Лукашенко недоволен Москвой: три сценария развития отношений России и Беларуси - «Новости Дня»

  • 15:20, 15-янв-2019
  • Военные действия
  • Амвросий
  • 0

Лукашенко недоволен Москвой: три сценария развития отношений России и Беларуси - «Новости Дня»

Информационный фон белорусско-российских отношений в начале наступившего года остается крайне напряженным. Становится очевидно, что участники Союзного государства подошли к необходимости стратегического выбора модели дальнейшего развития двусторонних отношений. Мы рассмотрели три сценария развития отношений Беларуси и России в новом году.


Очевидно, что негативный информационный фон белорусско-российских отношений — это результат того, что переговоры о компенсации бюджетных потерь для Беларуси вследствие налогового маневра в российской нефтяной отрасли не принесли каких-либо ясных результатов. Причем внутри Беларуси наиболее обсуждаемой темой стали не сами по себе финансовые противоречия с Россией, а то, как экономические взаимоотношения двух стран будут увязываться с перспективами политической интеграции.


Поводом для этого послужил ряд высказываний российских официальных лиц, в том числе премьер-министра Дмитрия Медведева, сделанных в конце минувшего года. Собственно говоря, именно Медведев обозначил два основных сценария, в рамках которых могут развиваться отношения Беларуси и России в ближайшем будущем: консервативный, то есть все остается примерно так, как оно есть сейчас, либо углубленная политическая и экономическая интеграция в рамках Союзного государства с созданием наднациональных органов, введением общей валюты, общим таможенным, визовым пространством и внешней политикой.


Правда, российский премьер не упомянул еще один сценарий, обсуждаемый довольно часто, особенно в последнее время: это «уход» Беларуси на Запад и демонтаж существующих интеграционных договоренностей.


Сценарий 1. «Уход» Беларуси на Запад


Спекуляции на эту тему не прекращаются с 2014 года, когда стали очевидны внешнеполитические расхождения между Москвой и Минском. В контексте последних событий масла в огонь подлила довольно резкая реакция белорусской стороны на российские предложения об углубленной интеграции с акцентированием темы белорусского суверенитета как непреложной ценности.


На фоне наращивания дипломатических контактов Минска с США и активной информационной кампании в западных СМИ в поддержку белорусского суверенитета и против «империалистических посягательств» России может показаться, что сценарий «ухода на Запад» не такой уж нереалистичный. Однако нельзя забывать, что возможности маневра на западном направлении для Беларуси по-прежнему крайне ограничены, поскольку там, как и раньше, воспринимают политическую систему республики как «авторитарную» и не соответствующую западным стандартам демократии и прав человека.


Показательна в этой связи наделавшая много шума в русскоязычном интернете статья Анны Эпплбаум в The Washington Post, где она называет белорусского президента Александра Лукашенко не иначе как «диктатором».


Кроме того, Западу важна белорусская государственность не сама по себе, а только как противовес России. Никакой позитивной программы, способной компенсировать разрыв связей с Москвой, ни ЕС, ни США предложить Беларуси не способны.


«Поворот на Запад» будет означать для Беларуси масштабную дестабилизацию социально-экономической и политической систем, и этого не могут не понимать в Минске. Поэтому гипотетический разворот возможен разве что в случае революционного сценария на манер украинского майдана, который, однако, в обозримой перспективе в Беларуси никак не просматривается.


Сценарий 2. Углубленная политическая и экономическая интеграция в рамках Союзного государства


Что касается «позитивного» сценария углубленной интеграции, то и он представляется в ближайшей перспективе маловероятным. И дело не столько в пресловутом налоговом маневре, который является лишь внешним проявлением фундаментальных, структурных противоречий между Беларусью и Россией по поводу самого формата интеграции. Для белорусской стороны принципиально важно соблюдение суверенитета и равноправия сторон в рамках интеграции.


