Polskie Radio (Польша): Ялта-1945. Как Рузвельт и Черчилль предали поляков и капитулировали перед Сталиным - «Политика»

  • 04:01, 24-фев-2020
  • Политика
  • Novosti-Dny
  • 0

© CC0 / Public Domain, The National Archives | Перейти в фотобанкРазговор с польским советологом о Ялтинской конференции вновь крутится вокруг болезненного для поляков вопроса о предательстве союзниками Польши. Для поляков Ялтинская конференция стала символом зла. Однако, по словам эксперта, сначала отвергнув Ялту, польский народ прошел эволюцию своего видения территориальных проблем.

Разговор с польским советологом профессором Мареком Корнатом о Ялтинской конференции


Конференция «Большой тройки», которая прошла в Ялте 4 — 11 февраля 1945 года с участием Иосифа Сталина, Франклина Делано Рузвельта и Уинстона Черчилля, официально имела своей целью согласование мирового порядка после Второй мировой войны, наказание преступников и установление устойчивого мира. Среди прочего лидеры СССР, США и Великобритании договорились о проведении международного трибунала над нацистами, о разделе на оккупационные зоны и денацификации Германии. Также было согласовано проведение учредительной конференции ООН, были намечены новые послевоенные границы в Европе. Конференция проходила под лозунгами демократии, свободы и борьбы за мир. Однако в действительности Ялта стала актом капитуляции Запада перед Советским Союзом, который наравне с гитлеровской Германией развязал Вторую мировую войну. Ялта также была предательством США и Великобритании в отношении Польши, которая являлась их союзником. Именно благодаря их согласию Сталин в Польше, равно как и во всей Центрально-Восточной Европе, установил тоталитарную советскую систему.


К разговору о Ялтинской конференции я пригласил профессора Марека Корната из Польской академии наук, который является ведущим польским советологом.


Назар Олийнык: Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что еще до того, как состоялась Ялтинская конференция, она уже заведомо была победой Сталина. Само место ее проведения, Ялта, на советской территории, и время ее проведения, когда фактически большая часть Центрально-Восточной Европы находилась под контролем СССР, уже наперед определило ход встречи в Ялте. Не так ли?


Марек Корнат: Безусловно, Ялтинская конференция прошла в особенно благоприятный момент для Советского Союза и его лидера. Дело в том, что, несомненно, западные великие державы находились в обороне, если речь идет о военной ситуации на фронте. Они испытывали огромные трудности с отражением немецкого контрнаступления в Арденах в декабре 1944 года. В то же время, как известно, в январе 1945 года СССР начал большое контрнаступление из района Вислы, в направлении Центральной Германии, на Берлин.


У Советского Союза были в руках все козыри. Территории, которые должны были отойти в советскую сферу интересов, еще согласно решению Тегеранской конференции, состоявшейся в конце 1943 года, уже были заняты Красной Армией. Во-вторых, президент Рузвельт не скрывал того, что едет в Ялту просить Сталина помочь закончить войну с Японией. Понятное дело, Сталин планировал дорого продать свое согласие.



В общем, по моему мнению, приписывание конференции в Ялте большого и решительного значения в судьбе мира является преувеличенным и необоснованным. Дело в том, что если бы ее не было, то, честно говоря, скорее всего, исторические события происходили бы так же. То есть, советизация занятых стран Центрально-Восточной Европы, в том числе Польши, была бы и без соглашений, принятых в Ялте.


— Ялта стала своего рода символом и точкой отсчета советизации Центрально-Восточной Европы, но проблема Польши, ее границ и другие вопросы, как уже было сказано, согласовали еще на Тегеранской конференции. Почему именно Ялта стала символом предательства Запада и нового раздела Европы?


