Смерть для «стелса». Почему Су-35 стал самым опасным истребителем в мире - «Новости Дня»

  • 12:00, 03-окт-2018
  • Военные действия
  • Катерина
  • 0

Смерть для «стелса». Почему Су-35 стал самым опасным истребителем в мире - «Новости Дня»

Истребителям поколения 4 и 4++ во всём мире готовили быструю отставку. Малозаметность, внутренние отсеки для вооружения и новые режимы полёта машин пятого поколения не оставляли шансов истребителям холодной войны. Однако в один момент всё изменилось.


Боевой потенциал


Секрет отказа от слепого следования авиационной моде и строительства истребителей пятого поколения вместо «морально устаревающих» машин поколения 4 и 4++ только на первый взгляд невозможно понять. С одной стороны, пятое технологическое поколение (или пятый технологический уровень) даёт колоссальные преимущества в воздушном бою. В реальности математический просчёт и моделирование воздушных боёв показали, что если машины пятого поколения с первого раза не поражают противника в воздухе, то на средних и ближних дистанциях будет завязываться старая добрая «собачья схватка», исход которой напрямую зависит от мастерства лётчика.


Именно по этой причине европейские производители отмахнулись от новинок из Америки и стали доводить до совершенства собственные истребители. Несколько волн модернизации пережили практически все известные истребители: Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и JAS-39 Gripen. Пятое поколение оказалось слишком дорогим и на своей родине: пока учёные и лучшие инженеры возились с F-35, ВМС и ВВС США приступили к модернизации истребителей F/A-18 Super Hornet, F-15 и F-16.


Наиболее прагматично к вопросу переоснащения старого планера на «новые мозги» подошли в России: на базе Су-27 был построен, испытан и закуплен истребитель Су-35, небольшая модернизация которого позволила побить всех ключевых конкурентов.


На своего знаменитого предка — истребитель Су-27 — 35-й похож только внешне. Всё, что находится внутри, — результат последних достижений отечественной науки и промышленности.


При составлении ТТЗ на проектирование истребителя в дело вмешались военные. «Истребитель должен нести больше топлива!» — с такой резолюцией пришла в конструкторское бюро бумага из высоких кабинетов. Сказано — сделано. В результате все имеющиеся полости, в том числе и рядом с двигателями, стали заполняться топливом, а Су-35 получил лучший в классе показатель по дальности полёта — 3610 километров.


Разведывательно-ударный комплекс



После первых демонстрационных полётов Су-35 эксперты начали считать, сколько процентов воздушных боёв в гипотетическом противостоянии с Су-35 могут выиграть зарубежные самолёты. Сильнее всего расстроились американцы: новейший истребитель F-35 в середине 2014 года уже проиграл учебный бой истребителю F-16, разработанному в самый разгар холодной войны. Ключевой проблемой для американских военных стали называть российскую бортовую радиолокационную станцию Н035 «Ирбис», дальность обнаружения которой по воздушным целям составляет 350–400 километров.

Другая особенность РЛС и звена из трёх истребителей Су-35 практически нигде в открытой печати не встречается. Источник в оборонно-промышленном комплексе пояснил, что речь идёт о построении разведывательно-ударного комплекса, в котором Су-35 — и разведчик, и взрывник, и связист одновременно.


Это только на первый взгляд просто истребитель. На самом же деле боятся эту машину совершенно не зря, потому как одно звено Су-35 может нарушить управление войсками на обширном участке фронта.


Говоря простым языком, РЛС «Ирбис» уже на этапе проектирования задумывалась как универсальная станция обнаружения не только для бортового вооружения, но и для любых средств поражения вообще. При этом российские истребители превратились в своеобразное остриё копья: БРЛС обнаруживает цели, передаёт их на мобильный пункт управления батарей комплексов С-400. Командир пункта даёт добро на пуск, и зенитная ракета, делая «горку» с прыжком из пускового контейнера, улетает в сторону цели. Единственным пробелом в этой схеме на протяжении длительного времени оставался самолёт ДРЛО А-100 «Премьер», однако с вводом в строй этой машины звено Су-35 превращается в самый настоящий наступательный комплекс.




Как только А-100 появится в войсках, будет возможность расширить систему ПВО и поражать цели в автоматическом режиме. Причём речь идёт не только о воздушных целях, но и о любых целях в пределах досягаемости вообще.


