Плазменный мотор для "монстра из будущего", или Как ликвидировали "ахиллесову пяту" Су-57 - «ДНР и ЛНР»
- 21:32, 16-мар-2019
- ДНР и ЛНР
- Мартын
- 0
Новейший двигатель пятого поколения способен вывести "монстра из будущего" - наш перспективный Су-57 - на недосягаемую высоту. Впервые о технических характеристиках "пятого" рассказал генеральный конструктор ОКБ имени А. Люльки Евгений Марчуков. На экспертном уровне добавили: технические решения позволили ликвидировать "ахиллесову пяту" и без того уникальной "сушки".
До конца 2019 года перспективные истребители Су-57 должны быть приняты на вооружение ВКС России. Но сенсация вовсе не в этом. Главная новость в новейших двигателях пятого поколения - так называемом "Изделии 30", которые установят на "сушки" в середине 2020 годов. Двигатели мощнее, дешевле, кроме того, это ответ на критику ряда западных экспертов, нашедших в Су-57 ахиллесову пяту - высокую радиолокационную заметность. Сегодняшний "Повод для гордости" посвящен именно этой новинке - вместе с экспертами разбираемся, чем же так хороша силовая установка.
Рассекретил новейший двигатель генеральный конструктор ОКБ имени А. Люльки и разработчик двигателя пятого поколения для Су-57 Евгений Марчуков, ответив на простой вопрос: в чем разница между двигателями разных поколений? Отличия всегда в основных параметрах - это удельный вес, тяга, расход топлива. Улучшая все эти характеристики, инженеры и создают нечто уникальное. В "Изделии 30", судя по всему, удалось прыгнуть "выше головы". По крайней мере, слова Марчукова звучат весьма оптимистично.
Большая часть информации о Су-57 является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолета
"Изделие 30" можно даже отнести к поколению "5+", двигатель создан с учетом отечественного и зарубежного опыта в разработке и эксплуатации двигателей пятого поколения. В СССР, а затем в России таким двигателем было "Изделие 20". Его планировали установить на разрабатывавшийся корпорацией "МиГ" истребитель МиГ-1.44 МФИ. Затем появилось "Изделие 30", - говорит он в интервью N + 1, авторы же, в свою очередь, добавляют, рассекреченный двигатель Су-57 превзошёл американские аналоги.
По большому счету, Марчуков впервые подробно описал "Изделие 30". Западные эксперты в своих "рецензиях" даже предполагали, что нет у русских такой установки, а Су-57 - это скорее перспектива, а не реальный проект. Теперь у них появилось чуть больше пищи для ума. Как сказал в беседе с Царьградом майор ВВС в запасе, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов, Россия и так "впереди планеты всей по "сушкам" - нет больше таких самолетов. А новейший двигатель вполне может вывести нашу военную авиацию на недосягаемую высоту.
"Они же показали свои "Фантомы" (американские истребители - ред.), которые даже воздушный бой проигрывают нашим. Это уже заявления их летчиков. И поверьте, если мы публично заявляем о двигателях, это не голословно - если заявляют, значит, уже сделали и дают американцам информацию для раздумий, на будущее. А вся мощь нашего производства, конечно же, засекречена. То, что говорят, - лишь верхушка айсберга, но и этого хватает. Помните, наш президент сказал? Девять махов у нас есть ракеты. Так вот в США даже представления нет, как это может так ракета летать - девять махов, девять скоростей звука".
По размаху крыла и длине Су-57 больше F-22, но меньше Су-27. По массе, вероятно, относится, подобно Су-27, к классу тяжелых истребителей. Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения
Решения на грани фантастики
Новейший двигатель получился экономичным, эффективным, "умным", малозаметным. Кроме того, "пятому" добавили возможность крейсерского сверхзвукового движения. А теперь чуть подробней о параметрах.
Удельный вес - в авиации это отношение массы двигателя к полной тяге, в "Изделии 30" составляет менее 0,1. С таким показателем силовая установка выдает тяги в 10 раз больше собственного веса. По расходу топлива модель не уступает суперэкономичному двухконтурному АЛ-31Ф и превосходит его же по удельной тяге. Два этих показателя всегда оппонируют друг другу.
"Лучший расход топлива - на гражданских двухконтурных двигателях, но у них меньше всего удельная тяга за счет высокой степени двухконтурности. У одноконтурных двигателей - наоборот, удельная тяга высока, но и расход высокий. За счет применения новых конструкций и технологий в "Изделии 30" удельный расход остался на прежнем уровне, но удельная тяга увеличилась".
Своего рода "примирение" этих показателей - шаг к улучшению боевых характеристик Су-57. Ведь удельный расход топлива в значительной степени влияет на боеспособность. Еще одним техническим решением стала плазменная система зажигания и управления вектором тяги в вертикальной плоскости позволила. По словам Марчукова, она встроена в сами топливные форсунки двигателя, благодаря чему зажигание плазменной дуги происходит одновременно с подачей керосина. Помимо всего, такое решение позволяет избегать факеления, выброса огненного столба из двигателя из-за переизбытка топлива в камере сгорания при запуске.
