Польша требует 10% от газовых миллиардов Европы и России – или будет хуже - «Новости Дня»

  • 03:00, 13-май-2018
  • Военные действия
  • Walter
  • 0

Польша требует 10% от газовых миллиардов Европы и России – или будет хуже - «Новости Дня»

Польский антимонопольный регулятор UOKiK открыл дело в отношении российского «Газпрома» и всех его европейских партнеров по проекту «Северный поток — 2». А именно — компаний Shell, Engie, Wintershall, Uniper и OMV. Эти скромные фирмы, по мнению UOKiK, нарушили запрет регулятора (то есть самого UOKiK) на создание совместного предприятия, выданный им в августе 2016 года.


Хотя вышеперечисленные европейские компании тогда так и не стали акционерами в компании-операторе Nord Stream 2 AG, польский антимонопольный орган все равно считает, что предоставление европейскими корпорациям прямых кредитов «Газпрому» в рамках этого проекта нарушает антимонопольное законодательство.


Напомним, о чем идет речь.


В конце 2015 года компании Shell, Engie, Wintershall, Uniper и OMV запросили в UOKiK вполне рутинное разрешение на создание совместного предприятия по «Северному потоку — 2». Предполагалось, что европейские компании получат по десять процентов в проектной компании Nord Stream 2 AG (Швейцария), при этом у «Газпрома» останется 50 процентов. Подача запроса стала операцией, повторимся, формальной и была вызвана исключительно тем, что у «Газпрома» и Shell есть бизнес в Польше. Аналогичные разрешения запросили и в других странах.


Однако именно польский регулятор по факту запретил сделку.


Если говорить конкретнее: с поляками просто решили не связываться.


На тот момент позиция ЕС по второму «Потоку» была еще не до конца ясна, Еврокомиссия вовсю боролась с национальными правительствами за «расширение Третьего энергетического пакета», национальные правительства тоже отчасти колебались. И юристы европейских гигантов по договоренности с «Газпромом» просто дезавуировали сделку, приведя в действие заранее оговоренный план Б: единственным владельцем Nord Stream 2 AG остается сам «Газпром», а Shell, Engie, Wintershall, Uniper и OMV выдают ему связанные кредиты на строительство, фактически получая те же самые пакеты как бы в залог.


Решение — с правовой точки зрения — вполне изящное и работоспособное.


И вот теперь UOKiK внезапно решил, что заключение соглашения о финансировании проекта вместо вхождения в капитал проектной компании — «очевидная попытка» обойти запрет регулятора.


Причем почему эта светлая мысль посетила поляков только сейчас — никому не ведомо.


Ибо этой «схемы», в силу ее полной прозрачности и очевидности, в общем-то, никто с самого начала и не скрывал.


Более того, в этом и был смысл всего происходящего: если с точки зрения мирового делового права создание совместного предприятия и могло рассматриваться как затрагивающее интересы Польши (в основном из-за «Газпрома», который там фактически монополист), то вмешаться в «новую схему» польские власти даже теоретически не в состоянии. Ибо и сам «Северный поток — 2» никак не затрагивает ни территорию Польши, ни ее территориальные воды. И его финансирование происходит в этом случае через не входящую в ЕС Швейцарию, где зарегистрирован Nord Stream 2 AG: через «швейцарскую» структуру Shell и «голландские» структуры Wintershall, Uniper и OMV.


Что теперь грозит миру? UOKiK хочет либо конфисковать Nord Stream 2 AG, либо оштрафовать все компании в размере до десяти процентов — от выручки на рынке, где совершено нарушение, то есть на рынке всего ЕС.


Это уже довольно забавно: из-за решения местечковой конторы забрать десять процентов рынка европейских энергетических гигантов и российского «Газпрома» — для этого Польше сначала следует как минимум завоевать Евросоюз и Россию.


Когда американцы пытаются распространить (кстати, далеко не всегда удачно) свою юрисдикцию на весь окружающий мир, за ними есть хотя бы реальная мощь глобальной ядерной сверхдержавы плюс сложные отношения вассалитета-сюзеренитета со многими государствами, в том числе в ЕС.


