© РИА Новости, Пресс-служба президента РФ | Перейти в фотобанкБелорусские эксперты по-разному смотрят на обрисованную в газете «Коммерсант» перспективу углубления интеграции Белоруссии и России. Кто-то полагает, что это даст позитивный импульс белорусской экономике, другие видят угрозу экономическому суверенитету страны. В политической оппозиции процесс «углубления интеграции» многие склонны трактовать в алармистских тонах: мол, идет подготовка к аншлюсу.
«Фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства». Такой вывод делает московская газета «Коммерсант», излагая в статье подробности программы углубления интеграции Белоруссии и России, парафированной 6 сентября двумя премьерами. По сведениям издания, речь идет как минимум о едином налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных социальных гарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии, гармонизированном госрегулировании отраслей.
По пути ЕС или мягкой инкорпорации?
«Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС», — подчеркивает «Коммерсант». Причем такое устройство, по мнению автора публикации, вряд ли «будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской». Белорусские эксперты смотрят на обрисованную перспективу по-разному. Кто-то полагает, что ничего страшного для нашей экономики не случится, другие видят серьезную угрозу суверенитету, причем не только экономическому. В политической же оппозиции процесс «углубления интеграции», инициированный Москвой в конце прошлого года, многие склонны трактовать в алармистских тонах: мол, идет подготовка к аншлюсу.
Тревогу подогревает то, что программа, согласованная премьерами Сергеем Румасом и Дмитрием Медведевым 6 сентября в подмосковных Горках, пока не опубликована. Между тем глава белорусского совета министров в августе предположил, что после парафирования документа правительства двух стран опубликуют его, «чтобы у общественности были сняты какие-то опасения по поводу вопросов, там, суверенитета и других». Может, кто-то повыше Румаса решил, что засвечивать конкретику договоренностей пока ни к чему
Газа по цене Смоленской области пока не ждите
Белорусский премьер уверял, что программа нацелена на исполнение принципа «две страны — один рынок» и что в ней «нет вопросов политического характера, которые где-то будоражатся в СМИ». «Коммерсант» тоже подчеркивает, что в документе нет речи о единой валюте, не затрагиваются оборона, госбезопасность, суд, правоохрана и вопросы МВД, образование, здравоохранение, наука, «а также непосредственно госуправление, то есть внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии, как, впрочем, и полномочия (да и само существование) исполнительной власти Союзного государства».
Так, может, алармистам стоит расслабиться?
Насколько можно судить по пересказу «Коммерсанта», согласованная программа — это в большей степени «то, к чему стремилась Белоруссия», заявил в комментарии для Naviny.by экономист Лев Марголин. Ведь «белорусские предприятия жаловались, что нет равноправных условий», подчеркнул собеседник. Он не видит больших проблем с тем, чтобы создать единый Налоговый кодекс и унифицировать другую нормативную базу, «если будет желание», поскольку многие нормы и сейчас сходны.
Также Марголин не разделяет опасений, что российский капитал скупит Белоруссию: «Для того чтобы они скупили, надо дать им это скупить». Собеседник подчеркивает: согласно «Коммерсанту», речь идет о едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии, но не о равных ценах. Такие цены Москва, по мнению эксперта, могла бы дать при условии политической интеграции, но, натолкнувшись на упорство Лукашенко, пока «махнула на нее рукой». Так что газа по цене Смоленской области Минск в ближайшие годы не получит, делает вывод Марголин.
Москва сильнее свяжет Минску руки
А вот эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич считает, что парафированная премьерами программа — «это удар по суверенитету Белоруссии». В итоге «экономическая зависимость Белоруссии от России резко возрастет», а это свяжет Минску руки и во внешней политике, держать геополитический шпагат станет еще труднее, подчеркнул аналитик в комментарии для Naviny.by.
Минск идет на подписание программы в надежде «получать нефть и газ по внутрироссийским ценам, причем раньше 2025 года, как это записано в документах ЕАЭС». Но зачем это нужно России, при том что речь не идет о желанном для нее политическом объединении?— задается вопросом эксперт. Он подчеркивает, что говорить о создании конфедерации пока не вполне корректно, поскольку классическая конфедерация предполагает общую внешнюю, оборонную политику, а в парафированной программе этого, судя по всему, нет.
