Атака на Севморпуть отбита - «Новости Дня»

  • 21:00, 30-июн-2018
  • Военные действия
  • Фотина
  • 0

Атака на Севморпуть отбита - «Новости Дня»

В СМИ промелькнуло и осталось незамеченным очень важное сообщение. В нём агентство РБК, ссылаясь на свои источники в правительстве, рассказало, что декаду назад у вице-премьера Максима Акимова, курирующего транспорт, прошло совещание. На нём развернулось и закончилось эпическое сражение между Минтрансом и «Росатомом».


Завершилось оно формально вничью, которая, впрочем, по заверениям специалистов, означает поражение для атомной корпорации: ей так и не удалось подмять под себя Северный морской путь (СМП).


Управлять и строить – разные вещи


Как пишет РБК, куратором Северного морского пути останется Минтранс. То есть это он будет выдавать разрешения на проход судов по СМП. «Росатом» же будет развивать инфраструктуру на этом маршруте, включая её ледокольный сектор.


Таким образом, схватка закончилась логично: государственная структура через своё управление «Администрация СМП» будет продолжать управлять принципиально важной для государства морской артерией. Отдать её под контроль пусть даже такой намертво слитой с государством, но всё же производственной компании, — это примерно то же, что возродить институт откупщичества. Это когда государство продаёт свои монопольные права на некие доходы частному лицу или фирме. Такое нередко практиковалось в разных странах, например, с продажей алкогольной продукции.


В данном случае, как рассказал Царьграду один из источников в Общероссийском Движении поддержки флота (ДПФ), много внимания уделяющем Севморпути, никто, конечно, не награждает «Росатом» сравнением с торговцем водкой. Но тем не менее интересы корпорации здесь прозрачны и откровенны до изумления: основным перевозчиком на СМП должна бы стать дочерняя структура «Росатома» – ФГУП «Атомфлот».


У неё сегодня в эксплуатации 4 атомных ледокола: «Вайгач», «Таймыр», «50 лет Победы» и «Ямал». Ещё один ледокол, «Советский Союз», находится в эксплуатационном резерве и проходит модернизацию.


«После неё он сможет работать ещё около 20 лет», — заверил заместитель руководителя компании «Атомфлот» Станислав Головинский. И когда представители «Росатома» говорят, что заботятся об инфраструктуре Севморпути, они лишь немного приукрашивают действительность. Ведь эта инфраструктура – во многом действительно атомная: в ней есть суда атомно-технологического обслуживания, базы для хранения радиоактивных отходов, суда для транспортировки как таких отходов, так и ядерного топлива, спецтанкеры и плавучие базы дозиметрического контроля.


А ещё в интересах «Атомфлота» строятся атомные ледоколы проекта 22220, которые будут способны преодолевать сплошной лёд толщиной более 2,5 метров, — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Кроме того, у предприятия «есть проект ледокола-лидера ЛК-110Я», как не раз уже рассказывали в его руководстве. У ледокола-лидера будет проходимость в 4,5 метра сплошного льда, который он в состоянии будет ломать, обеспечивая при этом ширину прохода 50 метров.


Это нормально для танкеров грузоподъемностью 160 тысяч тонн, — заверил Станислав Головинский. — Такой танкер будет идти за ледоколом со свистом. Сегодня средняя скорость проводки по Севморпути — 12 узлов. Мировая скорость судоходства такая же. А мы, с учетом условий региона, идём уже на опережение».


А теперь только представьте себе, что вся эта мощь, всё это планов громадьё может оказаться невостребованным! Это же убытки невероятные, эпические!


Времена былинные, нестабильные…


Между тем, это вполне зримая опасность для «Атомфлота» – остаться без проводки (то есть без денег за неё). Зато с огромными тратами на поддержание дорогущих самих по себе ледоколов (например, только на строительство трёх упомянутых выше ледоколов федеральный бюджет дал 121 миллиард рублей!), да ещё с их сложной и дорогостоящей атомной инфраструктурой. Именно такая перспектива довольно сильно тряхнула всех причастных к Севморпути, когда в 2013 и 2014 году здесь случился близкий к катастрофическому спад. Так, количество рейсов снизилось с 46 в 2012 году до 37 в 2013-м и до 25 – в 2014-м! Тоннаж грузов тоже сократился в разы!


А тут ещё разные корпорации, ведущие дела на Севере, стали строить свои собственные суда ледокольного класса – такие как «Газпромнефть» или НОВАТЭК. Китай и Запад тоже весьма кислую мину делают, когда слышат намёки о проводках от «Атомфлота».


Однако на сей раз, можно сказать, государство не пошло на поводу даже у такой симпатичной и много приносящей в бюджет корпорации как «Росатом». Может быть, коммерчески это принесёт какие-то потери, но всё же делать из Северного морского пути частную дорогу в правительстве не решились. «Росатому» дали, правда, жирный кусок — отвечать за строительство инфраструктуры, — но всё же он не сможет навязывать работающим в Арктике компаниям использование своих ледоколов, утверждают источники РБК.


Более того, Минтранс будет и контролировать это строительство, что, надо согласиться, опять же верно с государственной точки зрения.


Напомним, что президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году. Сегодня объём грузопотока по результатам 2017 года составил 10,7 млн тонн. Это – рост почти в полтора раза к предыдущему результату, что позволяет верить, что спад на СМП остался в прошлом. Судя по довольно бодрому началу вывоза продукции завода сжиженного природного газа на Ямале, — к этому всё и идёт. И тогда Северный морской путь станет неостановимым транспортным конвейером на базе растущего ледокольного флота. Никому не в убыток.


