© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкОтмечая 99-ю годовщину «Чуда на Висле», поляки решили всем напомнить, что именно они в 1920 году спасли Европу от большевистского вторжения. А с ними вместе сражались украинцы. Ловко переставляя исторические акценты, автор утверждает, что именно это братство по оружию послужило появлению независимой Украины. И ничего, что тогда этот союз не пользовался широкой поддержкой ни среди поляков, ни среди украинцев.
99-я годовщина Чуда на Висле — это очередной повод вспомнить о том, что в 1920 году поляки спасли Европу от большевистского вторжения. Практически каждый год в этот августовский день мы сосредотачиваем внимание на оборонительной составляющей войны, то есть на защите нашего континента от пожара коммунистической революции, забывая во время торжественных мероприятий о наступательном аспекте того конфликта. Между тем в столкновении с большевиками речь шла о том, чтобы отодвинуть российскую угрозу как можно дальше на восток, а это означало появление независимой Украины. Мы забываем, что именно поляки первыми в мире выступили с оружием за идею создания украинской государственности.
События 1920-1921 годов вошли в историю под названием польско-советской войны, однако, было бы вернее назвать ее совместной войной поляков и украинцев с большевиками. Целью договора, который заключили Юзеф Пилсудский и атаман Симон Петлюра, была «самостийная» Украина. Пилсудский верил, что существование на Днепре суверенного государства украинцев станет для Польши лучшей защитой от российского империализма. Он знал, что если Москва получит Киев, следующей ее жертвой станет Варшава. Именно на эту мысль ссылался в 2008 году в Тбилиси в своей исторической речи президент Лех Качиньский (Lech Kaczynski).
Разумеется, у союза Пилсудского и Петлюры были свои слабые места. В 1920 году он не пользовался широкой поддержкой ни среди поляков, ни среди украинцев. Последние также не горели особым желанием воевать с нами бок о бок. Достаточно напомнить, что польских военных было в семь раз больше, чем украинских. Этот союз в каком-то смысле опережал свое время, однако, он заслуживает особого внимания как отражение нацеленной в будущее политической концепции, процесс претворения которой в жизнь может растянуться на долгие годы.
В 1920 году мы увидели настоящее польско-украинское братство по оружию. Мало кто сейчас знает, что операцией по защите города Замосць от советских войск руководил украинский полковник Марк Безручко. Также мало кто помнит, что поляки и украинцы вместе защищали от большевиков Львов, за который всего полутора годами ранее они бились друг с другом.
Многие петлюровцы, которые после заключения Рижского мирного договора в 1921 году остались в Польше, стали польскими патриотами. Примером может служить награжденный орденом Воинской доблести генерал Павел Шандрук, который говорил: «Я воевал за Польшу, считая, что воюю таким образом за Украину. Если возникнет необходимость еще раз вступить в бой за Польшу, я сделаю это, ведь она стала моей второй родиной».
Можно также вспомнить о Шимоне Федоронько — капеллане армии Петлюры, который стал во Второй Речи Посполитой капелланом польской армии. В годы Второй мировой войны, сражаясь за Польшу, погибли трое его сыновей: Александр, пилот 300-й эскадрильи, в апреле 1944 года в ходе боевого полета над Германией, а Орест и Вячеслав, бойцы Армии Крайовой, во время Варшавского восстания.
Примером служит также патриарх Мстислав, предстоятель Украинской автокефальной православной церкви, который, вернувшись из эмиграции в Киев, пел на прекрасном польском языке полковую песню-«журавейку»: «Пики бери, шашки точки, большевика гони, гони». Он сам принимал участие в той войне, служа адъютантом Петлюры (который, кстати приходился ему дядей), а во Второй Речи Посполитой побывал, в частности, депутатом Сейма, заместителем градоначальника Ровно и соратником волынского воеводы Генрика Юзевского. Во время Второй мировой войны он попал в немецкий плен, а после ее окончания оказался в эмиграции в Канаде. За это время он стал священником, и позже был избран патриархом неканонической Украинской автокефальной православной церкви. Скончался он в 1993 году в возрасте 95 лет.
Размышляя о польско-большевистской войне, следует помнить о геополитической ставке того конфликта и о наших союзниках. К сожалению, не только у нас, но и на Украине, о петлюровцах сейчас почти забыли: их затмили другие фигуры. Это прискорбно, ведь они стали символом не только борьбы с российской империей, но и польско-украинского братства по оружию. Было бы хорошо, чтобы они заняли подобающее им место в пантеоне украинских национальных героев, а также в нашей памяти.
© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкОтмечая 99-ю годовщину «Чуда на Висле», поляки решили всем напомнить, что именно они в 1920 году спасли Европу от большевистского вторжения. А с ними вместе сражались украинцы. Ловко переставляя исторические акценты, автор утверждает, что именно это братство по оружию послужило появлению независимой Украины. И ничего, что тогда этот союз не пользовался широкой поддержкой ни среди поляков, ни среди украинцев. 99-я годовщина Чуда на Висле — это очередной повод вспомнить о том, что в 1920 году поляки спасли Европу от большевистского вторжения. Практически каждый год в этот августовский день мы сосредотачиваем внимание на оборонительной составляющей войны, то есть на защите нашего континента от пожара коммунистической революции, забывая во время торжественных мероприятий о наступательном аспекте того конфликта. Между тем в столкновении с большевиками речь шла о том, чтобы отодвинуть российскую угрозу как можно дальше на восток, а это означало появление независимой Украины. Мы забываем, что именно поляки первыми в мире выступили с оружием за идею создания украинской государственности. События 1920-1921 годов вошли в историю под названием польско-советской войны, однако, было бы вернее назвать ее совместной войной поляков и украинцев с большевиками. Целью договора, который заключили Юзеф Пилсудский и атаман Симон Петлюра, была «самостийная» Украина. Пилсудский верил, что существование на Днепре суверенного государства украинцев станет для Польши лучшей защитой от российского империализма. Он знал, что если Москва получит Киев, следующей ее жертвой станет Варшава. Именно на эту мысль ссылался в 2008 году в Тбилиси в своей исторической речи президент Лех Качиньский (Lech Kaczynski). Разумеется, у союза Пилсудского и Петлюры были свои слабые места. В 1920 году он не пользовался широкой поддержкой ни среди поляков, ни среди украинцев. Последние также не горели особым желанием воевать с нами бок о бок. Достаточно напомнить, что польских военных было в семь раз больше, чем украинских. Этот союз в каком-то смысле опережал свое время, однако, он заслуживает особого внимания как отражение нацеленной в будущее политической концепции, процесс претворения которой в жизнь может растянуться на долгие годы. В 1920 году мы увидели настоящее польско-украинское братство по оружию. Мало кто сейчас знает, что операцией по защите города Замосць от советских войск руководил украинский полковник Марк Безручко. Также мало кто помнит, что поляки и украинцы вместе защищали от большевиков Львов, за который всего полутора годами ранее они бились друг с другом. Многие петлюровцы, которые после заключения Рижского мирного договора в 1921 году остались в Польше, стали польскими патриотами. Примером может служить награжденный орденом Воинской доблести генерал Павел Шандрук, который говорил: «Я воевал за Польшу, считая, что воюю таким образом за Украину. Если возникнет необходимость еще раз вступить в бой за Польшу, я сделаю это, ведь она стала моей второй родиной». Можно также вспомнить о Шимоне Федоронько — капеллане армии Петлюры, который стал во Второй Речи Посполитой капелланом польской армии. В годы Второй мировой войны, сражаясь за Польшу, погибли трое его сыновей: Александр, пилот 300-й эскадрильи, в апреле 1944 года в ходе боевого полета над Германией, а Орест и Вячеслав, бойцы Армии Крайовой, во время Варшавского восстания. Примером служит также патриарх Мстислав, предстоятель Украинской автокефальной православной церкви, который, вернувшись из эмиграции в Киев, пел на прекрасном польском языке полковую песню-«журавейку»: «Пики бери, шашки точки, большевика гони, гони». Он сам принимал участие в той войне, служа адъютантом Петлюры (который, кстати приходился ему дядей), а во Второй Речи Посполитой побывал, в частности, депутатом Сейма, заместителем градоначальника Ровно и соратником волынского воеводы Генрика Юзевского. Во время Второй мировой войны он попал в немецкий плен, а после ее окончания оказался в эмиграции в Канаде. За это время он стал священником, и позже был избран патриархом неканонической Украинской автокефальной православной церкви. Скончался он в 1993 году в возрасте 95 лет. Размышляя о польско-большевистской войне, следует помнить о геополитической ставке того конфликта и о наших союзниках. К сожалению, не только у нас, но и на Украине, о петлюровцах сейчас почти забыли: их затмили другие фигуры. Это прискорбно, ведь они стали символом не только борьбы с российской империей, но и польско-украинского братства по оружию. Было бы хорошо, чтобы они заняли подобающее им место в пантеоне украинских национальных героев, а также в нашей памяти.
Комментарии (0)