«Между нами тает лед»: решающая схватка за Арктику все ближе - Новости дня сегодня

  • 12:14, 16-июл-2019
  • Судьи / США / Россия / Мир / Большой Кавказ / Азия / Статистика / Армения / Нижний Новгород / Наука / Общество / Новости дня / ДНР и ЛНР / Военные действия
  • Parson
  • 0

В Соединенных Штатах продолжается нагнетание страстей по поводу «русской агрессии в Арктике».

Тамошние СМИ не упускают случая снова и снова поднять эту тему, причем, зачастую не брезгуя откровенно спекулятивными моментами, вроде притягивания к ней недавней трагедии на подлодке АС-12.

Основным лейтмотивом многочисленных спикеров, выступающих на данную тему – от разнообразных экспертов до официальных лиц Вашингтона, является: «Русские идут с Севера! Чего же мы ждем?!» Судя по всему, это является ничем иным, как мощной информационной «артподготовкой» перед попыткой США при поддержке союзников перейти в решительное контрнаступление за Полярным кругом. Есть ли у такового шансы на успех и насколько реален масштабный конфликт в арктическом регионе?

Есть, за что бороться

Дональд Трамп может сколько угодно отрицать теорию «глобального потепления» и отказываться участвовать в борьбе с ним, но факты – вещь упрямая. Арктические льды неумолимо тают, причем чем дальше – тем стремительнее. За последнее десятилетие в воду превратились 13.5% таковых. Из-под тысячелетних торосов и казавшегося еще недавно несокрушимым сверкающего многокилометрового ледяного «панциря» на глазах нынешнего поколения воздвигаются новые земли и воды, за которые готовы сойтись в жестокой схватке мировые державы. Сражаться есть за что – уж слишком манят несметные богатства, до поры до времени бывшие недосягаемыми, но теперь становящиеся все более доступными для разработки. При общей площади во всего лишь 6% Земли, Арктика таит в себе, по оценкам разных исследователей, до 13% неоткрытых пока залежей нефти и до трети потенциальных запасов природного газа. Ученые, работающие в данной проблематике, оценивают ее «энергетический потенциал» в 90 миллионов баррелей «черного золота» и более 1600 триллионов кубометров «голубого топлива». По крайней мере, именно такие цифры озвучивают исследователи из Вебстерского Университета в Вене. Так или иначе, все мировые эксперты сходятся во мнении: запасы «арктической кладовой» воистину огромны.

Есть и еще один фактор – Северный морской путь. Сегодня его потенциал еще только начинает раскрываться, однако он уже виден невооруженным глазом всем заинтересованным лицам и странам. И пусть в 2018 году его грузопоток составил немногим более 20 миллионов тонн (против миллиарда тонн, прошедших через тот же Суэцкий канал), однако, география, как известно, наука точная – Севморпуть составляет всего лишь 14 тысяч километров, а веками проторенная дорога через Суэц – 23 тысячи. Соответственно, срок доставки сокращается, как минимум, на десять суток. Быстрее доставка – ощутимо ниже конечная цена товаров. Это – азбука логистики. Немаловажным фактором для перевозчиков является и полное отсутствие на данном маршруте опасности пиратства, сегодня превратившегося в нешуточную головную боль для судовладельцев. Особое значение Северный морской путь имеет для стран Восточной Азии – Японии, Кореи, Вьетнама, и конечно же, Китая, чьи товары расходятся по всему миру всевозрастающим потоком. Впрочем, и российский экспорт – того же СПГ серьезно выиграет в условиях увеличения судоходности Арктики. Пока что наша страна планирует существенно увеличить объем перевозок по Севморпути лишь к 2030 году, но все понимают – это только начало. Время работает на нас. Разделяющий Запад и Восток лед стремительно тает и с каждым годом период навигации за Полярным кругом, судя по всему, будет только увеличиваться.

