Вятрович провозглашает: «Деколонізація буде!» - «ДНР и ЛНР»
- 01:28, 12-мар-2019
- ДНР и ЛНР
- Green
- 0
На исходе февраля Владимир Вятрович, директор Украинского института национальной памяти (УИНП), публично отчитался о проделанной этим учреждением работе. Затем он проинформировал, что в течение 2019 года возглавляемое им ведомство разработает проект закона о деколонизации. Нельзя сказать, что новость стала подлинной сенсацией, но и не осталась незамеченной. Причем на очередную инициативу Института нацпамяти обратили внимание и в Польше, где обеспокоились судьбой своего наследия в т. н. кресах – территориях, которые раньше входили в состав Речи Посполитой.
О том, насколько обоснованны страхи поляков, чуть ниже, а пока о предыстории деколонизационного вопроса. Это только на первый взгляд может показаться, что данный термин выскочил из головы Вятровича только сейчас. Нет, идея вынашивается им уже в течение нескольких лет.
Еще шла пресловутая декоммунизация, а начальник УИНП говорил: идет лишь первый этап, потом возьмемся за деколонизацию. Сказано это было в 2015-м. Потом свои слова Вятрович повторял в 2016-м, 2017-м, а в 2018-м сообщил, что тема обсуждалась в комитетах Верховной Рады, и вот теперь Институт нацпамяти собирается сочинять законопроект, а его директор в «Фейсбуке» провозглашает: «Деколонізація буде!»
Правда, есть одна загвоздка. С декоммунизацией было просто: за образец брались процессы, проходившие в странах, состоявших некогда в Организации Варшавского договора, а также в бывших прибалтийских республиках СССР. А вот с деколонизацией дело обстоит худо – копировать ее не у кого. Поэтому «мудрецы» из УИНП и мучаются. Это признает сам Вятрович, рассказывая все время, что аналогов нет и нужно изучать зарубежный опыт. Думаю, в конце концов Институт нацпамяти «скреативит» и просто сделает копию собственной декоммунизации.
Теперь о том, что собственно такое деколонизация. На днях Вятрович посредством «Фейсбука» дал следующее определение: «Деколонизация – это избавление от имперского наследия, которое используется для восстановления имперского влияния». Своим подписчикам глава УИНП предлагает обсудить данный тезис, подискутировать, но вполне очевидно, что перед нами практически готовая формулировка. В глаза бросается ее, так сказать, универсальность, поскольку под восстановление «имперского влияния» можно притянуть все что угодно.
Поэтому-то и всполошились западные соседи Украины. Доктор Лукаш Адамский из Центра польско-российского диалога и взаимопонимания выразил опасение, что деколонизация выльется в кампанию против всего русского и может затронуть наследие других народов – венгров, румын и поляков. Подобного мнения придерживается и Марек Войнар, представляющий Институт политических исследований Польской академии наук. Об их тревогах уже написал ряд польских СМИ. Забавно, что Адамский с Войнаром считаются у себя на родине украинофилами, но от идей Вятровича не по себе становится даже им.
Директор УИНП в одном из своих интервью (а он раздает их пачками) как-то говорил, что для него одинаково неприемлемы как монументы русским монархам, так и памятники императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу. Таковых на Украине три: в Черновцах, Ивано-Франковске и селе Нижнее Солотвино в Закарпатской области. Кроме того, в Ужгороде несколько лет назад была установлена скульптура австрийской императрицы Марии Терезии. Существует ли угроза этим памятникам в случае начала деколонизации? Теоретически да, а практически – вряд ли. У местных властей вполне хватит инструментов, чтобы отстоять Марию Терезию и Франца Иосифа. Поэтому основная опасность исходит от буйных «активистов»: в Черновцах бронзовый император уже несколько раз становился объектом нападения вандалов.
С польским наследием ситуация более сложная. Для примера можно вспомнить Львов, где на Лычаковском кладбище находится Мемориал Орлят – юношей и девушек, которые в 1918-м защищали город от украинцев, а через два года – от наступающей Красной армии. В нынешней Польше Орлят чтут. Когда-то частью мемориала были две скульптуры львов, в советское время их убрали, а в конце 2015-го вернули на место.
И вдруг выяснилось, что сделано это было польским Минкультом, причем без согласования с местными властями. Националисты подняли крик, и каменных зверей закрыли щитами из ДСП. Периодически в областной центр Украины приезжают молодые поляки и пытаются львов «освободить», после чего начинается очередной международный скандал. Так вот, Вятрович давно точит зубы на эти скульптуры и они вполне могут оказаться жертвами деколонизации. Хотя опять-таки при желании на местном уровне все можно утопить в болтовне и отписках.
