9М730 «Буревестник»: насколько опасна российская ядерная крылатая ракета? - «Новости Дня»

  • 03:43, 23-фев-2019
  • Военные действия
  • Donaldson
  • 0

9М730 «Буревестник»: насколько опасна российская ядерная крылатая ракета? - «Новости Дня»

Одной их самых обсуждаемых новостей предыдущего послания президента РФ Федеральному Собранию стала крылатая ракета (КР) 9М730 «Буревестник» со сверхмощной ядерной силовой установкой (ЯСУ). Однако с тех пор минул почти год, а информация в СМИ об этом уникальном оружии практически не появлялась. В нынешнем выступлении Владимир Путин ограничился лишь фразой о том, что испытания «Буревестника» продолжаются.


Напомним, о существовании подобной ракеты мир узнал 1 марта 2018 года.


В послании к Федеральному Собранию Путин сообщил, что в конце 2017 года на Центральном полигоне РФ (Новая Земля) прошли испытания КР с «практически неограниченной дальностью и непредсказуемой траекторией полёта»


Судя по продемонстрированной графике, «Буревестник» способен примерно два раза обогнуть Земной шар, преодолевая морские рубежей перехвата ПРО-ПВО (явный намёк на бесполезность вложений США в глобальную систему противоракетной обороны). По словам главы государства, ЯСУ настолько компактная, что может поместиться в корпусе крылатой ракеты воздушного базирования Х-101.


«В ходе полёта энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги. Проведённые пуск ракеты и комплекс наземных испытаний позволяют перейти к созданию принципиально нового типа вооружения — стратегического комплекса ядерного оружия с ракетой, оснащённой ядерной энергетической установкой», — сказал Путин в 2018 году.


Радиоактивный след


Идея об оснащении летательного аппарата (ЛА) малоразмерной ядерной силовой установкой возникла в США и в СССР ещё в 1950-е годы. Самолёты обеих держав потребляли слишком много топлива и не могли лететь на сверхзвуке в бесфорсажном режиме (форсаж предусматривает повышенный расход топлива). Забегая вперёд, отметим, что эта проблема по большому счёту не решена до сих пор.


Помимо самолётов, ЯСУ можно было оснастить спутники, космические корабли, беспилотники и, конечно, ракеты


Однако на этом пути учёные столкнулись с массой проблем. Почти все они были связаны с безопасностью. Использование ядерного реактора как источника тепловой энергии в рамках схемы прямоточного двигателя приводило к радиоактивному заражению атмосферы.


Чтобы минимизировать выхлоп продуктов горения, советские инженеры намеревались применять гибридную схему использования ЯСУ. Подъём ЛА в воздух должен был осуществляться обычным двигателем., а запуск реактора мог проходить только после набора высоты.


Эту схему предполагалось реализовать в проекте атомолёта Ту-119 (на базе стратегического бомбардировщика Ту-95).


Машина должна была набирать высоту с использованием двух турбовинтовых двигателей на авиационном керосине.


Остальные два двигателя, питавшиеся от ЯСУ, начинали работать уже на высоте в несколько тысяч метров


Таким образом планировалось минимизировать риск радиоактивного заражения.


Однако амбициозный проект был заморожен в середине 1960-х годов. В экспертной среде нет единого мнения о причинах приостановки работ. Часть специалистов полагает, что советское правительство стремилось сэкономить и сочло более эффективным развивать топливозаправочную авиацию и морские платформы. Атомолёт действительно казался (и до сих пор остаётся) весьма фантастическим образцом ЛА.


Другая часть экспертов настаивает, что прекращение разработки Ту-119 стало следствием нерешённых вопросов безопасности. Понять подобную точку зрения несложно: даже самые надёжные самолёты иногда падают. Что будет, если машина с ядерным реактором на борту рухнет в районе какого-либо населённого пункта или прямо на огромный мегаполис? В условиях холодной войны, когда гражданский лайнер нередко принимали за самолёт-разведчик, произойти могло всё, что угодно.


