The Washington Post (США): Шведская академия взяла перерыв на год, чтобы уладить вопрос с Нобелевской премией по литературе, но ей это не удалось - «Новости»

  • 04:03, 14-окт-2019
  • Большой Кавказ / Новости дня / Судьи / Ростов-на-Дону / Скандалы / Спорт / Статистика
  • Edgarpo
  • 0

© AP Photo, Fernando VergaraКомментируя вручение Нобелевской премии по литературе австрийцу Петеру Хандке, автор называет это "очередной бездумной выходкой группы шведских снобов, владеющих незаслуженно большой долей внимания мировой общественности". Шведская академия хотела избежать новых скандалов, но, видимо, ей это не удалось.

Пожалейте Шведскую академию.


18 ее членов, назначаемых пожизненно, обязаны выбирать лауреата Нобелевской премии по литературе.


Вы можете подумать, что вручение самой престижной награды в области литературы — вместе с чеком почти на миллион долларов — будет способствовать росту вашей популярности. Однако члены Шведской академии демонстрируют практически порочную склонность к совершению ошибок.


Два года назад мужа одного из членов академии обвинили в сексуальных домогательствах и в конечном счете признали виновным в изнасиловании. Разразившийся в результате скандал спровоцировал раскол внутри Нобелевского комитета, обнажив долгую историю неэффективного регулирования, глубину неспособности принимать правильные решения и склонность к женоненавистничеству. Некоторые члены покинули комитет, другие отказались принимать участие в его работе.


Фонд Нобеля, который финансирует эту премию, выразил серьезное беспокойство по поводу качества управления работой комитета. Казалось, будущее Нобелевской премии по литературе было под угрозой.


Члены комитета по литературе решили взять перерыв на год, отложив вручение Нобелевской премии по литературе за 2018 год на 2019 год. Это дополнительное время, объяснили они, даст им возможность навести порядок в работе комитета и вернуть доверие мировой общественности. Состав комитета был обновлен. Были четко прописаны правила. В воздухе витал дух прозрачности.


В четверг, 10 октября, были объявлены имена лауреатов Нобелевской премии по литературе за 2018 и 2019 год. Главное испытание сводилось к возможности продемонстрировать, что члены комитета действительно способны следовать довольно расплывчатой инструкции Альфреда Нобеля, который призвал выбирать «самое выдающееся произведение в идеалистическом направлении».


Нобелевская премия по литературе за 2018 год досталась польской писательнице Ольге Токарчук (Olga Tokarczuk), которую судьи похвалили «за воображение повествователя, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни».


Однако сразу же после этого прозвучало имя второго лауреата, и все хвалебные речи в адрес Токарчук и ее работы потонули в новой волне разногласий: Шведская академия присудила Нобелевскую премию по литературе за 2019 год Петеру Хандке (Peter Handke). Этот австрийский писатель — довольно спорная фигура: Хандке известен своей симпатией по отношению к покойному лидеру Югославии Слободану Милошевичу, которого обвинили в геноциде, и писатель не только присутствовал на похоронах этого мясника, но и произнес надгробную речь.



Как сказала посол Косово в США Влёра Читаку (Vlora Citaku), «в этом нет ничего нобелевского».


Это нельзя назвать попыткой продемонстрировать трезвость суждений и вернуть доверие. Это просто очередная бездумная выходка группы шведских снобов, которые владеют непропорционально и незаслуженно большой долей внимания мировой общественности.


Давайте отвлечемся от довольно нелепой предпосылки о том, что каждый год Нобелевская премия по литературе достается «самому» выдающемуся писателю в мире. Учитывая сложности перевода, влияние культурных предубеждений и ограниченность знаний любой небольшой группы, выбрать «самого лучшего» хотя бы с некоторой долей уверенности попросту невозможно. Эта премия всегда заключает в себе элемент политики, всегда является неким компромиссом и своего рода декларацией ценностей.


Именно это и делает решение удостоить Хандке Нобелевской премии по литературе в этом году таким возмутительным. Так не должно было случиться.


Подумайте: до 2019 года лауреатами Нобелевской премии по литературе стали всего 14 женщин. Учитывая шовинистическую репутацию комитета по литературе и необходимость восстановить его авторитет после шокирующего секс-скандала, почему нельзя было выбрать в качестве лауреата Нобелевской премии 2019 года женщину-писателя? Да, две женщины в один год! Только представьте себе, какие начались бы дискуссии, если бы на этой неделе стало известно о победе всеми любимой канадской писательницы Маргарет Этвуд (Margaret Atwood). Можно долго спорить о литературных достоинствах некоторых ее романов, но только подумайте, какое глубокое влияние ее лучшее произведение оказало на споры о правах женщин. Для комитета это могло бы стать чрезвычайно эффективным способом наладить связь с миллионами реальных читателей.


Кроме того, почему нельзя было использовать вручение Нобелевской премии в этом году, чтобы привлечь внимание к тем регионам мира, которыми комитет долгое время пренебрегал? Ранее в октябре член Шведской академии Андерс Ульссон (Anders Olsson) практически пообещал расширить рамки, сказав: «Мы придерживались более евроцентричного взгляда на литературу, а теперь стараемся охватить весь мир. <…> Мы надеемся, что эта премия и процесс присуждения этой премии активизировались и стали шире по своему охвату».


Но, если бы охват действительно был широким, члены комитета обязательно заметили бы множество потрясающих писателей помимо австрийского поклонника диктатора, виновного в геноциде.