Хитрый союзник


Во многом функционал РЛС «Ирбис» и бортовой электроники вообще стал причиной, по которой именно в пользу Су-35 сделали свой выбор китайские военные. Однако с характерной для китайцев хитростью и стремлением достать уникальные технологии любой ценой российской стороне было предложено продать в Поднебесную всего одну-две машины.


Важно пояснить, что китайских военных не интересовал самолёт как готовое изделие — с горем пополам клепать истребители на базе советских «сушек» в КНР научились уже давно. Главный русский секрет составляли двигатели с отклоняемым вектором тяги (в том числе и программное обеспечение для управления этим процессом), а также бортовая электроника. В частности, РЛС «Ирбис», за создание которой специалисты закономерно попросили большие деньги.


90-е давно прошли, и продавать технологии за бесценок никто не собирался — за 24 истребителя c китайцев попросили $2,5 млрд. Сложность переговоров объяснялась спецификой изделия — китайские военные хотели всё и сразу, российские специалисты понимали, за что просят деньги.


Источник в ОПК отметил, что в процентном отношении стоимость бортовой электроники, двигателей и другой, абсолютно уникальной продукции составляет до половины стоимости каждого истребителя Су-35. Если бы китайцы могли, то в инвойс на покупку вписали бы только двигатели, РЛС, софт и кое-что по мелочи. Брать истребители целиком не было никакого смысла, но такая позиция для России с самого начала была неприемлема. «Либо целиком, либо никак». Не стоит забывать, что на экспорт продали усечённый вариант Су-35, лишённый способности воевать так, как это делают машины в строевых авиационных частях ВКС РФ.


Фотонная пушка




Неожиданная новость о снижении количества законтрактованных для ВКС РФ истребителей пятого поколения Су-57 заметно взволновала общественность. Однако причина, по которой выбор был сделан в пользу уже зарекомендовавших себя машин, крайне проста. Функционал российских самолётов поколения 4++ в том виде, в каком Су-35 существует сейчас, раскрыт всего на 30 процентов. При этом способность «сушек» воевать в составе автоматизированной системы ПВО на пару с разведчиками А-100 — это лишь верхушка айсберга.


Кроме оптической электронной системы (ОЛС), способной проводить захват и сопровождение даже малозаметных целей, на Су-35 в ближайшие несколько лет могут появиться бортовые радиолокационные станции с РОФАР — радио-оптической фазированной решёткой. Тот самый «квантовый радар», о котором специалисты по радиолокации говорят последние несколько лет.


Применение этой технологии позволит не только значительно увеличить дальность обнаружения целей, но и сделает любую маскировку целей даже на поверхности бессмысленной. При небольших изменениях аппаратной части и сопряжения РЛС Су-35 с другой электроникой истребитель может работать в режиме радиолокационного синтезирования апертуры. Этот режим, говоря простым языком, позволяет проводить полное сканирование поверхности с тотальной разведкой всего, что может быть закрыто средствами маскировки. Эта же возможность в качестве базовой функции закладывается и в радиолокатор на основе радио-оптической фазированной решётки.


Подбить «косты»


Даже с расширенным функционалом, фотонным радаром и ракетами повышенной дальности Су-35 по-прежнему будет значительно дешевле любых зарубежных конкурентов. Ближайший конкурент — американский истребитель F-35 — даже с учётом серийного производства и уникальных технологий обходится слишком дорого. Одними из тех, кто стал сомневаться в эффективности машины, стали норвежские военные. Компания Lockheed Martin продала в США 52 истребителя за полную стоимость в $10 млрд — по $193 млн за один самолёт.



Немногим дешевле европейские истребители: за JAS-39 Gripen просят €139 млн, а Eurofighter Typhoon обойдётся заказчикам в $125 млн. Первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 тоже со временем не подешевел: стоимость машины составляет $147 млн. При этом F-22, который ВВС США даже перебрасывали для боевых действий в Сирию, отлично пеленговался средствами контроля воздушной обстановки практически на всех этапах полёта наряду с БПЛА и другими летательными аппаратами.

Су-35 остаётся самым доступными боевым истребителем на рынке: за $83 млн потенциальный заказчик получает машину с расширенными боевыми возможностями, которых почти все зарубежные истребители лишены. Исключение, по словам источника в ОПК, составляет лишь F-35, который на этапе разработки снабдили многофункциональной РЛС, функционал которой помогает лётчику наносить удары как по воздушным, так и по наземным целям. Если учесть, что Су-57 (ПАК ФА) на время превратился в испытательный стенд для разработок по шестому технологическому поколению, через 5–7 лет такие технологии можно будет реализовать в Су-35.


