The New York Times (США): по мнению Джона Болтона, Трамп связывал помощь Украине с нужными ему расследованиями - «Политика»
- 08:01, 28-янв-2020
- Политика
- Edgarpo
- 0
Вашингтон — Президент Трамп в августе прошлого года сообщил своему советнику по национальной безопасности о том, что он хочет продлить заморозку помощи Украине в области безопасности в размере 391 миллиона долларов до того момента, пока официальные лица там не начнут помогать в проведении расследования деятельности демократов, включая обоих Байденов. Об этом говорится в еще неопубликованном рукописном варианте книги, автором которой является бывший советник президента по национальной безопасности Джон Болтон (John R. Bolton).
Это заявление президента в том виде, как его описывает в своей книге Джон Болтон, может подорвать ключевой элемент защиты в деле об импичменте. Речь идет об утверждении г-на Трампа о том, что его требование о проведении расследования в отношении возможных соперников, включая бывшего вице-президента Джозефа Байдена и его сына Хантера Байдена (он работал в украинской энергетической компании в то время, когда его отец был вице-президентом), не было связано с задержкой в предоставлении помощи Украине.
Взрывоопасный рассказ Болтона, имеющий отношение к центральному вопросу в деле об импичменте президента Трампа (это третий случай в истории Соединенных Штатов) был включен в рукописный вариант книги, который он в последние несколько недель начал распространять среди своих близких коллег. Кроме того, Болтон направил рукопись своей книги в Белый дом в рамках стандартной процедуры проверки, предусмотренной для действующих и бывших сотрудников администрации в том случае, если они пишут книги.
Многие люди передали рассказ Болтона об украинском деле.
По мнению знакомых с содержанием этой книги людей, в ней содержатся сведения, о которых может рассказать Болтон в том случае, если он будет вызван в качестве свидетеля в ходе рассмотрения в Сенате дела об импичменте. Белый дом может использовать процесс предварительной проверки рукописи, у которого нет временных ограничений, для отсрочки ее выхода в свет, для запрещения ее публикации или исключения из нее ключевых пассажей.
Примерно на десятке страниц Болтон рассказывает о том, как в течение нескольких месяцев разворачивалось украинское дело до того момента, пока он в сентябре не покинул Белый дом. Он описывает не только выраженное в частном порядке пренебрежительно отношение президента к Украине, но также сообщает некоторые детали о высокопоставленных сотрудниках администрации, которые открыто пытались уклониться от участия в этой истории.
Так, например, госсекретарь Майк Помпео в частном порядке признал отсутствие оснований для сделанных адвокатом президента Рудольфом Джулиани утверждений о том, что посол Соединенных Штатов на Украине якобы была коррумпирована. Он также считал, что Джулиани, возможно, действовал от лица других клиентов, отмечает в своей рукописи Болтон.
Как подчеркивает Болтон в своей книге, после состоявшегося в июле телефонного разговора президента Соединенных Штатов с президентом Украины он сообщил генеральному прокурору Уильяму Барру о своей озабоченности по поводу Джулиани, который при содействии президента Трампа проводил теневую политику в отношении Украины. Кроме того, Болтон сообщил генеральному прокурору о том, что он упомянул его, Барра, имя в том телефонном разговоре. Официальный представитель Барра опроверг утверждение о том, что генеральный прокурор узнал о состоявшемся телефонном разговоре от Болтона. По словам представителя Министерства юстиции, Барр узнал об этом только в середине августа.
Что касается действующего главы президентской администрации Мика Малвени (Mick Mulvaney), то он присутствовал, по крайней мере, во время одного телефонного разговора, когда президент и Джулиани обсуждали посла на Украине, подчеркивает в своей книге Болтон. Малвени сообщил своим коллегам о том, что он всегда отходит в сторону в тот момент, когда президент разговаривает со своим адвокатом, и делает он это для защиты их привилегии, связанной с отношением адвоката со своим клиентом.
В ходе состоявшейся 23 мая встречи, о которой уже сообщалось ранее, высокопоставленные советники и Рон Джонсон (Ron Johnson), сенатор-республиканец от штата Висконсин, проинформировали президента о своей поездке в Киев, где они присутствовали на церемонии инаугурации президента Владимира Зеленского. Трамп, как следует из книги Болтона, весьма критично отозвался об Украине, которая, по его мнению, пыталась причинить ему ущерб, а также упомянул теорию заговора в связи с взломанным сервером Национального комитета Демократической партии.
Белый дом не предоставил ответы на вопросы относительно утверждений Болтона, а представители Джонсона, Помпео и Малвени не ответили в воскресенье вечером на электронные послания и телефонные звонки с просьбой о комментарии.
