Первое судно с СПГ с Ямала прошло по Северному морскому пути - «Азия»
- 04:00, 14-июл-2018
- Азия
- Елизар
- 0
По данным ICIS, ямальский СПГ уже доставляли в Китай 1 июня. Однако он проходил более длинным путем. Тогда груз транспортировали на газовозе «Псков» через Суэцкий канал в китайский Тяньцзинь. Гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша рассказывал «Коммерсанту», что себестоимость доставки тонны СПГ в японский Кобе через бельгийский Зебрюгге — $ 96, по северному маршруту — $ 58, в китайский Яньтянь — $ 91,5 и $ 64, соответственно. Разница — $ 20–25 за тонну. Руководитель компании, правда, заметил, что навигация по Северному морскому пути возможна лишь шесть месяцев в году.
В Цзянсу располагается терминал СПГ, 55% которого принадлежат Petrochinа. Она, в свою очередь, контролируется госкомпанией CNPC, являющейся участником проекта «Ямал СПГ» и владеющей долей в 20%. В апреле проект «Ямал СПГ» начал отгрузку сжиженного газа по долгосрочным контрактам. До этого СПГ продавался на спотовом рынке.
«Владимир Русанов» — не единственный танкер с СПГ с Ямала, который следует по Северному морскому пути в Китай. На два дня позже на тот же маршрут вышел газовоз «Эдуард Толль». В Цзянсу он должен прибыть 19 июля.
«Ледовая часть Северного морского пути была преодолена самостоятельно без ледокольной проводки всего за 9 дней, что говорит о выдающихся ледоходных характеристиках судов», — сообщили в «Новатэке». Например, газовоз «Владимир Русанов» имеет ледовый класс Arc 7 и следует без сопровождения ледокола. Танкер может проходить через лед толщиной 2,1 метра и построен на верфи Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering в Южной Корее. Общий путь транспортировки ямальского СПГ в Азию займет три недели вместо месяца, как это происходит при его доставке через Европу.
Наличие у России Северного морского пути вызывает зависть в Вашингтоне, который еще с середины прошлого века требует чтобы СМП стал международной транспортной артерией, тогда как в России его считают внутренними водами страны. Позицию Соединных Штатов два дня назад подтвердил командующий Береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт. «В настоящее время нет нажима, направленного на то, чтобы проводить учения по обеспечению свободы мореплавания в Арктике. Однако… подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода — по мере того, как мы видим этот участок освобождающимся от льда. Но сейчас нет установленного плана, предусматривающего проведение учений по обеспечению свободы мореплавания», — заявил представитель американских вооруженных сил, передает ТАСС. «Думаю, основными эксплуатантами Северного морского пути будут (те суда, которые транспортируют) природный газ, добываемый на полуострове Ямал. (Участники таких экономических проектов) будут стремиться извлечь все преимущества из сравнительно свободного от льда сезона, чтобы „срезать“ путь к европейскому рынку. Особенно в плане [доставки] сжиженного природного газа с полуострова Ямал», — добавил адмирал.
Отгрузка сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» началась в декабре прошлого года и до этого все поставки осуществлялись или в Европу или через нее. В Старом свете СПГ перегружался на обычные газовозы и доставлялся в Великобританию, Испанию, США, Иорданию, Индию, Южную Корею и Китай.
По данным ICIS, по Северному морскому пути СПГ уже доставляли в Азию, но не с «Ямал СПГ». В конце 2012 года танкер «Река Обь» в сопровождении атомного ледокола доставил сжиженный газ из норвежского Снохвита в японский Тобата, а в прошлом году проходили тесты для судов ямальского проекта. В июле-августе газовоз «Кристоф де Маржери» транспортировал СПГ также с норвежского терминала в Порен в Южной Корее для испытания маршрута.
«Ямал СПГ» стал вторым проектом в России по экспорту сжиженного газа после сахалинского. Сейчас работает первая очередь проекта мощностью 5,5 млн тонн (7,6 млрд кубометров) в год. В течение полугода будут запущены и вторая и третья очереди. Так как они планируются к вводу в эксплуатацию с опережением графика, то в российских СМИ сообщали о том, что главному акционеру проекта, «Новатэку», не хватает танкеров ледового класса. «Компания уже зафрахтовала на краткосрочной основе газовоз „Псков“, принадлежащий „Совкомфлоту“ и находящийся в долгосрочном чартере у „Газпрома“. Также, по словам собеседников „Ъ“, НОВАТЭК ведет переговоры с японской NYK о фрахте на восемь месяцев газовоза Grace Dahlia, у которого, как и у „Пскова“, есть низкий ледовый класс Ice2», — писал «Коммерсант».
Комментарии (0)