Ещё одним отрезвлением стала катастрофа, произошедшая 24 января 1978 года. В этот день советский спутник «Космос-954», оснащённый ядерным реактором массой 1,2 тонны, сошёл с орбиты.


Его обломки, не сгоревшие в атмосфере, упали на север Канады, заразив часть её территории


Правда, ущерб оказался относительно небольшим. В кратчайшие сроки американские специалисты собрали 90% обломков. В общей сложности было найдено около 100 фрагментов массой 65 килограммов. Радиоактивность некоторых обломков составляла 200 рентген/час. Советскому Союзу повезло, что в зоне разлёта фрагментов не проживали мирные жители. В результате аварии никто не пострадал, но Москва была вынуждена заплатить Канаде денежную компенсацию в несколько миллионов долларов.


Аварии со спутниками, работающими на ЯСУ, происходили и у американцев. В 1964 и 1968 годах неудачей закончились попытки запусков навигационного спутника «Транзит-5В» и метеорологического аппарата «Нимбус-В». По счастливой случайности человеческих жертв не было, хотя разрушившийся «Транзит-5В» оставил радиоактивный след в атмосфере.


Мультики или реальность?


На текущий момент единственный относительно безопасный способ использования ЯСУ на летательных аппаратах — это схема с промежуточным теплоносителем и теплообменником. Она позволяет не попадать продуктам горения в атмосферу. Однако её недостатком является громоздкость конструкции (представляет собой сеть трубопроводов). Иными словами, ни в какую крылатую ракету такую силовую установку засунуть просто невозможно.




Отсюда следует логичный вывод, что безопасный для окружающей среды полёт «Буревестника» возможен лишь на высоте от 15 -20 км. Однако это противоречит принципам использования крылатых ракет.


Главное преимущество КР заключается в полёте на малой высоте с огибанием рельефа местности


Чтобы придать ракете манёвренность, конструкторы сознательно жертвуют скоростью (около 800-900 км/ч) и делают акцент на малозаметности. КР летит относительно долго (причём настолько, что может быть сбита истребителем из обычной авиационной пушки), но вероятность поражения цели (в случае не обнаружения) у неё достаточно высокая. «Буревестник», например, может пребывать в воздушном пространстве в десятки раз дольше американского «Томагавка» (около двух суток).


В комментарии You-Tube каналу «Спец» в июле 2018 года доктор технических наук Игорь Острецов заявил, что создать крылатую ракету с ЯСУ невозможно. В частности, как отмечает учёный, КР в принципе не способна лететь на малых высотах на сверхзвуковой скорости. Также он подтвердил необходимость использования в «Буревестнике» прямоточного двигателя, оставляющего радиоактивный след.


Однако, есть ли у нас основания не верить президенту РФ, который заявил, что подобная ракета существует и успешно испытывалась? Скорее всего, разгадка состоит в том, что 9М730 действительно была создана. Но в качестве маршевого двигателя она использует обычную реактивную силовую установку. ЯСУ запускается только на безопасной для окружающей среды высоте, чтобы преодолеть необходимое до цели расстояние.


Отсутствие зафиксированного радиоактивного заражения при испытаниях подтверждают данную версию. (Если бы заражение при запуске ЯСУ действительно произошло, то американцы первыми были раструбили об этом на весь мир).


Не стоит упускать из виду, что «Буревестник» — это стратегическое оружие, то есть оно оснащено ядерным боезарядом. Боевое применение ракеты возможно лишь после ядерной атаки на нашу страну (это следует из принятой в РФ концепции ответно-встречного удара). В таком случае уже не имеет значение, какой двигатель использует 9М730, маневрируя на малой высоте для последующего удара по противнику. Ядерный апокалипсис всё равно неизбежен.


Конечно, мы можем только догадываться, но с большой вероятностью «Буревестник» является так называемым оружием Судного дня. Скорее всего, ракета включена в систему «Периметр» («Мёртвая рука»), которая призвана обеспечить гарантированный пуск всего имеющегося у России ядерного арсенала после уничтожения противником военно-политической верхушки, части наземных пусковых установок, а также морских и воздушных носителей.