— Почему Ялта стала таким символом зла? Знаете, тут нужно обратить внимание на один факт. Крайне важные решения, принятые в Тегеране, были засекречены. Понятно не все, но те, что касались Польши, были засекречены. Президент Рузвельт просил их не разглашать, поскольку опасался потерять голоса польской диаспоры в Америке. Как известно, если политик хочет победить на выборах, то важен каждый голос. Однако в Ялте все было по-другому. Решения Ялтинской конференции были представлены общественности в виде «Декларации об освобожденной Европе» и других резолюций. Что касается Польши, то там были опасные формулировки, поэтому их стоит привести. В них говорилось, что коммунистическое правительство, которое Сталин уже поставил в Варшаве, на руинах Варшавы, должно было быть слегка откорректировано и дополнено некоммунистическими лидерами. Это означало, что коммунисты власти не отдадут.


Во-вторых, как известно, было принято, что линия Керзона будет восточной границей Польши. Вместе с тем взамен Польша должна была получить четко необозначенный, но большой территориальный прирост на Западе. Наконец, что крайне важно, в обещанных свободных выборах должны были принять участие только «ненацистсткие партии». Это оскорбляло польский народ и давало понять, что в Польше были необозначенные нацисты. Если в Польше и были какие-то нацисты, то это были немцы, так как не было польских нацистов. Такая формулировка давала советам возможность устранить любую политическую партию под предлогом, что та не является демократической.


В конце концов, Сталин отверг концепцию международного надзора за выборами в Польше. Когда Рузвельт и Черчилль представили ему это дело, то он им ответил, что поляки — это великий народ, слишком гордый, чтобы согласиться на то, чтобы кто-то надзирал за их выбором. Сталин заявил, что польский народ сам в состоянии провести честные выборы. Если вкратце, то это все дало инструменты для быстрой советизации Польши. Каждый, кто внимательно прочитал все это и имел какой-то политический опыт и политическое воображение, мог сразу сказать, что это трагедия для Польши. К сожалению, так все и было.


— Важным вопросом является разное прочтение значения и последствий Ялты, что не раз использовала российская пропаганда. То есть, подчеркивается, что Польша действительно потеряла восточные территории, но вместе с тем она получила компенсацию на западе. Также очевидно, что потеря Польшей земель на востоке была трагедией. Однако в случае Литвы, Украины или Беларуси именно на базе решений Ялтинской конференции оформились границы этих стран, когда они уже стали независимыми. Теоретически мы можем себе представить, что польско-украинский или польско-литовский конфликт мог бы продолжатся и в современности. Не раз обращается внимание, что побочным эффектом Ялты стало то, что эти национальные проблемы хотя жестоким и болезненным способом, но все же решились. Как Вы прокомментируете данный вопрос?


— Сегодня мы можем сказать, что впоследствии, и по большому счету, это обернулось пользой, поскольку Польша и Украина, Польша и Литва не имеют территориальных претензий друг к другу. Линия Керзона, как граница, стала новым территориальным размежеванием, и случилось как случилось. Вместе с тем мы должны помнить, что товарищ Сталин не вел политику в национальных интересах литовского, польского или украинского государства. Он расширял и строил советскую тоталитарную империю, рубежи которой должны были быть расширены, как можно дальше. Кроме того, в Центрально-Восточной Европе должна была быть создана система зависимых от Москвы государств. Так и произошло.


Одновременно с этим польский народ прошел эволюцию своего видения территориальных проблем в Центрально-Восточной Европе и в целом в видении территориальных вопросов своей страны. То есть, польский народ отверг Ялту, когда о ней узнал в 1945 году. Однако потом, когда проходили другие события и менялись условия жизни, исторические реалии, когда сменялись поколения, польский народ согласился с этим состоянием дел. Никто не выдвигал претензий по поводу Вильнюса или Львова. Никто не поставил такого вопроса, когда в Польше в 1989 году пал коммунизм. Это о чем-то говорит. Другими словами, значение имеет реализм ситуации, которая важнее, нежели сантименты. Такие возвышенные чувства, как сантимент ко Львову, девиз города всегда верного Польше и прочее — все это отошло на второй план. Значение предавалось политическому реализму. Мне кажется, что важно подчеркнуть этот важный польский опыт.



