© CC0 / Public Domain, Bernard Gagnon | Перейти в фотобанкПервая пандемия, о которой упоминается в древних текстах, произошла 3,5 тысячи лет назад. И поразила она народ хеттов - соперников древних египтян. Карантин и обращение к богам — не единственные способы победить эпидемию. Если верить источникам, движимые желанием истребить болезнь люди прибегали к методам биологической войны.
Преподаватель Университета Хитит, доцент, доктор Озлем Сир Гаваз рассказала, что первый опыт пандемии и введения карантина был у хеттов. К тому же методы первой биологической войны, возможно, также применили хетты.
Преподаватель кафедры истории Университета Хитит, хеттолог, доцент, доктор Озлем Сир Гаваз (?zlem Sir Gavaz) рассказала, что первая пандемия в истории произошла во времена хеттов.
Озлем Сир Гаваз, принявшая участие в дискуссии «Разговоры о пандемии», проведенной Университетом Хитит в социальных сетях, представила доклад на тему «Первая пандемия в истории: чума у хеттов». Гаваз также отметила, что первый пример биологической войны в истории, возможно, также был зафиксирован во времена хеттов.
По словам Гаваз, сегодня у ученых есть возможность предположить, что хетты, которые господствовали в мире определенный период времени 3,5 тысячи лет назад, пережили эпидемию. Кроме того, благодаря многим клинописным документам, относящимся к тому времени, можно восстановить картину, связанную с географией распространения пандемии, формой инфицирования и путями решения проблемы.
Название первой эпидемии: «хенкан»
Гаваз пояснила, что под словом «хенкан» (henkan) или «хинкан» (hinkan), упоминающимся в хеттских текстах, подразумевается «эпидемия», что в общем смысле означает болезнь, которая за короткое время передается людям, животным и значительной части растений.
Кроме того, в медицине для обозначения эпидемических и инфекционных заболеваний используются термины «эндемия», «эпидемия» и «пандемия». «Эндемией называется заболевание местного масштаба, — продолжила Гаваз. — Под „эпидемией" понимается распространение заболевания в более крупном масштабе практически по всей стране. Пандемия же — это слово мы часто слышим в последнее время — представляет собой распространение инфекционного заболевания за пределами страны, между странами. Так вот эпидемия, появившаяся во времена хеттов, тоже была пандемией».
Распространилась из Малой Азии в Египет, Месопотамию, на Кипр и в Сирию
Гаваз упомянула и о географии распространения пандемии: Египет, Месопотамия (Митанни, Вавилон), северная Сирия (локальные царства, которые существовали здесь), даже Алашия (Кипр) и Малая Азия.
Особенно в Тель-эль-Амарнском архиве, то есть архиве египетских фараонов, подробно упоминалось об этой эпидемии примерно в 1335-х годах до нашей эры, а в некоторых документах приводились сведения о месте начала эпидемии и ее серьезности.
Гаваз рассказала, что всем, кто находился в Симире, было запрещено въезжать в Библ, был документ об опасности ослиных караванов и в соответствии с этим документом город Библ был помещен на карантин. В документе также отмечалось, что в Вавилоне от чумы умерла женщина аристократического происхождения. Хотя египетские источники не приводят документальных свидетельств о том, что эпидемия сильно поразила Египет, существуют археологические и филологические документы, согласно которым страна пребывала в хаосе особенно в 1135-1330 годы до нашей эры. Эпидемия, которая появилась в Хеттском царстве в последние годы правления Суппилулиума I и унесла жизнь как самого царя, так и его преемника Арнуванды II, а при Мурсили II достигла пика, стала первым примером серьезной пандемии в истории.