Что стоит за дерзкой попыткой Польши, кроме традиционного гонора, — ни в Берлине, ни в Вене, ни в Женеве никто не знает. Более того: к самой польской правовой системе в Европе уже накопилось столько вопросов, что в январе этого года даже начали процесс запуска санкционной процедуры в рамках седьмой статьи договора о Евросоюзе, которая может привести к лишению Варшавы права голоса в Совете ЕС. Это сделано после официальной польской публикации закона о работе судов, который противоречит европейскому законодательству, но вопрос тут, думается, немного в другом.


Напомним: Варшава умудряется одновременно «целовать перстень» Вашингтону и получать ежегодно порядка десяти-пятнадцати миллиардов безвозмездных евро от ЕС. И это не считая частных инвестиций, которые прямо поощрялись как Евросоюзом, так и национальными правительствами других европейских стран. При этом гордые польские лидеры еще умудряются довольно регулярно, с согласия своего заокеанского сюзерена, вставлять палки в колеса важным для «старых европейцев» проектам. Понятно, что такая хитрая комбинация очень многих не устраивает — в первую очередь Берлин.


Так вот: сейчас Варшаву угрожают снять с этой «финансовой иглы» — фактически предлагая программу «деньги в обмен на покорность». Чем Польша, естественно, недовольна. Потому и пытается по примеру своего заокеанского патрона давить на ЕС, «улучшая переговорные позиции»


Со стороны это выглядит, конечно, пародийно. Попытка напугать «незримую империю» Европы голым польским тылом — совсем не то же, что шантажировать ее утратой американских рынков сбыта или попугивать дружественным визитом какого-нибудь из очередных флотов США.


У Польши сегодня, говоря откровенно, нет возможностей копировать не то что Америку, но даже и Турцию. Поскольку Турция хотя бы в состоянии балансировать между державами, одновременно состоя в НАТО и реализуя целый ряд совместных макропроектов с Россией. У Варшавы же только одна роль — «вашингтонского бота в Европе».


Как показывает практика, этого для управления континентом недостаточно.