© CC0 / Public Domain, The National Archives | Перейти в фотобанкРазговор с польским советологом о Ялтинской конференции вновь крутится вокруг болезненного для поляков вопроса о предательстве союзниками Польши. Для поляков Ялтинская конференция стала символом зла. Однако, по словам эксперта, сначала отвергнув Ялту, польский народ прошел эволюцию своего видения территориальных проблем. Р азговор с польским советологом профессором Мареком Корнатом о Ялтинской конференции Конференция «Большой тройки», которая прошла в Ялте 4 — 11 февраля 1945 года с участием Иосифа Сталина, Франклина Делано Рузвельта и Уинстона Черчилля, официально имела своей целью согласование мирового порядка после Второй мировой войны, наказание преступников и установление устойчивого мира. Среди прочего лидеры СССР, США и Великобритании договорились о проведении международного трибунала над нацистами, о разделе на оккупационные зоны и денацификации Германии. Также было согласовано проведение учредительной конференции ООН, были намечены новые послевоенные границы в Европе. Конференция проходила под лозунгами демократии, свободы и борьбы за мир. Однако в действительности Ялта стала актом капитуляции Запада перед Советским Союзом, который наравне с гитлеровской Германией развязал Вторую мировую войну. Ялта также была предательством США и Великобритании в отношении Польши, которая являлась их союзником. Именно благодаря их согласию Сталин в Польше, равно как и во всей Центрально-Восточной Европе, установил тоталитарную советскую систему. К разговору о Ялтинской конференции я пригласил профессора Марека Корната из Польской академии наук, который является ведущим польским советологом. Назар Олийнык: Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что еще до того, как состоялась Ялтинская конференция, она уже заведомо была победой Сталина. Само место ее проведения, Ялта, на советской территории, и время ее проведения, когда фактически большая часть Центрально-Восточной Европы находилась под контролем СССР, уже наперед определило ход встречи в Ялте. Не так ли? Марек Корнат: Безусловно, Ялтинская конференция прошла в особенно благоприятный момент для Советского Союза и его лидера. Дело в том, что, несомненно, западные великие державы находились в обороне, если речь идет о военной ситуации на фронте. Они испытывали огромные трудности с отражением немецкого контрнаступления в Арденах в декабре 1944 года. В то же время, как известно, в январе 1945 года СССР начал большое контрнаступление из района Вислы, в направлении Центральной Германии, на Берлин. У Советского Союза были в руках все козыри. Территории, которые должны были отойти в советскую сферу интересов, еще согласно решению Тегеранской конференции, состоявшейся в конце 1943 года, уже были заняты Красной Армией. Во-вторых, президент Рузвельт не скрывал того, что едет в Ялту просить Сталина помочь закончить войну с Японией. Понятное дело, Сталин планировал дорого продать свое согласие. В общем, по моему мнению, приписывание конференции в Ялте большого и решительного значения в судьбе мира является преувеличенным и необоснованным. Дело в том, что если бы ее не было, то, честно говоря, скорее всего, исторические события происходили бы так же. То есть, советизация занятых стран Центрально-Восточной Европы, в том числе Польши, была бы и без соглашений, принятых в Ялте. — Ялта стала своего рода символом и точкой отсчета советизации Центрально-Восточной Европы, но проблема Польши, ее границ и другие вопросы, как уже было сказано, согласовали еще на Тегеранской конференции. Почему именно Ялта стала символом предательства Запада и нового раздела Европы? — Почему Ялта стала таким символом зла? Знаете, тут нужно обратить внимание на один факт. Крайне важные решения, принятые в Тегеране, были засекречены. Понятно не все, но те, что касались Польши, были засекречены. Президент Рузвельт просил их не разглашать, поскольку опасался потерять голоса польской диаспоры в Америке. Как известно, если политик хочет победить на выборах, то важен каждый голос. Однако в Ялте все было по-другому. Решения Ялтинской