Истребителям поколения 4 и 4 во всём мире готовили быструю отставку. Малозаметность, внутренние отсеки для вооружения и новые режимы полёта машин пятого поколения не оставляли шансов истребителям холодной войны. Однако в один момент всё изменилось. Боевой потенциал Секрет отказа от слепого следования авиационной моде и строительства истребителей пятого поколения вместо «морально устаревающих» машин поколения 4 и 4 только на первый взгляд невозможно понять. С одной стороны, пятое технологическое поколение (или пятый технологический уровень) даёт колоссальные преимущества в воздушном бою. В реальности математический просчёт и моделирование воздушных боёв показали, что если машины пятого поколения с первого раза не поражают противника в воздухе, то на средних и ближних дистанциях будет завязываться старая добрая «собачья схватка», исход которой напрямую зависит от мастерства лётчика. Именно по этой причине европейские производители отмахнулись от новинок из Америки и стали доводить до совершенства собственные истребители. Несколько волн модернизации пережили практически все известные истребители: Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и JAS-39 Gripen. Пятое поколение оказалось слишком дорогим и на своей родине: пока учёные и лучшие инженеры возились с F-35, ВМС и ВВС США приступили к модернизации истребителей F/A-18 Super Hornet, F-15 и F-16. Наиболее прагматично к вопросу переоснащения старого планера на «новые мозги» подошли в России: на базе Су-27 был построен, испытан и закуплен истребитель Су-35, небольшая модернизация которого позволила побить всех ключевых конкурентов. На своего знаменитого предка — истребитель Су-27 — 35-й похож только внешне. Всё, что находится внутри, — результат последних достижений отечественной науки и промышленности. При составлении ТТЗ на проектирование истребителя в дело вмешались военные. «Истребитель должен нести больше топлива!» — с такой резолюцией пришла в конструкторское бюро бумага из высоких кабинетов. Сказано — сделано. В результате все имеющиеся полости, в том числе и рядом с двигателями, стали заполняться топливом, а Су-35 получил лучший в классе показатель по дальности полёта — 3610 километров. Разведывательно-ударный комплекс После первых демонстрационных полётов Су-35 эксперты начали считать, сколько процентов воздушных боёв в гипотетическом противостоянии с Су-35 могут выиграть зарубежные самолёты. Сильнее всего расстроились американцы: новейший истребитель F-35 в середине 2014 года уже проиграл учебный бой истребителю F-16, разработанному в самый разгар холодной войны. Ключевой проблемой для американских военных стали называть российскую бортовую радиолокационную станцию Н035 «Ирбис», дальность обнаружения которой по воздушным целям составляет 350–400 километров. Другая особенность РЛС и звена из трёх истребителей Су-35 практически нигде в открытой печати не встречается. Источник в оборонно-промышленном комплексе пояснил, что речь идёт о построении разведывательно-ударного комплекса, в котором Су-35 — и разведчик, и взрывник, и связист одновременно. Это только на первый взгляд просто истребитель. На самом же деле боятся эту машину совершенно не зря, потому как одно звено Су-35 может нарушить управление войсками на обширном участке фронта. Говоря простым языком, РЛС «Ирбис» уже на этапе проектирования задумывалась как универсальная станция обнаружения не только для бортового вооружения, но и для любых средств поражения вообще. При этом российские истребители превратились в своеобразное остриё копья: БРЛС обнаруживает цели, передаёт их на мобильный пункт управления батарей комплексов С-400. Командир пункта даёт добро на пуск, и зенитная ракета, делая «горку» с прыжком из пускового контейнера, улетает в сторону цели. Единственным пробелом в этой схеме на протяжении длительного времени оставался самолёт ДРЛО А-100 «Премьер», однако с вводом в строй этой машины звено Су-35 превращается в самый настоящий наступательный комплекс. Как только А-100 появится в войсках, будет возможность расширить систему ПВО и поражать цели в автоматическом режиме. Причём речь идёт не только о воздушных целях, но и о любых целях в пределах досягаемости вообще. Хитрый союзник Во многом функционал РЛС «Ирбис» и бортовой электроники вообще стал причиной, по которой именно в пользу Су-35 сделали свой выбор китайские военные. Однако с характерной для китайцев хитростью и стремлением достать уникальные технологии любой ценой российской стороне было предложено продать в Поднебесную всего одну-две машины. Важно пояснить, что китайских военных не интересовал самолёт как готовое изделие — с горем пополам клепать истребители на базе советских «сушек» в КНР научились уже давно. Главный русский секрет составляли двигатели с отклоняемым вектором тяги (в том числе и программное обеспечение для управления этим процессом), а также бортовая электроника. В частности, РЛС «Ирбис», за создание которой специалисты закономерно попросили большие деньги. 