Адвокат Болтона обвинил Былый дом в раскрытии содержание рукописи бывшего советника по национальной безопасности. «К сожалению, из содержания опубликованной сегодня в газете New York Times статьи стало ясно, что процесс предварительной проверки рукописи был нарушен и что информация была раскрыта теми людьми, которые не принимали непосредственного участия в работе с книгой», — сказал в воскресенье вечером адвокат Чарльз Купер (Charles J. Cooper).
По его словам, он передал рукопись книги Болтона в Белый дом 30 декабря — через 12 дней после объявления об импичменте в отношении Трампа. Это было сделано для выяснения возможного наличия в рукописи секретной информации, хотя, по мнению самого Болтона, никакой секретной информации в ней нет.
Судя по всему, предоставление рукописи Болтона в Белый дом позволило помощникам Трампа получить непосредственное представление о том, что именно бывший советник по национальной безопасности может сказать, если его вызовут в качестве свидетеля по делу об импичменте Трампа. Кроме того, передача этой рукописи усилила озабоченность его советников, а также их желание помешать вызову в качестве свидетеля Болтона. Об этом рассказали два человека, знакомые с позицией этих советников.
Белый дом дал указание Болтону и других ключевым официальным лицам, обладающим непосредственным знанием о действиях Трампа, не сотрудничать с расследованием по делу об импичменте. Болтон в своем заявлении, опубликованном в этом месяце, подчеркнул, что он готов дать показания, если будет вызван повесткой.
В последние несколько дней некоторые официальные лица из президентской администрации назвали Болтона недовольным бывшим сотрудником. По их словам, он сделал записи, которые он должен был оставить в своем кабинете перед уходом из администрации президента.
Трамп сообщил журналистам о том, что он против привлечения Болтона в качестве свидетеля. По мнению президента, просто потому, что бывший советник по национальной безопасности будет говорить публично, он может причинить ущерб национальной безопасности.
«Проблема с Джоном состоит в том, что это проблема национальной безопасности, — сказал Трамп в среду на пресс-конференции в Давосе, Швейцария. — Ему известны некоторые мои мысли. Он знает, что я думаю о лидерах. Что будет, если он расскажет о том, что я думаю о некоторых лидерах, а мое мнение окажется не очень позитивным?»
«Это очень осложнит работу», — добавил он.
Слушания об импичменте в Сенате могли бы завершиться уже в пятницу без заслушивания свидетельских показаний. Демократы как в Палате представителей, так и в Сенате уже несколько недель настаивали на включении новых свидетелей и документов — о которых стало известно только во время рассмотрения импичмента в Палате представителей — для вынесения справедливого решения. Они сосредоточили свое внимание на попытках убедить незначительную группу сенаторов-республиканцев, что для достижения поставленной цели им потребуется их участие.
Однако спустя неделю после начала слушаний, по словам большинства законодателей, шансы, что 51 сенатор согласится вызывать свидетелей, лишь сокращаются, а не растут.
Демократы, в том числе спикер Нэнси Пелози (Nancy Pelosi) и сенатор Чак Шумер (Chuck Schumer), возглавляющий меньшинство, заявили, что рукопись Болтона подчеркивает необходимость вызвать его в качестве свидетеля, и после публикации его статьи ответственные лица Палаты представителей потребовали, чтобы Сенат проголосовал за дачу им свидетельских показаний. «Теперь не может быть никаких сомнений, что слова Болтона идут вразрез с самим основанием защиты президента», — заявили они.
Республиканцы в большинстве своем не давали никаких комментариев; пресс-секретарь лидера сенатского большинства Митча МакКоннелла (Mitch McConnell) от штата Кентукки комментировать ситуацию отказался.
По словам своих соратников, Болтон выразил готовность дать показания по нескольким причинам. Он считает, что располагает соответствующей информацией, а также выразил обеспокоенность тем, что, если его рассказ об украинском вопросе прозвучит только после слушаний, его обвинят в умышленном умолчании с целью увеличить продажи его книги.
71-летний Болтон, постоянно входивший в состав консерваторов в кругах национальной безопасности со времен работы в администрации президента Рейгана, попал в Белый дом в 2018 году после того, как его рекомендовали президенту несколько лиц, включая одного из ключевых финансовых доноров республиканцев Шелдона Адельсона (Sheldon Adelson).
Но у Болтона и Трампа возникли разногласия на тему нескольких глобальных кризисов в том числе в отношении агрессии Ирана, позиции президента по России и, наконец, в связи с украинским вопросом. Во время своей работы в администрации президента у Болтона также часто бывали противоречия с Помпео и Малвейни.
