© REUTERS, Philippe WojazerВизит Си Цзиньпина в Европу был победоносным и привел к заключению ряда двусторонних соглашений. Самые громкие победы Си — это договоренности с Италией и Францией. Несомненно, в дальнейшем у Китая возникнут трудности как с ЕС, так и с США. Но по крайней мере, во время этого визита Си Цзиньпин полностью перехитрил тех, кто настроен против него в Вашингтоне, считает автор «Нью репаблик».
Китайский руководитель Си Цзиньпин завершает свой первый в 2019 году зарубежный визит, и он может поздравить себя как минимум с одним достижением. Ему удалось воспользоваться размолвкой между Брюсселем и Вашингтоном по вопросу политики в отношении Китая. Администрация Трампа продолжает свои торговые войны, но ей не удалось убедить европейские страны отказаться от установки оборудования компании «Хуавэй» в своей инфраструктуре 5G, а также оказать сопротивление китайской стратегии по развитию международной инфраструктуры, главную роль в которой играет инициатива «Один пояс, один путь». Она предназначена для строительства торговых путей, но как говорят критики, эта стратегия также приведет к расширению китайского влияния и к вовлечению стран в западню задолженности перед Пекином.
Во время своего европейского турне Си побывал в Италии, Монако и Франции. Умно составленный маршрут позволил ему максимально использовать потенциал сотрудничества. Он представил Китай в образе добровольного партнера ЕС в сфере экономики и глобального управления, а также успокоил собственных граждан, которые боятся, что Запад подвергнет их остракизму.
Итальянская часть визита была посвящена в основном инициативе «Один пояс, один путь». Поддержка данной инициативы Римом стала для Си самой серьезной победой в 2019 году. Италия, являющаяся страной-учредительницей Евросоюза, стала первым членом Группы семи (G7), официально согласившимся на участие в грандиозном китайском инфраструктурном проекте. Получается, что Рим вдохнул новую жизнь в эту неоднократно охаянную инициативу. За прошедший год от участия в проектах «Одного пояса, одного пути» отказались (или сократили свое участие в них) Малайзия, Мьянма, Пакистан, Бангладеш и некоторые другие страны. Захват шри-ланкийского порта Хамбантота и страх перед «дипломатией долговой ямы» еще больше ослабили доверие к этому проекту, и многие страны начали сомневаться в обещаниях Пекина о взаимовыгодном и беспроигрышном сотрудничестве. Но Италия стала самой богатой страной из числа участников китайской инициативы, и Си теперь может подать своему населению сигнал о том, что несмотря на вышеуказанные неудачи, проект по-прежнему высоко ценится на международной арене.
Многие страны ЕС, в частности, Германия и Франция, крайне скептически относятся к этой китайской инициативе. Но входящее в состав популистского коалиционного правительства Италии «Движение пяти звезд» указывает на успешную работу греческого порта в Пирее, контрольный пакет которого принадлежит китайской государственной компании КОСКО (COSCO). Премьер-министр Джузеппе Конте надеется, что и итальянские порты, такие как Триест и Генуя, станут такими же пунктами ввоза китайских товаров в Европу. Другая группировка из состава правящей коалиции, крайне правая «Лига Севера», отрицательно смотрит на сотрудничество с Китаем, однако во время визита Си Рим подписал с ним 29 контрактов на сумму 2,8 миллиардов долларов, сделав ставку на китайские инвестиции в надежде на то, что они помогут ему выбраться из мучительной рецессии. Среди прочего, эти сделки напомнили о том, что сам ЕС не в состоянии предложить своим членам привлекательные альтернативы китайским капиталовложениям.
