© AFP 2019, JOSEPH EIDУдары по рукам, ногам и лицу электрическим кабелем или резиновым шлангом, дергание за волосы и за уши, битье головой о парту, принуждение встать на колени, сломанные носы и зубы, вырванные ногти. Все это — примеры «дисциплинарных» наказаний в ливанских школах. Страдают также сирийские, палестинские, бейрутские дети. Почему не предпринимается никаких международных мер?
Удары по рукам, ногам и лицу электрическим кабелем или резиновым шлангом, дергание за волосы и за уши, битье головой о парту, принуждение встать на колени, сломанные носы и зубы, вырванные ногти. Все это — примеры «дисциплинарных» наказаний в ливанских школах, указанные в докладе правозащитной организации «Хьюман райтс вотч» (Human Rights Watch). В документе можно проследить историю насилия в отношении учащихся и убедиться в отсутствии эффективного законодательства, криминализирующего такое насилие. Также в докладе говорится о безнаказанности агрессоров ввиду их личных связей и отсутствии прозрачности в вопросе о механизме рассмотрения полученных министерством здравоохранения жалоб.
«Меня били по рукам электрическим кабелем, и кровотечение продолжалось несколько дней», — рассказывает 12-летний Гейс, вспоминая об избиениях, которым систематически подвергался в государственной школе в провинции Баальбек-Хермель, перед тем как уйти в другое учебное заведение.
В начале февраля в Горном Ливане учитель ударил по голове Нура, ученика третьего класса начальной школы, из-за его настойчивой просьбы выйти в туалет. В результате ребёнок лишился передних зубов.
Ещё раньше, в 2017-2018 учебном году, учитель частной школы в той же самой провинции сломала нос Шарбелю (10 лет) после того, как мальчик попросил прекратить избивать его одноклассника!
Никаких действий против агрессоров
В ноябре 2018 года учитель в государственной школе в Северном Ливане избила Нур, обвинив ее в использовании калькулятора при решении математической задачи. Отец ученицы Ахмед подтвердил, что его дочь прекрасно справляется с математикой, получает хорошие оценки и учителя положительно отзываются о ее поведении, однако когда Нур быстро решила уравнение, учитель обвинила ее в обмане, стала тянуть за волосы и щипать. Директор, присутствовавшая на занятии, также участвовала в избиении. По словам отца ученицы, когда девочка вернулся домой, ее лицо было опухшим и покрасневшим: она получила не просто пощечину, а сильный удар. Три недели спустя, несмотря на жалобы родителей в соответствующие региональные органы, против учителя и директора не было предпринято никаких действий, что побудило отца девочки перевести ее в другую школу.
Эти и другие свидетельства были задокументированы «Хьюман райтс вотч» в докладе «Не хочу, чтобы моих детей били. Телесные наказания в ливанских школах». Работу представили в отеле «Рэдиссон блю» (Radisson Blu) в Бейруте. Задокументирован 51 случай телесных наказаний в текущем учебном году в государственных и частных школах по всему Ливану: «Обычно наказанием считаются оскорбления, пощечины или удары по рукам. Некоторые ученики сообщали о более серьезных злоупотреблениях: избиениях палками, резиновыми шлангами и электрическими проводами. В ряде случаев предполагаемое дисциплинарное наказание перерастает в серьезную атаку и причиняет большой вред. Представители школ реагируют на жалобы родителей, и в некоторых случаях учителя или директора снова наносят удары ученику, делая это в отместку».
Как отмечается в докладе, в 42 случаях документально подтвержденных наказаний (80%) жертвами становятся сирийские дети, поскольку они наиболее уязвимы на фоне политической ксенофобии. Ещё один фактор — увеличение числа беженцев, посещающих школу: в этом году в государственные школы пошли 210 тысяч сирийских детей (примерно столько же, сколько ливанских). Ещё 65 тысяч детей-беженцев пошли учиться в частные учебные заведения (ливанских учеников насчитывается 700 тысяч).
Как следует из доклада, две правительственные школы в Бекаа и Северном Ливане остались без сирийских учеников — родители отказались посылать детей в школы из-за нападений со стороны сотрудников.
