Курильское харакири России - «Новости Дня»
- 12:05, 11-фев-2019
- Военные действия
- Калерия
- 0
Может ли японская дипломатия перехитрить Москву в споре за Курильские острова?
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ на съезде правящей Либерально-демократической партии пообещал продолжить активные переговоры с Москвой. По его словам, «нерешённая уже более 70 лет проблема не должна перейти к будущим поколениям».
Данное заявление означает, что мы будем постоянно видеть Абэ в компании президента России. Поэтому с большой вероятностью глава правительства Японии не упустит возможность посетить Путина в начале мая в его сочинской резиденции. Также он наверняка примет участие в экономических форумах в Петербурге и во Владивостоке.
Ненапрасные опасения
Япония активизировала политические контакты с Россией в 2014 году, воспользовавшись устроенной Западом международной изоляцией РФ из-за присоединения Крыма и помощи ополчению Донбасса. Токио отказался от резкой риторики в адрес Москвы, но присоединился к экономическим санкциям Евросоюза и США.
Главная цель японской дипломатии — возвращение четырёх территорий Курильской гряды — островов Кунашир, Итуруп, Шикотан и архипелага Хабомаи. В Токио неоднократно давали понять, что готовы согласиться на передачу Шикотана и Хабомаи, но с условием последующих переговоров по двум другим островам.
Напомним, что советско-японская декларация 1956 года исключает передачу Шикотана и Хабомаи без подписания мирного договора. Об этом документе очень много упоминается отечественными госдеятелями и в СМИ, но мало кто обращает внимание, что формально он мёртв. В 1960 году Япония подписала договор о военном союзе США. В ответ СССР аннулировал декларацию.
Москва согласилась вести переговоры по мирному договору и островам только после вывода всех американских войск из Японии. Этого условия в Токио до сих пор не выполнили. Численность контингента США в Японии составляет 45-47 тысяч человек.
Опасения Советского Союза не были напрасными. При активной поддержке Соединённых Штатов в Японии появилась фактически регулярная армия (Силы самообороны), формировать которую Стране восходящего солнца запрещено по конституции. Укрепляя военную мощь Токио, Вашингтон решал задачу по «сдерживанию» в регионе СССР и Китая.
В настоящее время ситуация на Дальнем Востоке кардинальным образом не поменялась за тем исключением, что Тихоокеанский флот нашей страны ужался в несколько раз, практически лишившись возможности проецировать силу в регионе. Ключевыми военными державами в Восточной Азии остаются Япония, Южная Корея и США, обладающие наиболее современными и боеспособными ВМС.
Кроме того, семимильными шагами к военному превосходству идёт Китай. В России, в том числе с подачи официальных лиц, распространена точка зрения будто Поднебесная является союзником РФ. Однако в реальности между двумя государствами нет ни одного договора о военной взаимопомощи и оборонительном союзе. Пекин проводит абсолютно независимую политику и ни разу не говорил о желании связать себя формальными или фактическими обязательствами с Москвой.
Цена русской наивности
В условиях объективной нехватки военных и экономических ресурсов для Москвы не допустимы территориальные уступки (вне зависимости от того, на каких условиях они будут сделаны). Вслед за потерей Шикотана и Хабомаи Япония тут же предъявит претензии на Итуруп и Кунашир, а потом найдутся политические силы, которые заодно потребуют «вернуть» Южный Сахалин.
Неизвестно, как после гипотетической передачи Курил поведёт себя и «наш вечный друг» Китай. На какие шаги пойдёт Поднебесная с целью «освоения» природных богатств Дальнего Востока и Сибири. В 2000-е годы Пекин уже получил от Москвы весьма щедрый подарок — острова Даманский и Тарабаров, а также половину острова Большой Уссурийский на реке Амур. Что взамен Китай отдал РФ, кроме завала на внутреннем рынке своего ширпотреба и декларативной политической поддержки во время двусторонних встреч и на полях ООН?
Одна из хронических проблем отечественных госдеятелей и дипломатии в целом — это поразительная наивность, которая выражается в ожидании благодарности и конкретных уступок после щедрого жеста доброй воли.
Примеров тому бесконечное множество. Чего только стоят сотни миллиардов рублей, которые СССР вложил в страны третьего мира, получив от них практически нулевую отдачу. Или обещание США не расширять НАТО, которому поверил Михаил Горбачёв, отказавшись от поддержки социалистических режимов Восточной Европы?
Могла ли Москва поступать более разумно? Конечно, могла. Одно из ключевых правил дипломатического искусства гласит: государство не должно соглашаться на уступку без чёткого понимания выгоды, которую оно обретёт в перспективе. В будущих (и, наверное, очень долгих) переговорах с Японией наше государство не должно повторять прежних ошибок.
Во-первых, российским госдеятелям необходимо отбросить иллюзии о том, что после территориальных уступок на Дальний Восток прольётся золотой дождь из японских инвестиций. С какой стати японские бизнесмены будут вкладывать деньги в нецелесообразные с коммерческой точки зрения проекты? Если у японского капитала возникнет интерес к РФ, то инвестиции увеличатся вне зависимости от того, кому будут принадлежать Курилы.
Япония — очень богатый сосед РФ. Судя по состоянию российского Дальнего Востока и Курил, потенциал экономического сотрудничества с Японией реализуется слабо. Однако виной тому — не отсутствие мирного договора, а наши собственные внутренние проблемы, наше русское неумение грамотно использовать колоссальные природные богатства.
В Токио не могут не понимать этого. Поэтому, как прогнозируют эксперты, на первый план переговоров с Москвой может выйти (или вышло) так называемое совместное хозяйственное освоение южных Курил. С одной стороны, оно позволит заметно улучшить жизнь местных жителей, с другой — оно неминуемо обернётся фактической колонизацией. С ростом японского населения Токио может поднять вопрос о «самоопределении» островов.
Вежливо, но решительно
Ещё одна иллюзия, которая проскальзывает в устах отдельных российских политиков, это заблуждение о том, что Токио пожертвует ради южных Курил союзом с Соединёнными Штатами или каким-либо образом ограничит присутствие американских войск на своей территории.
В России очень любят выискивать и преувеличивать противоречия между Вашингтоном и его союзниками. В реальности тесные военно-политические отношения Японии и США носят естественный и взаимовыгодный характер. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов высокую степень политического влияния Штатов на внешнюю и даже внутреннюю политику Токио.
В отечественных и зарубежных СМИ довольно часто мелькают материалы, что Москва рассчитывает на демилитаризированный статус Курил в случае их передачи Японии. При этом Токио не может (или не желает) предоставлять подобную гарантию. Если Россия согласится отдать Шикотан и Хабомаи, то появление японских или американских военных объектов (пусть и не представляющих серьёзную угрозу для РФ) станет вопросом времени.
На текущий момент сложно прогнозировать, к чему приведут переговоры с Японией, и насколько они затянутся. Мирный договор, как уже писала РП, Москве от Токио не нужен. Погоня за ним, будем надеяться, является лишь дипломатической уловкой для вежливого, но решительного отказа от передачи территорий.
Комментарии (0)