Для спасения молились богам
В молитвах об эпидемии во времена Мурсили II, в которых царь лично взывал к богам, упоминалось о существовании эпидемической болезни, говорилось, что из-за нее край хеттов страдает на протяжении 20 лет и, несмотря на то что в каких-то городах эпидемия была взята под контроль, некоторые города превратились в кладбище и не могут справиться с болезнью. «Во время военных походов таких причин, как длинный путь на протяжении нескольких дней и столкновения с врагом, физическая и умственная усталость, неуверенность воинов в том, что они смогут вернуться на родину к своим семьям, отсутствие гигиены, надлежащего питания, было достаточно для того, чтобы хеттские воины заразились какой-либо эпидемической болезнью, — продолжила Гаваз. — Несомненно, в негигиеничных условиях ничто не мешало распространению эпидемии посредством вшей и блох, через контакты людей друг с другом, пленных, совместное использование вещей сначала в рядах хеттской армии, а затем по всей географии.
Хетты полагали, что причиной любого обрушившегося на них стихийного бедствия, катастрофы, поражения в войне, засухи, которая продолжается много лет, и ее неизбежного следствия — голода или внезапно разбушевавшейся эпидемической болезни является грех перед богами или пренебрежение божьей волей. Поэтому они верили, что обретут мир и покой или изобилие и благодать, только если порадуют разгневанных богов. Более того, просто для спасения от разных бед, посланных богами, в обязательном порядке проводились десятки праздников, о которых говорится в клинописных текстах на хеттском языке. По этой причине методы лечения тоже были в большей степени связаны с магией».
Первая биологическая война
Говоря о том, что некоторые ритуалы, зафиксированные в текстах, проводились исключительно для устранения эпидемии, Сир Гаваз обратила внимание на интересный магический метод: «В рамках одного из ритуалов, проводившихся для устранения эпидемической болезни в стране или армии, источником инфекции (микробы, вирус, болезнь и так далее) заражали баранов, которых отправляли во вражескую страну». Это, по выражению эксперта, возможно, даже может быть первым зафиксированным в истории примером биологической войны.
С другой стороны, наиболее рациональным решением для противодействия эпидемии был метод карантина, применявшийся в некоторых городах, добавила Гаваз.
© CC0 / Public Domain, Bernard Gagnon | Перейти в фотобанкПервая пандемия, о которой упоминается в древних текстах, произошла 3,5 тысячи лет назад. И поразила она народ хеттов - соперников древних египтян. Карантин и обращение к богам — не единственные способы победить эпидемию. Если верить источникам, движимые желанием истребить болезнь люди прибегали к методам биологической войны.Преподаватель Университета Хитит, доцент, доктор Озлем Сир Гаваз рассказала, что первый опыт пандемии и введения карантина был у хеттов. К тому же методы первой биологической войны, возможно, также применили хетты. Преподаватель кафедры истории Университета Хитит, хеттолог, доцент, доктор Озлем Сир Гаваз (?zlem Sir Gavaz) рассказала, что первая пандемия в истории произошла во времена хеттов. Озлем Сир Гаваз, принявшая участие в дискуссии «Разговоры о пандемии», проведенной Университетом Хитит в социальных сетях, представила доклад на тему «Первая пандемия в истории: чума у хеттов». Гаваз также отметила, что первый пример биологической войны в истории, возможно, также был зафиксирован во времена хеттов. По словам Гаваз, сегодня у ученых есть возможность предположить, что хетты, которые господствовали в мире определенный период времени 3,5 тысячи лет назад, пережили эпидемию. Кроме того, благодаря многим клинописным документам, относящимся к тому времени, можно восстановить картину, связанную с географией распространения пандемии, формой инфицирования и путями решения проблемы. Название первой эпидемии: «хенкан» Гаваз пояснила, что под словом «хенкан» (henkan) или «хинкан» (hinkan), упоминающимся в хеттских текстах, подразумевается «эпидемия», что в общем смысле означает болезнь, которая за короткое время передается людям, животным и значительной части растений. Кроме того, в медицине для обозначения