Польский антимонопольный регулятор UOKiK открыл дело в отношении российского «Газпрома» и всех его европейских партнеров по проекту «Северный поток — 2». А именно — компаний Shell, Engie, Wintershall, Uniper и OMV. Эти скромные фирмы, по мнению UOKiK, нарушили запрет регулятора (то есть самого UOKiK) на создание совместного предприятия, выданный им в августе 2016 года. Хотя вышеперечисленные европейские компании тогда так и не стали акционерами в компании-операторе Nord Stream 2 AG, польский антимонопольный орган все равно считает, что предоставление европейскими корпорациям прямых кредитов «Газпрому» в рамках этого проекта нарушает антимонопольное законодательство. Напомним, о чем идет речь. В конце 2015 года компании Shell, Engie, Wintershall, Uniper и OMV запросили в UOKiK вполне рутинное разрешение на создание совместного предприятия по «Северному потоку — 2». Предполагалось, что европейские компании получат по десять процентов в проектной компании Nord Stream 2 AG (Швейцария), при этом у «Газпрома» останется 50 процентов. Подача запроса стала операцией, повторимся, формальной и была вызвана исключительно тем, что у «Газпрома» и Shell есть бизнес в Польше. Аналогичные разрешения запросили и в других странах. Однако именно польский регулятор по факту запретил сделку. Если говорить конкретнее: с поляками просто решили не связываться. На тот момент позиция ЕС по второму «Потоку» была еще не до конца ясна, Еврокомиссия вовсю боролась с национальными правительствами за «расширение Третьего энергетического пакета», национальные правительства тоже отчасти колебались. И юристы европейских гигантов по договоренности с «Газпромом» просто дезавуировали сделку, приведя в действие заранее оговоренный план Б: единственным владельцем Nord Stream 2 AG остается сам «Газпром», а Shell, Engie, Wintershall, Uniper и OMV выдают ему связанные кредиты на строительство, фактически получая те же самые пакеты как бы в залог. Решение — с правовой точки зрения — вполне изящное и работоспособное. И вот теперь UOKiK внезапно решил, что заключение соглашения о финансировании проекта вместо вхождения в капитал проектной компании — «очевидная попытка» обойти запрет регулятора. Причем почему эта светлая мысль посетила поляков только сейчас — никому не ведомо. Ибо этой «схемы», в силу ее полной прозрачности и очевидности, в общем-то, никто с самого начала и не скрывал. Более того, в этом и был смысл всего происходящего: если с точки зрения мирового делового права создание совместного предприятия и могло рассматриваться как затрагивающее интересы Польши (в основном из-за «Газпрома», который там фактически монополист), то вмешаться в «новую схему» польские власти даже теоретически не в состоянии. Ибо и сам «Северный поток — 2» никак не затрагивает ни территорию Польши, ни ее территориальные воды. И его финансирование происходит в этом случае через не входящую в ЕС Швейцарию, где зарегистрирован Nord Stream 2 AG: через «швейцарскую» структуру Shell и «голландские» структуры Wintershall, Uniper и OMV. Что теперь грозит миру? UOKiK хочет либо конфисковать Nord Stream 2 AG, либо оштрафовать все компании в размере до десяти процентов — от выручки на рынке, где совершено нарушение, то есть на рынке всего ЕС. Это уже довольно забавно: из-за решения местечковой конторы забрать десять процентов рынка европейских энергетических гигантов и российского «Газпрома» — для этого Польше сначала следует как минимум завоевать Евросоюз и Россию. Когда американцы пытаются распространить (кстати, далеко не всегда удачно) свою юрисдикцию на весь окружающий мир, за ними есть хотя бы реальная мощь глобальной ядерной сверхдержавы плюс сложные отношения вассалитета-сюзеренитета со многими государствами, в том числе в ЕС. Что стоит за дерзкой попыткой Польши, кроме традиционного гонора, — ни в Берлине, ни в Вене, ни в Женеве никто не знает. Более того: к самой польской правовой системе в Европе уже накопилось столько вопросов, что в январе этого года даже начали процесс запуска санкционной процедуры в рамках седьмой статьи договора о Евросоюзе, которая может привести к лишению Варшавы права голоса в Совете ЕС. Это сделано после официальной польской публикации закона о работе судов, который противоречит европейскому законодательству, но вопрос тут, думается, немного в другом. Напомним: Варшава умудряется одновременно «целовать перстень» Вашингтону и получать ежегодно порядка десяти-пятнадцати миллиардов безвозмездных евро от ЕС. И это не считая частных инвестиций, которые прямо поощрялись как Евросоюзом, так и национальными правительствами других европейских стран. При этом гордые польские лидеры еще умудряются довольно регулярно, с согласия своего заокеанского сюзерена, вставлять палки в колеса важным для «старых европейцев» проектам. Понятно, что такая хитрая комбинация очень многих не устраивает — в первую очередь Берлин. Так вот: сейчас Варшаву угрожают снять с этой «финансовой иглы» — фактически предлагая программу «деньги в обмен на покорность». Чем Польша, естественно, недовольна. Потому и пытается по примеру своего заокеанского патрона давить на ЕС, «улучшая переговорные позиции» Со стороны это выглядит, конечно, пародийно. Попытка напугать «незримую империю» Европы голым польским тылом — совсем не то же, что шантажировать ее утратой американских рынков сбыта или попугивать дружественным визитом какого-нибудь из очередных флотов США. У Польши сегодня, говоря откровенно, нет возможностей копировать не то что Америку, но даже и Турцию. Поскольку Турция хотя бы в состоянии балансировать между державами, одновременно состоя в НАТО и реализуя целый ряд совместных макропроектов с Россией. У Варшавы же только одна роль — «вашингтонского бота в Европе». Как показывает практика, этого для управления континентом недостаточно.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!