Die Welt (Германия): как концерны США сотрудничали с Гитлером - «Общество»

  • 13:00, 17-мар-2019
  • Военные действия / Велоспорт / Бизнес / США / Власть / Общество
  • Edgarpo
  • 0

© AP Photo, «Дженерал моторс», «Форд» и «Стандард ойл» вели успешный бизнес с Третьим рейхом. Контакты с Германией не были незаконными, но все равно считались среди американцев чем-то предосудительным, ведь все знали, как ведут себя нацисты в Европе. О тогдашних связях между Германией и США ходит много слухов. Есть ли в них доля правды, выясняет немецкая газета «Вельт».

«Дженерал моторс» (General Motors), «Форд» (Ford) и «Стандард ойл» (Standard Oil) вели успешный бизнес с Третьим рейхом — как минимум, до начала 40-х годов. О тогдашних связях между Германией и США ходит много слухов. Есть ли в них доля правды?


Генрих Рихтер был исключительно хорошо осведомлен. Этот берлинский адвокат сообщил 30 января 1943 года на совещании в имперском министерстве экономики, что «компания „Дженерал моторс" списала всю свою собственность в „Опеле" до последнего цента». Таким образом, по его мнению, национализация, запланированная министерством, не потребуется. Она даже имела бы негативные последствия для будущих торговых отношений — после «окончательной победы».


Действительно, компания «Дженерал моторс» (GM), отчитываясь задним числом за 1941-й налоговый год, объявила все свои инвестиции в заводы «Опель» в Рюссельсхайме и Бранденбурге безвозвратной потерей. За это американское казначейство присудило компании 22,7 миллионов долларов в качестве налоговой льготы — весьма солидную сумму по тем временам.


Но примечателен, однако, не сам факт списания, а скорее то, что Генрих Рихтер об этом знал. Во-первых, детали налогообложения относятся в США к конфиденциальной информации. Во-вторых, на конец января 1943 года Соединенные Штаты и нацистская Германия уже год как находились в состоянии войны. И в-третьих, компания «Дженерал моторс», крупнейший производитель автомобилей и как тогда, так и теперь один из самых могущественных концернов мира, отрицал, что в период между 1941 и 1945 годами имел какие-то связи с немецкой дочерней фирмой «Опель».


Если Генрих Рихтер не был ясновидящим, то он получил информацию все же из центрального офиса «Дженерал моторс», предположительно через уполномоченного компании в оккупированной Дании. Несмотря на войну, подобная коммуникация была полезной для обеих сторон: ведь Рихтер в случае национализации потерял бы влияние, а американский концерн испытывал бы после войны трудности с возвратом собственности.


Контакты между доверенным лицом «Опеля» Рихтером и центральным офисом «Дженерал моторс» в 1942-43 годах проливают свет на деловые связи концернов США с Третьим рейхом. У более 300 средних и крупных компаний в период с 1933 по 1939, а у некоторых — и до 1941 года солидная часть товарооборота приходилась на Германию.



Неудачная идея сценаристов телесериала «Подводная лодка» компании «Скай» привлекла внимание общественности к этому сотрудничеству. В фильме утверждается, что инвесторы из США финансировали вооружение вермахта и хорошо заработали на этом. В действительности бурное развитие немецкой военной промышленности стало возможным лишь благодаря долгам и финансовым махинациям, а иностранный капитал не играл в этом деле никакой роли.


Но тем не менее между гитлеровской Германией и США действительно существовали нормальные деловые отношения. До того, как Германия объявила США войну, такие контакты не были незаконными. Но и тогда они считались в Америке чем-то предосудительным из-за методов обращения нацистов с политическими противниками и евреями, а также из-за постоянного нарушения Гитлером норм международного права.


Центральному офису «Дженерал моторс» эта дилемма была известна. Топ-менеджер Джеймс Д. Муни (James D. Mooney) приезжал в Германию в конце 1939, а затем в феврале 1940 года. В этих поездках он пытался смягчить позицию властей в Берлине. Управленец надеялся, что сможет умерить пыл «коричневых» властителей, но он оценивал ситуацию совершенно ошибочно. Вскоре это поняли и в центральном офисе «Дженерал моторс»: весной 1941 года граждане США, занимавшие руководящие должности в «Опеле», были отозваны из страны. С тех пор только адвокат Генрих Рихтер представлял в Германии интересы концерна.


Он все время успешно сопротивлялся попыткам СС использовать на заводах «Опель» заключенных концлагерей. Однако предприятие было включено в систему, где трудились и «иностранные рабочие». Тысячи военнопленных и гражданских лиц из Франции, Бельгии и Нидерландов должны были вкалывать на заводах «Опеля», с 1942 года к ним присоединились «восточные рабочие» из Советского Союза.


Контакты между американскими фирмами и Третьи рейхом были подчас довольно интенсивными. Но распространенное объяснение, что концерны были заинтересованы лишь в прибыли, не раскрывает полной картины. Уже вскоре после прихода к власти нацистов американским фирмам запретили выводить прибыль из Германии, деньги должны были реинвестироваться на месте. «Дженерал моторс», например, инвестировала доходы от «Опеля» в основном в завод в Бранденбурге.


Однако полностью отсутствуют доказательства того, что материнский концерн в США в период с 1941 по 1945 годы оказывал прямое влияние на дочерние предприятия в Германии. Нет доказательств, что руководство компании получало прибыли от немецкой военной промышленности. Напротив, при строгом контроле финансовых отношений между гитлеровской Германией и США этого просто не может быть.