Двигатель является полностью новым, а не модернизацией. У него новые вентилятор, "горячая" часть, система управления. Чуть раньше представитель "ОДК" заявлял: внедрено "много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире". Первый полет Су-57 с двигателем "Изделие 30" состоялся 5 декабря 2017 года
"Пятый" получил уникальную электронно-цифровую систему управления, которая устанавливает произвольные законы регулирования двигателя и гибко адаптирует их чуть ли не под любые условия. На практике это значит, что двигатель быстро настраивается при сохранении надежности системы. В прежних версиях любое изменение становилось нетривиальной задачей, в "пятом" эта проблема решена. А значит, "рулить" Су-57 будет проще, летчик станет отдавать лишь управляющие указания. По сравнению с двигателями четвертого поколения в пятом добавилась возможность крейсерского сверхзвукового движения - "для этого двигатель должен обладать изменяемой степенью двухконтурности", говорит Марчуков. А специальная конструкция сопла и воздухозаборника делает двигатель малозаметным в инфракрасном и радиоволновом диапазоне. Кстати, именно об этой "ахиллесовой пяте" Су-57 говорили западные эксперты - в том числе свои "пять копеек" в обсуждение вставил Дэйв Маджумдар из The National Interest.
В завершение технического блока добавим: двигатель пятого поколения снижает стоимость жизненного цикла машины - расход на обслуживание меньше, а межремонтный ресурс больше. Все эти пункты действительно превращают "пятый" в "5+".
Снижение заметности Су-57 в радиодиапазоне обеспечивается как формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолёта, так и средствами РЭБ. Тем не менее в условиях секретности находятся критики, которые не верят в уникальность разработок. Пилоты доказывают обратное - как на Су-57, так и на других российских машинах
Лучшее приберегли для себя
Эксперты уже рассказывали Царьграду о российских разработках, которые готовят только для себя - громче всех звучало "золотое оружие" С-500. Теперь же лидером обсуждений вполне может стать Су-57 с двигателем "5+". Особенно если понимать, что есть задел и на шестое поколение. По словам Марчукова, в следующей версии добавят третий внешний контур, он позволит добиться низкого удельного расхода топлива и на крейсерском сверхзвуковом режиме. Бывший лётный директор "Внуковских авиалиний" и заслуженный пилот России Юрий Сытник добавляет в беседе с Царьградом, что "новейшие двигатели создают не только ОКБ имени А. Люльки, но и многие другие российские предприятия".
"Они даже не "5+", а вообще трудно даже сказать. Уже есть двигатели, которые работают у нас и недосягаемы для тех же американцев. Даже подшипники газодинамические применяют, нет масла в двигателе. Есть двигатель с малым весом и очень большой тягой - КПД выше 42%. А современный двигатель, ПД-14 наш, или допустим, "Роллс-Ройс", - это не более 29% КПД. Но там не только надо КПД смотреть, но и условный расход тяги, расход топлива. Наши сейчас подошли к новому порогу, через 3-5 лет "выстрелим" этими двигателями - и для гражданских самолётов, и для комплексов дальней авиации, комплексов транспортной авиации".
Если на строительство самолета нужно от 6 до 10 лет, то двигатель более сложный продукт - здесь тратят от 8 до 12 лет, продолжил эксперт. И время, по всей видимости, как раз подходит.
"Силовые установки требуют новых технологий, материалов, очень хорошие мозги нужны. И слава Богу, в России все это появилось. Был страшный отток в 1990-е годы, в "нулевых" даже специалистов не было в двигателестроении. А теперь появились новые кадры, и те дедки, которые поуходили тогда без зарплаты - им уже по 80-90 лет, все вернулись в КБ советниками главного конструктора. А они уже зубы съели на этих двигателях, на этих первых своих ошибках, поэтому двигатели у нас строятся хорошо".
Су-57 разработан для замены в российских ВВС тяжелого истребителя Су-27
Досье
Су-57 (заводской индекс Т-50) - российский многофункциональный перспективный истребитель пятого поколения, созданный с применением технологий малозаметности. Этот самолет способен вести бой с любыми истребителями противника, а также уничтожать наземные и надводные цели - именно поэтому среди экспертных оценок машины часто можно видеть "неубиваемый" и даже "монстр из будущего".
Разрабатывается самолет ОКБ имени П. О. Сухого в рамках проекта "ПАК ФА". До августа 2017 года был известен под заводским индексом Т-50. Машина должна заменить тяжелый истребитель Су-27. Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. А в 2013 году началось мелкосерийное производство на КнААЗе (где проводилась сборка опытных образцов) для испытания вооружений. Серийные поставки Су-57 с двигателем первого этапа в строевые части намечено начать в 2019 году.
Первый полет Су-57 с двигателем второго этапа (двигатель "Изделие 30") состоялся в IV квартале 2017 года. Установка этих двигателей на серийные самолеты планируется в 2023-2025 годах.
"Повод для гордости"
В спецпроекте Царьград рассказывает о событиях из истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.
Сергеева Ольга
Комментарии (0)