ABC (Испания): как Россия обманула испанскую империю, а Фердинанд VII скрыл это - «История»
- 04:01, 24-янв-2020
- Политика / Россия / Происшествия и криминал / Интернет / США / Большой Кавказ / Скандалы / Судьи / Мобильные технологии / Новости дня / Спорт / Статистика / Мир / Наука / Военные действия / Власть / Законы
- Edgarpo
- 0
Те беспорядки, которые мы постоянно наблюдаем в Конгрессе депутатов, уникальны. Мы так думаем. Кажется, что постоянные крики, склоки и споры между депутатами (вот такой цирк нам достался) — это отличительная черта нашей эпохи. То же самое касается коррупционеров, которые иногда чуть-чуть высовываются на свет. Но действительность отличается от того, что нам навязывают. Как и многие другие сферы, политика и всё, что с ней связано — это, с разрешения другого более известного ремесла, одна из самых старых профессий в мире. Но дело не только в этом. Политикам регулярно, на протяжении многих веков удавалось неприятно удивлять граждан своих государств.
Прекрасный пример — это так называемый скандал с кораблями: приобретение королем Фердинандом VII у России пяти судов, которое стало настоящей катастрофой. Не из-за отсутствия платежа или, для сравнения, из-за того, что корабли прибыли в плохой порт, а потому что когда эти суда прибыли в наш порт, то королю сразу на ум пришел сыр. Что же, они были в очень плохом состоянии. Это любопытное происшествие — одно из многих, которые описывает популяризатор истории Альфред Лопес, более известный по прозвищу «Всезнайка» в своем весьма популярном блоге, в новом произведении «Этого не было в моей книге об истории политики» (издательство «Almuzara», 2019).
В книге очень живо и легко описывается бесконечное множество забавных историй, связанных с миром политики и всем, что его окружает. Например, история про того, кому, к несчастью, выпала честь стать самым древним коррумпированным общественным представителем в истории — греческий оратор Демосфен, IV до н. э., или о том, как Франсиско Франко хотел сделать Испанию ядерной державой. Всё, что заслуживает внимания, собрано в этом произведении. Но особое место — а разве могло быть по-другому — в нем отведено историям про Испанию. Как, например, случаю, когда Жорди Пужоль запретил своему предшественнику Жосепу Таррадельясу кричать «Да здравствует Испания!» во время своего последнего выступления, или забытый титул, который сейчас принадлежит королю Филиппу VI (король Иерусалима).
Большая афера
Фигуру Фердинанда VII окружают самые разные противоречивые истории, связанные с черной легендой, но правда в том, как точно отмечает Лопес в своем произведении, что король столкнулся с большим количеством проблем во время своего царствования. Первая состояла в том, что ему нужно было восстановить страну после изгнания французов, ожесточенное противостояние которым на территории страны продолжалось ни много ни мало пять лет. Но были другие трудности. Дело в том, что начиная с 1809 года испанские колонии в Америке начали бороться за независимость, и это была самая настоящая головная боль для монархии. Чтобы справиться с восстаниями королю нужен был такой же флот, который был у Испании до 1808 года.
«В наследство он получил флот, который был фактически уничтожен в результате Трафальгарского сражения 21 октября 1805 года во времена правления его отца Карла IV», — объясняет Лопес. А затем начались наполеоновские войны, в ходе которых Испания сражалась за независимость, и именно тогда и без того обветшалым кораблям ослабшей Империи пришел конец. «Самый могущественный и грозный флот всех морей в течение многих лет теперь состоял из нескольких старых судов», — подводит итог автор. Вопрос был ясен и ответить на него Фердинанду VII было совсем непросто: как страна могла быстро и эффективно восстановить флот?