Визит Си в Монако был прежде всего связан с тем, что эта страна поддержала телекоммуникационную компанию «Хуавэй», которую США обвиняют в пособничестве китайской государственной слежке. 27 февраля «Монако Телеком» и «Хуавэй» подписали протокол о намерениях, предусматривающий разработку и внедрение технологий «умного города» для этого княжества. За этой победой Си на прошлой неделе последовали и другие успехи. Так, страны ЕС отвергли призывы администрации Трампа запретить «Хуавэй» участвовать в создании инфраструктуры для европейской 5G. Новая Зеландия и Австралия последовали примеру США, а вот Европа существенно отстала от Китая и США в разработке и создании этой сети. Принятое Брюсселем решение говорит о том, что он не может себе позволить отстранить «Хуавэй» от работы по строительству европейских сетей.
Франция, которая сегодня председательствует в Большой семерке и является прочной союзницей США, должна была стать для Си крепким орешком в ходе его средиземноморского турне. В попытке подчеркнуть европейское единство французский президент Макрон пригласил во вторник на свою встречу с Си Цзиньпином канцлера Германии Ангелу Меркель и председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Макрон в прошлом одобрительно отзывался об «Одном поясе, одном пути», но в последнее время ужесточил свою риторику, отмечая, что эта инициатива не должна быть «односторонней». Его пригласили на предстоящий в апреле форум «Один пояс, один путь», но он вряд ли туда поедет.
Но приехав во Францию, Си положил начало новому этапу экономического сотрудничества с Европой, подписав с компанией «Эйрбас» соглашение почти на 34 миллиарда долларов о поставке 300 самолетов. Китай традиционно является одним из лучших клиентов американской компании «Боинг», и в 2017 году эта компания продала Пекину почти 20% своей продукции. Но с учетом недавних катастроф этих самолетов и напряженности в китайско-американских отношениях Си довольно проворно и искусно изменил траекторию китайского авиационного сектора, одновременно укрепив экономические связи с ЕС и нанеся удар Вашингтону.
Сделка с «Эйрбас» стала весьма прагматичным шагом для Макрона, продемонстрировав его уверенность в том, что Китай и Франция, а также Китай и ЕС могут одновременно сотрудничать и конкурировать. Си, со своей стороны, надеется, что Пекин сможет сотрудничать с Парижем, Берлином и Брюсселем в рамках многосторонних инициатив, таких как Парижское соглашение по климату и остатки ядерного соглашения с Ираном, а также в деле защиты международной торговли и экономического порядка от трамповского протекционизма.
Мировое сообщество наверняка будет и дальше с подозрением относиться к Китаю и к его намерениям. Но смысл этих визитов для Си заключался в том, чтобы продемонстрировать свою готовность и желание сотрудничать с ЕС, а также заключить со странами-членами специально подогнанные под их интересы двусторонние сделки.
Выступая в прошлую пятницу в Брюсселе по завершении встречи 27 стран-членов ЕС, Макрон заявил о конце «эпохи европейской наивности» и «нескоординированных подходов» к Пекину. Но хотя Макрону и ЕС очень хочется поверить в наличие у Европы действенной и общей для Евросоюза стратегии в отношении Китая, это не более чем выдача желаемого за действительное. Брюссельская стратегия взаимосвязи между ЕС и Азией может стать своего рода альтернативой инициативе «Один пояс, один путь», но многие страны Евросоюза отказываются от нее ради китайских инвестиций. Готовность к участию в китайской инициативе выразили 13 стран Восточной и Центральной Европы, и это не считая Португалию, а теперь и Италию. Кроме того, сохраняет свою значимость и группа 16+1, через которую Китай взаимодействует со странами Центральной и Восточной Европы, не прибегая к дипломатическим механизмам ЕС. Это еще больше мешает выработке скоординированного курса Евросоюза в отношении Пекина.
Хотя Китай заявляет, что у него нет желания раскалывать ЕС, его намерения вторичны. Пекин предлагает странам сделки, которые им нравятся. Несомненно, на этом пути у Китая возникнут трудности как с ЕС, так и с США. Но по крайней мере, во время этого визита Си Цзиньпин полностью перехитрил тех, кто настроен против него в Вашингтоне.
