© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанкВ России рассматривают возможность использовать труд заключенных вместо привлечения гастарбайтеров. Не бесплатно. Власти обещают достойную зарплату. Однако немецкое издание в лучших традициях антроссийской пропаганды увидело в этом «возрождение ГУЛАГа».
Берлин — Россия сталкивается со значительной нехваткой рабочей силы. Причиной этого является, в основном, связанный с коронавирусом кризис, и, по официальным данным, с момента начала пандемии количество гастарбайтеров (в основном из бывших Советских республик) резко сократилось — с почти 11 миллионов человек до примерно 6 миллионов человек в конце 2020 года.
Российское правительство теперь хочет ликвидировать этот дефицит и предлагает для этого специальный план: на крупных стройках, в золотых рудниках и во многих других местах, где до недавнего времени тяжелую работу выполняли гастарбайтеры, теперь вновь будут трудиться заключенные.
В России за решеткой находится относительно большое количество людей. Однако в 2020 году в России впервые с момента образования этого государства в 1991 году их количество сократилось, их стало меньше полумиллиона (482 тысячи). Однако лишь Соединенные Штаты (2,1 миллиона) и Бразилия (755 тысяч) имеют больше заключенных, чем Россия. При этом 188 тысяч российских уголовников, отбывающих наказание в тюрьмах, могут или должны работать в период своего срока заключения.
Заинтересованность в этом вопросе уже проявили Российские железные дороги (РЖД), металлургический концерн Норильский никель, преимущественно государственный нефтяной концерн Роснефть, а также самый большой и находящийся под контролем Кремля Сбербанк.
Так, например, компания РЖД объявила о пилотном проекте, который начнется уже в середине июня. Глава РЖД Олег Белозеров готов вложить 8,5 миллиарда евро в расширение Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали на востоке страны для улучшения транспортной связи между Европой и Азией по железнодорожным путям.
Критики видят в этих планах попытку создания нового ГУЛАГа. Эта аббревиатура расшифровывается как Главное управление лагерей. Речь идет о системе исправительных и трудовых лагерей, а также о местах ссылки на территории бывшего Советского Союза, которые были созданы в 1920-е годы. До середины 1950-х годов через эту систему лагерей прошли примерно 20 миллионов человек.
«Это никакой не новый ГУЛАГ», — подчеркнул Александр Калашников, глава Федеральной службы исполнения наказаний. По его словам, работающие заключенные будут получать «хорошую зарплату», а жить будут в общежитиях «в приличных условиях», а не в бараках, как это было в ГУЛАГе. Калашников находится в санкционном списке Запада после заключения под стражу отравленного ранее лидера оппозиции Алексея Навального.
Федеральная служба исполнения наказаний хочет привлечь заключенных в эту программу с помощью сокращения срока их пребывания в местах заключения. «Здоровые и сильные мужчины сидят в тюрьме и ничем не занимаются, поэтому будет лучше организовать для них работу», — отмечает уполномоченный государства по правам человека Валерий Фадеев. Он тоже считает, что этот план «не имеет ничего общего с ГУЛАГом».
Пять причин, делающих этот план уязвимым
Частные предприятия скептически относятся к этому плану российского правительства. Представители российской промышленности считают, что мотивация у заключенных относительно работы за нищенскую зарплату является «исключительно низкой». Кроме того, одной только строительной отрасли требуется как минимум от 3 до 4 миллионов человек. По мнению Антона Глушкова, председателя российского Национального объединения строителей, количество заключенных слишком невелико.
Что касается представителей золоторудной отрасли в сибирском Магадане, то они надеются, что заключенные останутся у них работать и после окончания своих тюремных сроков. Преимущество в том, что в таком случае руководителям предприятий не придется завозить на самолетах гастарбайтеров на смену, продолжающуюся несколько месяцев.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь российского президента Владимира Путина, позитивно оценил этот план и назвал его «новой и интересной инициативой». Однако у этого плана имеется пять уязвимых пунктов.
Во-первых, согласно новой Конституции, запрещается заставлять заключенных работать. Это положение из-за связанного с ГУЛАГом прошлого в период существования СССР было включено в новую редакцию Конституции. Поскольку во времена Сталина, с 1930-х до 1950-х годов, заключенных заставляли работать на гигантских советских стройках — на строительстве плотин, огромных заводов, на шахтах по добыче золота, угля и железной руды. Все они жили в бараках и вкалывали так, что иногда даже умирали на рабочем месте. В настоящее время заключенных официально лишь приглашают принять участие в этой программе, однако представители организаций, защищающих права заключенных, предупреждают о возможности широкого использования принуждения.
Во-вторых, название «исправительный лагерь», в котором будут находиться российские заключенные и где они будут строить, заниматься сваркой и добывать полезные ископаемые, напоминает созданные китайским правительством лагеря для сотен тысяч уйгуров. Представители этого исламского меньшинства на северо-востоке КНР подвергаются жестоким преследованиям, их заставляют работать именно в такого рода колониях.