После оценки положения детей-беженцев в 2012 стало очевидно, что низкая квалификация учителей и регулярное применение телесных наказаний стали главными причинами отсева учеников и низких показателей зачисления в государственные учреждения. Согласно опросу, проведенному группой неправительственных организаций в июле 2017 года, примерно две трети сирийских детей, ставших жертвами физического и иного насилия в школе, бросили учебу.
«Историческое» насилие
Хотя с 1974 года министерство образования запрещает все виды телесных наказаний учащихся в государственных школах, авторы доклада обращают внимание на историю насилия со стороны персонала начальных и средних школ. В 1998 году Высший совет по делам детей заключил, что 40% учеников подвергаются телесным наказаниям. Статья 186 Уголовного кодекса Ливана прямо разрешает применение телесных наказаний родителями и учителями для дисциплинарного наказания детей «в рамках общественного обычая». Однако после 2014 года в статью были внесены поправки, после того как в соцсетях появился видеоролик, на котором директор школы бьет троих мальчиков палкой из-за провала на экзамене. Хотя статья 186 больше не освобождает учителей от уголовного наказания, ее обновлённая версия прямо не запрещает телесные наказания в школах, а родителям по-прежнему разрешено применять физическую силу в отношении своих детей.
В 2001 году министерство образования выпустило подробный циркуляр для сотрудников государственных и частных школ, который запрещает телесные наказания и словесные оскорбления учащихся. Однако, как говорится в отчёте, из-за слабой правоприменительной практики злоупотребления по-прежнему многочисленны. Низкий уровень документации правонарушений в свою очередь связан с тем, что ответственные лица в министерстве образования не отвечают на полученные жалобы и не имеют прозрачных механизмов принятия последующих решений. Как сообщается в докладе, некоторые родители преднамеренно обращались в полицию из-за отсутствия доверия к министерству.
Также отмечается, что некоторые учителя действительно получают поддержку политических кругов. Так, один из учителей был отстранён за телесное наказание ученика, однако вернулся на работу на следующий день благодаря партийным связям.
Ярким примером безнаказанности учебного персонала стал инцидент в школе на юге Бейрута, где были избиты 11 учеников. Расследованием занялось министерство образования, однако конкретных действий никто не предпринимал вплоть до сентября 2018 года. Учитель в начальной школе в провинции Северный Ливан также избежал наказания за «рутинные» злоупотребления — удары указкой по пальцам. Как призналась его коллега: «Ученики приходят ко мне со сломанными ногтями, пальцы детей болят ещё долгое время». Женщина проинформировала о случившемся соответствующие органы, но безрезультатно.
Насилие провоцирует отсев
Выводы авторов доклада соответствуют результатам опросов, проведенных в последние годы. Они подтверждают большие масштабы применения телесных наказаний в отношении учащихся школ. Например, в 2011 году Университет Святого Иосифа опросил учащихся в различных регионах страны. 76% школьников заявили, что подвергались телесному наказанию со стороны школьных учителей и администраторов (выборка включала 1177 учащихся). Среди мер наказания были удары по лицу и голове, ушам, избиение указкой, ногами, принуждение встать на колени в болезненном положении и связывание ремнём или веревкой.
В том же году около 94% детей, которые участвовали в групповых обсуждениях с организацией «Спасите детей», признались, что подвергались телесным наказаниям или унижающему достоинство обращению со стороны школьного персонала, что является одной из основных причин снижения показателей зачисления в школы и большого отсева.
Согласно опросу ЮНИСЕФ в 2016 году, 65% сирийских детей, 82% палестинских детей и 57% ливанских детей в возрасте до 14 лет подвергались насилию в школе и дома. В 2017 году ЮНИСЕФ и Программой Организации Объединенных Наций по населенным пунктам было проведено исследование с участием 353 ливанских и 340 неливанских семей в районе Эт-Табане в Триполи. Как свидетельствуют результаты, 33,6% детей в возрасте до 17 лет подвергались жестокому обращению в школах, включая суровые телесные наказания и различные формы психологического давления.