© REUTERS, Philippe WojazerВизит Си Цзиньпина в Европу был победоносным и привел к заключению ряда двусторонних соглашений. Самые громкие победы Си — это договоренности с Италией и Францией. Несомненно, в дальнейшем у Китая возникнут трудности как с ЕС, так и с США. Но по крайней мере, во время этого визита Си Цзиньпин полностью перехитрил тех, кто настроен против него в Вашингтоне, считает автор «Нью репаблик».Китайский руководитель Си Цзиньпин завершает свой первый в 2019 году зарубежный визит, и он может поздравить себя как минимум с одним достижением. Ему удалось воспользоваться размолвкой между Брюсселем и Вашингтоном по вопросу политики в отношении Китая. Администрация Трампа продолжает свои торговые войны, но ей не удалось убедить европейские страны отказаться от установки оборудования компании «Хуавэй» в своей инфраструктуре 5G, а также оказать сопротивление китайской стратегии по развитию международной инфраструктуры, главную роль в которой играет инициатива «Один пояс, один путь». Она предназначена для строительства торговых путей, но как говорят критики, эта стратегия также приведет к расширению китайского влияния и к вовлечению стран в западню задолженности перед Пекином. Во время своего европейского турне Си побывал в Италии, Монако и Франции. Умно составленный маршрут позволил ему максимально использовать потенциал сотрудничества. Он представил Китай в образе добровольного партнера ЕС в сфере экономики и глобального управления, а также успокоил собственных граждан, которые боятся, что Запад подвергнет их остракизму. Итальянская часть визита была посвящена в основном инициативе «Один пояс, один путь». Поддержка данной инициативы Римом стала для Си самой серьезной победой в 2019 году. Италия, являющаяся страной-учредительницей Евросоюза, стала первым членом Группы семи (G7), официально согласившимся на участие в грандиозном китайском инфраструктурном проекте. Получается, что Рим вдохнул новую жизнь в эту неоднократно охаянную инициативу. За прошедший год от участия в проектах «Одного пояса, одного пути» отказались (или сократили свое участие в них) Малайзия, Мьянма, Пакистан, Бангладеш и некоторые другие страны. Захват шри-ланкийского порта Хамбантота и страх перед «дипломатией долговой ямы» еще больше ослабили доверие к этому проекту, и многие страны начали сомневаться в обещаниях Пекина о взаимовыгодном и беспроигрышном сотрудничестве. Но Италия стала самой богатой страной из числа участников китайской инициативы, и Си теперь может подать своему населению сигнал о том, что несмотря на вышеуказанные неудачи, проект по-прежнему высоко ценится на международной арене. Многие страны ЕС, в частности, Германия и Франция, крайне скептически относятся к этой китайской инициативе. Но входящее в состав популистского коалиционного правительства Италии «Движение пяти звезд» указывает на успешную работу греческого порта в Пирее, контрольный пакет которого принадлежит китайской государственной компании КОСКО (COSCO). Премьер-министр Джузеппе Конте надеется, что и итальянские порты, такие как Триест и Генуя, станут такими же пунктами ввоза китайских товаров в Европу. Другая группировка из состава правящей коалиции, крайне правая «Лига Севера», отрицательно смотрит на сотрудничество с Китаем, однако во время визита Си Рим подписал с ним 29 контрактов на сумму 2,8 миллиардов долларов, сделав ставку на китайские инвестиции в надежде на то, что они помогут ему выбраться из мучительной рецессии. Среди прочего, эти сделки напомнили о том, что сам ЕС не в состоянии предложить своим членам привлекательные альтернативы китайским капиталовложениям. Визит Си в Монако был прежде всего связан с тем, что эта страна поддержала телекоммуникационную компанию «Хуавэй», которую США обвиняют в пособничестве китайской государственной слежке. 