Не против этого принципа и Россия. Закреплен он и в Договоре о создании Союзного государства. Однако общего понимания этого самого равноправия у сторон, очевидно, нет. И главной проблемой здесь является крайняя неравнозначность субъектов интеграции.


Принцип формального равенства при объективном неравенстве потенциалов государств-участников — мина под любым проектом межгосударственной интеграции.


Собственно говоря, остается открытым сам вопрос: а возможно ли в принципе подлинно равноправное объединение объективно неравновесных государств либо суверенитет «малых» участников интеграции будет неизбежно размываться в пользу более сильных?


Раньше в качестве успешного примера решения этой дилеммы приводили ЕС, но сегодня очевидно, что и он не нашел удовлетворительной формулы, как объединить на равных объективно неравные государства. Сегодня ЕС находится ровно перед той же вилкой возможностей, что Россия и Беларусь: либо углубление интеграции с неизбежными «жертвами» в области суверенитета, либо стагнация или даже откат интеграционных процессов.


Сценарий 3. Сохранение имеющихся отношений между Россией и Беларусью


Учитывая вышесказанное, консервативный сценарий белорусско-российских отношений представляется наиболее реальной перспективой. Однако это не означает автоматического сохранения статус-кво, который не удовлетворяет, кажется, всех.


Так, в Беларуси в очередной раз озаботились снижением экономической зависимости от России, в том числе в сфере нефтяных поставок. Эта тема возникает всякий раз, когда в двусторонних отношениях появляются какие-то трудности.


Однако при этом забывают, что и Россия проводит точно такие же мероприятия по снижению своей зависимости от Беларуси и других евразийских партнеров.


На белорусском направлении это прежде всего снижение зависимости от нефтегазового транзита, а также от белорусских производителей в сфере ВПК (колесные тягачи для российских ракетных комплексов) или сельском хозяйстве.


Все это вовсе не означает отказа от интеграции как таковой. Однако в ее рамках стороны будут исходить исключительно из собственного, довольно узкого понимания национальных интересов, а также стремиться создать «подушку безопасности» в виде альтернативных политико-экономических связей на случай кризиса с партнерами по интеграции. Безусловно, все это превращает белорусско-российскую интеграцию в весьма проблемный и турбулентный процесс.