Одной их самых обсуждаемых новостей предыдущего послания президента РФ Федеральному Собранию стала крылатая ракета (КР) 9М730 «Буревестник» со сверхмощной ядерной силовой установкой (ЯСУ). Однако с тех пор минул почти год, а информация в СМИ об этом уникальном оружии практически не появлялась. В нынешнем выступлении Владимир Путин ограничился лишь фразой о том, что испытания «Буревестника» продолжаются. Напомним, о существовании подобной ракеты мир узнал 1 марта 2018 года. В послании к Федеральному Собранию Путин сообщил, что в конце 2017 года на Центральном полигоне РФ (Новая Земля) прошли испытания КР с «практически неограниченной дальностью и непредсказуемой траекторией полёта» Судя по продемонстрированной графике, «Буревестник» способен примерно два раза обогнуть Земной шар, преодолевая морские рубежей перехвата ПРО-ПВО (явный намёк на бесполезность вложений США в глобальную систему противоракетной обороны). По словам главы государства, ЯСУ настолько компактная, что может поместиться в корпусе крылатой ракеты воздушного базирования Х-101. «В ходе полёта энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги. Проведённые пуск ракеты и комплекс наземных испытаний позволяют перейти к созданию принципиально нового типа вооружения — стратегического комплекса ядерного оружия с ракетой, оснащённой ядерной энергетической установкой», — сказал Путин в 2018 году. Радиоактивный след Идея об оснащении летательного аппарата (ЛА) малоразмерной ядерной силовой установкой возникла в США и в СССР ещё в 1950-е годы. Самолёты обеих держав потребляли слишком много топлива и не могли лететь на сверхзвуке в бесфорсажном режиме (форсаж предусматривает повышенный расход топлива). Забегая вперёд, отметим, что эта проблема по большому счёту не решена до сих пор. Помимо самолётов, ЯСУ можно было оснастить спутники, космические корабли, беспилотники и, конечно, ракеты Однако на этом пути учёные столкнулись с массой проблем. Почти все они были связаны с безопасностью. Использование ядерного реактора как источника тепловой энергии в рамках схемы прямоточного двигателя приводило к радиоактивному заражению атмосферы. Чтобы минимизировать выхлоп продуктов горения, советские инженеры намеревались применять гибридную схему использования ЯСУ. Подъём ЛА в воздух должен был осуществляться обычным двигателем., а запуск реактора мог проходить только после набора высоты. Эту схему предполагалось реализовать в проекте атомолёта Ту-119 (на базе стратегического бомбардировщика Ту-95). Машина должна была набирать высоту с использованием двух турбовинтовых двигателей на авиационном керосине. Остальные два двигателя, питавшиеся от ЯСУ, начинали работать уже на высоте в несколько тысяч метров Таким образом планировалось минимизировать риск радиоактивного заражения. Однако амбициозный проект был заморожен в середине 1960-х годов. В экспертной среде нет единого мнения о причинах приостановки работ. Часть специалистов полагает, что советское правительство стремилось сэкономить и сочло более эффективным развивать топливозаправочную авиацию и морские платформы. Атомолёт действительно казался (и до сих пор остаётся) весьма фантастическим образцом ЛА. Другая часть экспертов настаивает, что прекращение разработки Ту-119 стало следствием нерешённых вопросов безопасности. Понять подобную точку зрения несложно: даже самые надёжные самолёты иногда падают. Что будет, если машина с ядерным реактором на борту рухнет в районе какого-либо населённого пункта или прямо на огромный мегаполис? В условиях холодной войны, когда гражданский лайнер нередко принимали за самолёт-разведчик, произойти могло всё, что угодно. Ещё одним отрезвлением стала катастрофа, произошедшая 24 января 1978 года. В этот день советский спутник «Космос-954», оснащённый ядерным реактором массой 1,2 тонны, сошёл с орбиты. Его обломки, не сгоревшие в атмосфере, упали на север Канады, заразив часть её территории