Зато нет никаких сомнений в том, что с русским наследием Украины в ходе деколонизации будут бороться беспощадно. Главными направлениями декоммунизации были: снос памятников, переименование улиц и замена названий населенных пунктов. Поскольку УИНП ничего другого придумать не в состоянии, то заниматься будут именно этим. Вятрович на своей пресс-конференции уже привел успешный пример деколонизации. Таковым он считает демонтаж памятника Суворову, произведенный в Киеве в конце января. Скульптура находилась на территории военного лицея имени Ивана Богуна (бывшее Суворовское училище). Сейчас ее убрали, и начальник лицея генерал Гордийчук удостоился похвалы от Вятровича.
В свое время для проведения декоммунизации УИНП составил список персоналий, память о которых нужно было вычеркнуть из сознания украинцев. С деколонизацией могут поступить (и, скорее всего, поступят) точно таким же образом. С полной уверенностью можно сказать, что в этом перечне будут находиться Петр I и Екатерина II вместе с их многочисленными и выдающимися соратниками. Ненависть к обоим монархам на Украине культивируется на протяжении нескольких десятилетий, и поэтому «воевать» с ними будут безжалостно.
Если говорить о региональном измерении будущей деколонизации, то она затронет большую часть страны. Например, населенные пункты, носящие имя Суворова, есть в южных областях, а также на Днепропетровщине (официально она теперь Сичеславщина) и Виннитчине. К переименованию стоит приготовиться и Павлограду, который был назван в честь императора Павла I. Понятно, что население будет как минимум раздражено подобной вакханалией. Особенно это относится к одесситам.
«Жемчужина у моря» – лакомый кусок для деколонизаторов. В городе установлен величественный монумент Екатерине II. Одна из главных достопримечательностей Одессы – Потемкинская лестница – носит имя фаворита императрицы. Свой монумент получил и граф Воронцов, занимавший в 1823–1854 гг. пост Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. А еще есть улицы, хранящие память о царских «сатрапах»: Ришельевская, Ланжероновская, Дерибасовская… УИНП есть где развернуться.
То, что это станет форменным издевательством над Одессой и ее жителями, говорить излишне. Но Вятрович со своим институтом проявляют завидное упорство, что было наглядно продемонстрировано во время декоммунизации. В частности, в столице, когда коммунальное предприятие «Киевпастранс» замешкалось с установкой новой таблички с названием трамвайной остановки, то тут же получило нагоняй от УИНП (как известно, институт является органом исполнительной власти).
Возвращаясь к персоналиям, которые попадут под деколонизацию, нужно сказать о Пушкине. Бороться с памятью о нем будут особенно яростно. Формально его можно записать в чиновники «колониальной администрации», поскольку некоторое время поэт числился по ведомству губернатора Воронцова. Реальной же причиной станет то, что Александр Сергеевич – наше всё и один из столпов проклинаемого на Украине «русского мира». Поле для расправы с ним просто непаханое: даже в Закарпатье есть село Пушкино, а улицы, напоминающие о великом поэте, можно найти во многих городах «незалежной».
И как тут не вспомнить, что в начале XX века одной из первых акций тогдашних украинских националистов была попытка уничтожить памятник Пушкину в Харькове. Взрыв, устроенный осенью 1904-го, оказался неудачным, но сегодня у наследников тех террористов все козыри на руках.
Не менее ожесточенно будут бороться и с Булгаковым. Год назад Вятрович записал его вместе с Высоцким, Цоем и Пугачевой в разряд «щупалец русского мира». Кроме того, писатель едко высмеивал самостийников столетней давности, служил в белой армии и, по некоторым данным, в 1918-м участвовал в обороне Киева от петлюровцев. В общем, кого им деколонизировать, как не Булгакова. Правда, улиц и населенных пунктов, носящих его имя, нет, но автора «Дней Турбиных», «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты» могут изгнать из школьной программы.
Тревогу также вызывает память о Льве Толстом. «Патриоты», заседающие в Киевском городском совете, несколько лет пытаются избавиться от улицы и площади, которым присвоено имя Льва Николаевича. Пока это не удается, но депутаты настойчивы и постоянно возвращаются к вопросу о смене названия. В случае оперативного принятия закона о деколонизации в руках Киевсовета окажется удобный инструмент для реализации своих безумных замыслов.
Вероятность того, что лелеемый УИНП проект обретет законную силу, достаточно велика. Четыре года назад за декоммунизационный пакет проголосовали без проволочек, и так же быстро их одобрили президент и премьер. Если ведомство Вятровича успеет в ближайшие месяцы сочинить свой новый законопроект, то Верховная Рада может его поддержать и тогда деколонизация начнется уже в 2019 году. После ее старта толпы современных варваров бросятся уничтожать все, что связано с Пушкиным, Достоевским, Толстым, Чеховым, Булгаковым и даже со сказочником Бажовым, ведь улицы в его честь на Украине тоже есть.
Алексей Ткачук
Комментарии (0)