27 февраля «Монако Телеком» и «Хуавэй» подписали протокол о намерениях, предусматривающий разработку и внедрение технологий «умного города» для этого княжества. За этой победой Си на прошлой неделе последовали и другие успехи. Так, страны ЕС отвергли призывы администрации Трампа запретить «Хуавэй» участвовать в создании инфраструктуры для европейской 5G. Новая Зеландия и Австралия последовали примеру США, а вот Европа существенно отстала от Китая и США в разработке и создании этой сети. Принятое Брюсселем решение говорит о том, что он не может себе позволить отстранить «Хуавэй» от работы по строительству европейских сетей. Франция, которая сегодня председательствует в Большой семерке и является прочной союзницей США, должна была стать для Си крепким орешком в ходе его средиземноморского турне. В попытке подчеркнуть европейское единство французский президент Макрон пригласил во вторник на свою встречу с Си Цзиньпином канцлера Германии Ангелу Меркель и председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Макрон в прошлом одобрительно отзывался об «Одном поясе, одном пути», но в последнее время ужесточил свою риторику, отмечая, что эта инициатива не должна быть «односторонней». Его пригласили на предстоящий в апреле форум «Один пояс, один путь», но он вряд ли туда поедет. Но приехав во Францию, Си положил начало новому этапу экономического сотрудничества с Европой, подписав с компанией «Эйрбас» соглашение почти на 34 миллиарда долларов о поставке 300 самолетов. Китай традиционно является одним из лучших клиентов американской компании «Боинг», и в 2017 году эта компания продала Пекину почти 20% своей продукции. Но с учетом недавних катастроф этих самолетов и напряженности в китайско-американских отношениях Си довольно проворно и искусно изменил траекторию китайского авиационного сектора, одновременно укрепив экономические связи с ЕС и нанеся удар Вашингтону. Сделка с «Эйрбас» стала весьма прагматичным шагом для Макрона, продемонстрировав его уверенность в том, что Китай и Франция, а также Китай и ЕС могут одновременно сотрудничать и конкурировать. Си, со своей стороны, надеется, что Пекин сможет сотрудничать с Парижем, Берлином и Брюсселем в рамках многосторонних инициатив, таких как Парижское соглашение по климату и остатки ядерного соглашения с Ираном, а также в деле защиты международной торговли и экономического порядка от трамповского протекционизма. Мировое сообщество наверняка будет и дальше с подозрением относиться к Китаю и к его намерениям. Но смысл этих визитов для Си заключался в том, чтобы продемонстрировать свою готовность и желание сотрудничать с ЕС, а также заключить со странами-членами специально подогнанные под их интересы двусторонние сделки. Выступая в прошлую пятницу в Брюсселе по завершении встречи 27 стран-членов ЕС, Макрон заявил о конце «эпохи европейской наивности» и «нескоординированных подходов» к Пекину. Но хотя Макрону и ЕС очень хочется поверить в наличие у Европы действенной и общей для Евросоюза стратегии в отношении Китая, это не более чем выдача желаемого за действительное. Брюссельская стратегия взаимосвязи между ЕС и Азией может стать своего рода альтернативой инициативе «Один пояс, один путь», но многие страны Евросоюза отказываются от нее ради китайских инвестиций. Готовность к участию в китайской инициативе выразили 13 стран Восточной и Центральной Европы, и это не считая Португалию, а теперь и Италию. Кроме того, сохраняет свою значимость и группа 16 1, через которую Китай взаимодействует со странами Центральной и Восточной Европы, не прибегая к дипломатическим механизмам ЕС. Это еще больше мешает выработке скоординированного курса Евросоюза в отношении Пекина. Хотя Китай заявляет, что у него нет желания раскалывать ЕС, его намерения вторичны. Пекин предлагает странам сделки, которые им нравятся. Несомненно, на этом пути у Китая возникнут трудности как с ЕС, так и с США. Но по крайней мере, во время этого визита Си Цзиньпин полностью перехитрил тех, кто настроен против него в Вашингтоне.
Комментарии (0)