Логика для Кремля может быть в том случае, «если рассматривать эту модель как некую переходную форму к более тесной интеграции», рассуждает собеседник Naviny.by. То есть, допускает он, следующим этапом может стать навязывание единой валюты, наднациональных органов, решения которых будут обязательны для исполнения. При реализации программы Минску «придется подстраиваться под российское законодательство, а не наоборот», считает аналитик. Впрочем, он прогнозирует на этом пути большие споры. «Возможно, Лукашенко и рассчитывает на то, чтобы это утонуло в долгих, бесконечных дискуссиях по каждому вопросу», — предполагает Карбалевич.
Процесс увязнет на уровне дорожных карт?
Действительно, глава Минэкономразвития России Максим Орешкин 9 августа заметил, что гармонизация законодательства двух стран — это большой кусок работы: «Например, единый Налоговый кодекс — вопрос-глыба, который нужно будет сдвинуть». А ведь таких глыб будет не одна и не две.
«Коммерсант» тоже подчеркивает, что хотя программа выглядит на бумаге довольно радикальным проектом, конкретики в ней немного. Например, к 1 ноября 2019 года стороны должны только представить одна другой предложения по дорожным картам объединения экономик, подготовке законодательных шагов по интеграции к концу 2020 года.
Напомню, в дополнение к программе предполагается составить аж 31 дорожную карту. Причем Румас отмечал: «Дорожные карты — это на порядок более сложный объем работы, учитывая и сроки, и тот массив документов, которые надо будет проанализировать, чтобы качественно их подготовить».
Можно предположить, что белорусская сторона предпочтет торопиться медленно. Выход на гармонизацию законодательств и запуск общих рынков, насколько можно понять, предполагается в основном к 2021 году, а вот президентские выборы в Белоруссии — внимание! — должны пройти не позднее 30 августа 2020 года.
То есть Александр Лукашенко, подписав с Владимиром Путиным программу, как предполагается, в декабре (к 20-летию Союзного государства), вероятно, получит возможность более-менее спокойно провести чрезвычайно важную для себя электоральную кампанию. Пока же белорусский лидер явно волнуется, рефреном говорит о надвигающейся «политической вакханалии».
Перетягивание каната со «старшим братом»
Но загвоздка в том, что Москва, похоже, не торопится решать в положительном для Минска ключе вопросы нефти, газа, кредитов. Вероятно, этим можно объяснить раздражение белорусского президента, которое прорвалось 6 сентября в Бресте. Таким образом, сейчас можно ожидать перетягивания каната. Минск будет говорить: ну вот, программа дальнейшей интеграции парафирована, без пяти минут подписана, давайте газ подешевле, компенсацию за налоговый маневр в своей нефтянке, подвешенные кредиты. Кремль же в ответ: нет, ребята, вы сначала выполните пункты дорожной карты, а потом уж претендуйте на плюшки.
Белорусское руководство уже артикулирует свои претензии. Сегодня Лукашенко на встрече с председателем Государственного таможенного комитета Юрием Сенько затронул тему компенсации за налоговый маневр: «Думаю, в ближайшее время нам, утверждая программу совместных действий, придется вернуться и к этому вопросу». При этом из президентских уст прозвучала запальчивая ремарка: «Не будем же мы постоянно на коленях ползать перед своим старшим братом и вымаливать какие-то крохи».
Примечательно, однако, само определение «старший брат». В этом перетягивании каната силы сторон явно неравны. Москва наверняка продолжит выкручивать руки белорусскому партнеру. Принцип «две страны — один рынок» при колоссальной разнице экономических потенциалов грозит Белоруссии мягким экономическим поглощением. Параллель с ЕС не катит: там много субъектов и нет доминирующей империи с агрессивными замашками.
Даже «Коммерсант» признает, что «при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления». А там, глядишь, дело тихой сапой дойдет и до других уровней, причем не только в экономике, но и в политике. В общем, подписывая бумаги об углубленной интеграции, Минск ступает на очень тонкий лед. И черта с два выскочишь на спасительный берег.