Решение было самым простым — деньги. Несмотря на то, что Испания совсем недавно воевала с Францией, в 1817 году Фердинанд VII купил у французов несколько кораблей в хорошем состоянии. Но их было недостаточно. Через некоторое время король подумал о России и попросил российского посла в Испании Дмитрия Павловича Татищева предложить императору Александру I купить у России корабли. Лопес считает, что министр морского флота Хосе Васкес де Фигероа предупредил короля о «неясных намерениях» посредника в этой сделке и высказался критично о высокой цене, предложенной изначально. Однако в итоге было подписано «Соглашение о покупке эскадры» на 13 600 000 рублей. По словам автора книги, это равнялось «70 миллионам билонных реалов». В любом случае это была чрезмерная сумма за пять кораблей и три фрегата (последние были добавлены чисто символически).
В итоге в покупке не участвовали основные министры, среди них де Фигероа, который был исключен из процесса переговоров. Сделка, сама по себе очень непонятная, превратилась в самый настоящий кошмар, когда российские корабли прибыли в порт Кадиса 21 февраля 1818 года. И хотя сначала командующий этим военным округом заявил, что «корабли пригодны для несения службы», вскоре стало очевидно, что они не могут сражаться. «У большинства кораблей сгнила древесина, из которой они были сделаны, кроме того, они участвовали во многих военно-морских сражениях на стороне российского флота. Несомненно, Испания столкнулась с самым настоящим надувательством», — добавляет Лопес. По его словам, все корабли, кроме одного, были разрушены. А этот один-единственный корабль, а также фрегаты были отремонтированы за огромные деньги.
«Россия прикрылась тем, что в подписанном обеими сторонами договоре не уточнялось, должны ли были корабли находиться в хорошем состоянии», — добавляет автор. Король попытался скрыть обман, который впоследствии испанцы назвали «проделкой с кораблями». «Он исказил историю и приказал заявить, что соглашение о приобретении кораблей у России было успешным». С тех пор существует две версии. Согласно первой, министру морского флота досталось больше всех за то, что он обвинил Фердинанда VII в принятии такого решения. Согласно второй версии, министр оказал значительное содействие при заключении соглашения и является одним из основных виновников этой катастрофы. В любом случае всё уже произошло.
Альфред Лопес: «В 1980-е годы газы, которые испускает сельдь, чуть не спровоцировали войну»
— В истории испанской политики главные роли всегда доставались людям, нарушавшим закон и преследовавшим свои интересы?
— Правда в том, что бывало всякое. Были честные политики со своими идеалами, они стремились служить жителям страны, которых они представляли. А бывали и такие, кто считал политику идеальным инструментом обогащения. Используя ее, они превращались в эгоцентричных деспотов. Также были и те, кто брал на себя соответствующие обязанности и играл ту роль, которая ему полагалась. История циклична, и то, что происходит сегодня — это просто отражение того, что делали наши предшественники.
— Любопытно, что Филиппу VI до сих пор принадлежит титул короля Иерусалима. Как такое возможно?
— Действительно. Интересно, что Иерусалимское королевство перестало существовать в 1291 году, но титул короля Иерусалима сохранился и по-прежнему используется испанским королевским домом в качестве одного из многочисленных титулов, принадлежащих монарху.
Титул короля Иерусалима был связан с титулом короля Неаполя с тех пор, как в 1504 году Гонсало Фернандес де Кордова (Gonzalo Fern?ndez de C?rdoba), Великий капитан, завладел этим титулом для Фердинанда II Католика. Таким образом, оба титула стали принадлежать испанской короне.
— Политическое влияние Испании ощущалось не только на Пиренейском полуострове, но и в США. Речь идет о таких личностях, как Педро Касанаве или Хуан Миральес …
— К сожалению, существует много исторических книг, в которых некоторые испанцы, совершившие невероятно важные поступки за пределами нашей страны, представлены не совсем правильно. В последнее время, похоже, предпринимаются попытки восстановить память о многих из них, но подавляющее большинство людей по-прежнему не знают, кто это был и что они сделали. Упомянутые Педро Касанаве и Хуан Миральес больше известны в США, чем в Испании. В Испании немногие знают, что Касанаве был одним из первых мэров Вашингтона и именно он заложил первый камень Белого Дома. Обо всём этом я рассказываю в своем произведении, предисловие к которому написал Хавьер Сантамарта (Javier Santamarta).
