«Тёмная» для «Гурвинека»: как кинотеатры бойкотировали российский мультфильм - «ДНР и ЛНР»
- 06:52, 14-мар-2019
- ДНР и ЛНР
- Руфь
- 0
Кадр из мультфильма «Гурвинек. Волшебная игра»
Премьера «Гурвинека» за рубежом состоялась ещё летом 2017 года. В России же мультфильм впервые показали для участников закрытых фокус-групп летом 2018-го. Тогда же — в августе — анимацию продемонстрировали на фестивале «Окно в Европу», где «Гурвинек» взял приз зрительских симпатий.
Премьера российской ленты планировалась на ноябрь, но её пришлось перенести на весну в связи с выходом «Щелкунчика». Таким образом, компания-прокатчик картины MVK получила прокатное удостоверение на начало марта 2019 года и договорилась о релизе с более чем 1,3 тыс. площадок в 800 населённых пунктах России.
Позднее этот же день для премьеры бельгийского мультфильма «Королевский корги» запросила компания-дистрибьютор картины «Вольга». Прокатчики пытались согласовать даты релизов своих картин, однако к соглашению так и не пришли. Тогда Министерство культуры предложило «Вольге» перенести премьеру мультфильма о корги на другой день. В ведомстве подчеркнули, что имеют на это законное право.
Так, 27 февраля 2016 года правительством было принято постановление, согласно которому в случае заявок на одну дату двух лент схожей тематики или жанра, одна из которых уже получила прокатное удостоверение за шесть и более месяцев до премьеры, Минкультуры предлагает ещё не утвердившему дату релиза прокатчику выбрать другое число.
В MVK отмечают, что получили прокатное удостоверение первыми.
Бойкот кинотеатров
Руководству Ассоциации владельцев кинотеатров решение Министерства культуры не понравилось: глава ассоциации Олег Березин заявил, что ведомство должно выдать «Вольге» прокатное удостоверение на заявленные ранее даты.
Спустя несколько дней СМИ сообщили, что «Гурвинека» решили бойкотировать основные кинотеатральные сети и площадки из Ассоциации владельцев кинотеатров. В результате бойкота за первый уикенд проката российский мультфильм собрал всего 15 млн рублей.
Стоит отметить, что не все члены ассоциации поддержали бойкот: «Некоторые кинотеатры, в том числе входящие в ассоциацию, планируют показать этот мультфильм», — заявил Березин Интерфаксу.
Кадр из мультфильма «Королевский корги»
По оценкам прокатчика, в обычной ситуации сборы могли составить порядка 150 млн рублей. Гендиректор MVK Павел Смирнов объясняет такие расчёты следующим образом: доля бойкотирующих кинотеатров от общих сборов составляет 90%. Соответственно, в минувшие выходные была заработана лишь десятая часть от общего объёма потенциальной прибыли.
«А дальше — нехитрая математика. Получается, «Гурвинек» претендовал на 250 — 300 млн рублей по итогам проката, что сделало бы его одной из лучших российских анимаций в году. Да и в принципе одной из лучших независимых анимаций по итогам года. Поэтому рынок действительно потерял огромные средства», — объяснил Смирнов в ходе беседы с RT.
Прибыли лишился не только прокатчик: немалые деньги потеряли и продюсеры картины, а также многие задействованные в процессе производства лица. Кроме того, существенный финансовый урон понесли сами кинотеатры, лишившие себя «части детского трафика». Впрочем, как полагают в MVK, больше всего пострадали юные зрители.
«В данный момент в заложниках оказались производители и прокатчики отечественного мультфильма и дети, которые останутся вообще без свежих мультиков в грядущие выходные», — цитирует заявление компании Cinemaplex.
Битва за российского зрителя
Глава департамента кинематографии Министерства культуры России Ольга Любимова назвала ситуацию вокруг выхода в прокат мультфильма российско-чешско-бельгийского производства «Гурвинек. Волшебная игра» провалом и подчеркнула, что причиной неудачи были грубейшие ошибки.