В основе рассказа Болтона об Украине лежит состоявшаяся в августе беседа с президентом после его возвращения из отпуска в гольф-клубе в Бедминстере, штат Нью-Джерси. Болтон получил одобренное Конгрессом финансирование в объеме 391 миллиона долларов на оборонные расходы Украины в войне на востоке страны против пророссийских сепаратистов. Чиновники заморозили эту финансовую помощь, и, по словам Болтона, на тот момент к концу подходил крайний срок для отправки помощи Киеву.
Он, Помпео и министр обороны Марк Т. Эспер (Mark T. Esper) совместными усилиями уже десятки раз уговаривали президента разморозить помощь в предшествовавшие несколько недель, после того как со стороны чиновников более низкого ранга стали раздаваться жалобы о задержке, написал Болтон. Трамп фактически дал им отпор, выражая досаду в связи с Украиной, смешивая в своем недовольстве, с одной стороны, законные попытки некоторых украинцев поддержать его оппонента от демократической партии в 2016 году Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), а c другой — неподтвержденные обвинения и откровенные теории заговора об этой стране, ключевом союзнике США.
Джулиани также в течение многих месяцев разжигал паранойю президента о занимавшей на тот момент пост посла США на Украине Мари Л. Йованович (Marie L. Yovanovitch), заявляя, что она открыто занимает антитрамповскую позицию и должна быть отправлена в отставку. В апреле 2018 года Трамп отдал указ об ее отставке за частным ужином с двумя сотрудниками Джулиани и другими лицами, как следует из записи разговора, обнародованного в субботу.
В ходе беседы с Болтоном в августе 2019 года президент, по-видимому, сосредоточился на теориях, которыми поделился с ним Джулиани: на вопрос Болтона Трамп ответил, что предпочитает не отправлять никакой помощи Украине, пока чиновники не предоставят ему всех имеющихся у них материалов о расследовании в отношении России, касавшихся Байдена и сторонников Клинтон на Украине.
Президент часто в своих гневных выступлениях наносит удар по нескольким оппонентам одновременно и нередко не проводит разграничения между чиновниками правоохранительных органов, проводивших расследования в отношении России с демократами, и другими предполагаемыми врагами, что, как представляется, и произошло в ходе его разговора с Болтоном.
Болтон также рассказал о других ключевых моментах кампании по оказанию давления, в том числе о личном признании ему Помпео весной прошлого года о том, что претензии Джулиани в отношении Йованович не имели никаких оснований, и тот, возможно, добивался ее отставки, потому что она мешала его клиентам, которые вели дела на Украине, своими попытками бороться с коррупцией.
Йованович, иммигрантка из Канады, чьи родители бежали из Советского Союза и от нацистов, была уважаемым дипломатом, известной своей активной борьбой против коррупции на Украине. В прошлом году ее неожиданно отправили в отставку, сославшись на утрату доверия президента, хотя кто-то из руководства заверял ее, что она «не совершила никаких ошибок».
По словам Болтона, он также предупреждал адвокатов Белого дома, что Джулиани, возможно, пытался использовать рычаги влияния на президента для достижения собственных рабочих интересов и содействия своим частным клиентам.
На слушаниях об импичменте Трамп сам рассчитывал, что его защита вызовет ряд лиц для дачи показаний, никак не связанных с его попытками завести на Украине дело в отношении демократов, в том числе Хантера Байдена. Однако господин МакКоннелл неоднократно говорил президенту, что свидетели могут иметь обратный эффект, и Белый дом его поддержал.
МакКоннелл и другие республиканцы в Сенате, работающие в тандеме с адвокатами Трампа, в течение нескольких недель вели собственную риторическую битву, чтобы их коллеги по партии придерживались их позиции в вопросе свидетелей, добившись тут очевидного успеха. Двое из четырех сенаторов-республиканцев, открыто выступавших за голосование о свидетелях, недавно критически высказались о целесообразности привлечения свидетелей в Сенатских слушаниях, если их показания не слушались в Палате представителей.
После заявления Болтона советники Белого дома заявили о возможности обратиться в суд с целью получения запретительного ордера, не позволяющего ему выступить на слушаниях. Подобный ордер был бы беспрецедентным, но любые попытки получить его могут привести к тому, что его показания канут в правовую Лету, и отпугнут умеренных республиканцев, опасающихся затягивания слушаний, когда их результат кажется очевидным.
В написании статьи принимали участие Кэти Беннер (Katie Benner), Николас Фандос (Nicholas Fandos) и Шерил Гэй Столберг (Sheryl Gay Stolberg).
Комментарии (0)