© AFP 2019, JOSEPH EIDУдары по рукам, ногам и лицу электрическим кабелем или резиновым шлангом, дергание за волосы и за уши, битье головой о парту, принуждение встать на колени, сломанные носы и зубы, вырванные ногти. Все это — примеры «дисциплинарных» наказаний в ливанских школах. Страдают также сирийские, палестинские, бейрутские дети. Почему не предпринимается никаких международных мер?Удары по рукам, ногам и лицу электрическим кабелем или резиновым шлангом, дергание за волосы и за уши, битье головой о парту, принуждение встать на колени, сломанные носы и зубы, вырванные ногти. Все это — примеры «дисциплинарных» наказаний в ливанских школах, указанные в докладе правозащитной организации «Хьюман райтс вотч» (Human Rights Watch). В документе можно проследить историю насилия в отношении учащихся и убедиться в отсутствии эффективного законодательства, криминализирующего такое насилие. Также в докладе говорится о безнаказанности агрессоров ввиду их личных связей и отсутствии прозрачности в вопросе о механизме рассмотрения полученных министерством здравоохранения жалоб. «Меня били по рукам электрическим кабелем, и кровотечение продолжалось несколько дней», — рассказывает 12-летний Гейс, вспоминая об избиениях, которым систематически подвергался в государственной школе в провинции Баальбек-Хермель, перед тем как уйти в другое учебное заведение. В начале февраля в Горном Ливане учитель ударил по голове Нура, ученика третьего класса начальной школы, из-за его настойчивой просьбы выйти в туалет. В результате ребёнок лишился передних зубов. Ещё раньше, в 2017-2018 учебном году, учитель частной школы в той же самой провинции сломала нос Шарбелю (10 лет) после того, как мальчик попросил прекратить избивать его одноклассника! Никаких действий против агрессоров В ноябре 2018 года учитель в государственной школе в Северном Ливане избила Нур, обвинив ее в использовании калькулятора при решении математической задачи. Отец ученицы Ахмед подтвердил, что его дочь прекрасно справляется с математикой, получает хорошие оценки и учителя положительно отзываются о ее поведении, однако когда Нур быстро решила уравнение, учитель обвинила ее в обмане, стала тянуть за волосы и щипать. Директор, присутствовавшая на занятии, также участвовала в избиении. По словам отца ученицы, когда девочка вернулся домой, ее лицо было опухшим и покрасневшим: она получила не просто пощечину, а сильный удар. Три недели спустя, несмотря на жалобы родителей в соответствующие региональные органы, против учителя и директора не было предпринято никаких действий, что побудило отца девочки перевести ее в другую школу. Эти и другие свидетельства были задокументированы «Хьюман райтс вотч» в докладе «Не хочу, чтобы моих детей били. Телесные наказания в ливанских школах». Работу представили в отеле «Рэдиссон блю» (Radisson Blu) в Бейруте. Задокументирован 51 случай телесных наказаний в текущем учебном году в государственных и частных школах по всему Ливану: «Обычно наказанием считаются оскорбления, пощечины или удары по рукам. Некоторые ученики сообщали о более серьезных злоупотреблениях: избиениях палками, резиновыми шлангами и электрическими проводами. В ряде случаев предполагаемое дисциплинарное наказание перерастает в серьезную атаку и причиняет большой вред. Представители школ реагируют на жалобы родителей, и в некоторых случаях учителя или директора снова наносят удары ученику, делая это в отместку». Как отмечается в докладе, в 42 случаях документально подтвержденных наказаний (80%) жертвами становятся сирийские дети, поскольку они наиболее уязвимы на фоне политической ксенофобии. Ещё один фактор — увеличение числа беженцев, посещающих школу: в этом году в государственные школы пошли 210 тысяч сирийских детей (примерно столько же, сколько ливанских). Ещё 65 тысяч детей-беженцев пошли учиться в частные учебные заведения (ливанских учеников насчитывается 700 тысяч). Как следует из доклада, две правительственные школы в Бекаа и Северном Ливане остались без сирийских учеников — родители отказались посылать детей в школы из-за нападений со стороны сотрудников. После оценки положения детей-беженцев в 2012 стало очевидно, что низкая квалификация учителей и регулярное