конференции были представлены общественности в виде «Декларации об освобожденной Европе» и других резолюций. Что касается Польши, то там были опасные формулировки, поэтому их стоит привести. В них говорилось, что коммунистическое правительство, которое Сталин уже поставил в Варшаве, на руинах Варшавы, должно было быть слегка откорректировано и дополнено некоммунистическими лидерами. Это означало, что коммунисты власти не отдадут. Во-вторых, как известно, было принято, что линия Керзона будет восточной границей Польши. Вместе с тем взамен Польша должна была получить четко необозначенный, но большой территориальный прирост на Западе. Наконец, что крайне важно, в обещанных свободных выборах должны были принять участие только «ненацистсткие партии». Это оскорбляло польский народ и давало понять, что в Польше были необозначенные нацисты. Если в Польше и были какие-то нацисты, то это были немцы, так как не было польских нацистов. Такая формулировка давала советам возможность устранить любую политическую партию под предлогом, что та не является демократической. В конце концов, Сталин отверг концепцию международного надзора за выборами в Польше. Когда Рузвельт и Черчилль представили ему это дело, то он им ответил, что поляки — это великий народ, слишком гордый, чтобы согласиться на то, чтобы кто-то надзирал за их выбором. Сталин заявил, что польский народ сам в состоянии провести честные выборы. Если вкратце, то это все дало инструменты для быстрой советизации Польши. Каждый, кто внимательно прочитал все это и имел какой-то политический опыт и политическое воображение, мог сразу сказать, что это трагедия для Польши. К сожалению, так все и было. — Важным вопросом является разное прочтение значения и последствий Ялты, что не раз использовала российская пропаганда. То есть, подчеркивается, что Польша действительно потеряла восточные территории, но вместе с тем она получила компенсацию на западе. Также очевидно, что потеря Польшей земель на востоке была трагедией. Однако в случае Литвы, Украины или Беларуси именно на базе решений Ялтинской конференции оформились границы этих стран, когда они уже стали независимыми. Теоретически мы можем себе представить, что польско-украинский или польско-литовский конфликт мог бы продолжатся и в современности. Не раз обращается внимание, что побочным эффектом Ялты стало то, что эти национальные проблемы хотя жестоким и болезненным способом, но все же решились. Как Вы прокомментируете данный вопрос? — Сегодня мы можем сказать, что впоследствии, и по большому счету, это обернулось пользой, поскольку Польша и Украина, Польша и Литва не имеют территориальных претензий друг к другу. Линия Керзона, как граница, стала новым территориальным размежеванием, и случилось как случилось. Вместе с тем мы должны помнить, что товарищ Сталин не вел политику в национальных интересах литовского, польского или украинского государства. Он расширял и строил советскую тоталитарную империю, рубежи которой должны были быть расширены, как можно дальше. Кроме того, в Центрально-Восточной Европе должна была быть создана система зависимых от Москвы государств. Так и произошло. Одновременно с этим польский народ прошел эволюцию своего видения территориальных проблем в Центрально-Восточной Европе и в целом в видении территориальных вопросов своей страны. То есть, польский народ отверг Ялту, когда о ней узнал в 1945 году. Однако потом, когда проходили другие события и менялись условия жизни, исторические реалии, когда сменялись поколения, польский народ согласился с этим состоянием дел. Никто не выдвигал претензий по поводу Вильнюса или Львова. Никто не поставил такого вопроса, когда в Польше в 1989 году пал коммунизм. Это о чем-то говорит. Другими словами, значение имеет реализм ситуации, которая важнее, нежели сантименты. Такие возвышенные чувства, как сантимент ко Львову, девиз города всегда верного Польше и прочее — все это отошло на второй план. Значение предавалось политическому реализму. Мне кажется, что важно подчеркнуть этот важный польский опыт.


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!