«Кинотеатры устроили «Гурвинеку» тёмную. И это стало не частью продуманной рекламной кампании этого релиза, не изощрённым пиаром, а настоящим, классическим провалом. Прокат «Гурвинека» — это пример того, как делать не нужно. Ряд последовательных и грубейших ошибок, на которые неоднократно указывали все», — цитирует Любимову ТАСС.
Вместе с тем представитель Минкультуры подчёркивает, что подобные кризисы являются показателем активного развития отрасли.
«В кинотеатрах началась настоящая давка. Продюсеры, прокатчики, сети — все бьются за российского зрителя», — резюмировала она.
Продюсер мультфильма Вадим Сотсков, в свою очередь, призвал не искать в сложившейся ситуации виноватых. Он подчеркнул, что даже в условиях бойкота кинотеатров лента показала неплохие результаты.
«Мы не хотим, чтобы маленькие зрители, которые могут посмотреть это кино и порадоваться, стали заложниками этой ситуации. Мы не хотим искать ни правых, ни виноватых. Мы просто хотим, чтобы наше кино — действительно хорошее, очень качественное и доброе — нашло своего зрителя в России», — цитирует Сотскова «Говорит Москва».
«Попал в точку кипения»
Павел Смирнов убеждён, что акция с бойкотом направлена не против конкретного мультфильма и прокатчика или российской анимации в целом.
«Эта акция направлена против сложившейся практики. Так получилось, что «Гурвинек» попал в точку кипения. Сейчас мы апеллируем к ассоциации — ведь в принципе они свою задачу выполнили: их заметили, всё вышло за рамки узкоспециализированного конфликта. Мы просим: если мультик не виноват и вы это признаёте, то какой смысл добивать его? Дайте ему шанс на второй уикенд. Ведь это мультик, который мог собрать очень приличные деньги, стать чуть ли не рекордсменом», — добавил Смирнов.
За релиз мультфильма «Гурвинек» на экранах сети частных кинотеатров уже вступилась Ассоциация анимационного кино. Накануне представители ассоциации обратились к председателю Ассоциации владельцев кинотеатров и руководителей киносетей Олегу Березину с просьбой содействовать разрешению ситуации с прокатом российского мультфильма.
Вместе с тем представители Ассоциации анимационного кино убеждены: подобные случаи могут помочь наладить систему согласования дат премьер между кинотеатрами и прокатчиками.
«Это прецедент, который вскрыл противоречия между разными уровнями управления и регулирования этими процессами. Я надеюсь, что после этой истории таких случаев не будет», — отмечает исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. По её мнению, предупреждать подобные ситуации можно путём ведения диалога, в который должны быть включены все заинтересованные стороны.
Аналогичного мнения придерживается и Вадим Сотсков.
«Нужно искать компромисс. С одной стороны, можно понять кинотеатры — это их бизнес, они должны зарабатывать деньги. А с другой — если разобраться, мы, российская анимация, вынуждены подстраиваться под большие голливудские релизы. Мы не можем вставать на определённые даты, когда выходит большой фильм. При этом мы не можем стоять в общей очереди вместе со всей мировой анимацией. Нужно договариваться, и все участники рынка должны всё это понимать», — рассказал он RT.
Сотсков подчеркнул, что необходимо разработать механизмы, позволяющие принять протекционистские меры для развития отечественной анимации.
«Они (механизмы. — RT) должны быть выработаны, понятны и прозрачны. Минкульт ничего противозаконного не сделал», — добавил он.
Политика госпротекционизма
Минкульт уже не раз выступал с инициативой поддержать российское кино. В числе протекционистских мер были предложения назначать разную цену билетов на российские и иностранные фильмы. Также в Госдуме предлагали установить для кинотеатров 20%-ную квоту на показ российских картин.
Кадр из мультфильма «Гурвинек. Волшебная игра»
О необходимости осуществления политики госпротекционизма в кино неоднократно говорил министр культуры Владимир Мединский. В августе 2018 года он отметил, что национальный кинематограф не сможет активно развиваться без продуманной системы государственного протекционизма, тем более что другие страны предпринимают комплексные меры по защите собственной индустрии кино.