Арктическая гонка: шансы на старте

Сложно поверить, но в годы «Холодной войны» Соединенные Штаты и блок НАТО в целом «перекрывали» арктический регион гораздо надежнее, чем сейчас. В качестве примера можно привести военную базу на острове Адак, где ВВС США с 1942 по 1997 год держали эскадрилью Lockheed P-3 Orion для возможной борьбы с советскими подводными лодками. Потом базу закрыли, превратив в коммерческий аэропорт. В 2011 году был расформирован и Второй флот ВМС США, контролировавший северную часть Атлантического океана. Большинство судов и так не шибко мощной американской ледокольной флотилии тихо превращались в металлолом у причалов. Вашингтон расслабился, окончательно уверовав в то, что СССР канул в небытие, а Россия не сможет стать для него настолько же серьезным геополитическим и военным противником уже никогда. Почувствовавшие себя хозяевами планеты, Соединенные Штаты увлеченно строили авианосцы, чтобы «нести демократию» в теплых южных морях и заливах Ближнего Востока. Американская армия гонялась за «террористами» (в основном – собственного же «производства») по жарким пустыням и горам. О суровой Арктике забыли, считая ее «ледяной крепостью», надежно прикрывающей США от любых опасностей. Тем неприятней было «пробуждение»…

Как оказалось, за те же самые годы Россия не то что не утратила, а многократно приумножила собственный арктический потенциал и резать многокилометровые торосы готовы четыре десятка ледоколов – от современных атомных до вполне еще бодрых «старичков», которым по плечу ледяные просторы Арктики. Военный потенциал нашей страны в этом регионе оказался для ее конкурентов еще более пугающим – внезапно «расцветшие» в, казалось бы, совершенно непригодных для несения постоянной службы широтах «Северный клевер» и «Арктический трилистник» показали, что русские не просто вернулись в эти края, а намерены обосноваться там всерьез и надолго. Более того, со всевозрастающей неприязнью Запад из года в год вынужден констатировать постоянное наращивание потенциала России в регионе. Заложены и сходят один за другим со стапелей новейшие тяжелые ледокольные суда, флот которых к 2035 году должен насчитывать 13 вымпелов, 9 из которых будут атомными. Чем ответить?! Да, на Адак «заселяются» Boeing P-8 Poseidon, заменившие в ВВС США давно устаревшие Lockheed, ударными темпами возрождается Второй флот, а из Конгресса «выбиваются» ассигнования на постройку новых судов, пригодных для хождения в арктических широтах. Однако, спешно закладывающиеся на верфях VT Halter Marine 6 патрульных ледоколов, первый из которых планируют спустить на воду не ранее 2024-2026 года и близко не догоняют по возможностям растущий и крепнущий российских заполярный флот. Недаром же на днях американский ресурс National Review разместил статью с удручающим заголовком: «Борьбу за Арктику США безнадежно проигрывают России»!

«Горячий» конфликт в холодных широтах

Может ли эта самая борьба вылиться в полномасштабное противостояние? Увы, да. Как было сказано выше – слишком высоки ставки. Более того, со счетов не стоит сбрасывать и еще один момент. Прочно укрепившееся в Арктике государство получит неоспоримые преимущества в области противоракетной обороны, равно, как и возможности грозить противнику нанесением ядерного удара, от которого тот просто не успеет защититься. Это прекрасно осознают и в Вашингтоне, и в Москве, а потому «сбавлять обороты» не собираются. На определенном этапе – когда США решат, что готовы дать решающий бой, потребуется лишь повод. А таковых в арктических вопросах – хоть отбавляй. Самое простое – это объявить «противоречащими международным нормам», и, следовательно, не подлежащими выполнению, законные требования России относительно правил судоходства по Северному морскому пути. В частности, объявленную необходимость для иностранных военных судов запрашивать у нашей страны разрешения для прохода по нему, принятие в обязательном для них порядке на борт российских лоцманов и так далее. Все серьезно – в противном случае нарушителей обещают арестовывать, а то и пускать на дно. Госсекретарь США Майк Помпео неоднократно называл эти решения «проявлением агрессии», а Вашингтон и его подголоски требовали «сделать судоходство по Севморпути свободным для всех», очевидно, понимая под этим и беспрепятственное шастанье собственных вооруженных до зубов кораблей у наших берегов. Вот вам и первый повод для драки…