эпидемических и инфекционных заболеваний используются термины «эндемия», «эпидемия» и «пандемия». «Эндемией называется заболевание местного масштаба, — продолжила Гаваз. — Под „эпидемией" понимается распространение заболевания в более крупном масштабе практически по всей стране. Пандемия же — это слово мы часто слышим в последнее время — представляет собой распространение инфекционного заболевания за пределами страны, между странами. Так вот эпидемия, появившаяся во времена хеттов, тоже была пандемией». Распространилась из Малой Азии в Египет, Месопотамию, на Кипр и в Сирию Гаваз упомянула и о географии распространения пандемии: Египет, Месопотамия (Митанни, Вавилон), северная Сирия (локальные царства, которые существовали здесь), даже Алашия (Кипр) и Малая Азия. Особенно в Тель-эль-Амарнском архиве, то есть архиве египетских фараонов, подробно упоминалось об этой эпидемии примерно в 1335-х годах до нашей эры, а в некоторых документах приводились сведения о месте начала эпидемии и ее серьезности. Гаваз рассказала, что всем, кто находился в Симире, было запрещено въезжать в Библ, был документ об опасности ослиных караванов и в соответствии с этим документом город Библ был помещен на карантин. В документе также отмечалось, что в Вавилоне от чумы умерла женщина аристократического происхождения. Хотя египетские источники не приводят документальных свидетельств о том, что эпидемия сильно поразила Египет, существуют археологические и филологические документы, согласно которым страна пребывала в хаосе особенно в 1135-1330 годы до нашей эры. Эпидемия, которая появилась в Хеттском царстве в последние годы правления Суппилулиума I и унесла жизнь как самого царя, так и его преемника Арнуванды II, а при Мурсили II достигла пика, стала первым примером серьезной пандемии в истории. Для спасения молились богам В молитвах об эпидемии во времена Мурсили II, в которых царь лично взывал к богам, упоминалось о существовании эпидемической болезни, говорилось, что из-за нее край хеттов страдает на протяжении 20 лет и, несмотря на то что в каких-то городах эпидемия была взята под контроль, некоторые города превратились в кладбище и не могут справиться с болезнью. «Во время военных походов таких причин, как длинный путь на протяжении нескольких дней и столкновения с врагом, физическая и умственная усталость, неуверенность воинов в том, что они смогут вернуться на родину к своим семьям, отсутствие гигиены, надлежащего питания, было достаточно для того, чтобы хеттские воины заразились какой-либо эпидемической болезнью, — продолжила Гаваз. — Несомненно, в негигиеничных условиях ничто не мешало распространению эпидемии посредством вшей и блох, через контакты людей друг с другом, пленных, совместное использование вещей сначала в рядах хеттской армии, а затем по всей географии. Хетты полагали, что причиной любого обрушившегося на них стихийного бедствия, катастрофы, поражения в войне, засухи, которая продолжается много лет, и ее неизбежного следствия — голода или внезапно разбушевавшейся эпидемической болезни является грех перед богами или пренебрежение божьей волей. Поэтому они верили, что обретут мир и покой или изобилие и благодать, только если порадуют разгневанных богов. Более того, просто для спасения от разных бед, посланных богами, в обязательном порядке проводились десятки праздников, о которых говорится в клинописных текстах на хеттском языке. По этой причине методы лечения тоже были в большей степени связаны с магией». Первая биологическая война Говоря о том, что некоторые ритуалы, зафиксированные в текстах, проводились исключительно для устранения эпидемии, Сир Гаваз обратила внимание на интересный магический метод: «В рамках одного из ритуалов, проводившихся для устранения эпидемической болезни в стране или армии, источником инфекции (микробы, вирус, болезнь и так далее) заражали баранов, которых отправляли во вражескую страну». Это, по выражению эксперта, возможно, даже может быть первым зафиксированным в истории примером биологической войны. С другой стороны, наиболее рациональным решением для противодействия эпидемии был метод карантина, применявшийся в некоторых городах, добавила Гаваз.
Комментарии (0)