В СМИ промелькнуло и осталось незамеченным очень важное сообщение. В нём агентство РБК, ссылаясь на свои источники в правительстве, рассказало, что декаду назад у вице-премьера Максима Акимова, курирующего транспорт, прошло совещание. На нём развернулось и закончилось эпическое сражение между Минтрансом и «Росатомом». Завершилось оно формально вничью, которая, впрочем, по заверениям специалистов, означает поражение для атомной корпорации: ей так и не удалось подмять под себя Северный морской путь (СМП). Управлять и строить – разные вещи Как пишет РБК, куратором Северного морского пути останется Минтранс. То есть это он будет выдавать разрешения на проход судов по СМП. «Росатом» же будет развивать инфраструктуру на этом маршруте, включая её ледокольный сектор. Таким образом, схватка закончилась логично: государственная структура через своё управление «Администрация СМП» будет продолжать управлять принципиально важной для государства морской артерией. Отдать её под контроль пусть даже такой намертво слитой с государством, но всё же производственной компании, — это примерно то же, что возродить институт откупщичества. Это когда государство продаёт свои монопольные права на некие доходы частному лицу или фирме. Такое нередко практиковалось в разных странах, например, с продажей алкогольной продукции. В данном случае, как рассказал Царьграду один из источников в Общероссийском Движении поддержки флота (ДПФ), много внимания уделяющем Севморпути, никто, конечно, не награждает «Росатом» сравнением с торговцем водкой. Но тем не менее интересы корпорации здесь прозрачны и откровенны до изумления: основным перевозчиком на СМП должна бы стать дочерняя структура «Росатома» – ФГУП «Атомфлот». У неё сегодня в эксплуатации 4 атомных ледокола: «Вайгач», «Таймыр», «50 лет Победы» и «Ямал». Ещё один ледокол, «Советский Союз», находится в эксплуатационном резерве и проходит модернизацию. «После неё он сможет работать ещё около 20 лет», — заверил заместитель руководителя компании «Атомфлот» Станислав Головинский. И когда представители «Росатома» говорят, что заботятся об инфраструктуре Севморпути, они лишь немного приукрашивают действительность. Ведь эта инфраструктура – во многом действительно атомная: в ней есть суда атомно-технологического обслуживания, базы для хранения радиоактивных отходов, суда для транспортировки как таких отходов, так и ядерного топлива, спецтанкеры и плавучие базы дозиметрического контроля. А ещё в интересах «Атомфлота» строятся атомные ледоколы проекта 22220, которые будут способны преодолевать сплошной лёд толщиной более 2,5 метров, — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Кроме того, у предприятия «есть проект ледокола-лидера ЛК-110Я», как не раз уже рассказывали в его руководстве. У ледокола-лидера будет проходимость в 4,5 метра сплошного льда, который он в состоянии будет ломать, обеспечивая при этом ширину прохода 50 метров. Это нормально для танкеров грузоподъемностью 160 тысяч тонн, — заверил Станислав Головинский. — Такой танкер будет идти за ледоколом со свистом. Сегодня средняя скорость проводки по Севморпути — 12 узлов. Мировая скорость судоходства такая же. А мы, с учетом условий региона, идём уже на опережение». А теперь только представьте себе, что вся эта мощь, всё это планов громадьё может оказаться невостребованным! Это же убытки невероятные, эпические! Времена былинные, нестабильные… Между тем, это вполне зримая опасность для «Атомфлота» – остаться без проводки (то есть без денег за неё). Зато с огромными тратами на поддержание дорогущих самих по себе ледоколов (например, только на строительство трёх упомянутых выше ледоколов федеральный бюджет дал 121 миллиард рублей!), да ещё с их сложной и дорогостоящей атомной инфраструктурой. Именно такая перспектива довольно сильно тряхнула всех причастных к Севморпути, когда в 2013 и 2014 году здесь случился близкий к катастрофическому спад. Так, количество рейсов снизилось с 46 в 2012 году до 37 в 2013-м и до 25 – в 2014-м! Тоннаж грузов тоже сократился в разы! А тут ещё разные корпорации, ведущие дела на Севере, стали строить свои собственные суда ледокольного класса – такие как «Газпромнефть» или НОВАТЭК. Китай и Запад тоже весьма кислую мину делают, когда слышат намёки о проводках от «Атомфлота». Однако на сей раз, можно сказать, государство не пошло на поводу даже у такой симпатичной и много приносящей в бюджет корпорации как «Росатом». Может быть, коммерчески это принесёт какие-то потери, но всё же делать из Северного морского пути частную дорогу в правительстве не решились. «Росатому» дали, правда, жирный кусок — отвечать за строительство инфраструктуры, — но всё же он не сможет навязывать работающим в Арктике компаниям использование своих ледоколов, утверждают источники РБК. Более того, Минтранс будет и контролировать это строительство, что, надо согласиться, опять же верно с государственной точки зрения. Напомним, что президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году. Сегодня объём грузопотока по результатам 2017 года составил 10,7 млн тонн. Это – рост почти в полтора раза к предыдущему результату, что позволяет верить, что спад на СМП остался в прошлом. Судя по довольно бодрому началу вывоза продукции завода сжиженного природного газа на Ямале, — к этому всё и идёт. И тогда Северный морской путь станет неостановимым транспортным конвейером на базе растущего ледокольного флота. Никому не в убыток.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!