«Сделка века» и «дорога Трампа»: Интересы Палестины никому не интересны? - «Транспорт»
- 00:00, 03-июл-2018
- Транспорт
- Руфина
- 0
Насколько «большая» и какова историческая миссия предлагаемой Вашингтоном сделки между Палестиной и Израилем, рассудит время. Перед этим необходимо сперва ознакомиться с содержанием «плана», который Белый дом пока держит в тайне. Но у палестинцев, в отличие от израильтян, уже сложилось собственное отношение к инициативе Трампа. И оно носит строго отторгающий характер.
По словам представителей американской администрации, «новый план» призван установить прочный мир между Израилем и Палестиной. Впрочем, ещё до его презентации широкой общественности имеются серьёзные основания предполагать, что он останется на бумаге. Напомним, после признания Трампом Иерусалима столицей Израиля (6 декабря 2017 года) и переноса туда американского посольства (14 мая 2018 г.) палестинская сторона прекратила все официальные контакты с администрацией США.
14 января глава Палестины Махмуд Аббас осудил политику Трампа за его действия в отношении статуса Иерусалима (признание столицей Израиля) и угрозы прекратить выделение американской финансовой помощи Палестине. Её лидер заявил, что больше не приемлет США в качестве посредника на мирных переговорах с Израилем. По его словам, Трампу должно быть стыдно за заявления о том, что палестинцы отвергают мирные переговоры. В тот день Аббас выступил перед Центральным советом Организации освобождения Палестины с двухчасовой критикой палестинской политики Трампа. «Мы можем сказать „нет“ любому, если дело касается нашей судьбы и нашего народа, и теперь мы сказали „нет“ Трампу, — возмущался Аббас. — Мы говорили ему, что „сделка века“ стала пощечиной века. Но мы ударим в ответ». И палестинцы «бьют», отказывая плану Трампа в праве на жизнь.
Эмиссары США ранее дали понять что «большая сделка» будет презентована, а затем и реализована на практике с или без согласия нынешней палестинской администрации во главе с Аббасом. Такую постановку вопроса в Рамалле (де-факто столица Палестины) резонно сочли «скандальной».
В интервью издающейся в Иерусалиме арабоязычной газете «Аль-Кудс» старший советник президента США и его зять Джаред Кушнер в минувшее воскресенье заявил, что в ближайшее время американская сторона представит «новый план» палестино-израильского урегулирования. Вместе с тем он поставил под вопрос «способность» главы Палестины и его кабинета «решиться на сделку».
В тот же день, 24 июня, главный палестинский переговорщик Саеб Эрекат в ответ на слова Кушнера заявил, что американская администрация пытается «свергнуть Махмуда Аббаса и его правительство». Согласно палестинскому дипломату, своими предыдущими шагами Соединённые Штаты уже «дисквалифицировали самих себя» из любой возможной роли в ближневосточном мирном процессе.
Ранее Джаред Кушнер и спецпредставитель президента США на международных переговорах Джейсон Гринблатт в рамках своего ближневосточного турне провели встречи с руководствами Саудовской Аравии, Катара, Египта, Иордании и Израиля.
16 июня представитель палестинских властей Набиль Абу Рудейна заявил, что нынешние усилия Соединённых Штатов вдохнуть жизнь в процесс палестино-израильского урегулирования «обречены на провал», а миссия Кушнера и Гринблатта окажется «безрезультатной».
Категорически негативное восприятие палестинцами предложенного Трампом плана необходимо попытаться как-то нейтрализовать, полагают в Белом доме. В этом может помочь коллективное мнение арабского мира, под давлением которого в Рамалле, скорее, уступят, чем решатся до конца оказывать сопротивление. Нужно некое «материальное свидетельство» выгодности плана для всех арабов на пути установления между ними и еврейским государством прочного мира. В качестве такого элемента рассматривается крупный трансграничный проект, призванный связать одной транспортной артерией несколько ключевых игроков региона.