— Стоит отметить также великих личностей родом из Великобритании, которым удалось оставить свой след в истории. Одним из них был Черчилль, которому Вы посвятили часть своего произведения. Что правда, а что ложь в наших представлениях об этом британском задире?
— Наши представления об этом угрюмом задире во многом правдивы. На протяжении своей жизни он не раз вел себя бестактно, но всё же многие цифры преувеличены. Он был своеобразным, очень умным и всегда настаивал на своем. Например, когда он ездил в Нью-Йорк в разгар Сухого закона, то воспользовался небольшим происшествием, которое с ним там произошло, чтобы обратиться к врачу. Тот прописал ему «лечебную настойку». Так он мог пить алкоголь в США, при этом не нарушая упомянутый закон.
— Он был настолько находчивым и остроумным, насколько мы думаем? Его колкие фразы до сих пор все помнят. В интернете их очень много…
— Он действительно был очень умным и сообразительным, когда было необходимо ответить представителям прессы или политическим противникам. Но поскольку он весьма известная личность, ему приписывают поступки и высказывания, к которым он никогда не имел отношения.
Если мы рассмотрим цитаты, которые есть в интернете, то почти всегда они принадлежат одним и тем же людям. Научные приписывают Альберту Эйнштейну, те, где даются советы по самосовершенствованию, — Пауло Коэльо, а политические — Черчиллю. И это при том, что никто из них никогда не произносил большинство из этих высказываний.
— При чтении Вашей книги кажется, что политика и скандалы всегда были связаны. Какое происшествие в сфере политики в особенности привлекло Ваше внимание?
— Таких много, но одно из самых любопытных и в то же время веселых связано со Швецией и СССР. В 1980-е годы шведы обнаружили советскую подводную лодку в своих водах, и с тех пор у них началась паранойя. Они были убеждены, что русские могут захватить их в любой момент. Продолжалось это 20 лет.
Они вложили целое состояние в разработку гидролокаторов, чтобы обнаруживать любые подводные объекты в своих водах. Очень много раз они получали записи, на которых были слышны звуки подводных лодок.
Лишь в 2003 году благодаря научным исследованиям стало известно, что эти звуки издавали не советские подводные лодки, а газы, которые испускала сельдь. Именно так эти рыбы общаются между собой. Это чуть не спровоцировало военный конфликт.
— Не так давно в Испании прошли выборы. Думаете ли Вы, что испанцев ждут новые выходки наших политиков? За последние недели происходило что-то, что Вас очень повеселило?
— Очень заметно, как некоторые лидеры резко меняют свое мнение, сегодня одно, а завтра другое. Также привлекают внимание странные союзы и совершенно противоположные политические проекты, которые политики используют, чтобы добиться власти или сохранить ее. Всё, что мы сейчас переживаем, через несколько лет станет историей. Об этом будут писать интересные и в то же время очень забавные произведения.
— Возможно ли по-простому и увлекательно популяризовать историю, а если конкретнее историю политики?
— Да, возможно, но это непросто. Мы живем в эпоху ложных новостей, когда любой человек может распространить в интернете ложные слухи о чем угодно, а люди сразу же в них поверят, не задумываясь, правда это или ложь. Их интересует только то, что она привлекает внимание.
Также популяризации науки медвежью услугу оказывают так называемые пародии, которые в шуточной форме объясняют совершенно искаженные или даже придуманные исторические факты с целью получить большее количество публикаций. Я считаю, что историю необходимо передавать точно. Можно объяснять факты как-то занимательно, но не стоит для этого что-то добавлять или придумывать.
Комментарии (0)