90-е давно прошли, и продавать технологии за бесценок никто не собирался — за 24 истребителя c китайцев попросили $2,5 млрд. Сложность переговоров объяснялась спецификой изделия — китайские военные хотели всё и сразу, российские специалисты понимали, за что просят деньги. Источник в ОПК отметил, что в процентном отношении стоимость бортовой электроники, двигателей и другой, абсолютно уникальной продукции составляет до половины стоимости каждого истребителя Су-35. Если бы китайцы могли, то в инвойс на покупку вписали бы только двигатели, РЛС, софт и кое-что по мелочи. Брать истребители целиком не было никакого смысла, но такая позиция для России с самого начала была неприемлема. «Либо целиком, либо никак». Не стоит забывать, что на экспорт продали усечённый вариант Су-35, лишённый способности воевать так, как это делают машины в строевых авиационных частях ВКС РФ. Фотонная пушка Неожиданная новость о снижении количества законтрактованных для ВКС РФ истребителей пятого поколения Су-57 заметно взволновала общественность. Однако причина, по которой выбор был сделан в пользу уже зарекомендовавших себя машин, крайне проста. Функционал российских самолётов поколения 4 в том виде, в каком Су-35 существует сейчас, раскрыт всего на 30 процентов. При этом способность «сушек» воевать в составе автоматизированной системы ПВО на пару с разведчиками А-100 — это лишь верхушка айсберга. Кроме оптической электронной системы (ОЛС), способной проводить захват и сопровождение даже малозаметных целей, на Су-35 в ближайшие несколько лет могут появиться бортовые радиолокационные станции с РОФАР — радио-оптической фазированной решёткой. Тот самый «квантовый радар», о котором специалисты по радиолокации говорят последние несколько лет. Применение этой технологии позволит не только значительно увеличить дальность обнаружения целей, но и сделает любую маскировку целей даже на поверхности бессмысленной. При небольших изменениях аппаратной части и сопряжения РЛС Су-35 с другой электроникой истребитель может работать в режиме радиолокационного синтезирования апертуры. Этот режим, говоря простым языком, позволяет проводить полное сканирование поверхности с тотальной разведкой всего, что может быть закрыто средствами маскировки. Эта же возможность в качестве базовой функции закладывается и в радиолокатор на основе радио-оптической фазированной решётки. Подбить «косты» Даже с расширенным функционалом, фотонным радаром и ракетами повышенной дальности Су-35 по-прежнему будет значительно дешевле любых зарубежных конкурентов. Ближайший конкурент — американский истребитель F-35 — даже с учётом серийного производства и уникальных технологий обходится слишком дорого. Одними из тех, кто стал сомневаться в эффективности машины, стали норвежские военные. Компания Lockheed Martin продала в США 52 истребителя за полную стоимость в $10 млрд — по $193 млн за один самолёт. Немногим дешевле европейские истребители: за JAS-39 Gripen просят €139 млн, а Eurofighter Typhoon обойдётся заказчикам в $125 млн. Первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 тоже со временем не подешевел: стоимость машины составляет $147 млн. При этом F-22, который ВВС США даже перебрасывали для боевых действий в Сирию, отлично пеленговался средствами контроля воздушной обстановки практически на всех этапах полёта наряду с БПЛА и другими летательными аппаратами. Су-35 остаётся самым доступными боевым истребителем на рынке: за $83 млн потенциальный заказчик получает машину с расширенными боевыми возможностями, которых почти все зарубежные истребители лишены. Исключение, по словам источника в ОПК, составляет лишь F-35, который на этапе разработки снабдили многофункциональной РЛС, функционал которой помогает лётчику наносить удары как по воздушным, так и по наземным целям. Если учесть, что Су-57 (ПАК ФА) на время превратился в испытательный стенд для разработок по шестому технологическому поколению, через 5–7 лет такие технологии можно будет реализовать в Су-35.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!