Найдутся, если потребуется, и другие. Так, генерал Марк Милли, которого сегодня «примеряют» на пост главы Комитета начальника штабов вооруженных сил США, недавно заявил о том, что развертываемые нашей страной в Арктике корабли «вооружены крылатыми ракетами, позволяющими не только контролировать Северный морской путь, но и наносить удары по территории США и Канады». А это уже – прямая угроза национальной безопасности Соединенных Штатов! Вот с таких разговорчиков войны, порой, и начинаются. Подливают масла в огонь и СМИ. Как я уже упомянул в самом начале, сейчас на Западе вовсю муссируются самого дурного пошиба конспирологические теории и версии относительно аварии на подводной лодке АС-12. Отметились на данном поприще, к примеру, американский ресурс ARS Technica и солидная (вроде бы) британская The Times. Оба издания в один голос утверждают: судно, которое постигла авария, выполняло некую «сверхсекретную миссию в Арктике», направленную, на то, чтобы «еще больше милитаризировать ее и закрепить российское экономическое превосходство». Каким же именно образом?! Ну, к примеру, «размещала на океанском дне сенсоры для обнаружения подводных лодок ВМС США», чтобы «не дать им войти в эту акваторию». Это, понятно версия американцев. Впрочем, англичане несут не меньшую дичь. Главное – состряпать очередное обвинение против нашей страны, которое впоследствии, опять-таки можно будет использовать в качестве повода для конфронтации.

Впрочем, вполне возможно, что особенно сильно изощряться и не придется – ни для кого не секрет, что Соединенные Штаты и их союзники в лице тех же Канады, Норвегии и Дании имеют весьма серьезные территориальные претензии на арктический шельф. Позиция нашей страны заключается в том, что приоритетные права на его освоения имеют государства, имеющие в Арктике наиболее протяженную береговую линию – то есть, прежде всего, Россия. Вашингтон и его союзники непонятно с какой радости требуют делить не по справедливости, а «поровну» – объявить шельф интернациональным и регулировать его использование законодательством относительно открытого моря. То есть, по сути дела, предпринимают очередную, чрезвычайно наглую попытку нас обобрать. Хватает и других «яблок раздора» вроде пресловутого договора Бейкера-Шеварнадзе, которым Вашингтон пытается постоянно тыкать Москве в спорных моментах. Это при том, что данное соглашение, заключенное в период развала СССР, Россией ратифицировано не было и не будет никогда – по примерным подсчетам ущерб от него только в области вылова рыбы и только за первых 11 лет составил более 2 миллиардов долларов. К тому же, проведенная им пограничная линия в Беринговом проливе блокирует Северный морской путь с востока. Тем не менее, США продолжают стоять на своем и, в случае необходимости могут поднять на щит и этот момент.

Можно не сомневаться – если бы не решительное отставание военных возможностей США и НАТО в области ведения боевых действий в арктических широтах, Россию уже попытались бы принудить к покорности силой. Впрочем, на Западе не оставляют надежд на то, что им удастся уравнять шансы. Единственное, что может и должна делать в такой ситуации наша страна – прилагать максимум усилий к тому, чтобы этого не произошло никогда.