«Россия занимает неразумно либеральную позицию по отношению к голливудской экспансии. Все эти годы мы поэтапно, последовательно, малыми (к сожалению) шагами движемся в направлении здравого смысла в отношениях с мировым кинобизнесом», — заявил Мединский.
В интервью RT министр подчеркнул, что в настоящее время российские кинематографисты пытаются соперничать с Голливудом методами свободного рынка, но далеко они таким образом не продвинутся.
«Вот если и дальше пытаться по одной цене продавать отечественные «Жигули», Lada, Toyota калужской сборки и Maserati (а у нас билет стоит одинаково в кино на все фильмы, и никаких иных протекционистских мер нет), то это очень тяжело», — пояснил глава ведомства.
В декабре 2018 года в интервью телеканалу «Россия 24» Мединский заявил, что попыткам министерства «пропихнуть» локальные меры госпротекционизма сопротивляется «голливудское лобби» — коммерческие структуры, которые вместе с западными фильмами боятся потерять подростковую аудиторию.
Борьба за «полки»
Протекционизм в отношении отечественного кинематографа поддерживается рядом российских кинорежиссёров и продюсеров. Они отмечают, что такая политика — распространённое явление во всех сферах производства и практикуется не только в России, но и в ряде других стран, в том числе в Китае. А стремление отечественного кинематографа занять свою нишу в российском прокате является закономерным.
Актёр и кинорежиссёр Алексей Петрухин подчёркивает: кинематограф — одно из самых влиятельных средств массовой информации.
«Это однозначно должно регулироваться. Без этого невозможно ничего сделать. Да, это болезненно, и время упущено. Конечно, российскому кино никогда не подняться и не развиться, если не будет зрителя. А как зрителю быть, если все сеансы заняты шнягой американской?» — отметил он в беседе с RT.
В этом вопросе показательна протекционистская политика Франции. По мнению режиссёра и продюсера Никиты Михалкова, французское кино поднялось именно на дозировании зарубежного кинематографа.
«Мы слишком много денег отдаём людям, которые нас не уважают. Нам объявляют санкции, пытаются нагнуть, а мы отдаём им деньги. Мне, как гражданину, обидно, что тот, кто нас не уважает, собирает миллиарды в российском прокате. Почему мы должны их кормить?» — недоумевает Михалков.
За и против
У политики госпротекционизма есть и противники — так, продюсер Александр Роднянский полагает, что протекционистские меры в кино могут сыграть злую шутку с самими кинематографистами.
«Облегчённая конкуренция, когда любая отечественная картина получает некий объём сеансов, ведёт к ухудшению качества фильмов. Я не вижу никаких проблем выпустить российскую картину, если она имеет зрительский потенциал», — цитирует Роднянского РИА Новости.
Режиссёр Алексей Учитель в беседе с ТАСС признал существование «некоего перекоса в отношении голливудского кино» в российских кинотеатрах, однако раскритиковал идею ограничения доли проката американского кино в кинотеатрах России.
«Надо делать качественное кино: эмоциональное, талантливое, интересное, с потрясающими идеями. Только так мы завоюем зрителя, что уже и происходит: за два года доля российского кино в прокате поднялась с 13% до 30%, и это произошло не путём ограничений, а само собой», — добавил Учитель.
По мнению режиссёра Алексея Германа — младшего, отзыв прокатных удостоверений — не единственно правильный путь поддержки отечественного кинематографа. При этом он согласен с позицией министерства по сдвигам релизов.
«Какой-то протекционизм должен быть. Это нормально, так делают много где — и во Франции, и в Китае — и ничего страшного», — пояснил свою позицию режиссёр в беседе с РИА Новости.
Примеры Франции и Китая ранее озвучивал также Алексей Петрухин. Кинематографист указывал, что благодаря сдвигу релизов Китаю удаётся успешно поддерживать собственное кинопроизводство.
Эксперты подчёркивают: Китай давно и весьма успешно применяет одну из мер так называемого протекционистского воздействия — регулирование сроков выхода фильма. И это считается вполне нормальной государственной поддержкой отечественного производства.
Наталья Романова
Комментарии (0)