Израиль и Саудовская Аравия готовятся к совместному строительству железнодорожной системы, которая соединит Эр-Рияд и Хайфу, сообщают ближневосточные источники. Курдский журналист Махди Маджид 17 июня разместил в своём Twitter короткое видео, на котором израильский министр транспорта и разведки Исраэль Кац показывает на карте и комментирует проект железной дороги. Свой видеоматериал журналист подписал следующим образом: «Во время встречи с Исраэлем Кацем, где он демонстрирует проект железной дороги, которая соединит Саудовскую Аравию с израильским портом Хайфы. Израиль и Саудовская Аравия ведут проект тайно, он будет представлен общественности после завершения „соглашения века“ в 2019 году».
О каком «соглашении века» идёт речь, Маджид не поясняет. Однако можно с уверенностью предположить, что он имел в виду «новый план» или «большую сделку» вокруг палестино-израильского урегулирования.
Проект не совсем «тайный», как об этом пишет журналист. О его разработке стало известно ещё весной прошлого года, когда израильская сторона в лице куратора этого масштабного начинания — министра Каца — раскрыла некоторые детали.
Геоэкономическая инициатива израильского министерства транспорта и разведки выражается в строительстве железной дороги от арабских портов Залива до средиземноморского побережья Израиля. Министр Кац в прошлом году посетил Вашингтон с картами маршрута и сметой сквозной транспортной магистрали в ближневосточном регионе. При этом подчёркивалось, что привлечения инвестиций США для реализации весьма затратного проекта не потребуется, израильтяне сами найдут деньги. Вероятно, расчёт делается на аравийские суверенные фонды. Интересно, что вне зависимости от возможного участия американцев на финансовых паях в прокладке железной дороги озвучивается идея назвать её «дорогой Трампа».
Что касается непосредственно экономического разреза трансграничного предприятия, то здесь министр Кац акцентирует востребованность более быстрого доступа арабских грузов из Залива на европейский рынок и обратно. Согласно расчётам израильского Минтранса, ныне саудовцам от их порта Даммам в Персидском заливе морским путём приходится преодолевать 6 тыс. км, прежде чем выйти в Средиземноморье. При наличии железнодорожной магистрали из Королевства через иорданскую территорию до Западного берега реки Иордан и выхода Израиля в море (Хайфа) протяжённость грузопотока сокращается в 10 раз, до 600 км. Соответственно, примерно в том же 10-кратном размере снижаются затраты на транспортировку.
Политическая и экономическая выгодность проекта для Израиля налицо. Его экономическая привлекательность для арабских участников также вполне понятна. Особенно в отношении транзитной Иордании, которая в последнее время испытывает серьёзные внутренние социально-экономические трудности, уже приведшие недавно к бурным антиправительственным выступлениям в Хашимитском Королевстве. Очевидно, Трамп и Абдалла II обстоятельно обсудили «новый план» в целом и перспективы железнодорожного проекта в частности в ходе состоявшегося 25 июня визита иорданского монарха в США.
Железная дорога пройдёт через территорию Иордании, поспособствует оживлению её экономики, соединит транспортные наземные системы арабских стран Персидского залива со Средиземным морем. Политические дивиденды от проекта для Саудовской Аравии и её ближайших партнёров в регионе менее выверены. Одно то, что придётся иметь непосредственное дело со страной, с которой нет официальных дипломатических отношений и право которого на существование пока не признано тем же Эр-Риядом, о многом говорит. Тем более после «провокационных шагов» американской администрации, признавшей ранее Иерусалим израильской столицей с последующим переносом посольства в город трёх мировых религий.
Начало реализации проекта заставит арабский полюс региона подвергнуть ревизии целый пласт предыдущих инициатив и решений — от Арабской инициативы 2002 года до резолюций Лиги арабских стран (ЛАГ) по Иерусалиму и другим вопросам «палестино-израильского досье». Согласно ключевому пункту Арабской инициатиавы 16-летней давности, Израиль должен вернуться к границам 1967 года и позволить Государству Палестина создать свою столицу в Восточном Иерусалиме. На это указывают и все резолюции ЛАГ. Только после выполнения данного условия арабы готовы протянуть израильтянам руку дружбы. Но последние категорически отвергают алгоритм урегулирования, предложенный соседями по региону в начале «нулевых». И «новый план» Трампа тому в подтверждение.