В-третьих, этот план подвергается критике, поскольку оказывает квази-официальную поддержку широко распространенному в стране враждебному отношению к иностранцам. Эта колоссальная империя известна своим гостеприимством, однако это относится прежде всего к туристам. Гастарбайтеры из таких среднеазиатских или кавказских республик как Азербайджан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Грузия жалуются на насилие со стороны российских неонацистов, на расистские нападения и оскорбления, на невыплату зарплаты, а также на целенаправленную дискриминацию со стороны полиции и других представителей власти.
В-четвертых, этот план является уязвимым, поскольку в прошлом постоянно возникали скандалы. В этих пользующихся дурной славой исправительных колониях некоторые заключенные вынуждены были работать, тогда как для других это было заменой тюрьмы. Надежда Толоконникова, музыкант из группы Pussy Riot, жаловалась на то, что после вынесенного в 2014 году обвинительного приговора ее заставляли работать по 16-17 часов в день.
Преследование со стороны властей внушает страх
В-пятых, представители таких правозащитных организаций как gulagu.net (в России признано иноагентом — прим. ред.) в течение многих лет сообщают о недостатках в российских исправительных лагерях и активно выступают в защиту прав заключенных. Они жалуются на низкую зарплату заключенных, часть средств из которой затем может быть вычтена и направлена на оплату одежды, питания и мыла.
«Привлекательных моментов почти нет, никто в конце своего срока не получает приличную сумму на свой счет», — отмечает Алексей Федяков из организации «Русь сидящая» (признана в России иноагентом — прим. ред.). По его мнению, из-за этого страдает качество работы — сваренные заключенными конструкции автобусных остановок часто вообще нельзя использовать, а пошитая одежда или выращенные фрукты приходится утилизировать.
Подобного рода организации и инициативы находятся в России под таким сильным давлением, что частично сворачивают свою работу. Руководители проекта gulagu.net объяснили прекращение своей работы тем, что сотрудники оппозиционных организаций в России и в Белоруссии больше не чувствуют себя в безопасности.
Всего несколько дней назад военный самолет белорусского диктатора Александра Лукашенко заставил авиалайнер компании Ryanair совершить посадку в Минске. А там после посадки был арестован находившийся на борту этого лайнера оппозиционный блогер Роман Протасевич.
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанкВ России рассматривают возможность использовать труд заключенных вместо привлечения гастарбайтеров. Не бесплатно. Власти обещают достойную зарплату. Однако немецкое издание в лучших традициях антроссийской пропаганды увидело в этом «возрождение ГУЛАГа». Берлин — Россия сталкивается со значительной нехваткой рабочей силы. Причиной этого является, в основном, связанный с коронавирусом кризис, и, по официальным данным, с момента начала пандемии количество гастарбайтеров (в основном из бывших Советских республик) резко сократилось — с почти 11 миллионов человек до примерно 6 миллионов человек в конце 2020 года. Российское правительство теперь хочет ликвидировать этот дефицит и предлагает для этого специальный план: на крупных стройках, в золотых рудниках и во многих других местах, где до недавнего времени тяжелую работу выполняли гастарбайтеры, теперь вновь будут трудиться заключенные. В России за решеткой находится относительно большое количество людей. Однако в 2020 году в России впервые с момента образования этого государства в 1991 году их количество сократилось, их стало меньше полумиллиона (482 тысячи). Однако лишь Соединенные Штаты (2,1 миллиона) и Бразилия (755 тысяч) имеют больше заключенных, чем Россия. При этом 188 тысяч российских уголовников, отбывающих наказание в тюрьмах, могут или должны работать в период своего срока заключения. Заинтересованность в этом вопросе уже проявили Российские железные дороги (РЖД), металлургический концерн Норильский никель, преимущественно государственный нефтяной концерн Роснефть, а также самый большой и находящийся под контролем Кремля Сбербанк. Так, например, компания РЖД объявила о пилотном проекте, который начнется уже в середине июня. Глава РЖД Олег Белозеров готов вложить 8,5 миллиарда евро в расширение Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали на востоке страны для улучшения транспортной связи между Европой и Азией по железнодорожным путям. Критики видят в этих планах попытку создания нового ГУЛАГа. Эта аббревиатура расшифровывается как Главное управление лагерей. Речь идет о системе исправительных и трудовых лагерей, а также о местах ссылки на территории бывшего Советского Союза, которые были созданы в 1920-е годы. До середины 1950-х годов через эту систему лагерей прошли примерно 20 миллионов человек. «Это никакой не новый ГУЛАГ», — подчеркнул Александр Калашников, глава Федеральной службы исполнения наказаний. По его словам, работающие заключенные будут получать «хорошую зарплату», а жить будут в общежитиях «в приличных условиях», а не в бараках, как это было в ГУЛАГе. Калашников находится в санкционном