применение телесных наказаний стали главными причинами отсева учеников и низких показателей зачисления в государственные учреждения. Согласно опросу, проведенному группой неправительственных организаций в июле 2017 года, примерно две трети сирийских детей, ставших жертвами физического и иного насилия в школе, бросили учебу. «Историческое» насилие Хотя с 1974 года министерство образования запрещает все виды телесных наказаний учащихся в государственных школах, авторы доклада обращают внимание на историю насилия со стороны персонала начальных и средних школ. В 1998 году Высший совет по делам детей заключил, что 40% учеников подвергаются телесным наказаниям. Статья 186 Уголовного кодекса Ливана прямо разрешает применение телесных наказаний родителями и учителями для дисциплинарного наказания детей «в рамках общественного обычая». Однако после 2014 года в статью были внесены поправки, после того как в соцсетях появился видеоролик, на котором директор школы бьет троих мальчиков палкой из-за провала на экзамене. Хотя статья 186 больше не освобождает учителей от уголовного наказания, ее обновлённая версия прямо не запрещает телесные наказания в школах, а родителям по-прежнему разрешено применять физическую силу в отношении своих детей. В 2001 году министерство образования выпустило подробный циркуляр для сотрудников государственных и частных школ, который запрещает телесные наказания и словесные оскорбления учащихся. Однако, как говорится в отчёте, из-за слабой правоприменительной практики злоупотребления по-прежнему многочисленны. Низкий уровень документации правонарушений в свою очередь связан с тем, что ответственные лица в министерстве образования не отвечают на полученные жалобы и не имеют прозрачных механизмов принятия последующих решений. Как сообщается в докладе, некоторые родители преднамеренно обращались в полицию из-за отсутствия доверия к министерству. Также отмечается, что некоторые учителя действительно получают поддержку политических кругов. Так, один из учителей был отстранён за телесное наказание ученика, однако вернулся на работу на следующий день благодаря партийным связям. Ярким примером безнаказанности учебного персонала стал инцидент в школе на юге Бейрута, где были избиты 11 учеников. Расследованием занялось министерство образования, однако конкретных действий никто не предпринимал вплоть до сентября 2018 года. Учитель в начальной школе в провинции Северный Ливан также избежал наказания за «рутинные» злоупотребления — удары указкой по пальцам. Как призналась его коллега: «Ученики приходят ко мне со сломанными ногтями, пальцы детей болят ещё долгое время». Женщина проинформировала о случившемся соответствующие органы, но безрезультатно. Насилие провоцирует отсев Выводы авторов доклада соответствуют результатам опросов, проведенных в последние годы. Они подтверждают большие масштабы применения телесных наказаний в отношении учащихся школ. Например, в 2011 году Университет Святого Иосифа опросил учащихся в различных регионах страны. 76% школьников заявили, что подвергались телесному наказанию со стороны школьных учителей и администраторов (выборка включала 1177 учащихся). Среди мер наказания были удары по лицу и голове, ушам, избиение указкой, ногами, принуждение встать на колени в болезненном положении и связывание ремнём или веревкой. В том же году около 94% детей, которые участвовали в групповых обсуждениях с организацией «Спасите детей», признались, что подвергались телесным наказаниям или унижающему достоинство обращению со стороны школьного персонала, что является одной из основных причин снижения показателей зачисления в школы и большого отсева. Согласно опросу ЮНИСЕФ в 2016 году, 65% сирийских детей, 82% палестинских детей и 57% ливанских детей в возрасте до 14 лет подвергались насилию в школе и дома. В 2017 году ЮНИСЕФ и Программой Организации Объединенных Наций по населенным пунктам было проведено исследование с участием 353 ливанских и 340 неливанских семей в районе Эт-Табане в Триполи. Как свидетельствуют результаты, 33,6% детей в возрасте до 17 лет подвергались жестокому обращению в школах, включая суровые телесные наказания и различные формы психологического давления.
Комментарии (0)