Информационный фон белорусско-российских отношений в начале наступившего года остается крайне напряженным. Становится очевидно, что участники Союзного государства подошли к необходимости стратегического выбора модели дальнейшего развития двусторонних отношений. Мы рассмотрели три сценария развития отношений Беларуси и России в новом году. Очевидно, что негативный информационный фон белорусско-российских отношений — это результат того, что переговоры о компенсации бюджетных потерь для Беларуси вследствие налогового маневра в российской нефтяной отрасли не принесли каких-либо ясных результатов. Причем внутри Беларуси наиболее обсуждаемой темой стали не сами по себе финансовые противоречия с Россией, а то, как экономические взаимоотношения двух стран будут увязываться с перспективами политической интеграции. Поводом для этого послужил ряд высказываний российских официальных лиц, в том числе премьер-министра Дмитрия Медведева, сделанных в конце минувшего года. Собственно говоря, именно Медведев обозначил два основных сценария, в рамках которых могут развиваться отношения Беларуси и России в ближайшем будущем: консервативный, то есть все остается примерно так, как оно есть сейчас, либо углубленная политическая и экономическая интеграция в рамках Союзного государства с созданием наднациональных органов, введением общей валюты, общим таможенным, визовым пространством и внешней политикой. Правда, российский премьер не упомянул еще один сценарий, обсуждаемый довольно часто, особенно в последнее время: это «уход» Беларуси на Запад и демонтаж существующих интеграционных договоренностей. Сценарий 1. «Уход» Беларуси на Запад Спекуляции на эту тему не прекращаются с 2014 года, когда стали очевидны внешнеполитические расхождения между Москвой и Минском. В контексте последних событий масла в огонь подлила довольно резкая реакция белорусской стороны на российские предложения об углубленной интеграции с акцентированием темы белорусского суверенитета как непреложной ценности. На фоне наращивания дипломатических контактов Минска с США и активной информационной кампании в западных СМИ в поддержку белорусского суверенитета и против «империалистических посягательств» России может показаться, что сценарий «ухода на Запад» не такой уж нереалистичный. Однако нельзя забывать, что возможности маневра на западном направлении для Беларуси по-прежнему крайне ограничены, поскольку там, как и раньше, воспринимают политическую систему республики как «авторитарную» и не соответствующую западным стандартам демократии и прав человека. Показательна в этой связи наделавшая много шума в русскоязычном интернете статья Анны Эпплбаум в The Washington Post, где она называет белорусского президента Александра Лукашенко не иначе как «диктатором». Кроме того, Западу важна белорусская государственность не сама по себе, а только как противовес России. Никакой позитивной программы, способной компенсировать разрыв связей с Москвой, ни ЕС, ни США предложить Беларуси не способны. «Поворот на Запад» будет означать для Беларуси масштабную дестабилизацию социально-экономической и политической систем, и этого не могут не понимать в Минске. Поэтому гипотетический разворот возможен разве что в случае революционного сценария на манер украинского майдана, который, однако, в обозримой перспективе в Беларуси никак не просматривается. Сценарий 2. Углубленная политическая и экономическая интеграция в рамках Союзного государства Что касается «позитивного» сценария углубленной интеграции, то и он представляется в ближайшей перспективе маловероятным. И дело не столько в пресловутом налоговом маневре, который является лишь внешним проявлением фундаментальных, структурных противоречий между Беларусью и Россией по поводу самого формата интеграции. Для белорусской стороны принципиально важно соблюдение суверенитета и равноправия сторон в рамках интеграции. Не против этого принципа и Россия. Закреплен он и в Договоре о создании Союзного государства. Однако общего понимания этого самого равноправия у сторон, очевидно, нет. И главной проблемой здесь является крайняя неравнозначность субъектов интеграции. Принцип формального равенства при объективном неравенстве потенциалов государств-участников — мина под любым проектом межгосударственной интеграции. Собственно говоря, остается открытым сам вопрос: а возможно ли в принципе подлинно равноправное объединение объективно неравновесных государств либо суверенитет «малых» участников интеграции будет неизбежно размываться в пользу более сильных? Раньше в качестве успешного примера решения этой дилеммы приводили ЕС, но сегодня очевидно, что и он не нашел удовлетворительной формулы, как объединить на равных объективно неравные государства. Сегодня ЕС находится ровно перед той же вилкой возможностей, что Россия и Беларусь: либо углубление интеграции с неизбежными «жертвами» в области суверенитета, либо стагнация или даже откат интеграционных процессов. Сценарий 3. Сохранение имеющихся отношений между Россией и Беларусью Учитывая вышесказанное, консервативный сценарий белорусско-российских отношений представляется наиболее реальной перспективой. Однако это не означает автоматического сохранения статус-кво, который не удовлетворяет, кажется, всех. Так, в Беларуси в очередной раз озаботились снижением экономической зависимости от России, в том числе в сфере нефтяных поставок. Эта тема возникает всякий раз, когда в двусторонних отношениях появляются какие-то трудности. Однако при этом забывают, что и Россия проводит точно такие же мероприятия по снижению своей зависимости от Беларуси и других евразийских партнеров. На белорусском направлении это прежде всего снижение зависимости от нефтегазового транзита, а также от белорусских производителей в сфере ВПК (колесные тягачи для российских ракетных комплексов) или сельском хозяйстве. Все это вовсе не означает отказа от интеграции как таковой. Однако в ее рамках стороны будут исходить исключительно из собственного, довольно узкого понимания национальных интересов, а также стремиться создать «подушку безопасности» в виде альтернативных политико-экономических связей на случай кризиса с партнерами по интеграции. Безусловно, все это превращает белорусско-российскую интеграцию в весьма проблемный и турбулентный процесс.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!