теплотехники. Эта ракета сильно унифицирована с наземным «Тополем», оснащена комплексом преодоления ПРО и может забросить сразу несколько боевых блоков на дальность до девяти тысяч километров. По сути, залпом из акватории северных морей ракетоносец способен накрыть любые цели на территории США. «Каждый наш выход пытается отследить вероятный противник, в первую очередь из-за того, что на борту находится ядерное оружие, — отмечает Морозов. — Поиск осуществляют американские подводные лодки типа «Лос-Анджелес», «Вирджиния». Сверху работают самолеты, обычно «Орионы» ВМС Норвегии и США». Командир АПЛ «Юрий Долгорукий» Сергей Морозов У каждого подводного «стратега» свои задачи, о местоположении и действиях других таких крейсеров командиров не информируют. Взаимодействуют они только с многоцелевыми подлодками, которые обеспечивают боевую устойчивость ракетоносцев. Другими словами, дежурят неподалеку и оберегают крейсера от нежелательных встреч с чужими кораблями и субмаринами. На Северном флоте эта миссия возложена на так называемую звериную дивизию, вооруженную атомоходами проекта 971 «Щука-Б». Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» Северного флота Российской Федерации у причала в городе Гаджиево Впрочем, «Бореи» способны и сами постоять за себя. Оружие самообороны корабля — восемь 533-миллиметровых торпедных аппаратов в носовой части, предназначенных для стрельбы по подлодкам и надводным кораблям. Аппараты всеядны и могут «переварить» любые типы современных торпед, ракетоторпед или самотранспортирующихся мин. Режим тишины Малошумность и, как следствие, малозаметность лодки обеспечивается двухкаскадной системой амортизации внутреннего оборудования, которое практически изолировано от прочного корпуса, контактирующего с толщей воды. Шумы и вибрации от работающей аппаратуры остаются внутри корабля. Снаружи корпус покрыт толстым слоем резинового противогидроакустического покрытия. По уровню издаваемых шумов «Бореи» сопоставимы с новейшими мноцелевыми «Ясенями» и уступают лишь «Варшавянкам» — самым тихим в мире российским дизельным лодкам проекта 636. Многоцелевая подводная лодка проекта «Ясень-М» Дизельная подводная лодка класса «Варшавянка» во время парада кораблей, посвященного Дню Военно-морского флота России, во Владивостоке В экипаже «Борея» около 100 человек, почти на три десятка меньше, чем на «Дельфине». В основном это офицеры, мичманы и старшины, матросов всего пятеро. Сократить численность личного состава удалось благодаря новым автоматизированным системам и механизмам. По словам командира, корабль настолько «умный», что способен маневрировать по направлению и глубине, а также удерживать заданную скорость в автоматическом режиме. «Как самолет на автопилоте, — смеется Морозов. — У меня на рабочем месте — на центральном посту — отображается вся информация о надводной и подводной обстановке. В надводном положении даже можем следить за воздушной обстановкой, для этого есть специальная РЛС. Данные в режиме реального времени передаются на БИУС — боевую информационно-управляющую систему, это «мозг» корабля. Применение оружия тоже автоматизировано — в пусках ракет участвуют максимум два человека, остальные боевые посты принимают информацию и считывают показания приборов». Командир обычно находится на центральном посту. Когда лодка всплывает, поднимается на мостик и контролирует прохождение узкостей, опасных участков, расхождение с судами в море. С учетом боевых служб и выходов на тренировки подводники проводят в море четверть календарного года. Автономность лодки — три месяца. Самая длительная «автономка» на памяти Морозова — более 60 суток. Главная энергоустановка корабля — водо-водяной реактор мощностью 190 мегаватт. Кроме того, имеются вспомогательные дизель-генераторы, электродвигатели и аварийные аккумуляторные батареи. Водометный движитель разгоняет крейсер до 29 узлов. Это в подводном положении, в надводном чуть меньше — 15 узлов. Впрочем, до «максималки» лодку ускоряют разве что на испытаниях, в районах боевого патрулирования работают на щадящих крейсерских режимах с минимальным уровнем шума. Это все же не многоцелевой корабль, а стратегический «бомбовоз». Перед ним не ставят задач поиска и преследования. Достаточно незаметно патрулировать в заданном районе и поддерживать готовность к удару. Крышки шахт ракетного отсека подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Ракетный отсек подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Ракетный отсек подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Глаза и уши «Долгорукого» — единый цифровой гидроакустический комплекс с крупногабаритной антенной. Функционал впечатляющий: эхо- и шумопеленгование, распознавание целей, гидроакустическая связь, измерение толщины льда, поиск мин и полыней в сплошном ледяном поле — и это далеко не все. За определение точных координат местоположения крейсера в океане, необходимых для пуска ракет, отвечает бортовой навигационный комплекс. Битва за живучесть Последняя надежда экипажа в случае аварии на глубине — всплывающая спасательная капсула (ВСК), вмещающая всех. Она размещена позади ракетного отсека. Моряки рассаживаются внутри по кругу, на нескольких этажах. Все сиденья пронумерованы, за каждым — индивидуальный запас питьевой воды и продовольствия, которого хватит на несколько дней. Всплывающая спасательная капсула подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Вход в ВСК подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Люк всплывающей спасательной камеры подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Внутри всплывающей спасательной камеры подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Индивидуальный запас питьевой воды и продовольствия внутри ВСК подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Пакет с питьевой водой внутри ВСК подводного крейсера «Юрий Долгорукий» Аварийный запас продовольствия в отсеке подводного крейсера «Юрий Долгорукий» «На пакетах с водой разъясняется, как правильно пить, в каких количествах, — говорит сопровождающий боцман. — Это для того, чтобы не было перерасхода. В критических ситуациях никто не знает, сколько придется ждать спасателей. Запасы нужно экономить». В первом и девятом отсеках вырезаны аварийно-спасательные люки для стыковки специального колокола или глубоководного спасательного аппарата АС-28 «Приз». Через них также можно выходить с глубины методом свободного всплытия или по буйрепу. В каждом отсеке крейсера есть НАП — аварийный запас продовольствия, рассчитанный на неделю жизни в изоляции. На случай пожара или появления в воздухе вредных примесей у каждого подводника на поясе висит коробка с ПДА — портативным дыхательным аппаратом, предназначенным для первых минут аварийной ситуации, тушения пожара. Затем моряки должны как можно быстрее подключиться к резервной дыхательной системе корабля. Маски и шланги — во всех отсеках на каждого члена экипажа. Кроме того, на борту ракетоносца имеются спасательные плоты на 20 человек каждый. Отстреливаются автоматически и укомплектованы всем необходимым для выживания в океане. Предусмотрены даже рыболовные снасти и специальные ниши для сбора дождевой воды,


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!