В Соединенных Штатах продолжается нагнетание страстей по поводу «русской агрессии в Арктике». Тамошние СМИ не упускают случая снова и снова поднять эту тему, причем, зачастую не брезгуя откровенно спекулятивными моментами, вроде притягивания к ней недавней трагедии на подлодке АС-12. Основным лейтмотивом многочисленных спикеров, выступающих на данную тему – от разнообразных экспертов до официальных лиц Вашингтона, является: «Русские идут с Севера! Чего же мы ждем?!» Судя по всему, это является ничем иным, как мощной информационной «артподготовкой» перед попыткой США при поддержке союзников перейти в решительное контрнаступление за Полярным кругом. Есть ли у такового шансы на успех и насколько реален масштабный конфликт в арктическом регионе? Есть, за что бороться Дональд Трамп может сколько угодно отрицать теорию «глобального потепления» и отказываться участвовать в борьбе с ним, но факты – вещь упрямая. Арктические льды неумолимо тают, причем чем дальше – тем стремительнее. За последнее десятилетие в воду превратились 13.5% таковых. Из-под тысячелетних торосов и казавшегося еще недавно несокрушимым сверкающего многокилометрового ледяного «панциря» на глазах нынешнего поколения воздвигаются новые земли и воды, за которые готовы сойтись в жестокой схватке мировые державы. Сражаться есть за что – уж слишком манят несметные богатства, до поры до времени бывшие недосягаемыми, но теперь становящиеся все более доступными для разработки. При общей площади во всего лишь 6% Земли, Арктика таит в себе, по оценкам разных исследователей, до 13% неоткрытых пока залежей нефти и до трети потенциальных запасов природного газа. Ученые, работающие в данной проблематике, оценивают ее «энергетический потенциал» в 90 миллионов баррелей «черного золота» и более 1600 триллионов кубометров «голубого топлива». По крайней мере, именно такие цифры озвучивают исследователи из Вебстерского Университета в Вене. Так или иначе, все мировые эксперты сходятся во мнении: запасы «арктической кладовой» воистину огромны. Есть и еще один фактор – Северный морской путь. Сегодня его потенциал еще только начинает раскрываться, однако он уже виден невооруженным глазом всем заинтересованным лицам и странам. И пусть в 2018 году его грузопоток составил немногим более 20 миллионов тонн (против миллиарда тонн, прошедших через тот же Суэцкий канал), однако, география, как известно, наука точная – Севморпуть составляет всего лишь 14 тысяч километров, а веками проторенная дорога через Суэц – 23 тысячи. Соответственно, срок доставки сокращается, как минимум, на десять суток. Быстрее доставка – ощутимо ниже конечная цена товаров. Это – азбука логистики. Немаловажным фактором для перевозчиков является и полное отсутствие на данном маршруте опасности пиратства, сегодня превратившегося в нешуточную головную боль для судовладельцев. Особое значение Северный морской путь имеет для стран Восточной Азии – Японии, Кореи, Вьетнама, и конечно же, Китая, чьи товары расходятся по всему миру всевозрастающим потоком. Впрочем, и российский экспорт – того же СПГ серьезно выиграет в условиях увеличения судоходности Арктики. Пока что наша страна планирует существенно увеличить объем перевозок по Севморпути лишь к 2030 году, но все понимают – это только начало. Время работает на нас. Разделяющий Запад и Восток лед стремительно тает и с каждым годом период навигации за Полярным кругом, судя по всему, будет только увеличиваться. Арктическая гонка: шансы на старте Сложно поверить, но в годы «Холодной войны» Соединенные Штаты и блок НАТО в целом «перекрывали» арктический регион гораздо надежнее, чем сейчас. В качестве примера можно привести военную базу на острове Адак, где ВВС США с 1942 по 1997 год держали эскадрилью Lockheed P-3 Orion для возможной борьбы с советскими подводными лодками. Потом базу закрыли, превратив в коммерческий аэропорт. В 2011 году был расформирован и Второй флот ВМС США, контролировавший северную часть Атлантического океана. Большинство судов и так не шибко мощной американской ледокольной флотилии тихо превращались в металлолом у причалов. Вашингтон расслабился, окончательно уверовав в то, что СССР канул в небытие, а Россия не сможет стать для него настолько же серьезным геополитическим и военным противником уже никогда. Почувствовавшие себя хозяевами планеты, Соединенные Штаты увлеченно строили авианосцы, чтобы «нести демократию» в теплых южных морях и заливах Ближнего Востока. Американская армия гонялась за «террористами» (в основном – собственного же «производства») по жарким пустыням и горам. О суровой Арктике забыли, считая ее «ледяной крепостью», надежно прикрывающей США от любых опасностей. Тем неприятней было «пробуждение»… Как оказалось, за те же самые годы Россия не то что не утратила, а многократно приумножила собственный арктический потенциал и резать многокилометровые торосы готовы четыре десятка ледоколов – от современных атомных до вполне еще бодрых «старичков», которым по плечу ледяные просторы Арктики. Военный потенциал нашей страны в этом регионе оказался для ее