Столько еще кенийскому писателю Нгуги ва Тхионго (Ngugi wa Thiong'o) ждать одобрения от нобелевского комитета? (Этому писателю уже 81 год!) И почему нельзя наконец признать заслуги Мариз Конде (Maryse Cond?) и подарить Гваделупе ее первого нобелевского лауреата по литературе? Романы Янь Лянькэ (Yan Lianke) запрещены в Китае, однако в них блестяще высмеиваются перекосы капитализма, поэтому он имеет столько же оснований претендовать на Нобелевскую премию по литературе, тем более что его страна с населением в 1,4 миллиарда человек удостоилась ее только два раза.


Победа любого из перечисленных выше писателей — и десятков других писателей — была бы с радостью встречена во всем мире, как и победа Токарчук. Что бы Альфред Нобель ни подразумевал под «идеалистическим направлением», очевидно, Шведская академия к этому не стремится.



© AP Photo, Fernando VergaraКомментируя вручение Нобелевской премии по литературе австрийцу Петеру Хандке, автор называет это "очередной бездумной выходкой группы шведских снобов, владеющих незаслуженно большой долей внимания мировой общественности". Шведская академия хотела избежать новых скандалов, но, видимо, ей это не удалось.Пожалейте Шведскую академию. 18 ее членов, назначаемых пожизненно, обязаны выбирать лауреата Нобелевской премии по литературе. Вы можете подумать, что вручение самой престижной награды в области литературы — вместе с чеком почти на миллион долларов — будет способствовать росту вашей популярности. Однако члены Шведской академии демонстрируют практически порочную склонность к совершению ошибок. Два года назад мужа одного из членов академии обвинили в сексуальных домогательствах и в конечном счете признали виновным в изнасиловании. Разразившийся в результате скандал спровоцировал раскол внутри Нобелевского комитета, обнажив долгую историю неэффективного регулирования, глубину неспособности принимать правильные решения и склонность к женоненавистничеству. Некоторые члены покинули комитет, другие отказались принимать участие в его работе. Фонд Нобеля, который финансирует эту премию, выразил серьезное беспокойство по поводу качества управления работой комитета. Казалось, будущее Нобелевской премии по литературе было под угрозой. Члены комитета по литературе решили взять перерыв на год, отложив вручение Нобелевской премии по литературе за 2018 год на 2019 год. Это дополнительное время, объяснили они, даст им возможность навести порядок в работе комитета и вернуть доверие мировой общественности. Состав комитета был обновлен. Были четко прописаны правила. В воздухе витал дух прозрачности. В четверг, 10 октября, были объявлены имена лауреатов Нобелевской премии по литературе за 2018 и 2019 год. Главное испытание сводилось к возможности продемонстрировать, что члены комитета действительно способны следовать довольно расплывчатой инструкции Альфреда Нобеля, который призвал выбирать «самое выдающееся произведение в идеалистическом направлении». Нобелевская премия по литературе за 2018 год досталась польской писательнице Ольге Токарчук (Olga Tokarczuk), которую судьи похвалили «за воображение повествователя, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни». Однако сразу же после этого прозвучало имя второго лауреата, и все хвалебные речи в адрес Токарчук и ее работы потонули в новой волне разногласий: Шведская академия присудила Нобелевскую премию по литературе за 2019 год Петеру Хандке (Peter Handke). Этот австрийский писатель — довольно спорная фигура: Хандке известен своей симпатией по отношению к покойному лидеру Югославии Слободану Милошевичу, которого обвинили в геноциде, и писатель не только присутствовал на похоронах этого мясника, но и произнес надгробную речь. Как сказала посол Косово в США Влёра Читаку (Vlora Citaku), «в этом нет ничего нобелевского». Это нельзя назвать попыткой продемонстрировать трезвость суждений и вернуть доверие. Это просто очередная бездумная выходка группы шведских снобов, которые владеют непропорционально и незаслуженно большой долей внимания мировой общественности. Давайте отвлечемся от довольно нелепой предпосылки о том, что каждый год Нобелевская премия по литературе достается «самому» выдающемуся писателю в мире. Учитывая сложности перевода, влияние культурных предубеждений и ограниченность знаний любой небольшой группы, выбрать «самого лучшего» хотя бы с некоторой долей уверенности попросту невозможно. Эта премия всегда заключает в себе элемент политики, всегда является неким компромиссом и своего рода декларацией ценностей. Именно это и делает решение удостоить Хандке Нобелевской премии по литературе в этом году таким возмутительным. Так не должно было случиться. Подумайте: до 2019 года лауреатами Нобелевской премии по литературе стали всего 14 женщин. Учитывая шовинистическую репутацию комитета по литературе и необходимость восстановить его авторитет после шокирующего секс-скандала, почему нельзя было выбрать в качестве лауреата Нобелевской премии 2019 года женщину-писателя? Да, две женщины в один год! Только представьте себе, какие начались бы дискуссии, если бы на этой неделе стало известно о победе всеми любимой канадской писательницы Маргарет Этвуд (Margaret Atwood). Можно долго спорить о литературных достоинствах некоторых ее романов, но только подумайте, какое глубокое влияние ее лучшее произведение оказало на споры о правах женщин. Для комитета это могло бы стать чрезвычайно эффективным способом наладить связь с миллионами реальных читателей. Кроме того, почему нельзя было использовать вручение Нобелевской премии в этом году, чтобы привлечь внимание к тем регионам мира, которыми комитет долгое время пренебрегал? Ранее в октябре член Шведской академии Андерс Ульссон (Anders Olsson) практически пообещал расширить рамки, сказав: «Мы придерживались более евроцентричного взгляда на литературу, а теперь стараемся охватить весь мир.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!