© РИА Новости, Пресс-служба президента РФ | Перейти в фотобанкБелорусские эксперты по-разному смотрят на обрисованную в газете «Коммерсант» перспективу углубления интеграции Белоруссии и России. Кто-то полагает, что это даст позитивный импульс белорусской экономике, другие видят угрозу экономическому суверенитету страны. В политической оппозиции процесс «углубления интеграции» многие склонны трактовать в алармистских тонах: мол, идет подготовка к аншлюсу.«Фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства». Такой вывод делает московская газета «Коммерсант», излагая в статье подробности программы углубления интеграции Белоруссии и России, парафированной 6 сентября двумя премьерами. По сведениям издания, речь идет как минимум о едином налоговом кодексе, внешнеторговом режиме и гражданском кодексе, унифицированном учете собственности и сходных социальных гарантиях, почти объединенном банковском надзоре, но с двумя центробанками, едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии, гармонизированном госрегулировании отраслей. По пути ЕС или мягкой инкорпорации? «Такая степень интеграции — выше, чем в ЕС», — подчеркивает «Коммерсант». Причем такое устройство, по мнению автора публикации, вряд ли «будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской». Белорусские эксперты смотрят на обрисованную перспективу по-разному. Кто-то полагает, что ничего страшного для нашей экономики не случится, другие видят серьезную угрозу суверенитету, причем не только экономическому. В политической же оппозиции процесс «углубления интеграции», инициированный Москвой в конце прошлого года, многие склонны трактовать в алармистских тонах: мол, идет подготовка к аншлюсу. Тревогу подогревает то, что программа, согласованная премьерами Сергеем Румасом и Дмитрием Медведевым 6 сентября в подмосковных Горках, пока не опубликована. Между тем глава белорусского совета министров в августе предположил, что после парафирования документа правительства двух стран опубликуют его, «чтобы у общественности были сняты какие-то опасения по поводу вопросов, там, суверенитета и других». Может, кто-то повыше Румаса решил, что засвечивать конкретику договоренностей пока ни к чему Газа по цене Смоленской области пока не ждите Белорусский премьер уверял, что программа нацелена на исполнение принципа «две страны — один рынок» и что в ней «нет вопросов политического характера, которые где-то будоражатся в СМИ». «Коммерсант» тоже подчеркивает, что в документе нет речи о единой валюте, не затрагиваются оборона, госбезопасность, суд, правоохрана и вопросы МВД, образование, здравоохранение, наука, «а также непосредственно госуправление, то есть внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии, как, впрочем, и полномочия (да и само существование) исполнительной власти Союзного государства». Так, может, алармистам стоит расслабиться? Насколько можно судить по пересказу «Коммерсанта», согласованная программа — это в большей степени «то, к чему стремилась Белоруссия», заявил в комментарии для Naviny.by экономист Лев Марголин. Ведь «белорусские предприятия жаловались, что нет равноправных условий», подчеркнул собеседник. Он не видит больших проблем с тем, чтобы создать единый Налоговый кодекс и унифицировать другую нормативную базу, «если будет желание», поскольку многие нормы и сейчас сходны. Также Марголин не разделяет опасений, что российский капитал скупит Белоруссию: «Для того чтобы они скупили, надо дать им это скупить». Собеседник подчеркивает: согласно «Коммерсанту», речь идет о едином регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии, но не о равных ценах. Такие цены Москва, по мнению эксперта, могла бы дать при условии политической интеграции, но, натолкнувшись на упорство Лукашенко, пока «махнула на нее рукой». Так что газа по цене Смоленской области Минск в ближайшие годы не получит, делает вывод Марголин. Москва сильнее свяжет Минску руки А вот эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич считает, что парафированная премьерами программа — «это удар по суверенитету Белоруссии». В итоге «экономическая зависимость Белоруссии от России резко возрастет», а это свяжет Минску руки и во внешней политике, держать геополитический шпагат станет еще труднее, подчеркнул аналитик в комментарии для Naviny.by. Минск идет на подписание программы в надежде «получать нефть и газ по внутрироссийским ценам, причем раньше 2025 года, как это записано в документах ЕАЭС». Но зачем это нужно России, при том что речь не идет о желанном для нее политическом объединении?