По данным некоторых источников, например катарского телеканала «Аль-Джазира», одним из пунктов «большой сделки» проходит предоставление палестинцам лишь коридора из остающейся за ними части территории на Западном берегу реки Иордан к святым для мусульман местам в Иерусалиме (прежде всего к мечети «Аль-Акса» на Храмовой горе). О палестинской столице в Восточном Иерусалиме вопрос не ставится. «Сделка века» объявляет весь Иерусалим столицей Израиля. Административный центр Палестины планируется построить в пригороде Иерусалима — между его восточной частью и Западным берегом Иордана. На строительство новой палестинской столицы США планируют привлечь около $ 40 млрд.
Старый город в Иерусалиме, где расположена мечеть «Аль-Акса», будет взят под международную защиту. При этом Израиль обязуется не ограничивать посещение исламских святынь на Храмовой горе палестинцами, не проживающими в Иерусалиме. Плюс ко всему Израиль добивается разрешения в его пользу вопроса о Голанских высотах — менее острого для арабов, чем проблема вокруг Иерусалима.
В прошлом году, фактически сразу после появления в Белом доме Трампа, появилась информация о «деловом предложении» израильтян американцам. Последним предлагалось заключить двусторонний меморандум о принципах действий в Сирии и вокруг неё. Первым пунктом документа идёт признание Соединёнными Штатами израильского суверенитета над Голанскими высотами, оккупированными по итогам «шестидневной войны» 1967 года. Эта территория общей площадью около 1200 кв. км все прошедшие 50 лет с лишним лет формально продолжает оставаться за Сирией. Восстановление юрисдикции и реального контроля Дамаска над Голанами после 1967 года выступало одним из общеарабских требований к Израилю. После 2011 года, начала гражданской войны в Сирии, степень солидарности в рамках Лиги арабских государств вокруг вопроса Голан стала неуклонно убывать.
К сегодняшнему дню такие ключевые силы арабского мира, как Саудовская Аравия и Египет, индифферентно относятся к необходимости возвращения ситуации на восточных границах Израиля к 1967 году. Тем более, когда на подступах к Голанам заметно укрепились позиции проиранских группировок во главе с ливанской «Хизбаллой». Пусть лучше высоты остаются за Израилем, чем там будут присутствовать ливанские шииты и иранские военные, считают в арабских монархиях Персидского залива. Напомним, арабы Залива признали «Хизбаллу» в марте 2016 года «террористической организацией».
С Голанами надо тоже что-то решать, и в этом вопросе арабам отмолчаться не удастся. Проблемы явно преобладают над зарождающимися перспективами израильско-саудовского сближения, одним трансграничным проектом их явно не устранить. Впрочем, Саудовская Аравия, Иордания, другие арабские соседи Израиля по мере строительства железной дороги могут надеяться на продвижение своих внешнеполитических приоритетов. Практически все они лежат в плоскости антииранских стратегий участников многообещающего проекта, создавая между ними соответствующую геополитическую синергию.
Предложения израильтян на самом деле заманчивы и для американцев, и для аравийцев. Они выстроены в комплексную линию продвижения интересов геополитических противников Тегерана, под них подведён фундамент принципиального настроя на фронтальное сдерживание Ирана. К тому же поводов решить все проблемы за счёт палестинских интересов у ведущих сил арабского мира предостаточно.
Палестинцы слишком тесно сотрудничают и с Ираном, и с Катаром, и с «асадовской Сирией». Они получают финансовую и другую помощь от двух первых указанных стран, с которыми саудовско-египетский полюс силы региона находится во враждебных отношениях, они воюют в сирийском конфликте на стороне Дамаска. Палестинцев рьяно поддерживает Турция, ещё один региональный игрок, находящийся в оппозиции Саудовской Аравии и Египту. С защитниками и спонсорами «Братьев-мусульман» Эр-Рияду и Каиру не по пути. Если на этот путь встанут палестинцы во главе с их нынешними политическими руководствами в Рамалле и секторе Газа (движение ХАМАС), то у изральтян и саудовцев только повысится взаимный настрой отодвинуть палестинские интересы на задний план.
Какова вероятность подобного поворота в ближневосточном раскладе сил и предпочтений, покажет время. В первую очередь необходимо дождаться презентации «большой сделки», за которой регион может ожидать новый всплеск эскалации.
Ближневосточная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Комментарии (0)