Правда, ущерб оказался относительно небольшим. В кратчайшие сроки американские специалисты собрали 90% обломков. В общей сложности было найдено около 100 фрагментов массой 65 килограммов. Радиоактивность некоторых обломков составляла 200 рентген/час. Советскому Союзу повезло, что в зоне разлёта фрагментов не проживали мирные жители. В результате аварии никто не пострадал, но Москва была вынуждена заплатить Канаде денежную компенсацию в несколько миллионов долларов. Аварии со спутниками, работающими на ЯСУ, происходили и у американцев. В 1964 и 1968 годах неудачей закончились попытки запусков навигационного спутника «Транзит-5В» и метеорологического аппарата «Нимбус-В». По счастливой случайности человеческих жертв не было, хотя разрушившийся «Транзит-5В» оставил радиоактивный след в атмосфере. Мультики или реальность? На текущий момент единственный относительно безопасный способ использования ЯСУ на летательных аппаратах — это схема с промежуточным теплоносителем и теплообменником. Она позволяет не попадать продуктам горения в атмосферу. Однако её недостатком является громоздкость конструкции (представляет собой сеть трубопроводов). Иными словами, ни в какую крылатую ракету такую силовую установку засунуть просто невозможно. Отсюда следует логичный вывод, что безопасный для окружающей среды полёт «Буревестника» возможен лишь на высоте от 15 -20 км. Однако это противоречит принципам использования крылатых ракет. Главное преимущество КР заключается в полёте на малой высоте с огибанием рельефа местности Чтобы придать ракете манёвренность, конструкторы сознательно жертвуют скоростью (около 800-900 км/ч) и делают акцент на малозаметности. КР летит относительно долго (причём настолько, что может быть сбита истребителем из обычной авиационной пушки), но вероятность поражения цели (в случае не обнаружения) у неё достаточно высокая. «Буревестник», например, может пребывать в воздушном пространстве в десятки раз дольше американского «Томагавка» (около двух суток). В комментарии You-Tube каналу «Спец» в июле 2018 года доктор технических наук Игорь Острецов заявил, что создать крылатую ракету с ЯСУ невозможно. В частности, как отмечает учёный, КР в принципе не способна лететь на малых высотах на сверхзвуковой скорости. Также он подтвердил необходимость использования в «Буревестнике» прямоточного двигателя, оставляющего радиоактивный след. Однако, есть ли у нас основания не верить президенту РФ, который заявил, что подобная ракета существует и успешно испытывалась? Скорее всего, разгадка состоит в том, что 9М730 действительно была создана. Но в качестве маршевого двигателя она использует обычную реактивную силовую установку. ЯСУ запускается только на безопасной для окружающей среды высоте, чтобы преодолеть необходимое до цели расстояние. Отсутствие зафиксированного радиоактивного заражения при испытаниях подтверждают данную версию. (Если бы заражение при запуске ЯСУ действительно произошло, то американцы первыми были раструбили об этом на весь мир). Не стоит упускать из виду, что «Буревестник» — это стратегическое оружие, то есть оно оснащено ядерным боезарядом. Боевое применение ракеты возможно лишь после ядерной атаки на нашу страну (это следует из принятой в РФ концепции ответно-встречного удара). В таком случае уже не имеет значение, какой двигатель использует 9М730, маневрируя на малой высоте для последующего удара по противнику. Ядерный апокалипсис всё равно неизбежен. Конечно, мы можем только догадываться, но с большой вероятностью «Буревестник» является так называемым оружием Судного дня. Скорее всего, ракета включена в систему «Периметр» («Мёртвая рука»), которая призвана обеспечить гарантированный пуск всего имеющегося у России ядерного арсенала после уничтожения противником военно-политической верхушки, части наземных пусковых установок, а также морских и воздушных носителей.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!