списке Запада после заключения под стражу отравленного ранее лидера оппозиции Алексея Навального. Федеральная служба исполнения наказаний хочет привлечь заключенных в эту программу с помощью сокращения срока их пребывания в местах заключения. «Здоровые и сильные мужчины сидят в тюрьме и ничем не занимаются, поэтому будет лучше организовать для них работу», — отмечает уполномоченный государства по правам человека Валерий Фадеев. Он тоже считает, что этот план «не имеет ничего общего с ГУЛАГом». Пять причин, делающих этот план уязвимым Частные предприятия скептически относятся к этому плану российского правительства. Представители российской промышленности считают, что мотивация у заключенных относительно работы за нищенскую зарплату является «исключительно низкой». Кроме того, одной только строительной отрасли требуется как минимум от 3 до 4 миллионов человек. По мнению Антона Глушкова, председателя российского Национального объединения строителей, количество заключенных слишком невелико. Что касается представителей золоторудной отрасли в сибирском Магадане, то они надеются, что заключенные останутся у них работать и после окончания своих тюремных сроков. Преимущество в том, что в таком случае руководителям предприятий не придется завозить на самолетах гастарбайтеров на смену, продолжающуюся несколько месяцев. Дмитрий Песков, пресс-секретарь российского президента Владимира Путина, позитивно оценил этот план и назвал его «новой и интересной инициативой». Однако у этого плана имеется пять уязвимых пунктов. Во-первых, согласно новой Конституции, запрещается заставлять заключенных работать. Это положение из-за связанного с ГУЛАГом прошлого в период существования СССР было включено в новую редакцию Конституции. Поскольку во времена Сталина, с 1930-х до 1950-х годов, заключенных заставляли работать на гигантских советских стройках — на строительстве плотин, огромных заводов, на шахтах по добыче золота, угля и железной руды. Все они жили в бараках и вкалывали так, что иногда даже умирали на рабочем месте. В настоящее время заключенных официально лишь приглашают принять участие в этой программе, однако представители организаций, защищающих права заключенных, предупреждают о возможности широкого использования принуждения. Во-вторых, название «исправительный лагерь», в котором будут находиться российские заключенные и где они будут строить, заниматься сваркой и добывать полезные ископаемые, напоминает созданные китайским правительством лагеря для сотен тысяч уйгуров. Представители этого исламского меньшинства на северо-востоке КНР подвергаются жестоким преследованиям, их заставляют работать именно в такого рода колониях. В-третьих, этот план подвергается критике, поскольку оказывает квази-официальную поддержку широко распространенному в стране враждебному отношению к иностранцам. Эта колоссальная империя известна своим гостеприимством, однако это относится прежде всего к туристам. Гастарбайтеры из таких среднеазиатских или кавказских республик как Азербайджан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Грузия жалуются на насилие со стороны российских неонацистов, на расистские нападения и оскорбления, на невыплату зарплаты, а также на целенаправленную дискриминацию со стороны полиции и других представителей власти. В-четвертых, этот план является уязвимым, поскольку в прошлом постоянно возникали скандалы. В этих пользующихся дурной славой исправительных колониях некоторые заключенные вынуждены были работать, тогда как для других это было заменой тюрьмы. Надежда Толоконникова, музыкант из группы Pussy Riot, жаловалась на то, что после вынесенного в 2014 году обвинительного приговора ее заставляли работать по 16-17 часов в день. Преследование со стороны властей внушает страх В-пятых, представители таких правозащитных организаций как gulagu.net (в России признано иноагентом — прим. ред.) в течение многих лет сообщают о недостатках в российских исправительных лагерях и активно выступают в защиту прав заключенных. Они жалуются на низкую зарплату заключенных, часть средств из которой затем может быть вычтена и направлена на оплату одежды, питания и мыла. «Привлекательных моментов почти нет, никто в конце своего срока не получает приличную сумму на свой счет», — отмечает Алексей Федяков из организации «Русь сидящая» (признана в России иноагентом — прим. ред.). По его мнению, из-за этого страдает качество работы — сваренные заключенными конструкции автобусных остановок часто вообще нельзя использовать, а пошитая одежда или выращенные фрукты приходится утилизировать. Подобного рода организации и инициативы находятся в России под таким сильным давлением, что частично сворачивают свою работу. Руководители проекта gulagu.net объяснили прекращение своей работы тем, что сотрудники оппозиционных организаций в России и в Белоруссии больше не чувствуют себя в безопасности. Всего несколько дней назад военный самолет белорусского диктатора Александра Лукашенко заставил авиалайнер компании Ryanair совершить посадку в Минске. А там после посадки был арестован находившийся на борту этого лайнера оппозиционный блогер Роман Протасевич.
Комментарии (0)