© AP Photo, «Дженерал моторс», «Форд» и «Стандард ойл» вели успешный бизнес с Третьим рейхом. Контакты с Германией не были незаконными, но все равно считались среди американцев чем-то предосудительным, ведь все знали, как ведут себя нацисты в Европе. О тогдашних связях между Германией и США ходит много слухов. Есть ли в них доля правды, выясняет немецкая газета «Вельт».«Дженерал моторс» (General Motors), «Форд» (Ford) и «Стандард ойл» (Standard Oil) вели успешный бизнес с Третьим рейхом — как минимум, до начала 40-х годов. О тогдашних связях между Германией и США ходит много слухов. Есть ли в них доля правды? Генрих Рихтер был исключительно хорошо осведомлен. Этот берлинский адвокат сообщил 30 января 1943 года на совещании в имперском министерстве экономики, что «компания „Дженерал моторс" списала всю свою собственность в „Опеле" до последнего цента». Таким образом, по его мнению, национализация, запланированная министерством, не потребуется. Она даже имела бы негативные последствия для будущих торговых отношений — после «окончательной победы». Действительно, компания «Дженерал моторс» (GM), отчитываясь задним числом за 1941-й налоговый год, объявила все свои инвестиции в заводы «Опель» в Рюссельсхайме и Бранденбурге безвозвратной потерей. За это американское казначейство присудило компании 22,7 миллионов долларов в качестве налоговой льготы — весьма солидную сумму по тем временам. Но примечателен, однако, не сам факт списания, а скорее то, что Генрих Рихтер об этом знал. Во-первых, детали налогообложения относятся в США к конфиденциальной информации. Во-вторых, на конец января 1943 года Соединенные Штаты и нацистская Германия уже год как находились в состоянии войны. И в-третьих, компания «Дженерал моторс», крупнейший производитель автомобилей и как тогда, так и теперь один из самых могущественных концернов мира, отрицал, что в период между 1941 и 1945 годами имел какие-то связи с немецкой дочерней фирмой «Опель». Если Генрих Рихтер не был ясновидящим, то он получил информацию все же из центрального офиса «Дженерал моторс», предположительно через уполномоченного компании в оккупированной Дании. Несмотря на войну, подобная коммуникация была полезной для обеих сторон: ведь Рихтер в случае национализации потерял бы влияние, а американский концерн испытывал бы после войны трудности с возвратом собственности. Контакты между доверенным лицом «Опеля» Рихтером и центральным офисом «Дженерал моторс» в 1942-43 годах проливают свет на деловые связи концернов США с Третьим рейхом. У более 300 средних и крупных компаний в период с 1933 по 1939, а у некоторых — и до 1941 года солидная часть товарооборота приходилась на Германию. Неудачная идея сценаристов телесериала «Подводная лодка» компании «Скай» привлекла внимание общественности к этому сотрудничеству. В фильме утверждается, что инвесторы из США финансировали вооружение вермахта и хорошо заработали на этом. В действительности бурное развитие немецкой военной промышленности стало возможным лишь благодаря долгам и финансовым махинациям, а иностранный капитал не играл в этом деле никакой роли. Но тем не менее между гитлеровской Германией и США действительно существовали нормальные деловые отношения. До того, как Германия объявила США войну, такие контакты не были незаконными. Но и тогда они считались в Америке чем-то предосудительным из-за методов обращения нацистов с политическими противниками и евреями, а также из-за постоянного нарушения Гитлером норм международного права. Центральному офису «Дженерал моторс» эта дилемма была известна. Топ-менеджер Джеймс Д. Муни (James D. Mooney) приезжал в Германию в конце 1939, а затем в феврале 1940 года. В этих поездках он пытался смягчить позицию властей в Берлине. Управленец надеялся, что сможет умерить пыл «коричневых» властителей, но он оценивал ситуацию совершенно ошибочно. Вскоре это поняли и в центральном офисе «Дженерал моторс»: весной 1941 года граждане США, занимавшие руководящие должности в «Опеле», были отозваны из страны. С тех пор только адвокат Генрих Рихтер представлял в Германии интересы концерна. Он все время успешно сопротивлялся попыткам СС использовать на заводах «Опель» заключенных концлагерей. Однако предприятие было включено в систему, где трудились и «иностранные рабочие». Тысячи военнопленных и гражданских лиц из Франции, Бельгии и Нидерландов должны были вкалывать на заводах «Опеля», с 1942 года к ним присоединились «восточные рабочие» из Советского Союза. Контакты между американскими фирмами и Третьи рейхом были подчас довольно интенсивными. Но распространенное объяснение, что концерны были заинтересованы лишь в прибыли, не раскрывает полной картины. Уже вскоре после прихода к власти нацистов американским фирмам запретили выводить прибыль из Германии, деньги должны были реинвестироваться на месте. «Дженерал моторс», например, инвестировала доходы от «Опеля» в основном в завод в Бранденбурге. Однако полностью отсутствуют доказательства того, что материнский концерн в США в период с 1941 по 1945 годы оказывал прямое влияние на дочерние предприятия в Германии. Нет доказательств, что руководство компании получало прибыли от немецкой военной промышленности. Напротив, при строгом контроле финансовых отношений между гитлеровской Германией и США этого просто не может быть.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!