— задается вопросом эксперт. Он подчеркивает, что говорить о создании конфедерации пока не вполне корректно, поскольку классическая конфедерация предполагает общую внешнюю, оборонную политику, а в парафированной программе этого, судя по всему, нет. Логика для Кремля может быть в том случае, «если рассматривать эту модель как некую переходную форму к более тесной интеграции», рассуждает собеседник Naviny.by. То есть, допускает он, следующим этапом может стать навязывание единой валюты, наднациональных органов, решения которых будут обязательны для исполнения. При реализации программы Минску «придется подстраиваться под российское законодательство, а не наоборот», считает аналитик. Впрочем, он прогнозирует на этом пути большие споры. «Возможно, Лукашенко и рассчитывает на то, чтобы это утонуло в долгих, бесконечных дискуссиях по каждому вопросу», — предполагает Карбалевич. Процесс увязнет на уровне дорожных карт? Действительно, глава Минэкономразвития России Максим Орешкин 9 августа заметил, что гармонизация законодательства двух стран — это большой кусок работы: «Например, единый Налоговый кодекс — вопрос-глыба, который нужно будет сдвинуть». А ведь таких глыб будет не одна и не две. «Коммерсант» тоже подчеркивает, что хотя программа выглядит на бумаге довольно радикальным проектом, конкретики в ней немного. Например, к 1 ноября 2019 года стороны должны только представить одна другой предложения по дорожным картам объединения экономик, подготовке законодательных шагов по интеграции к концу 2020 года. Напомню, в дополнение к программе предполагается составить аж 31 дорожную карту. Причем Румас отмечал: «Дорожные карты — это на порядок более сложный объем работы, учитывая и сроки, и тот массив документов, которые надо будет проанализировать, чтобы качественно их подготовить». Можно предположить, что белорусская сторона предпочтет торопиться медленно. Выход на гармонизацию законодательств и запуск общих рынков, насколько можно понять, предполагается в основном к 2021 году, а вот президентские выборы в Белоруссии — внимание! — должны пройти не позднее 30 августа 2020 года. То есть Александр Лукашенко, подписав с Владимиром Путиным программу, как предполагается, в декабре (к 20-летию Союзного государства), вероятно, получит возможность более-менее спокойно провести чрезвычайно важную для себя электоральную кампанию. Пока же белорусский лидер явно волнуется, рефреном говорит о надвигающейся «политической вакханалии». Перетягивание каната со «старшим братом» Но загвоздка в том, что Москва, похоже, не торопится решать в положительном для Минска ключе вопросы нефти, газа, кредитов. Вероятно, этим можно объяснить раздражение белорусского президента, которое прорвалось 6 сентября в Бресте. Таким образом, сейчас можно ожидать перетягивания каната. Минск будет говорить: ну вот, программа дальнейшей интеграции парафирована, без пяти минут подписана, давайте газ подешевле, компенсацию за налоговый маневр в своей нефтянке, подвешенные кредиты. Кремль же в ответ: нет, ребята, вы сначала выполните пункты дорожной карты, а потом уж претендуйте на плюшки. Белорусское руководство уже артикулирует свои претензии. Сегодня Лукашенко на встрече с председателем Государственного таможенного комитета Юрием Сенько затронул тему компенсации за налоговый маневр: «Думаю, в ближайшее время нам, утверждая программу совместных действий, придется вернуться и к этому вопросу». При этом из президентских уст прозвучала запальчивая ремарка: «Не будем же мы постоянно на коленях ползать перед своим старшим братом и вымаливать какие-то крохи». Примечательно, однако, само определение «старший брат». В этом перетягивании каната силы сторон явно неравны. Москва наверняка продолжит выкручивать руки белорусскому партнеру. Принцип «две страны — один рынок» при колоссальной разнице экономических потенциалов грозит Белоруссии мягким экономическим поглощением. Параллель с ЕС не катит: там много субъектов и нет доминирующей империи с агрессивными замашками. Даже «Коммерсант» признает, что «при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления». А там, глядишь, дело тихой сапой дойдет и до других уровней, причем не только в экономике, но и в политике. В общем, подписывая бумаги об углубленной интеграции, Минск ступает на очень тонкий лед. И черта с два выскочишь на спасительный берег.
Комментарии (0)