конкурентов еще более пугающим – внезапно «расцветшие» в, казалось бы, совершенно непригодных для несения постоянной службы широтах «Северный клевер» и «Арктический трилистник» показали, что русские не просто вернулись в эти края, а намерены обосноваться там всерьез и надолго. Более того, со всевозрастающей неприязнью Запад из года в год вынужден констатировать постоянное наращивание потенциала России в регионе. Заложены и сходят один за другим со стапелей новейшие тяжелые ледокольные суда, флот которых к 2035 году должен насчитывать 13 вымпелов, 9 из которых будут атомными. Чем ответить?! Да, на Адак «заселяются» Boeing P-8 Poseidon, заменившие в ВВС США давно устаревшие Lockheed, ударными темпами возрождается Второй флот, а из Конгресса «выбиваются» ассигнования на постройку новых судов, пригодных для хождения в арктических широтах. Однако, спешно закладывающиеся на верфях VT Halter Marine 6 патрульных ледоколов, первый из которых планируют спустить на воду не ранее 2024-2026 года и близко не догоняют по возможностям растущий и крепнущий российских заполярный флот. Недаром же на днях американский ресурс National Review разместил статью с удручающим заголовком: «Борьбу за Арктику США безнадежно проигрывают России»! «Горячий» конфликт в холодных широтах Может ли эта самая борьба вылиться в полномасштабное противостояние? Увы, да. Как было сказано выше – слишком высоки ставки. Более того, со счетов не стоит сбрасывать и еще один момент. Прочно укрепившееся в Арктике государство получит неоспоримые преимущества в области противоракетной обороны, равно, как и возможности грозить противнику нанесением ядерного удара, от которого тот просто не успеет защититься. Это прекрасно осознают и в Вашингтоне, и в Москве, а потому «сбавлять обороты» не собираются. На определенном этапе – когда США решат, что готовы дать решающий бой, потребуется лишь повод. А таковых в арктических вопросах – хоть отбавляй. Самое простое – это объявить «противоречащими международным нормам», и, следовательно, не подлежащими выполнению, законные требования России относительно правил судоходства по Северному морскому пути. В частности, объявленную необходимость для иностранных военных судов запрашивать у нашей страны разрешения для прохода по нему, принятие в обязательном для них порядке на борт российских лоцманов и так далее. Все серьезно – в противном случае нарушителей обещают арестовывать, а то и пускать на дно. Госсекретарь США Майк Помпео неоднократно называл эти решения «проявлением агрессии», а Вашингтон и его подголоски требовали «сделать судоходство по Севморпути свободным для всех», очевидно, понимая под этим и беспрепятственное шастанье собственных вооруженных до зубов кораблей у наших берегов. Вот вам и первый повод для драки… Найдутся, если потребуется, и другие. Так, генерал Марк Милли, которого сегодня «примеряют» на пост главы Комитета начальника штабов вооруженных сил США, недавно заявил о том, что развертываемые нашей страной в Арктике корабли «вооружены крылатыми ракетами, позволяющими не только контролировать Северный морской путь, но и наносить удары по территории США и Канады». А это уже – прямая угроза национальной безопасности Соединенных Штатов! Вот с таких разговорчиков войны, порой, и начинаются. Подливают масла в огонь и СМИ. Как я уже упомянул в самом начале, сейчас на Западе вовсю муссируются самого дурного пошиба конспирологические теории и версии относительно аварии на подводной лодке АС-12. Отметились на данном поприще, к примеру, американский ресурс ARS Technica и солидная (вроде бы) британская The Times. Оба издания в один голос утверждают: судно, которое постигла авария, выполняло некую «сверхсекретную миссию в Арктике», направленную, на то, чтобы «еще больше милитаризировать ее и закрепить российское экономическое превосходство». Каким же именно образом?! Ну, к примеру, «размещала на океанском дне сенсоры для обнаружения подводных лодок ВМС США», чтобы «не дать им войти в эту акваторию». Это, понятно версия американцев. Впрочем, англичане несут не меньшую дичь. Главное – состряпать очередное обвинение против нашей страны, которое впоследствии, опять-таки можно будет использовать в качестве повода для конфронтации. Впрочем, вполне возможно, что особенно сильно изощряться и не придется – ни для кого не секрет, что Соединенные Штаты и их союзники в лице тех же Канады, Норвегии и Дании имеют весьма серьезные территориальные претензии на арктический шельф. Позиция нашей страны заключается в том, что приоритетные права на его освоения имеют государства, имеющие в Арктике наиболее протяженную береговую линию – то есть, прежде всего, Россия. Вашингтон и его союзники непонятно с какой радости требуют делить не по справедливости, а «поровну» – объявить шельф интернациональным и регулировать его использование законодательством относительно открытого моря. То есть, по сути дела, предпринимают очередную, чрезвычайно наглую попытку нас обобрать. Хватает и других «яблок раздора» вроде


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!